Мастер-класс для воспитателей «Рисование животных. Последовательность отработки техник рисования».
методическая разработка

Трескина Ксения Александровна

Цель: Распространить опыт и методику по технике рисования животных.

 

Задачи:

  • формировать навыки работы с художественными материалами.
  • Формировать навыки рисования геометрических фигур
  • познакомить с алгоритмом последовательного рисования животных
  • Познакомить с дополнительными видами изобразительной деятельности в изображении животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.rar1.82 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 1 «Рябинка»

Воспитатель Трескина Ксения Александровна

Мастер-класс для воспитателей

«Рисование животных. Последовательность

отработки техник рисования».


Слайд 2

Цель: Распространить опыт и методику по технике рисования животных.

Задачи: 

  • формировать навыки работы с художественными материалами.
  • Формировать навыки рисования геометрических фигур
  • познакомить с алгоритмом последовательного рисования животных
  • Познакомить с дополнительными видами изобразительной деятельности в изображении животных.

Материалы и инструменты: бумага А4, простые карандаши, цветные, кисти краски, стаканы с водой.

Введение

             Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т. д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных. (слад 3)

Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

             Но наблюдения показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, эмоционально отрицательное отношение к самому рисованию.

В Нашем ДОУ художественно-эстетическое развитие осуществляется на основе ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И. А. Лыковой ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ.

Слайд 4

И.А. Лыкова говорит: «Изобразительная деятельность рассматривается как специфическая детская активность, в которой ребенок обретает «господство» над материалами, овладевает орудиями (художественными инструментами), создает эстетический продукт, реализует и познает свое «Я» и тем самым выражает эстетическое отношение к миру»

Поэтому задача педагога грамотно организовывать изобразительную деятельность ребенка.

Для эффективного усвоения технических навыков и умений необходимо последовательное овладение детьми техники рисования, с учетом возрастных особенностей в каждой группе детского сада.

Техника подразумевает – двигательную основу, когда они только начинают овладевать движениями рук, умениями работать с художественными материалами и инструментами.

         Начнем с простейшего – техники рисования карандашом. Обсуждаем и пробуем на практике. Перед вами листы бумаги и карандаши. Итак,  теория и практика.

Слайд 5

Правила рисования карандашами.

1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимать, отступая от отточенного конца  примерно 2см.

2. При рисовании линии сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а при рисовании слева направо, рука – внизу линии. Так  чтобы видеть линию, которую рисуешь.

3. Линия рисуется сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаш от бумаги, иначе получается неровной. Одну линию проводить несколько раз не нужно.

4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы продумать, как рисовать дальше.

5. Предметы округлой формы нужно рисовать одним движением, без остановки.

6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно  и в одном направлении – горизонтальном, вертикальном, под углом (большие плоскости небо, песок, поля – карандаш лежа).

7. При закрашивании рисунка  не выходить за контур нарисованного предмета.

8. Закрашивать без просветов.

9. Регулировать нажим на карандаш: сильный нажим – ярче линия, слабее – линия светлее.

Слайд 6

Правила рисования кистью.

1. Кисть нужно держать тремя пальцами, сразу за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2. При рисовании линий кисть нужно вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге (лежа).

4. Чтобы нарисовать тонкую линию, кисть следует держать вертикально (солдатиком) и рисовать самим кончиком кисти.

5. При закрашивании рисунков кистью мазки нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону сверху вниз или слева направо (а не туда и обратно, как карандашом).

6. Каждую линию при закрашивании красками нужно проводить только один раз.

7. Вести цветовую линию кистью нужно сразу не останавливаясь.

8. Не оставлять кисть в стакане с водой надолго, сушить кисть только ворсом вверх или лежа на специальной подставке, салфетке.

Сходство карандаша и кисти по назначению (и тем и другим рисуют), по способу держания может побудить детей использовать их одинаково. Поэтому нужно детей научить различать эти предметы (пример: карандаш – он, мальчик, твердый можно давить; кисточка – она девочка, нужно обращаться бережно, танцевать по бумаге).

         Анализ работы показывает, что часто отдается предпочтение то одному материалу, то другому. В этом случае, технике рисования одним инструментом уделяется больше внимания, а другим – меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из  инструментов на другой, не учитывая их особенностей. Так если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например, при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда-обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее. И в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы  этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы карандашом и кистью, подчеркивая различие между ними. Такое обучение влияет на выработку навыков рисования этими инструментами, на качество изображения, на выразительность рисунков.

В младших группах детского сада рекомендуют давать сначала по одному цвету гуаши.

Слайд 7

Я рекомендую такой алгоритм действия: купаем, танцуем, рисуем.

То есть, кисточку купаем в воде, танцуем в краске, не пачкая юбочку, рисуем на бумаге. Такой алгоритм позволит ребенку не забывать мыть кисточку, перед тем как макнуть в краску. Затем даются уже 2-3 цвета. Навык мытья кисточки закрепляется.

        Одной из основных задач изобразительной деятельности в младшей группе является обучение детей изображению предметов округлой и прямоугольной форм, формообразующим движением, благодаря которым дети овладевают изображением предметов и явлений окружающего мира.

        На первых порах, когда ребёнок только осваивает основные формообразующие движения, ему бывает трудно нарисовать ровный круг, овал и т.д. Существует много способов помочь ему: шаблоны, обводилки по точкам и т.д.

Слайд 8

Упражнение «Мыльные пузыри» (рисуем карандашами)

  1. Берем цветной карандаш и свободной рукой рисуем круг (овал) несколько раз по одному месту, как бы уточняя его. Получится нагромождение линий.
  2. Важно, чтобы рука почувствовала эти движения.
  3. Чем больше кругов (овалов) вы нарисуете, тем более ровно они будут получаться;
  4. Пробуйте рисовать круги (овалы) разных размеров (большие, маленькие; то сильнее, то слабее надавливая на карандаш)

Шаблоны:

Для отработки формообразующих движений карандашом приготовьте детям шаблоны геометрических фигур, вырезанных из картона. Пусть дети обводят эти формы по внешнему краю. Только следите, чтобы карандаш рисовал по бумаге, а не по шаблону.

Не забывайте, что всё хорошо в меру. Поэтому не злоупотребляйте обведением шаблонов, как только почувствуете, что дети могут самостоятельно рисовать геометрические формы, переходите к самостоятельному рисованию. И не беда, если поначалу круг будет похож на лужу, а квадрат на картошку.

Иногда полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью. Заставить детей повторить рисование в воздухе, а затем на бумаге, где это движение будет уже более уверенным.

Слайд 9

Упражнение «Воздушные шары» (рисуем красками)

  1. На листе бумаги изображаем овал (круг)
  2. Начинаем раскрашивать овал повторяя очертания внутри контура.
  3. Важно раскрашивать по форме – так, ребенок не будет выходить за края.
  4. Мазки нужно накладывать рядом.
  5. Каждую линию при закрашивании проводим только один раз только один раз.
  6. Тонкую ниточку рисуем карандашом или фломастером

Слайд 10

Упражнение «кубики рассыпались» (рисуем красками)

  1. На листе бумаги изображаем линию (линию рисуем сразу, не останавливаясь, иначе получается неровной). Остановились.
  2. Уголок, линия пошла вниз.  Остановились.
  3. Уголок, линия влево. Остановились.
  4. Уголок, линия вверх, соединяем.
  5. Закрашиваем: мазки нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону сверху вниз или слева направо (а не туда и обратно, как карандашом).
  6. Каждую линию при закрашивании красками нужно проводить только один раз.

Рисуем по аналогичной схеме кубики разных размеров.

Если дети овладеют техническими навыками и умениями рисования, начнет более ярко проявляться индивидуальная манера изображения. То чего мы хотим и добиваемся.

         

Слайд 11

Специфика рисования животных

Рисовать животных совсем не сложно. Конечно, мы не сможем изобразить животное как на картине или на фото, но если рисовать по схеме и поэтапно, то вполне может получиться неплохой результат.

Рисуя с детьми, я заметила, что детям сложно изобразить особенности строения животных. Так же и педагоги испытывают трудности в умении научить детей изображать животных. Мы занимаемся рисованием по методике И.А. Лыковой. Она предлагает нам уже готовые комплекты наглядно-методических и дидактических пособий для творческих занятий с детьми. Слайд 11, 12,13,14

 В ее пособиях схемы изображения в значительной степени стилизованы, условны, но совершенно очевидно обозначают конкретное животное, а потому безошибочно узнаются детьми. Алгоритмы позволяют выделить основные существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге. Дети легко их усваивают.

Обучая дошкольников рисованию животных, воспитатель должен подчеркивать, что в их строении много общего. С помощью кругов и овалов возможно нарисовать практически всех животных. Слайд 15

Чтобы изобразить какого-либо зверька дошкольник должен хорошо уметь рисовать округлые и овальные, треугольные и прямоугольные формы (ведь, именно из них складывается тело объекта). Алгоритмические схемы рисования животных состоят из знакомых детям геометрических фигур: кругов, овалов, треугольников, квадратов, прямоугольников. Когда вы начинаете показывать алгоритм рисования животного, дети узнают эти формы и радуются от того, что они уже умеют их рисовать. Приятно встретить что-то знакомое. Незнакомое, неизвестное – непонятно. Оно раздражает, даже пугает. Понятно поэтому, насколько высоко ценит ребёнок то, что уже освоил, тем более то, что он может манипулировать по желанию – поворачивать круги в разные стороны. Слайд 16

Методика рисования животных по возрастам

Во Второй младшей группе используем принцип «неваляшки».
Даем понятия о частях тела животного: туловище, голова, лапы, хвост, уши.  
(слайд 17)

В средней группе рисуем по принципу «реального образца». Формируем навыки рисования туловища животного в форме овала, головы-круга, четыре лапы. Принцип «полукруг». (слайд 18)

В старшей группе изображаем животных в движении: стоит, сидит, лежит, опираясь на знакомые сказки, прорисовываем мелкие детали и показываем способы передачи настроения (слайд 19)

В подготовительной группе образцы максимально приближены к реальным. Понятие о последовательности изображения. Смешивания цветов, передача фактуры меха – прием набивки. Предварительный набросок. (слайд 20)

Что касается образца, то он имеет очень большое значение. Перед самостоятельной детской деятельностью педагог демонстрирует ребятам все этапы рисования. Образец остается на доске до конца занятия, чтобы дети могли ориентироваться на него в процессе работы.

Используемые материалы и основа

Животные изображаются на листе бумаги формата А4. Поскольку чаще всего их изображают красками (гуашь или акварель), то педагог предварительно тонирует основу в природный фон. Это может быть голубая верхняя часть (небо) и низ зеленого цвета (травка). Если предполагается, что животное будет рисоваться в домашней обстановке, например, кошка, то тонировать бумагу можно в любые пастельные оттенки.

Попробуем нарисовать животное: (слайд 21)

1. На листе определяем середину и рисуем овал, расположенный горизонтально. Это туловище.

2. Голову животного в виде небольшого овала, рисуем немного выше туловища, смещая его немного влево. Высота рисования головы, относительно туловища, зависит от длины шеи животного.

3. Соединяем голову и туловище изогнутыми линиями, получаем шею. Толщина и высота шеи зависит от вида животного.

4. Рисуем передние ноги. Два продолговатых овала, примерно одной длины.

5. Задние ноги состоят из овала грушевидной формы (бедро) и продолговатого овала. Причем овал грушевидной формы «смотрит» назад, а продолговатый – вперед. Получается колено.

6. Рисуем третью и четвертую ноги. Основа готова

7. Теперь рисуем отличительные признаки того или иного животного. Это уши, копыта или мягкие подушечки лап, хвост, морда.

8. Теперь обведем по контуру животное и сотрем ластиком ненужные линии. Раскрасить. Животное готово. Слайд 22

Используемые дополнительные виды изобразительной деятельности, уместность индивидуального подхода

Использование при изображении животных только традиционных техник не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствую развитию воображения, фантазии.

В связи с этим встает вопрос применения наряду с традиционными нетрадиционных техник и приемов рисования, благодаря которым можно поддерживать постоянный интерес ребенка к творчеству и воспитывать любовь и уважение к окружающему миру.

Использование нетрадиционных приемов при обучении детей рисованию животных способствуют развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия; пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Варианты изображений животных в НТР:

Слайды 23-36

- рисование вилкой

- сухой кистью

- «тычок» параллоном

- мятой бумагой

- ватными палочками

- печать пробками

- с помощью губки и трафарета

- рисование линейкой

- рисование зубной щеткой

- рисование ладошками

- рисование по мокрой бумаге

- восковой мелок + акварель

- рисование с элементами аппликации

- рисование с элементами пластилинографии

Отметим, что все эти приемы можно использовать также в рамках индивидуального подхода, поскольку в средней группе уже начинают просматриваться способности детей. Кто-то справляется быстрее, и такому ребенку будет интересно внести дополнительную оригинальность в свою композицию.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

        Даже тот, кто не «дружит» с карандашом и кисточкой, используя нетрадиционные техники, может почувствовать себя художником.

        Главная задача педагога при этом заключается в том, чтобы сделать процесс изображения интересным и привлекательным для детей. Чтобы детям захотелось рисовать, в данном случае изображать животных, в самостоятельной деятельности, и не бояться получить отрицательный результат.

        Рисование животных при желании можно преобразовать в коллективную деятельность. Например, педагог может предложить ребятам средней группы оформить композицию «Ферма, оформить иллюстрацию к сказке «Зимовье» (также изображение домашних животных). «Африка», «Зверюшки пришли к домику снегурочки». Слайд 37-39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: развитиe художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционных техник рисования. ...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Поздравляем наших родных и любимых».

Цель: Апробировать новые нетрадиционные формы работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка.Задачи:1. Формировать у родителей  умение организовывать совместную творческу...

Мастер-класс для педагогов по изобразительной деятельности Тема: «Нетрадиционные техники рисования»

Формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материал...

Мастер-класс с участием родителей и детей по нетрадиционным техникам рисования «Рукавичка для Деда Мороза».

Цель:  развитие  художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей  через использование нетрадиционной техники  рисования. Задачи:1. Формировать у...

Мастер класс по художественно – эстетическому развитию на тему «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью: «Золотая рыбка».

В данном мероприятии дети знакомятся с одним из видов нетрадиционного вида рисования – рисование солью, научить работать в новой технике, познакомить с практическими навыками нанесения соли...

Мастер-класс с детьми во второй младшей группе. Нетрадиционная техника рисования, рисование мятой бумагой "Ежик"

Я провела мвстер-класс с детьми во второй младшей группе нетрадиционной техникой рисования, рисование мятой бумагой - ежика. Из самого названия техники уже понятно, что рисование у нас не было кисточк...

Мастер-класс для воспитателей: "Методика преподавания последовательности отработки техник рисования".

Мастер-класс для воспитателей: "Методика преподавания последовательности отработки техник рисования"....