Картотека прогулок. Осень.Зима.Весна.Лето.
учебно-методический материал (средняя группа)

Картотека прогулок. Осень.Зима.Весна.Лето.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дмитриева Галина Эдуардовна

Дидактическая игра

 «Зимующие и перелетные птицы»

Задача: закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Развивать связную речь, внимание, умение отвечать на поставленные вопросы. Воспитывать заботливое отношения к пернатым друзьям, воспитывать, воспитывать любовь к родному краю.

Описание игры.

На столе: макет кормушки и скворечника; перед детьми карточки с изображением птиц: скворец, синица, воробей, грач, кукушка, снегирь, дятел, ласточка, ворона, соловей, сойка. Задача детей – расположить перелетных птиц возле скворечника, а зимующих – в кормушке.

Дидактическая игра «Кто чем питается?»

Задача: закрепить знание детей о питании птиц.

Описание игры.

На странице расположены различные виды корма: пшено, семечки, крошки хлеба, шиповник, ягоды, жук, червяк, яблоко. Задача детей – распределить корм для зимующих и перелетных птиц. 

Воспитатель: Да, перелетные птицы не приспособлены делать себе запасы корма на зиму и добывать себе его в зимних условиях. Зимующие птицы могут отыскивать себе спрятавшихся насекомых, съедают плоды и семена лиственных деревьев, шишки с семечками хвойных. И все-таки тяжело птицам зимой, особенно в снегопад, метель, сильный мороз. Поэтому они стараются приблизиться к жилищам людей. А мы должны им помочь. Ребята, а как мы можем это сделать?

Дети: Кормушки сделать и развесить их на деревьях. В них каждый день класть корм.

Дидактическая игра «В мире птиц»

Задача: закрепить знание детей о птицах.

Описание игры.

На странице расположен волчок с разноцветными секторами и рамки цветов соответствующих секторам. Ребенок нажимает стилусом на волчок, стрелка которого раскачивается и останавливается на секторе какого-нибудь цвета. Под рамкой соответствующего цвета скрыт вопрос, на который ребенок дает ответ.

Вопросы под рамками:

1. Где и из чего вьют гнездо ласточки? (Под крышей дома, из комочков сырой глины, травы, соломки смоченной слюной.)

2. Почему ласточек нельзя содержать в неволе? (Потому что она может погибнуть, так как добывает пищу на лету.)

3. Где зимуют синицы и скворцы? (Синицы – в наших краях, скворцы – улетают в теплые края.)

4. Какая птица любит клевать мохнатых гусениц, которые другие птицы не трогают? (Кукушка. Она приносит большую пользу лесу, уничтожая гусениц.)

5. Где устраивают гнездо скворцы, которым не хватило скворечников? (В садах, парках, дуплах деревьев)

6. Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают майских жуков и личинки насекомых, спасают деревья от гусениц и других вредителей.)

7. Какую заботу мы проявляем о птицах? (Оберегаем гнезда, заготавливаем корм, помогаем в беде, вывешиваем кормушки и скворечники.)

8. Как объяснить значение слова «пернатые»? (Тело птицы покрыто перьями, отсюда появилось слово, обозначающее птиц «пернатые».)

Шпаргалка для взрослых:

Зимующие птицы и чем они питаются:

Голубь: семена, зёрна, хлебные крошки.

Ворона: падаль (мясо), насекомые, рыба.

Воробей: семена, зерна, хлебные крошки.

Клёст: хвойные семена.

Свиристель: рябина.

Синица: насекомые, зерна, сало.

Снегирь: рябина (семена).

Сорока: мясо (падаль), зерна, семена.

Щегол: насекомые, семена трав.

Дятел: насекомые, сало, семена хвойных пород деревьев.

Перелётные птицы и чем они питаются:

Цапля - рыба, лягушки.

Трясогузка - насекомые.

Соловей: насекомые, черви

Ласточки-насекомые

Лебедь: водные растения и рыбка

Чайка: рыбка и отходы

Утка: водные растения, рыба

Кукушка: волосатые гусеницы, насекомые.

Журавль: корешки водных растений, насекомые, лягушки.

Скворец: черви, насекомые.

http://www.scriru.com/files/profesor%20scoala%20educatie/89_poze/image030.jpg

Трудно птицам зимовать,
Надо птицам помогать!
Распилить я попросил
Досочку еловую,
Вместе с папой смастерил
Птичкину столовую.
А. Чепуров

Пальчиковая гимнастика "Кормушка".

Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки).
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых крылышках.
Всем хватило зернышек.
Н. Нищева



Предварительный просмотр:

Июнь Прогулка № 1

Наблюдение. Наблюдаем за птицами, прилетающими на участок. Обратить внимание детей на то, как передвигаются птицы: ходят, прыгают, летают. Как клюют корм, пьют воду из лужицы.

П/Игра “Кот и воробьи”

Цель - развить ловкость, быстроту, реакцию.

С\Р игра «Магазин»

Труд. Протереть влажной тряпочкой скамейку от пыли

Июнь Прогулка № 2 

Наблюдение. Наблюдение за солнышком. Побуждать детей замечать, как ярко и весело может светить солнышко. Вызвать у детей чувство радости, желание выразить свое отношение словом, мимикой, жестами. Расширять словарь прилагательных — яркое, лучистое, веселое.

После на наблюдения поиграть с солнечными зайчиками (у стены веранды) с помощью зеркальца.

С/Р игра «Магазин»

П/Игра «Наседка и цыплята»

Цель: Развитие внимания ловкости, быстроты.

Труд. Подмести веранду

Июнь Прогулка № 3 

Наблюдение. Наблюдение за травой. Развивать у детей представления о том, что растениям нужно тепло. Расширять словарный запас ребенка (травка, зеленая). воспитать бережное отношение к зеленой травке. П/Игра “Жмурки”

Цель: Развиваем координацию, слух, воображение.

С\Р игра «Магазин»

Труд. Собрать на участке сухие веточки и камни.

Июнь Прогулка № 4

Наблюдение. Закреплять представления о деревьях. Показать изменения происходящие с деревьями летом, вместо цветов появились ягоды(рябина, черемуха) . Обратить внимание на разную форму листьев.

С/Р игра. “Капитан и пассажиры” Цель: Рассказать, кто такой капитан, и какие обязанности он выполняет на корабле.

П/Игра. «Пчелки»

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

Труд. Собрать на участке сухие веточки и камни.

Июнь Прогулка № 5 

Наблюдение. Красный сарафанчик, черные горошки — наблюдение за божьей коровкой. Развивать у детей элементарные представления о насекомых — жучок ползает, летает, красный с черными горошками, на голове усики. Воспитывать гуманное отношение к маленькому животному существу.

П/Игра «Мишка-медведь»

С\Р игра «Шофер»

Труд. Моем столик и скамеечки

Июнь Прогулка № 6 

Наблюдение за дождем. Развививать представление о дожде (дождик может быть, мелкий, тихий, а может быть сильный, частый, льется дождик из тучки). Обогащать и активизировать словарь прилагательных. Побуждать замечать связь между погодой и одеждой. Помогать выражать свое впечатления в игре, рисунке.

С/Р игра “Садим огород” Показать детям как делать грядки, как садить некоторые семена. Вспомнить какие овощи растут в огороде.

П/Игра «Солнышко и дождик»

Труд. Пропалываем сорняки на клумбах.

Июнь Прогулка № 7

Наблюдение. Наблюдение за одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать элементарные представления о цветущих одуванчиках. Побуждать детей узнавать одуванчики и называть их. Развивать словарь прилагательных (желтые, золотые, как солнышко) воспитывать чувство симпатии, бережного отношения к растению.

П/игра “Жил у бабушки козел”

Цель: Упражнять в беге, ходьбе, ползании.

Труд. Подмести веранду

Июнь Прогулка № 8 

Наблюдение за елочкой. Развивать представлен. о своеобразии ели — иголочки у нее не опадают, она остается зеленой, даже когда холодно, елочка смелая, храбрая, не боится осени, холода. Вызвать восхищение елочкой, которая не боялась холодов, пробудить чувство любования ее красотой.

П\И. «Карусель»

Труд. Поливаем цветы.

Июнь Прогулка № 9 

Наблюдение. Продолжать учить отличать насекомых от других живых существ. Насекомые маленькие, живут в траве, в земле, в коре деревьев, питаются травой, листьями и нектаром.

С\Р игра «Магазин»

П\И «Кот и мыши»

Цель: Развитие координации движений.

Труд. Моем уличные игрушки

Июнь Прогулка № 10

Наблюдение. Дождик-дождик, пуще — наблюдение за летним дождиком. Развивать у детей элементарные представления о дожде — дождик сильный, дождик льет, дождик капает кап-кап, дождик прошел. Все радуются дождику — и травка, и цветы, и деревья. Продолжить развивать наблюдательность после дождя земля мокрая — дождик намочил)

П/И. “День-ночь”

Труд. Подметаем веранду

Июнь Прогулка № 11

Наблюдение. Показать особенности ветреной погоды летом. Дует ветер – качаются ветки и деревья, шумит листва. Дует сильный ветер — ветки ломаются и падают на землю. Развивать у детей сенсорное восприятие и эмоциональный отклик (радость, удивление): дует ветер теплый, ласковый, предложить послушать, как он шумит в молодой листве. Предложить детям «поискать» ветер (деревья качаются, травка шевелится, покачивается). Вызвать у детей интерес к данному явлению природы. После наблюдения детям раздать султанчики, вертушки и предложить поиграть с ними.

П\И.“У медведя во бору”

С\Р игра “Магазин”

Труд. Пропалываем сорняки на клумбах

Июнь Прогулка № 12 

Наблюдение. Показать свойства воды. Вода нагревается на солнце и становится теплой. Водой поливают растения, птицы пьют воду из луж.

С\Р игра “Магазин”

П\И. “Гуси-лебеди”

Труд. Помыть уличные игрушки.

Июнь Прогулка № 13 

Наблюдение. Показать, что летний дождь может быть разным. Летом идет теплый дождь. После дождя на небе появляется радуга. Деревья, дома и земля после дождя – мокрые. Дождь прошел — появились лужи. По теплым лужам можно ходить босиком.

П\И. “Бумажные снежки”

Две команды бросают друг в друга бумажные комочки, пока взрослый не скажет: ”Стоп!” Дети, бросившие снежки после слова “Стоп” Выходят из команды. Выигрывает та команда, где детей осталось больше.

С\Р Игра «Шоферы»

Труд. Собрать все бумажные комочки

Июнь Прогулка № 14 

Наблюдение. Показать свойства песка. Утром песок поливают, чтобы он был влажный и воздух на участке был свежий. Сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики. На влажном песке можно рисовать, а если наступить, то останется след.

С\Р Игра «Шоферы»

П\И. «Солнечные зайчики»

ЦЕЛЬ: Развитие ловкости.

Труд Убираем отцветшие цветы и засохшие листья

Июнь Прогулка № 15

Наблюден Прогулка ие за прохожими в летней одежде и одеждой детей. Развивать у детей элементарные представления о предметах одежды. Активизировать словарь детей. Развивать сенсорное восприятие цвета одежды П\И. «Пузырь»

Труд. Подметаем веранду, протираем скамейку.

Июль Прогулка № 1 

Наблюдение. Наблюдаем за муравьями. Трудятся неутомимые муравьишки, таскают в свой дом палочки, былинки да соломинки. В муравейнике как в большом доме, имеются и спаленки, и детские, и множество коридорчиков

С\Р игра.”Строители” Рассказать детям о профессии строитель. Показать, как построить домик из песка, камней, сухих веточек. Предложить детям построить самим домики.

П\И. «Пузырь»

Цель: научить детей становиться в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами.

Труд. Собираем на участке камни и сухие веточки

Июль Прогулка № 2

Наблюдение за листочками. Развивать у детей способность к самостоятельным наблюдениям, подводить малышей к выводу: ветер дует, листочки шумят. Воспитывать чувство бережного отношения к объектам живой природы (мы не ломаем зеленые веточки, мы не рвем листочки).

П\И. “Не задень”

С\Р игра «Больница»

Труд. Моем столик и скамеечки.

Июль Прогулка № 3

Наблюдение за белым одуванчиком. Развивать у детей элементарные представления о жизни одуванчика во время его цветения. Вызвать желание полюбоваться летящими пушинками, белоснежными головками цветов, вызвать эмоциональный отклик на интересное явление.

П\И. “Кошка и воробьи”

С\Р игра.”Строители” Показать, как построить домик из песка, камней, сухих веточек. Предложить детям построить.

Труд. Пропалываем грядку. Рыхлим маленькими грабельками

Июль Прогулка № 4

Наблюдение. Расширять представление о деревьях. Показать чем отличаются лиственные деревья от хвойных. Показать, что на некоторых деревьях вместо цветочков, появились ягодки.

С\Р игра «Шоферы»

П\И. “Пчелы и медведь”

Труд. Подметаем веранду, моем уличные игрушки.

Июль Прогулка № 5

Наблюдение. Наблюдаем за трудом дворника. Утром дворник поливает цветы, что бы они не завяли, поливает дорожки и песок, что бы прибить пыль. После полива на улице дышится легко.

П\И. «Мыши и кот»

Цель: приучать детей бегать легко, на носках; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

Труд. Собираем листочки и цветы для гербария.

Июль Прогулка №6                       

Наблюдение. Наблюдение за солнцем.

Цель: Дать представление о состоянии погоды летом. Закрепить названия сезонной одежды.

Основное содержание.  Отметить, что солнце летом греет сильнее, поэтому дети гуляют  раздетые. Спросить, легко ли посмотреть на солнце. Почему?

П\И. «Наседка и цыплята» - Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,   упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

С\Р игра «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Труд. Собираем песок в песочницу.

Июль Прогулка №7                      

 Наблюдение. Наблюдение за солнцем 

Цель: сравнить время года лето с другими временами, находить сходные и отличительные черты;  дать представление о состоянии погоды летом; Закрепить названия сезонной одежды.

П\И. «У медведя в бору».- учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

С\Р игра  «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера.

Труд. Подметаем бортики песочницы.

Июль Прогулка №8                      

Наблюдение. Наблюдение за небом и облаками 

Цель: разобрать понятие «облако», зависимость погоды от наличия облаков.

П\И. «Поймай комара» - Развивать у детей умение           согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять   детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

С\Р игра «У врача»- Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Труд. Поливаем цветы на клумбах.

Июль Прогулка №9                      

Наблюдение. Наблюдение за небом и тучами 

Цель: разобрать понятие «туча», раскрыть зависимость погоды от наличия туч на небе.

П\И. «Угадай кто кричит» - Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность и ориентировку в пространстве

С\Р игра «Угощение»- развитие умения у детей реализовывать игровой замысел. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками.

