Главные вкладки

    Консультация для педагогов "Использование современных образовательных технологий для учета индивидуальных особенностей и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья."
    консультация

    Федоренчик Марина Вячеславовна
    Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     Консультация для педагогов.

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ УЧЕТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

    Каждый ребёнок имеет право на получение образования вне зависимости от места жительства, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; социального статуса.

    В настоящее время актуализируется проблема поиска наиболее эффективных технологий в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, путей совершенствования организации, содержания и методик их обучения и воспитания. Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены механизмы гибкой смены варианта адаптированной основной образовательной программы, что конкретизируется применительно к каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. И поэтому создание адекватного образовательного пространства с учётом принципов инклюзии является необходимым и решающим условием успешной социализации, развития социального опыта ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Принятие индивидуальности каждого особого ребёнка, признание не только равенства их прав, но и осознание взрослыми необходимости обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья доступа и адекватных условий для получения образования является ведущей идеей инклюзивного образования.

    На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. Изменяющиеся условия диктуют педагогу необходимость в развитии таких умений как умения ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. Образовательная деятельность непрерывно обогащается новыми технологиями. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ важно использовать различные образовательные технологии.

    Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребёнок, нормально развивающийся, растёт и развивается. Однако, его развитие задерживается с самого начала и проходит на дефектной основе, вызывая сложности вхождения в социальную среду, предусмотренную для нормативно развивающихся детей. При работе с такой категорией детей обучение строится с учетом их возрастных и психофизических особенностей. Основной целью воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция отклонений в развитии путем снижения зависимости ребенка от посторонней помощи, активизирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Для достижения наилучшего результата, в работе с детьми с ОВЗ важно использовать различные образовательные технологии.

    Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушений развития, социальная адаптация, а также использование в практике  современных  педагогических технологий. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса.  Рассмотрим подробнее наиболее эффективные и доступные технологии.

     

     1. Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является создание условий для формирования у обучающихся представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование и развитие знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья. Формами работы являются спортивные праздники, физкультминутки между занятиями, утренняя гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика, релаксация, прогулки. При выборе здоровьесберегающих технологий для ребенка с ОВЗ необходимо учитывать программу, реальные условия, а также структуру дефекта у каждого конкретного ребенка. Обучение ребёнка с ОВЗ с использованием здоровьесберегающих технологий имеет немаловажное значение для развития и их реабилитации в обществе. При использовании здоровьесберегающих технологий следует придерживаться следующих принципов: формирование образовательной среды, доброжелательная обстановка, индивидуальный подход, настрой на выполнение, одобрение и похвала независимо от результата, развитие двигательной активности. Во избежание переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением. Здоровьесберегающая технология рассматривается, с одной стороны, как фактор эффективного образования, а с другой - как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ. Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий физминуток, динамических пауз, таких видов гимнастик как: дыхательная, зрительная, пальчиковая, релаксации. Коррекционные занятия должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей. Каждое занятие должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия. В силу своего заболевания такие дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей.

    В дошкольном учреждении широко используются следующие здоровьесберегающие технологии:  утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз,  дыхательная гимнастика,  динамические паузы, физкультминутки, элементы самомассажа, мимическая гимнастика, прогулки, экскурсии, элементы музыкотерапии, элементы цветотерапии, песочная терапия, куклотерапия.

    Куклотерапия -это метод комплексного воздействия на детей для обогащения и закрепления знаний, которые используются в разных видах деятельности. Очевидно, что для успешного взаимодействия с детьми ОВЗ требуется посредник. Таким посредником может быть Кукла. Благодаря куклотерапии создается особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребенка, укрепляется союз с педагогом, а также достигаются следующие результаты: развивается речь детей; развивается эмоциональная и моторная адекватность; развиваются коммуникативные навыки; пространственная ориентация; укрепляется союз с родителями.

     2. Игровые технологии (коррекционно-развивающие игры и упражнения). Они являются составной частью педагогических технологий. Целью использования игровой технологии в образовательной деятельности является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие любознательности, интереса. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей.

      3. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации детей в однородные по структуре дефекта группы. Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой педагог взаимодействует с отдельными детьми по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

      4. Информационные технологии. 

    При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса.  Без информационно-компьютерных технологий нельзя представить современное образование. Понимая требования, выдвигаемые современным информационным обществом, на занятиях используются различные виды информационных технологий: презентации, в зависимости от тем занятий используется мультимедиа, просмотр видеоклипов, прослушивание музыки. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего занятия, а также на отдельных этапах работы. Наглядный материал для презентаций подбирается дозированно, то есть в том объеме, который необходим для данных детей и на данном занятии. Познавательная направленность заданий, красочные картинки, звуковое сопровождение действий, игровая форма изложения  материала способствуют повышению мотивации к выполнению детьми заданий. Применение информационно коммуникационных технологий в коррекционной работе предоставило возможность сделать следующие выводы: - компьютерные средства обучения становятся необходимыми средствами обучения детей с ОВЗ. Использование ИКТ побуждает ребенка к занятиям, содействует повышению речевой и познавательной активности, способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций, повышает самооценку ребенка. Использование ИКТ на занятиях имеет ряд преимуществ перед традиционными формами организации занятий. Компьютер привлекателен для детей, использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. При проведении занятий компьютерные технологии используют как способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, для коррекции нарушений речи, развития памяти, мышления, внимания. Таким образом, становится очевидным, что овладение современными образовательными технологиями, их применение в работе – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Использование новых образовательных технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед образовательной организацией, при подготовке конкурентоспособных граждан.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

    Основные требования к организации индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основные принципы организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Регламент индивидуальных коррекционно-развивающих занятий, их структура. Конспект-план индивидуально...

    Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации.

    В презентации освещены цель, задачи и направления психологического сопровождения детей с ОВЗ в ДОО в рамках введения ФГОС ДО....

    "ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

    «Каждый  ребёнок  имеет  возможность быть  психологически  готовым  кшкольному  обучению  на  своём  уровне, соответственно  свои...

    ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    ull;Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.•Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучени...