Консультация для родителей «Что такое «готовность к школе»»?
статья (подготовительная группа)

Колбасина Марина Петровна

В консультации перечисленны основные параметры, по которым можно определить, насколько ребенок "готов" к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_dlya_roditeley.docx17.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  родителей                                                                   «Что такое  «готовность к школе»»?

Поступление  детей  в  школу – переломный  момент в жизни  ребенка, переход к новому  образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми  и  сверстниками.

Основные  показатели  психологической  готовности:

-интеллектуальная  готовность ребенка  к  школе;

-личностная  готовность ребенка  к школе;

-социально – психологическая (коммуникативная) готовность ребенка к  школе.

Суть психологической  готовности ребенка  к школе состоит  в определенной системе требований, которые будут предъявлены  ребенку  во время  учебы. Очень важно, чтобы малыш был способен справляться с ними, поэтому нельзя забывать и о физиологической готовности детей к школе.

Личностная готовность ребенка к школе

Личностная готовность ребенка к школе состоит в умении и способности контактировать с одноклассниками и учителями.

Умение ребенка общаться с ровесниками, действовать вместе с другими, уступать, подчиняться при необходимости, избегать конфликтов – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новому социальному окружению. Это способствует  созданию благоприятных  условий для дальнейшего обучения в школе. Анализируя предпосылки, необходимые для успешного овладения учебной  деятельностью, психолог Д. Эльконин и его сотрудники выделили такие параметры:

- умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, которое обобщенно определяет способ действия;

- умение ориентироваться в заданной системе требований;

- умение внимательно слушать и точно выполнять задачу, поставленную в устной форме;

- умение самостоятельно выполнять необходимую задачу по образцу, который воспринимается зрительно.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предусматривает:

 - дифференцированное восприятие;

-аналитическое мышление (способность осознать основные признаки и связи между явлениями, воссоздать образец);

- рациональный подход к действительности (уменьшение роли фантазии);

- логическое запоминание;

- интерес к знаниям, к процессу их получения за счет дополнительных усилий;

-овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и употреблению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно – двигательных координаций.

Для ребенка очень важна эмоциональная зрелость, которая предусматривает самоконтроль и умение сосредоточиться на кропотливой работе, которая, в свою очередь, способствует развитию учебной деятельности.

Волевая готовность к школе

В школе ребенка ждут не только  друзья, игры  и развлечения. Некоторые родители, стремясь «подготовить» ребенка к встрече со школой, забывают рассказать ему, что учеба- это ещё и напряженная работа. И ребенок должен делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа.

До шести лет происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок уже способен поставить цель, составить план,  оценить результат своего действия. Конечно, все это происходит не совсем осознанно и определяется продолжительностью процесса действия. Но укрепить волевое знание о себе поможет игра. Родители, которые это понимают, способны в период домашней работы превратить  квартиру в палубу корабля, космодром, больницу, где определенные задачи выполняются с удовольствием, без угроз и насилия. В возрасте 6 лет ребенок способен уже анализировать собственные движения и действия, поэтому он может целенаправленно выучить стих, отказаться от игры ради выполнения какой – то взрослой задачи, способен побороть страх перед темной комнатой,   заплакать от ушиба. Это важно для развития гармоничной личности.

Режим будущего школьника

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется  личность  ребенка, закладываются  основы детского здоровья. Предпосылкой нормального роста и развития ребенка является рациональный  режим дня, питание, оптимальные условия окружающей среды, физическое воспитание.

Соблюдение правильного режима способствует уравновешенному состоянию ребенка, создает благоприятные условия для физического и психического развития. Сон ребенка должен быть полноценным, что, в свою очередь, способствует восстановлению сил, обеспечивает активную бодрость. Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики переутомления. Пребывание на свежем воздухе хорошо влияет на обмен веществ, повышает аппетит, создает закаливающий эффект. Систематические занятия физкультурой положительно влияют на процессы роста и развития  детского организма, увеличивает биологический резерв организма ребенка.

Как отвечать на детские вопросы

Уважаемые родители! К детским вопросам надо относиться с уважением, не отмахиваться от них. Внимательно выслушайте ребенка, стараясь понять, что именно заинтересовало его в предмете  или явлении, о котором он спрашивает. Ответы давайте короткие, доступные пониманию малыша, избегая при этом сложных слов, книжных оборотов языка. Ответ взрослого должен  не только дать ребенку новые  знания, но и побудить его  к дальнейшим наблюдениям , размышлениям. Поощряйте самостоятельную умственную деятельность ребенка, отвечая на его вопрос встречным: «А ты как думаешь?». Отвечая на вопрос ребенка, влияйте на его чувства, воспитывайте его чуткость, тактичность к окружающим людям. У ребенка должны формироваться собственное мышление, стремление к самостоятельному решению задач. Таким образом , вы сможете помочь становлению и развитию индивидуальности ребенка. Будьте терпеливы, говорите спокойным тоном и не старайтесь навязать ребенку собственную мысль. Главное понять, что познавать мир ребенок должен вместе с вами – внимательными и любящими родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания "Что такое готовность к школе"

 Быть готовым к школе уже сегодняНе значит уметь писать, читать, считать.Быть готовым к школе — значитБыть готовым всему этому научиться...

Что такое готовность ребенка к школе

Многие родители считают, что готовность ребенка к школе- это умение читать, считать и писать. Но это далеко не так. Готовность ребенка к школе- это необходимый и достаточный уровень развития вним...

Что такое готовность к школе?

Рекомендации родителям будущих первоклассников...

Что такое готовность ребенка к школе?

Консультация для родителей...

Что такое готовность ребенка к школе?

      К сожалению, нередко родители понимают под готовностью ребенка к школе только умения ребенка читать, писать, считать – то есть то, чему его должны научить именно  в шк...

Что такое готовность детей к школе?

Готовность к школе охватывает различные стороны психического развития ребенка и полностью может быть определена только специалистом-психологом. Однако, педагог, работающий с детьми дошкольного возраст...