Труд. Протираем скамейку, и столик от пыли и песка.

Июль Прогулка №10                      

Наблюдение. Наблюдение за ветром

Цель: Повторить понятие «ветер». Раскрыть зависимость между деревьями, их состоянием и ветреной погодой.

П\И. «Трамвай» - развивать умение детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

С\Р игра  «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир).

Труд. Помогаем дворнику в уборке участка.

Июль Прогулка №11                      

Наблюдение.  Наблюдаем за ветром 

Цель: Продолжать знакомить с понятием «ветер». Учить детей определять ветреную погоду по разным признакам.

П\И.  «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу  воспитателя.

Развивать у детей внимание, умение различать цвета.  Упр. в беге и ходьбе.

 С\Р игра  «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама— дочка). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Труд.  Собираем игрушки после прогулки

Июль Прогулка №12                    

Наблюдение. Наблюдение за дождем

Цель: Закрепить летние сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Продолжать знакомить с таким явлением, как дождь.

П\И.  «Найди свой цвет» - формировать умение ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

С\Р игра  «Угощение»- развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

 Труд. Моем игрушки после прогулки

Июль Прогулка №13                      

Наблюдение. Наблюдение за дождем 

Цель: Продолжать знакомить детей с сезонным явлением

дождем. Рассказать о влиянии дождя на рост растений.

П\И. «Воробышки и кот» - Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

С\Р игра «Куклы» - закрепление знаний о разных видах посуды, формирование умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды. Труд. Подметаем веранду.

Июль Прогулка №14                     

Наблюдение. Наблюдение за грозой 

Цель: Познакомить с таким явлением, как гроза.

Пронаблюдать за грозой и ее приближением. Перед грозой небо закрывают тяжелые тучи, поднимается сильный порывистый ветер.

П\И.  «Лохматый пес» - развивать умение у детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему.

С\Р игра   «Шоферы» - ознакомление с профессией шофера. Научить  устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир).

Труд. Собираем камешки в определенное место.

Июль Прогулка №15                     

Наблюдение.  Наблюдение за радугой 

Цель: Продолжать знакомить с сезонными летними изменениями: радугой. Закрепить знание всех цветов радуги.

П\И. «С кочки на кочку» - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках.

С\Р игра   «У врача» -  Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной).

Труд. Прополоть цветы на клумбе.

Август Прогулка  №1   

Наблюдение.  Наблюдение за березой.

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: березе.

П\И. «У медведя в бору».- учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

С\Р игра «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама— дочка). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Труд.  Поливаем цветы и рыхлим землю

Август Прогулка  №2     

Наблюдение.  Наблюдение за сосной и осиной

Цель: Познакомить детей с сезонными изменениями, происходящими с живой природой. Закрепить знания о деревьях: сосне, осине.

П\И. «Поймай комара» - Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

С\Р игра «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

Труд. Собираем песок в песочницу

   

Август Прогулка  №3   

 Наблюдение.  Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: закрепить знания о кустарниках и деревьях. Учить находить сходные и различные признаки между деревьями и кустарниками. Учить бережно относится к деревьям и кустарникам.

П\И. «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя. Развитие внимания, умение различать цвета.  Упражнять в беге и ходьбе.

С\Р игра «У врача»- Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач — больной); в индивид. играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку.

Труд. Протираем скамейки и столики

Август Прогулка  №4  

 Наблюдение.  Наблюдение за цветущими растениями

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать их строение,  о пользе цветов. Учить бережно относиться к растениям.

П\И. «Найди свой цвет» - формировать умение ориентироваться в пространстве, различать основные цвета спектра.

С\Р игра «Куклы» - закрепление знаний о разных видах посуды, формировать  умения использовать посуду по назначению. Воспитание культуры поведения во время еды.

Труд. Убираем игрушки по окончанию прогулки.

Август Прогулка  №5    

Наблюдение.  Наблюдение за ромашкой.

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями: ромашкой. Учить бережно относиться к растениям.

П\И. «Воробышки и кот» - Развивать у детей умение размещаться в пространстве и двигаться в коллективе, не задевая друг друга. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

С\Р игра «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера. Научить детей устанавливать взаимоотношения в игре. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер—пассажир).

Труд. Собираем гербарий для подделок.

Август Прогулка  №6    

Наблюдение.  Наблюдение за крапивой, подорожником.

Цель: Познакомить детей с некоторыми цветущими травянистыми растениями. Разобрать его строение. Учить бережно относиться к растениям.

П\И.  «Поймай комара» - Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках.

С\Р игра «У врача»- Ознакомление детей с деятельностью врача, закрепление названий медицинских инструментов. Обучение детей реализации игрового замысла

Труд. Помогаем дворнику в уборке.

Август Прогулка  №7    

Наблюдение.  Наблюдение за свойствами песка и почвы.

Цель: Выявить свойства песка и почвы, определить их сходства и отличия.

П\И. «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу  

воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета.  Упражняться в беге и ходьбе.

С\Р игра «Угощение»- развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

 Труд. Собираем сухие веточки и камешки

Август Прогулка  №8     

Наблюдение.  Наблюдение за свойством  песка и почвы (сходства и различия)

Цель: Выявить свойства песка и почвы, определить их сходства и отличия.

П\И. «С кочки на кочку» - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд. Действовать по сигналу, упражнять в прыжках в глубину, с места в длину, в быстром беге.

С\Р игра «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера.

Труд. Протираем влажной тряпочкой скамейки от пыли и песка.

   

Август Прогулка  №9  

 Наблюдение.  Наблюдение за свойствами воды 

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру.

П\И. «Наседка и цыплята» - Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,   упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

С\Р игра «Угощение»- развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

 Труд. Поливаем цветы на клумбе.

Август Прогулка  №10   

 Наблюдение.  Наблюдение за свойствами воды

Цель: Учить детей бережно обращаться с водой. Уточнить представления о свойствах воды: льется, имеет разную температуру, в воде одни предметы тонут, другие плавают.

П\И. «У медведя в бору.- учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

С\Р игра «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Труд. Обрываем засохшие листики и цветочки.

Август Прогулка  №11     

Наблюдение.  Наблюдение за насекомыми 

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни.

П\И. «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу  воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета.  

С\Р игра  «У врача»

Труд. Моем игрушки после прогулки.

Август Прогулка  №12   

Наблюдение.  Наблюдение за муравьями

Цель: Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Познакомить с муравьями.

П\И. «С кочки на кочку» - развивать у детей умение прыгать на двух ногах с продвижением в перёд.

С\Р игра «Шоферы» 

Труд. Носим новый песок в песочницу.

Август Прогулка  №13     

Играем в песочнице

Цель: Формировать представление детей об окружающем мире. Ознакомить со свойствами песка. Воспитывать умение ладить со сверстниками во время игры

Беседа.  Свойства песка, его применение. Сравнительный анализ песка.

П\И. «Трамвай» - развивать умение детей двигаться парами, согласовывая свои движения с движениями других играющих; учить их распознавать цвета и в соответствии с ними менять движение.

С\Р игра «Шоферы» - ознакомление детей с профессией шофера.

Труд. Поливаем песок водой.

Август Прогулка  №14     

Знакомство с комарами

Цель:  Продолжить работу по ознакомлению детей с насекомыми.  Развивать наблюдательность, внимание. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Беседа. Педагог предлагает детям рассказать о комариках, описать их. Важно следить за правильностью построения предложений. Лягушки и ласточки питаются комарами. Они спасают нас с вами от комаров.

