Проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.Из опыта работы.
проект (средняя группа)

 «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - этому мы учим детей с самых ранних лет. Не потому, что эта пословица часть народного фольклора, а потому, что без труда невозможен прогресс, нет движения вперед, нет развития. Дошкольное детство –начальный этап становления личности. Трудовое воспитание по праву считается стержнем для всестороннего развития  личности ребенка..  Хочу поделиться  опытом работы и представить наш проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ

Проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.

Из опыта работы.

Подготовила:

воспитатель МДОУ детского сада

комбинированного вида

№ 9 «Ромашка»

Солохина Елена Сергеевна

12.04.2019.

 «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» - этому мы учим детей с самых ранних лет. Не потому, что эта пословица часть народного фольклора, а потому, что без труда невозможен прогресс, нет движения вперед, нет развития.  Хочу поделиться с вами опытом работы и представить наш проект «Азбука профессий» как ранняя профориентация дошкольников.

Все мы знаем, что дошкольное детство –начальный этап становления личности. Трудовое воспитание по праву считается стержнем для всестороннего развития  личности ребенка. Оно оказывает огромное влияние на познавательную сферу, волевое, эмоциональное развитие; способствует воспитанию эстетических чувств, нравственных качеств, влияет на развитие самооценки. Благодаря труду дети становятся изобретательными, внимательными, усидчивыми, обязательными, физически сильными и здоровыми.  В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности, а реализуется через решение следующих задач:

1.Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь.

2.Формирование трудовых умений и навыков и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3.Воспитание у детей положительных личностных качеств: привычки к трудовому усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в труде.

4.Формирование навыков организации своей и общей работы.

5.Воспитание положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда - умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу.

Для того чтобы у детей формировался истинный интерес к труду, желание включаться в выполнение того или иного задания, следует знакомить детей с трудом взрослых, формировать желание помочь трудящемуся человеку и воспитывать уважение к его труду. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности – (ранняя профессиональная ориентация) – есть неотъемлемая часть трудового воспитания дошкольников. Согласно федеральному   государственному образовательному стандарту дошкольного образования, ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых, рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития, так как в настоящее время существует огромная потребность в высокопрофессиональных, обладающих инициативой, организованностью и творческим потенциалом.  В зависимости от способностей, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда, у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.  Ребёнка надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.  Но, к сожалению, современные дети мало получают от родителей информации о своей трудовой деятельности. Наши индивидуальные беседы с детьми о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, показали, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях: их название, предметах - помощниках, содержании трудовой деятельности. Наблюдая за детьми в игре, заметили, что сюжетно-ролевые игры на профессиональную тематику содержат мало игровых действий; у детей не сформировано уважение к труду взрослых.

С целью расширения кругозора дошкольников о мире профессий, о трудовой деятельности людей и общественной значимости их труда, формирования положительного отношения к труду, мы использовали такую технологию, как проектная деятельность. Почему мы выбрали этот метод? Использование метода проектов в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также раскрыть дополнительные возможности для активного участия родителей. Проект назвали «Азбука профессий». В проекте участвовали дети среднего дошкольного возраста, их родители, воспитатели. 

На первом этапе реализации проекта нами была определена цель: формирование у детей представлений о профессиях, о ценности труда и профессиональной деятельности человека, и задачи проекта:

Для детей

  • Формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса, о трудовой деятельности человека, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
  • Воспитывать бережное отношение к труду и его результатам;
  • Помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
  • Формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;
  • Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.

Для педагогов

  • Разработать методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
  • Разработать совместную работу с родителями по расширению знаний детей;
  • Организовать: экскурсии, встречи.

Для родителей

  • Способствовать проявлению интереса к экскурсиям проводимых для детей;
  • Сопровождать родителей при оказании ребёнку помощь в сложном процессе вхождения в мир профессии.
  • Побуждать к активному участию в жизни дошкольного учреждения, в организации экскурсий.

Мы начали сбор материала по ознакомлению детей с профессиями, необходимого для реализации цели проекта. Провели c родителями  индивидуальные консультации и консультации при помощи коммуникативной системы WhatsApp, дали рекомендации по теме проекта (познакомили с названием проекта, в чем смысл проекта, как проводить работу с детьми). Создали библиотеку с подборкой книг о профессиях, которую дополнила картотека пословиц, поговорок о труде, загадок, скороговорок, считалок, стихов о профессиях и орудиях труда; стихов для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультминуток; картотеку сюжетно – ролевых игр.  Изготовили лепбук, в который вошли дидактические игры, игры с предметами, словесные игры, демонстрационный материал. Подобрали   мультфильмы, видеофильмы, презентации, связанные с темой «Профессии». Были приобретены и изготовлены руками родителей костюмы для сюжетно – ролевых игр: «Доктор», «Медицинская сестра», «Повар», «Полицейский», а также игровые наборы, атрибуты  для оснащения РППС.

