Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.
учебно-методический материал

Яфаева Лилия Мусаевна

Консультация для воспитателей. Здесь даны рекомендации какие виды деятельности можно развивать в групповых условиях, что размещать в музыкальных уголках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Важная задача музыкального воспитания - сформировать у детей способность к самостоятельной музыкальной деятельности, добиться того, чтобы они по собственной инициативе слушали музыку, пели, играли на детских музыкальных инструментах, инсценировали песни, водили хороводы.

Источником самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников является окружающая ребенка действительность. Современный ребенок живет в мире музыки. Музыка входит в жизнь ребенка с первых дней его жизни. Однако основным источником его самостоятельной деятельности являются музыкальные занятия, где дети разучивают репертуар песен, игр, танцев. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность.

- Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники и развлечения. Это яркие страницы жизни ребёнка. Часто сразу после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Чем ярче полученные впечатления, тем интереснее дети музицируют.

- Разнообразны источники самостоятельной музыкальной деятельности и в семье. Самые распространенные из них - это детские музыкальные аудио и видео передачи. Любовь родителей к пению, игре на музыкальных инструментах, оказывают влияние на музыкальное развитие детей, на их самостоятельное музицирование.

Рассмотрим, как применяются детьми различные виды самостоятельной музыкальной деятельности.

1. Музыкальные игры и танцы. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры.

Среди игр основное место занимают игра в «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретённом детьми, главным образом на музыкальных занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли воспитателя, музыкального руководителя. В процессе игры копируют структуру занятия, линию поведения и интонации взрослых.

  1. В «концерте» дети организуют чередование различных «номеров», исполняемых группой «артистов», для «зрителей», с участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках.

Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления, дети сочиняют попевки, песенки, придумывают пляски, используя знакомые движения.

  1. В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-
    дидактические игры
    , которые развивают у ребят способность к различению основных
    свойств музыкального звука: высота, динамика, ритм, тембр.
  2. В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских
    музыкальных инструментах.
     Они играют простейшие песенки и попевки на
    металлофонах, дудочках, детских пианино, роялях, бубнах, барабанах и других инструментах. Иногда по своей инициативе дети организуют «оркестр».
  3. В самостоятельной практике детей может иметь место слушание музыки. Воспитатель по их просьбе используя аудиотехнику, даёт возможность послушать знакомую вокальную и инструментальную музыку в исполнении мастеров искусств.

Дети проявляют стремление к самостоятельной музыкальной деятельности, по собственной инициативе применяют свой музыкальный опыт в самых разнообразных видах музыкальной практики.

Руководство самостоятельной музыкальной деятельностью детей.

Руководство детским музицированием значительно отличается от приемов воспитания и обучения на занятиях. На занятиях взрослый определяет содержание и форму организации музыкальной деятельности. В самостоятельной деятельности ребенок сам выбирает себе занятие, реализует свои замыслы.

Но это не означает, что он предоставлен самому себе, что взрослый не приходит ему на помощь в нужный момент. Просто меняется характер руководства, который становится более косвенным:

во-первых, воспитатель старается повлиять на музыкальные впечатления ребенка, полученные им в детском саду и семье;

во-вторых, воспитатель организует условия, способствующие развертыванию деятельности детей по их инициативе;

в-третьих, воспитатель должен быть тактичным, стать как бы соучастником детских игр.

Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Самостоятельная музыкальная деятельность требует создания внешних условий, материальной среды.

Детям важно иметь свой "музыкальный уголок'.В распоряжении детей должно находиться небольшое количество музыкальных инструментов, настольных музыкально-дидактических игр, различных самоделок-нот, пианино с нарисованной клавиатурой и т. д. Необходимым условием является внесение в самостоятельную деятельность тех атрибутов, игрушек, костюмов, которые использовались на музыкальных занятиях, праздниках, развлечениях. Ребята вновь обыгрывают их, видоизменяют способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

Воспитатель должен интересоваться, каково музыкальное окружение ребёнка в семье.

Разумеется, на детей влияют не только детские музыкальные передачи, они охватывают и запоминают взрослые песни и танцы. Следует предупреждать родителей, что чрезмерная информация, перегрузка впечатлениями вредно влияет на неокрепшую нервную систему дошкольников.

Роль воспитателяВ начале учебного года воспитатель присматривается к детям: кто из них интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот, очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны и лишь посматривают на музицирующих детей. Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать музыкальной деятельностью. 

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. 

Взрослый как бы советуется с детьми: ''Как бы нам лучше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», - говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит.

«Знаете, какую я песню люблю? - говорит воспитатель и проигрывает диск, - «Хорошо бы нам сделать библиотечку компакт-дисков. Можно вырезать кружочки-диски и на них нарисовать, о чем играет музыка». (игра «Музыкальный магазин») Таких примеров немало.

Планируя приёмы руководства самостоятельной музыкальной деятельностью, воспитатель намечает следующие моменты:

1.что нужно внести нового в оборудование музыкального уголка (инструменты,
пособия, самодельные игрушки и т. д.), в каком порядке целесообразно это сделать;

  1. намечает за кем необходимо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей;
  1. наблюдает, какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

- планируя приёмы руководства, использует формулировки, с учётом задач воспитания на данный момент: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т. д.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности детей отвечает воспитатель. 

  Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

Музыкальный руководитель принимает активное участие в развитии самостоятельной музыкальной деятельности детей. Он обеспечивает на занятиях освоение необходимого репертуара, способов музыкальной деятельности, помогает воспитателю повысить качество его пения, танца, игры на инструментах. Совместно продумывается планирование работы, организация зон в помещении группы, где детям можно будет музицировать. Так, лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая мастерская для воспитателей "Значение самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников"

Ребенок пришел в детский сад. И очень хорошо когда он встречает там своих друзей. Занимается, играет с увлечением....

«ХАРАКТЕРИСТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Музыкальная самостоятельная деятельность очень разнообразна, так как ее истоки – сама жизнь детей. Она облечена в различные формы, возникает по чьей-либо творческой инициативе без непосредственного уч...

Сообщение из опыта работы: Создание условий, активизирующих самостоятельную музыкальную деятельность дошкольников

Характеристика самостоятельной музыкальной деятельности   Подготовить ребенка к школе — значит научить его действовать активно, творчески, осознанно. Этому во многом способствует правильно о...

Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников

Представленный материал будет полезен не только музыкальным руководителям, но и воспитателям ДОУ....

Консультация для воспитателей "Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников"

Консультация содержит информацию о самостоятельном музыкальном развитии детей....

Консультация для воспитателей Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников.

Материал будет полезен, как начинающим воспитателям, так и педагогам со стажем....