 П\И.«Поймай комара» - Развивать у детей умение согласовывать движения со зрительным сигналом, упражнять детей в прыжках (подпрыгивание на месте).

С\Р игра «У врача» -  закрепление названий медицинских инструментов.

Труд. Собрать камешки в определенное место

Август Прогулка  №15     

Жаркое лето.

Цель: Ознакомить детей с признаками лета. Расширять словарный запас. Воспитывать чувство гордости за страну, в которой живем.

Беседа.  Лето. Солнце. Деревья, трава и цветы радуются. Птицы радостно поют.  Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде, на роликах. А еще вся детвора любит играть в песочнице.

ОБЖ. Чтобы не получить солнечный удар, нужно носить головной убор и почаще пить воду.

 П\И «Бегите к флажку». Цель: учить выполнять действия строго по сигналу  

воспитателя. Развивать у детей внимание, умение различать цвета.  

С\Р игра «Семья» - побуждение детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама— дочка). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

Август Прогулка  №16    

Лягушки

Цель: Продолжить знакомство детей с природой родного края и ее обитателями. Рассказать детям о среде обитания лягушки, о том, как она питается, какую пользу приносит. Воспитывать желание беречь и охранять природу.

Беседа. Рассмотрите лягушку на картинке. Какая она? (Описываем лягушку.) А где любит жить лягушка?  Лягушка питается комарами.) А в каких сказках мы с вами встречали лягушку? Молодцы, хорошо сказки знаете.

П\И. «Наседка и цыплята» - Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу,   упражнять в беге в разных направлениях и в подлезании.

С\Р игра «Угощение» - развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

 Труд. Помочь разобрать игрушки сломанные.



Предварительный просмотр:

Пришла весна №1

Цель: Дать представление детям о ранней весне, о том, какие изменения произошли с солнцем.

Основное содержание: Обратить внимание детей, что солнце стало чаще появляться на небосводе. Его лучи ярче светят. Солнышко улыбается, и все кругом сверкает. Снег искрится разноцветными огнями и начал таять. Солнце греет все сильнее, от солнечных лучей нагреваются скамейки, стволы деревьев, рукава шубы. Солнышко трудится, греет, зовет весну. Весна идет, тепло несет.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче, горячей…

Я.Колас

Наблюдаем за небом и облаками №2

Цель: Закрепить представления о весне. Обратить внимание на изменения, произошедшие на небе.

Основное содержание: Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой?  Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е.Баратынский

Наблюдаем за снегом №3

Цель: Расширить представления о весне. Разобрать свойства снега.

Основное содержание: Продолжить наблюдать за снегом. Сравнить цвет снега (серый, грязный) с тем, каким он был зимой. Установить связь между солнечным светом, теплом и снеготаянием. Посмотреть с какой стороны крыши тает снег раньше.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

И.Токмакова

Капель №4

Цель: Расширить представление детей о весне, обогатить знания новыми словами и понятиями.

Основное содержание: Характерное явление для начала весны – появление сосулек. Дети наблюдают за ростом сосулек. Почему растут сосульки? Предложить послушать капель. Обратить внимание, что в морозную погоду капели нет.

Отшумели все метели,

И морозы не трещат.

С крыш закапали капели,

И сосульки вряд висят.

А.Алферов

Кругом вода №5

Цель: Показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.

Основное содержание: Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейка. Вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушиваться к журчанию воды.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

С.Маршак

Ледоход №6

Цель: Закрепить уже известные признаки весны на водоеме, вспомнить водный транспорт, его назначение.

Основное содержание: показать детям водоход на водоеме. Спросить, все ли льдинки одинаковые, откуда они берутся? Объяснить, что лед подтаивает и раскалывается. Уточнить, почему нельзя подходить очень близко к водоему.

На реке и треск, и гром,

Это значит – ледолом.

На реке идет лед,

Это значит – ледоход.

Н.Нищева

Перелетные птицы №7

Цель: Расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах.

Основное содержание: предложить послушать голоса птиц. Рассказать, что птичкам стало тепло, но земля еще полностью не оттаяла, им нечего есть, нет ни травинок, ни червячков, ни мошек. Предложить покормить птиц. Обсудить строение тела птиц.

Возвращаются скворцы –

Наши старые жильцы,

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

Г.Ладонщиков

Почки на деревьях №9

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).

Основное содержание: Рассмотреть почки на ветках: у тополя они длинные, клейкие, душистые, а у березы – круглые, мелкие. После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

Я раскрываю почки

В зеленые листочки,

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

(Весна)

 

Первые листья на деревьях №8

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья).

Основное содержание: После зимнего сна оживает каждое дерево. Весенние соки поднимаются вверх по стволу к сучьям, наполняют собой почки, а они надуваются, разбухают, вот-вот готовы лопнуть.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

А.Плещеев

Первые листочки на деревьях №10

Цель: Повторить названия деревьев. Обсудить строение деревьев (ствол, ветки, листья). Закрепить знания детей о листочках.

Основное содержание: Из почек появляются листочки. На березе листья сморщенные, клейкие, гармошкой, темно-зеленые. На тополе – листья блестящие, клейкие, темно-зеленые.

Выбрались из почек

Первые листочки,

Радуются солнцу,

Не поймут со сна: Неужели это…

Неужели лето?

- Нет, еще не лето,

Но уже весна!

В.Данько

Зеленый ковер №11

Цель: Повторить признаки весны, строение травянистых растений.

Основное содержание: Обратить внимание на проталины: там уже появилась зеленая трава. Предложить провести ладошкой по травке – она мягкая. Трава начинает расти у заборов и домов, где больше пригревает солнце.

Я по травке на лугу

В белых тапочках бегу.

А трава хорошая!

Ну-ка тапки сброшу я.

Ой, трава щекочется –

Мне смеяться хочется

О.Бедарев

Цветут деревья и кусты №13

Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников. Учить находить сходные и отличительные признаки между сережками вербы и березы.

Основное содержание: Обратить внимание на длину и цвет сережек. Полюбоваться цветением черемухи и сирени. Определить характерные признаки, особенности цветения деревьев и кустов. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Как мой садик свеж и зелен!

Распустилась в нем сирень,

От черемухи душистой

И от лип кудрявых тень…

А.Плещеев

Цветут деревья и кусты №12

Цель: Познакомить детей с процессом цветения деревьев и кустарников.

Основное содержание: Обратить внимание на красивую вербу с пушистыми, словно меховыми сережками. Цветущая верба служит верным признаком прихода весны. На что похожи сережки вербы?

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом.

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

А.Фет

Солнышки на траве №14

Цель: Познакомить детей с первыми весенними цветами и их строением.

Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке ярко желтеют одуванчики – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.

Носит одуванчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице:

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное.

Е.Серова

Наблюдаем за работой дворника №15

Цель: Продолжать наблюдать за работой дворника. Научить уважать труд взрослых.

Основное содержание: обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника?

Встанет дворник на заре,

Все очищает во дворе

И кусты обрежет сам.

Красота на радость нам!

Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 17

Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых.

Основное содержание: наблюдать за трудом взрослых во время высаживания рассады и посева семян в огороде и на цветочные клумбы. Обратить внимание, что при высаживании растений обращаются с ростками очень бережно.

Я давно весну ждала,

У меня свои дела:

 Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

Наблюдаем за работой шофера №16

Цель: Продолжать знакомить детей с профессиями: шофера. Учить уважать труд взрослых, беречь результаты труда.

Основное содержание: Обратить внимание на то, что шофер ездит на машине, перевозит грузы. Почему он это делает? Для облегчения труда людей. Обратить внимание на саму машину, ее строение. Шофер перевозит много груза.

 

Наблюдаем за работой на клумбах и в огороде № 18

Цель: Познакомить детей с правилами посева семян на клумбах и в огороде. Продолжать учить уважать труд взрослых.

Основное содержание: Обратить внимание на почву (сухая земля), на перекопку земли, на ее рыхление. Выяснить значение влаги, как одного из условий роста растений.

Я возьму свою лопатку,

Я пойду, вскопаю грядку,

Мягкой грядка быть должна –

Это любят семена.

В.Глущенко

Наблюдаем за первоцветами №19

Цель: Продолжать знакомить детей с первоцветами: подснежником, его  строением.

Основное содержание: Показать детям, как на свежей травке появляются подснежники – первые весенние цветы. Рассмотреть части растений: стебель, листья, цветок. Сравнить, на что похожи цветы одуванчика. Провести беседу: как нужно обращаться с цветами: не рвать, не топтать.

Голубенький, чистенький

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый

Последний снежок…

А.Майков

Перелетные птицы №21

Цель: Продолжать знакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц. Прививать у детей любовь к перелетным птицам.

Основное содержание: предложить детям понаблюдать за деятельностью перелетных птиц. Птицы сидят на деревьях, кричат, собирают ветки для гнезд, чтобы высиживать яйца.

Летели две птички,

Собой невелички.

Где они летели,

Все люди глядели,

Где они садились,

Все они дивились.

Перелетные птицы №20

Цель: познакомить детей с перелетными птицами: утками, гусями и т.д. Познакомить с особенностями жизнедеятельности перелетных птиц.

Основное содержание: Рассказать, что перелетные птицы весной возвращаются с юга. Начинают строить гнезда для выведения птенцов. Птицы начинают купаться в лужах, питаются с проталин свежей зеленой травой и червячками.

И все засуетилось,

Все нудит зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Ф.Тютчев

Наблюдаем за первоцветами №22

Цель: продолжать знакомить детей с первоцветами – мать-и-мачехой. Раскрыть особенности роста и развития первоцвета: нет листочков, сразу вырастают цветочки.

Основное содержание: Обратить внимание детей на проталины, покрытые желтыми цветами – мать-и-мачехой. Рассказать, что у мать-и-мачехи вырастает сначала стебелек, а затем, когда цветок отцветет, то вырастают большие зеленые листья.

Желтые лепестки,

Хрупкий стебелек.

Распустился у реки

Солнечный цветок.

                   Н.Нищеева.

Наблюдаем за транспортом №23

Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами, раскрыть особенности грузоперевозок в зависимости от времени года.

Основное содержание: Обратить внимание детей на передвижение транспортных средств по дороге. Грузовые машины перевозят в основном землю, чернозем. Куда они едут? Они едут, чтобы помочь огородникам в посадке и удобрении почв.

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней.

(машина)

                   В. Степанов

Наблюдаем за транспортом №25

Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, различать основные части легковых автомобилей: фары, колеса, двери и т.д.

Основное содержание: Рассмотреть стоящий рядом автомобиль. Спросить, чем заправляется автомобиль? Бензином. Для чего автомобилю нужны фары? Чтобы в темноте его могли видеть пешеходы, проезжающие мимо автомобили и просто для того, чтобы шофер мог видеть дорогу, по которой он едет. Двери необходимы, чтобы пассажиры легко могли попасть внутрь. А колеса, чтобы машина хорошо бегала по дорогам и быстро.

Наблюдаем за самосвалом №24

Цель: продолжать знакомить детей с транспортными средствами. Раскрыть особенности строения самосвала, его название.

Основное содержание: Обратить внимание детей на грузовую машину – самосвал. Почему она так называется? Потому что он сваливает грузы сам, у него поднимается кузов и вываливает груз. Поэтому для его разгрузки не требуются рабочие руки.

Отойдите! Я – машина!

И внутри меня – пружина!

И с утра всегда она

На весь день заведена.

Э.Мошковская

Наблюдаем за транспортом №26

Цель: продолжать знакомить с транспортными средствами, закрепить все знания детей о строении и передвижении автомобилей.

Основное содержание: Попросить детей угадать по описанию транспортное средство, попросить детей составить описательный рассказ о машине, не называя ее вида. Н-р: Она большая, красная машина. Приезжает только в тех случаях, когда возникает пожар и люди не могут потушить его сами. (Пожарная машина). Дети могут составить рассказ о скорой помощи, о мусоровозе, о самосвале, о легковой машине.

Пришла весна №27

Овощи (лук, горох)

Цель: показать посадку овощей, привлечь к посадке лука и гороха, учить детей заботиться о культурных растениях.

Основное содержание: Обратить внимание детей на рост и развитие культурных растений, учить отмечать изменения в росте растений. Семена гороха – горошина, семена лука - луковица. Появились всходы на огороде: росточек гороха, перышко лука. Можно провести беседу с детьми о пользе овощей для людей. Лук необходим для поддержания здоровья, для его укрепления.

Пришла весна №28

Травянистые растения

Цель: формировать желание любоваться появившейся зеленой травой, показать первые весенние цветы, учить детей выражать свое восхищение красотой природы.

Основное содержание: На участке появилась зеленая трава. Стебельки травы очень тонкие, легко гнутся и ломаются. Появились первые всходы на клумбах многолетних культурных цветов. Все они разные, отличаются по цвету, по форме листочка. Одуванчик – травянистое растение. Можно разучить стихотворение Е.Серовой «Носит одуванчик желтый сарафанчик».

Пришла весна №29

Червяки

Цель: показать отличительные особенности червяка, продолжать учить детей заботиться о природе, учить беречь природу.

Основное содержание: На улице становится тепло, и земля стала теплой, постепенно из нее выбираются червяки. Особенно их много после дождя. Внешний вид червяка: длинный, похож на веточку, у него нет ног. Червяк ползает по земле. Заползая в землю, червяки рыхлят ее. Через ходы червяков дышат корни растений. Червяков поедают птицы.

Весеннее небо №30

Цель: показать особенности весеннего неба, учить детей сопоставлять осеннее небо и весеннее небо.

Основное содержание: Весной небо часто бывает голубым, безоблачным. Иногда по небу плывут белые облака. Облака быстро меняют форму. Темные тучи на небе – к дождю. После дождя на небе появляется радуга. Осенью солнышко светит, но не греет. Небо осенью темное, тяжелое, тучи идут низко, а весной преобладает ясная безоблачная погода.

Радуга – дуга

Не давай дождя

Давай солнышка

Колоколнышка.

Ветер, ветер №31

Цель: продолжать знакомить детей с природными явлениями. Познакомить с явлением – ветер. Учить детей давать характеристику ветру: теплый, резкий, холодный, порывистый и т.д.

Основное содержание: Ветер гонит облака. Облака бегут быстро – значит ветер сильный, порывистый, если облака бегут медленно, то ветер слабый, легкий. Дует ветер – деревья качаются, верхушки крутятся.

Можно детям предложить поиграть  с вертушками и ленточками и определить откуда, с какой стороны дует ветер.

Дождь №32

Цель: Показать, что весенний дождь может быть разным. Учить детей использовать в активной речи слова прилагательные, характеризующие дождь.