Так как наш проект имеет название «Азбука профессий», каждый ребенок готовил совместно с родителями рассказ о профессии на определенную букву алфавита по алгоритму:

  • Название профессии
  • Место работы
  • Материал для труда
  • Форменная одежда
  • Орудия труда
  • Трудовые действия
  • Личностные качества
  • Результат труда
  • Польза труда для общества.

В ходе реализации основной части проекта мы использовали разнообразные формы и методы работы с детьми: экскурсии в прачечную и на пищеблок, медицинский кабинет, где дети наглядно знакомились с трудом взрослых, оборудованием, предметами трудовой деятельности. Совместно с родителями организовали встречу детей с детским врачом-стоматологом. Врач познакомила детей с профессией врача-стоматолога, провела мастер-класс как правильно чистить зубы. Проводились беседы с использованием игровых персонажей и наглядности. Просмотр презентаций, которые готовили дети совместно с родителями о выбранных профессиях и презентации, мультфильмы, видеоролики, подготовленные воспитателями, связанные с темой «Профессии» с дальнейшим обсуждением. Чтение детской художественной литературы, загадок. Разучивали пословицы, поговорки о труде, считалочки, стихи в которых упоминаются профессии и орудия труда. Разучивали стихи для пальчиковой и артикуляционной гимнастики, физкультурной минутки, для закрепления в непринужденной форме информации о профессиях.  Рассматривали репродукции, альбомы, иллюстрации на тему «Профессии». Особое внимание в ходе реализации проекта уделялось игре, как основному виду деятельности дошкольников. Через настольно-печатные игры — «Профессии», «Кем быть?», «Ассоциации», «Кому что нужно для работы?», «Знаем все профессии». Дети подбирали картинки с соответствующими предметами, тем самым учились классифицировать предметы как результат определенной трудовой деятельности.  Дидактические игры «Подскажи словечко», «Угадай, кто это?», «Назови профессию», «Что кому», «Угадай профессию», «Кто, что делает?», «Кому что надо», «Названия профессий от А до Я», «Что случилось, если бы не работал…», «Что делают этим предметом». И словесные игры, которые помогаю пополнить словарный запас ребенка понятиями из профессиональной сферы, например, «Четвертый лишний», «Отгадай профессию по описанию», «Варим компот» И, конечно, это сюжетно-ролевые игры, в которых дети отражали все усвоенные знания, профессиональную лексику, диалоги в таких сюжетах, как: «Готовим обед», «Сделаем прическу Маше», «На приме у врача» «Лечим кукле Даше горло», «Супермаркет» и другие. Достижение желаемого результата в работе с детьми, по ознакомлению с трудом взрослых, невозможно без участия родителей. Мы попросили родителей, чтобы они сходили с детьми на экскурсии познакомится с работой библиотекаря, почтовых работников, парикмахеров.
Закрепляли знания о профессиях в продуктивных видах деятельности: разукрашивали раскраски,  рисовали  инструменты и оборудование. Несколько детей с родителями приняли
участие в конкурсе Всероссийская викторина по познавательному развитию "Мир профессий" и стали победителями. На протяжении всего проекта, была проведена большая и интересная работа.

Итоговым продуктом заключительного этапа нашего проекта стало создание книги «Азбука профессий», которая состоит из рассказов детей о профессиях в алфавитном порядке. Так же мы оформили для родителей альбом под названием «Интервью детей: кем я буду, когда вырасту». И как подведение итогов, на 25 апреля 2019 года запланировано мероприятие совместно с детьми и родителями для презентации нашего проекта «Все профессии нужны, все профессии важны».

По итогам проделанной работы можно отметить, что такая форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ, как метод проектов, актуальна, значима и необходима. Результатом профориентационной работы является возросший интерес детей к труду взрослых, к профессиям. Дети называют профессии разных сфер, имеют представления о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых, различают профессии по существенным признакам; называют профессионально важные качества представителей разных профессий; объясняют роль труда в благополучии человека. В сюжетно-ролевых играх заметно расширились игровые действия, пополнился словарный запас. Ребята не только расширили кругозор и повысили уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Таким образом, у ребят значительно повысилась познавательная активность, желание выполнять трудовые поручения, а также более уважительное   отношение к труду взрослых и результатам их труда.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников 3-7 лет (включительно) на 2019-2020 учебный год» от 02.09.2019 г. № 87/1-адм

Приказ «О создании творческой группы по разработке проекта «Мир профессий» по ранней профориентации дошкольников  3-7 лет (включительно)  на 2019-2020 учебный год» от...

Проект «Академия профессий» - по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности.

Процесс раннего профессионального ориентирования необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок знакомится с огромным миром профессий, у него закладываются основы развития личностных кач...

Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»

Мастер-класс для педагогов«Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников»Цель:повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствование практически...

Мастер-класс для педагогов «Азбука профессий или ранняя профориентация дошкольников».

Цель: систематизировать знания педагогов ДОУ для работы с детьми по формированию ранней профориентации и знакомство с профессиями с помощью технологии кроссенс.Задачи:1. Познакомить участников мастер-...