Основное содержание: Идет теплый дождь, а бывает дождь холодный. Сегодня дождь какой? Во время дождя можно услышать первый гром и увидеть первую грозу. Пошел дождь, люди раскрыли зонты, спрятались от дождя. Капли дождя бывают крупные и мелкие. Когда говорят: «дождь моросит», а когда «дождь льет, как из ведра».

Можно предложить поиграть в игру «Солнышко и дождик»

Снег весной №33

Цель: показать свойства снега. Объяснить, когда и в каких случаях идет весной снег.

Основное содержание: Весной снег начинает таять. Постепенно снег на земле растает. Но весной иногда снег идет, хотя на земле его нет. Это бывает в тех случаях, когда на улице становится холодно, идет холодный дождь, который постепенно может перейти в снег. Можно предложить детям нарисовать сосульки  длинные и короткие.

Вода №34

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды.

Основное содержание: Весенний период времени особенно характеризуется большим количеством воды. Снег тает, идут дожди. Вода нагревается на солнышке, становится теплой. Весенняя вода впитывается в почву, питает растения. Весной взрослые поливают грядки водой. Воду пьют птицы из лужи. Когда вода чистая, она прозрачная. Вода льется, ее можно переливать из одного сосуда в другой.

Можно провести экспериментирование с водой: налить два сосуда с водой, один сосуд поставить на солнышко, другой в тень. Где вода нагрелась быстрее?

Песок №35

Цель: продолжать знакомить со свойствами песка, раскрыть влияние и на изменение структуры песка воды.

Основное содержание: Сухой песок рассыпается: предложить детям посыпать песок, пропустить сквозь пальцы. Из влажного песка можно лепить куличи. Когда идет дождь, то песок становится мокрый. После мокрого песка нужно мыть руки. После сухого песка можно легко отряхнуть руки.

Можно предложить детям поэкспериментировать  с сухим и мокрым песком.

Здравствуй, лето №36

Цель: закрепить у детей знания о весенних признаках, учить детей восхищаться весенним периодом времени. Учить детей сравнивать природу в разные периоды времени.

Основное содержание: Чем отличается весенний период времени от других времен года: лета, зимы, осени. Весной тает снег, появляются проталины, на этих проталинах расцветают первые цветы и тонкие стебельки травы. Прилетают птицы. Взрослые садят на грядках различные овощи, поливают их водой и т.д.



Предварительный просмотр:

Цели развивающих прогулок

  • Расширять кругозор детей;
  • научить использовать полученные знания в играх, в рисовании;
  • научить делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями;
  • развивать творческую фантазию и воображение;
  • развивать память, внимание, речь детей,
  • поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой природы;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;
  • прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней;
  • формировать желание стать другом и защитником природы;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать активность, коллективизм, настойчивость в достижении
    поставленной цели, выдержанность в действиях, смелость посредством подвижных игр;
  • совершенствовать основные виды движений.

«Дождь-барабанщик»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать представления об осени по основным существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх, в рисовании. Поддерживать интерес  явлениям живой природы. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.

Ход беседы

Чем отличается летний дождик от дождя осеннего? Да, летом дождики теплые. Капли у дождя крупные. А осенний дождь холодный, частый, льет, как из мелкого ситечка. После осеннего холодного дождя от теплой еще земли поднимается густой туман. Осенний дождь дает рост лесным грибам. Под осенним дождем нельзя гулять без зонта.

Кто из вас знает загадки о дожде, грозе, непогоде?

Какой воздух после дождя? Почему?

Как ведут себя птицы после дождя? (Кричат, радуются.)

А кто еще радуется дождю? Конечно, дети. Но хорошо, если теплая летняя погода. Осенней дождь не такой ласковый. С каждым днем он все холодней и мельче. Идет  осенний дождь доли и протяжно. А небо уже не голубое, а грязно-серое.

Игра на прогулке. «Дождь идет»

На земле чертится круг — домик. Ведущий разделяет детей на две команды. Первая начинает резвиться, прыгать по площадке. При словах ведущего: «Дождь идет, бегите в дом!» — ребята сразу же должны бежать в домик, а те дети, которые изображают дождь, пытаются в это время их поймать. Те, кто успел спрятаться в круге, считаются спасенными до тех пор, пока не останется один ребенок. Он и считается выигравшим.

«Мы шагаем по тропинке»

Цель прогулки

Формировать реалистические представления об окружающей природе. Расширять знания детей о цветах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память

Ход беседы

Я хочу превратить вас всех в облака, чтобы, пролетая над Землей, вы увидели, какая она красивая.

В облака мы превратимся, к лесу ближнему помчимся,

Чтоб увидеть с высоты деревья, травы и кусты.

Скажите, что вы увидели, пролетая над Землей? (Ответы детей.) Посмотрите, вот как выглядит наша планета из космоса. (Показать глобус либо иллюстрацию земного шара.)  Круглая, голубая и зеленая-зеленая. Предлагаю порассуждать, почему именно эти два цвета хорошо видны даже из космоса. (Ответы детей.) На Земле много воды и растений. Они помогают людям жить и развиваться. А какие деревья знаете вы? (Ответы детей.)

Педагог протягивает детям букет листьев.

Рассмотрите эти листья. Попробуйте определить, с какого дерева или кустарника каждый из них. Предположите и расскажите, каким бы мир был без деревьев? Чего бы просто не существовало? Что сделано из дерева? Как человек должен относиться к деревьям? Закройте глаза и вспомните, кто из вас обижал деревья, но больше никогда этого не повторит.

Не допускайте, чтобы дети рассказывали негативное друг о друге.

А кто со взрослыми сажал деревья? Какими инструментами пользуются при посадке?

Игра на прогулке. «Карлики и великаны»

Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрок, которые остались в игре.

«Художница Осень»

Цель прогулки

Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшен дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Воспитывать любовь к роднеприроде. Обогащать словарный запас, активизировать внимание и память.

Ход беседы

Представьте, что вы все -  художники и пришли ко мне за красками, чтобы нарисовать осень. Какие краски вы возьмете для своих пейзажей? Что можно нарисовать красной краской? О ней? Коричневой?

Дети могут предложить самый неожиданный вариант: например, синие листья. Поддержите: «Это лис в воде». Или желтая вода — это солнце в воде отражается!

А какого цвета будет одежда Осени? Почему? Какой головной убор носит Осень? Из чего сделан? (В наряде Осени могут быть листья, овощи, фрукты, грибы. Если дети предложат украсить Осень цветами, уточните осенние цветы.) Дети, у Весны тоже наряд из цветов. Но похожи ли наряды Осени и Весны? Вспомните стихи об осени. (Можно провести конкурс чтецов) А загадки про осень вы знаете? А какой характер у Осени? Осень бывает солнечная и ласкова добрая и веселая. А может быть хмурой и холодной, сердитой и раздражительной. А то вдруг примется плакать и разбрасывать все вокруг себя. Капризная и непостоянная Осень. Но она  очень щедрая и любит дарить подарки  фрукты, ягоды, грибы, орехи, овощи, вересковый мед.  И конечно, Осень очень красивая. А что бы вы подарили Осени?

Важно, чтобы дети обосновывали свои ответы, не оставляя их односложными.

Игра на прогулке. «Карлики и великаны»

Игроки становятся в круг. Когда ведущий говорит «карлики», все должны присесть, а когда говорит «великаны» — подняться. Кто ошибается — выходит из игры. Побеждают 2-3 игрока, которые остались в игре.

«Бабье лето»

Цель прогулки

Формировать правильное представление об окружающем мире. Развивать интерес к изменениям в природе родного края. Воспитывать желание беречь природу родного края.

Ход беседы

С 14 сентября по славянским традициям начинается бабье лето. В теплые края улетают последние птицы. Даже воробьи прячутся на несколько дней. Уползают змеи, находя укромные уголки для зимней спячки. В бабье лето сверкает последняя гроза.

Есть такие народные приметы:

Чем суше и теплее простоит сентябрь, тем позднее наступит зима.

        Если в дни молодого «бабьего лета» появится радуга — будет затяжная и теплая осень. Почему эту пору называют «бабьим летом»? Это выражение связывают с тем периодом жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали. В старину в дни молодого «бабьего лета» начинали соли огурцы и следовали обычаю с началом этого периода мириться и улаживать все конфликты. На Руси эти дни отмечались как сельские праздники. По вечерам пряли, пели, устраивали посидеки. После «бабьего лета» женщины возились с холстами, брались за веретено, рукоделье.
Игра на прогулке. «Жмурки на месте»

Водящий закрывает глаза, или ему их завязывают. Его ставят на середину площадки. Остальные выбирают себе места у деревьев, скамеек, пеньков и т. п. Затем «жмурка» отправляете на поиски. Играющие стараются не попасться, но они не могут покидать свое место. Можно только приседать, нагибаться, залезать наверх того, с чем рядом стоишь, но при этом хотя бы кончиком ноги или руки касаться того предмета, у которого выбрано место. Водящий должен коснуться игрока и узнать его.

«О простом воробушке»

Цель прогулки

Вызвать у детей интерес к окружающему миру. Формировать желание стать другом и защитником природы. Расширять представления и знания детей о птицах, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, активизировать внимание и память.

Ход беседы (текст — Т. Нуждина)

В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую шуструю птичку -  воробья. Если вы думаете, что все воробьи одинаковые, то ошибаетесь. В городах живут, городски воробьи, а в деревнях -  деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведение!'
Городской воробей крикливее, нахальнее, крупнее, оперенье его скромное.

Деревенский, полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках черные пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой не селится в городах, потому что ему там не хватает насекомых.

Это очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» — кричали крестьяне, когда видели, что воробьи уничтожают посевы. Так его  и зовут с тех пор.

Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека -  под крышей дома или сэра в дупле дерева. Воробей — плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое - скворечник или гнездо ласточки. А выгнать его оттуда бывает очень трудно.

Игра на прогулке. «Два вола»

На участников надевается, как упряжка, длинная веревка, и каждый из двух участников старается «утянуть» соперника за собой, в свою сторону. При этом оба стараются дотянуться до приза, который расположен в полуметре от каждого игрока.

«Птицы готовы к отлету»

Цель прогулки

Знакомить детей с особенностями жизни птиц. Помочь испытать радость от того, что, делясь хлебными крошками, можно спасти птиц от гибели. Воспитывать бережное отношение к природе и к ее особенностям.

Ход беседы

О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы это определили? Как в старины люди называли сентябрь за его хмурое небо? («Хмурень».) Почему птицы улетают в дальние страны? А почему птиц называют перелетными? А каких перелетных птиц вы можете назвать
(Ответы детей.) Я покажу вам картинки. Какие птицы вам знакомы?

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Улетают журавли,

Крики слышно до земли.

Дети, скажите, а когда приходится расставаться с друзьями, то какое бывает при этом на строение? Почему так происходит?

Игра на прогулке. «Перелет птиц»

По сигналу «Птицы улетают!» дети бегают по всей площадке, подняв руки («крылья») в стороны. По сигналу «Буря!» птицы скрываются на «деревьях» (бегут к скамейкам, пенечкам, любым возвышениям на площадке и взбираются на них). По сигналу «Буря прекратилась!» дети

спускаются и игра возобновляется.

«Разыгрался ветер»

Цель прогулки

Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о явлениях природы, об их значении в нашей жизни. Развивать речь, мышление.

Ход беседы

Взрослый читает детям стихотворение о ветре, помещенное в разделе «Художественное слово».

О чем это стихотворение? Похож ли ветер на человека в этом стихотворении? Что он дела; Перечислите, пожалуйста, его действия. А можно сказать, что он танцевал с осинкой? Как моно назвать ветер, который любит пошалить? (Ответы детей.)

А еще? Да, его можно назвать озорником, шалуном, проказником. А еще можно сказать, чего он непоседа, баловник.

Что еще любит кружить ветер кроме листвы? (Головные уборы, воздушные шарики, газеты шарфики.) Ветер любит с ребятишками запускать воздушных змеев.

Ветер умеет не только играть и проказничать, он еще и отличный работник. Ветер кружит ветряные мельницы, давая возможность молоть муку и вырабатывать электричество. Без ветра не уплыть легким парусникам. Ветер помогает хозяйкам сушить белье. Без ветра не вырасту многие растения, ведь это он рассаживает целые леса и луга. Вот какой он, ветер!

Игра на прогулке. «Ловкий дворник»

Инвентарь: веник, мел, «листья» -  бумажки и т. п. (Можно взять скомканные газеты.) Чертится круг - это место «дворника». «Дворник» с веником становится в круг. По сигналу
ведущего остальные участники изображают «ветер», то есть кидают бумажки в круг, «дворник» выметает мусор.

«Дворник» выигрывает, если по истечении минуты в кругу становится чисто.

«Сентябрь-златоцвет»

Цель прогулки

Обобщить и систематизировать знания детей о сентябрьских изменениях в природе; интегрировать ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетически представлений. Развивать речь.

Ход беседы

Сентябрь - это первый осенний месяц, румянец осени. Сентябрь называют златоцветоком рябинником. Как вы думаете, почему? (Ответыдетей.) Наши предки называли его «ревун», «дождезван», «хмурень», «листопадник», «вересень». Все названия отражают погоду этого месяц:

Педагог предлагает детям по звучанию слова определить характер месяца. «Ревун», потому что ревет за окнами ветер, срывает листву и шумно разбрасывает ее по темным сырым улицам. «Дождь»
зван»
 — из-за частых проливных сентябрьских дождей. «Хмурень» — из-за хмурого грозного неба, «версень», потому что цвел вереск в сентябре.

Какие работы ведутся в садах, огородах, в поле?

О Педагог может предложить детям несколько иллюстраций с осенними работами в саду и огороде. Во время беседы он тактично, с помощью наводящих вопросов помогает каждому ребенку, правильно составлял
предложение и оформлять рассказ об осенних работах в саду, огороде и на поле.

Для чего люди собирают урожай? Может, можно все купить в супермаркете? Молодцы! В супермаркет овощи и фрукты могут попасть, только если люди об этом урожае позаботятся.

В данном случае педагог помогает детям анализировать и отстаивать правильную точку зрения.

Игра на прогулке. «Домик у дерева»

С помощью считалки выбирается водящий. Все участники игры становятся у деревьев. По сигналу ведущего начинают перебегать от дерева к дереву. Задача водящего — занять дерев без игрока. Тот, чье место у дерева занято, становится водящим, и игра продолжается.

«Осенины»

Цель прогулки

Прививать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Расширять кругозор Дать детям понятие о роли растений в жизни человека. Развивать память, внимание, речь.

Ход беседы

Все люди любят свой день рождения. Они накрывают праздничный стол, украшают комнат надевают лучшие наряды. Вот и Осень постаралась: надела свой красивый наряд, постели; кружевную скатерть из пестрых листьев, выставила щедрое угощение. Назовите, что стоит к осеннем столе. Сначала назовем фрукты, которые поспевают осенью. (Виноград, яблоки, сливы, груши, дыни, хурма, персики, абрикосы и т. д.) Теперь перечислим овощи. (Тыква, репка, брюква, огурцы, помидоры, баклажаны и т. д.) Какие еще дары Осени вы знаете? Конечно, орехи, ягоды. Назовите их. Нельзя забывать и про травы и коренья. Они тоже приносят огромную пользу всем живым существам. А кто кроме человека не прочь полакомиться дарами Осени?

Ай да Осень! Всех на славу угостила! Всех порадовала да потешила! Всем подарки раздал, Настоящий праздник устроила. Спасибо тебе. Осень! Нам твой осенины очень понравились!

Игра на прогулке. «Белка и орешки» (автор игры Г. Лаптева)

Дети-орешки ходят по кругу, держась за руки. В центре — белка. Дети произносят слова:

Собирала белка в спешке

Летом лучшие орешки.

А орешки залежались

И под осень разбежались.

Белка, белка, не зевай,

Ты орешки собирай!

После слов орешки убегают, белка их догоняет.

Правила: не выбегать за границы территории, не толкаться, не хватать за воротник, шарфик Пойманный (осаленый) выходит из игры.

«Грибы»

Цель прогулки

Прививать любовь к природе родного края, бережного отношения к ней. Расширять кругозор. Развивать память, внимание, речь. Дать детям понятие о роли растений в жизни человек;

Материалы

Кукла-перчатка Ежик.

Ход беседы

К нам в гости сегодня пришел лесной житель. Кто он, отгадайте.

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Правильно, это еж. А чем любит еж полакомиться? (Ответы детей.) Оказывается, что он собирает яблоки и грибы, но сам их не ест. Ежик ищет в них червячков и личинок. Это его любимо лакомство. А что еще вы знаете про ежа?

Еж. Здравствуйте, ребята! Мне приятно услышать о себе так много хорошего. Спасибо вам

А вы любите грибы?

Дети. Да!

Еж. А какие съедобные грибы растут в лесах вашей местности? А под какими они прячутся деревьями? Я хочу вам открыть один важный лесной секрет: знайте, что грибы не могут жить без деревьев и у некоторых даже названия созвучны. Вот посмотрите, это что за дерево? А какой под ним гриб? Под березой - подберезовик, под осиной - подосиновик, а боровик так называется, потому что в бору растет.

Игра на прогулке. «У кого больше?»

По всему игровому полю разбросаны разные предметы (кегли, кубики, мячики, игрушки) Дети бегают, стараясь не задевать предметы и не натыкаться друг на друга. По сигналу ведущей «Собирай!» начинают быстро собирать предметы. Побеждает тот, кто сумеет собрать наибольшее число предметов.

Осенние прогулки. «Унылая пора»

Цель прогулки

Систематизировать представления детей об осени по основным, существенным признакам Расширять представления детей о природных явлениях осенью, об их значении в жизни наше планеты. Развивать речь, мышление.

Ход беседы

Почему про осень говорят, что она унылая? А кто думает иначе? Докажите.

Предлагаю вам стать экспертами - людьми, которые внимательно изучают какой – ни будь предмет, все хорошо обдумывают и делают выводы.

Создадим две группы. Одна группа будет доказывать, что осень — это грустная пора, а вторая, что — веселая. Вот два кувшинчика, в них мы будем класть камешки в доказательство каждого утверждения, а потом посмотрим, в каком кувшинчике их больше.

О Педагог следит за тем, чтобы камешков было поровну. Во время игры педагог может использовать знание детей о микрорайоне.

О Возможные аргументы: грустная пора: не пускают гулять, холодные и частые дожди, непросыхающие лужи, сильный и холодный ветер, грязь и слякоть, улетают птицы и т. д.; веселая пора: красивые пейзажи; можно увидеть и услышать, как летит журавлиный клин; много красивых цветов; много вкусных дары осени; можно подбрасывать вверх листья; можно пойти в гости к другу и там поиграть и т. д.

О Педагог вместе с детьми делает вывод: осень - это прекрасное время года, незабываемая пора, пер полненная звуками, запахами и яркими красками. Осень любят и взрослые и дети. Осени бы всем очень  хватало.

Игра на прогулке. «Собери шишки»

Каждому игроку дают в руки корзину и завязывают глаза. На игровой площадке раскладывают кубики или настоящие шишки. По сигналу в течение минуты игроки на ощупь ищут шишки кладут их в свои корзинки.

Победит тот, кто сумеет собрать больше всех шишек.

«Золотая осень»

Цель прогулки

Уточнить знания детей о последовательности осенних изменений в природе (уменьшение дня, понижение температуры, увядание растений, отлет птиц). Учить видеть и ценить неповторимость пейзажей родного края. Воспитывать любовь к родной природе.

Ход беседы

Какое сегодня число, день недели, месяц? Какое время года на дворе? Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь — какой по счету месяц в году? А какой он по счету среди осенних месяцев?

Сейчас наступила самая красивая осенняя пора — золотая осень. Посмотрите вокруг, как все изменилось. Что вы можете сказать о деревьях и кустарниках? Как они преобразились? Вот березка. Опишите ее. А какой стоит клен? Какой у него наряд? Посмотрите на дуб, коснулась л
его осень? А что вы скажете о ели? Какая она осенью?

Если собрать букет осенних листьев и поставить его в комнате, то кусочек золотой осени будет жить рядом с вами немного дольше.

А еще из опавшей листвы можно делать красивые аппликации.

Целесообразно показать детям несколько видов аппликаций, разных по степени сложности.

Игра на прогулке. «Поезд»

Дети встают друг за другом, образуя поезд. Поезд идет от станции Дубовой к Березовой, Рябиновой, Ольховой и т. д.

Ведущий открывает билетную кассу и продает детям билеты - разные листья деревьев. Поезд прибывает на Березовую станцию, дети с билетами до этой станции выходят — а поезд отправляется на другие станции. На обратном пути поезд берет пассажиров, ожидающих на станциях. Для этого дети должны показать обратный билет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На доску для родителей, времена года, осень, зима, весна, лето, режим дня, сетка, 1 сентября

Материал на доску для родителей, времена года:осень, зима, весна, лето. - 8 стр.Режим дня.Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной гр1 сентября - 2 стр._________________________...

Презентации непосредственно образовательной деятельности времена года: "Осень"; "Зима"; "Весна"; "Лето". Подборка стихов.

Презентации непосредственно образовательной деятельности времена года: "Осень"; "Зима"; "Весна"; "Лето". Подборка стихов....

Картотека физминуток по сезонам (осень, зима, весна, лето) для средних групп

Физкультминутка - это кратковременные физические упражнения, которые проводятся с детьми в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения.Физкультминутка является одним из обязательных, прод...

"Времена года. Осень, зима, весна, лето"

Конспект занятия в старшей группе "Времена год. Осень, зима, весна, лето"...

Картотека тематических бесед с детьми по развитию речи («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»)

Картотека тематических бесед с детьми по развитию речи старшего дошкольного возраста («Осень», «Зима», «Весна», «Лето»)...

Что бывает осенью (зимой, весной, летом)

laquo;Что бывает осенью?» Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явле-ний (ид...

Лэпбуки "Осень", "Зима", "Весна", "Лето".

Дидактические  пособия лэпбуки  по временам  года  «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» - это комплекс дидактических игр и заданий, напр...