Роль семьи в воспитании ребёнка
материал

Часовская Иляна Валерьевна

Семинар-практикум на тему: "Роль семьи в воспитании ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi_.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в воспитании ребенка

Помните, что ребенок – зеркало жизни своих родителей.

А.С. Макаренко

Форма проведения: семинар-практикум

Характеристика контингента участников: Родители (законные представители) детей дошкольного возраста.

Цель: Осознание ценности семейного общения в жизни ребенка.

Задачи: 

  1. Усилить осознание ценности положительных взаимоотношений детей и взрослых в семье.
  2. Помочь родителям увидеть достоинства своих детей.
  3. Акцентировать внимание родителей на положительных моментах воспитания ребенка, формах появления любви к нему.
  4. Активизировать и обобщить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Продолжительность: 1 час.

Перечень необходимого оборудования, краткое содержание предварительной работы: Конспект мероприятия, презентация, листы, ручки, цветные карандаши, доска, ответы детей на вопросы к упражнению «Знаю ли я своего ребенка?», клей, заготовки для дома (кирпичи, крыша, окна, двери), фломастеры, раздаточный материал (Рекомендации для родителей)

Ход семинара-практикума.

Семья — первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.

Все начинается с семьи. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Именно об этом напоминает всем известная народная мудрость, о которой мы часто забываем в суете обыденности: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». А пренебрежение ею дорого стоит. Очень часто повседневные неудачи наших детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. 

В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой греховный эгоизм, в семье узнает, «что такое хорошо и что такое плохо».

Упражнение «Что такое семья?».

Цель: Осознание ценности семьи.

Оборудование: доска (ватман), фломастер.

Инструкция: «Семья» Подумайте и давайте вместе с вами запишем слова ассоциации или словосочетания, которые можно отнести к этому понятию.

Обсуждение упражнения.

Ожидаемый результат: Осознание присутствующих понятию семьи, поддержки, взаимопонимания, взаимной любви, заботы, ответственности и др.

Слова ведущего. Семья – это один из древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования.  Семья характеризуется взаимоотношениями родителей и детей, их эмоциональными проявлениями, принятыми в семье нормами поведения. Благополучие в семье определяется доброжелательностью ее членов друг к другу, стремлением взять ответственность на себя.  

Упражнение «Ладошка»

Цель: Выявления значимых членов семь.

Оборудование: Листы бумаги и карандаши.

Инструкция: Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке – член вашей семьи. Ваша задача – подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы рисовали членов вашей семьи.  Родители рисуют. Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему?

Обсуждение упражнения.

Ожидаемый результат: Осознание участниками самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоциональные тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена семьи.  

Упражнение «Знаю ли я своего ребенка?»

Цель: Узнать насколько хорошо вы знаете своего ребенка.

Оборудование: Ответы детей, листы с вопросами, ручки.

Инструкция: Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

Любимый цвет вашего ребенка?

До скольки умеет считать ваш ребенок?

Различает ли ваш ребенок правую и левую руку, ногу?

Любимый праздник вашего ребенка?  

Как зовут друзей вашего сына (дочери)?  

Любимая сказка вашего ребенка?

Любимая игрушка вашего ребенка?

Как вы думаете, может ли ваш ребенок рассказать о желании приобрести в будущем определенную профессию?

Обсуждение упражнения.

Ожидаемый результат: Делается вывод о том, насколько хорошо родители знают своих детей.

Упражнение «Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…»

Цель: Выявление достоинств своего ребенка.

Оборудование: не требуется (при желании можно записывать ответы на доске).

Инструкция: Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой сын/дочь лучший (ая), потому что…»

Обсуждение упражнения.

Ожидаемый результат: Осознание достоинств своего ребенка.

Упражнение «Правила для ребенка».

Цель: Актуализировать понимание правильности сформулированных ограничений (запретов) в поведении ребенка.

Оборудование: листы, ручки.

Деление на 2 команды.

Ведущий: Очень часто общение с ребенкомограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни.

Инструкция: Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.  Ваша задача будет: написать правила для ребенка, не употребляя слова «НЕ». Например:  

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек светофора.

- Не спеши во время еды / Будем есть не торопясь.

 - Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

 - Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение упражнения.

Ожидаемый результат: Осознание правильности формулирования запретов в общении с ребенком.

Рекомендации для родителей (Приложение 1).

Упражнение «Дом моей мечты»

Цель: Осознание важных качеств личности ребенка необходимых для воспитания полноценной личности.

Оборудование: Листы бумаги, клей, заготовки дома (кирпичи, крыша, окна, двери), фломастеры.

Притча: Идет прохожий и видит –люди что-то строят. - Что ты делаешь? – спрашивает он одного каменщика. - Я укладываю кирпичи – отвечает он. - А ты что делаешь? – спрашивает он второго. Я возвожу стену – отвечает второй? - А ты что делаешь? – спрашивает он третьего. - Я строю храм – был ответ.

Инструкция: Когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве «кирпичей» и правильности их «укладки». От нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости. Предлагаю каждому набор кирпичей. Раздаются конверты с “кирпичиками”. Придумайте, какие кирпичи возьмете для строительства своего чудесного дома. Подпишите каждый из них. На крыше напишите фамилию своей семьи. Далее делается коллаж из полученных домиков «Дома нашей мечты»

Обсуждение упражнения.

        Ожидаемый результат: осознание роли родителей в приобретении ребенком важных качеств полноценной личности

Ведущий: Нашу встречу мне бы хотелось закончить словами Марии Лангер: Семья – это счастье! Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы.  Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному не возможно!

Используемая литература

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ЧеРо, 2007.
  3. Райгородский Д. Я. Родители и дети: Хрестоматия: Учеб. пособие по педагогике. - Самара: Бахрах-М, 2003
  4. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога детского образовательного учреждения М.: Феникс, 2005.
  5. Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 1. / Под ред. Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ Сфера, 2003
  6. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет. / Под ред. Е. О. Смирновой. - М., 2007.
  7. .https://www.stihi.ru/2013/09/25/2598

.

Приложение 1

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».  
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».  
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.  
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».  
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».  
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.  
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.

Рекомендации для родителей

  1. Прежде всего необходимо показать ребенку, что родители принимают его чувства и понимают важность желаний: «Я понимаю твое желание ..,».  
  2. Потом родители устанавливают ограничения, объясняя причину: «Но этого делать нельзя, потому что ...».  
  3. Наконец родители предлагают ребенку альтернативу, которая не вызывает нежелательных последствий и одновременно позволяет ребенку реализовать свою активность, удовлетворить определенные желания. Важно, чтобы альтернатива заинтересовала ребенка и была определенным заменителем неадекватных действий.  
  4. Если и после этого ребенок пытается прибегать к действиям, которые могут повредить ему самому или другим, то взрослый должен предупредить его о наказании за несоблюдение правил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Доклад для родителей "Роль семьи в воспитании ребёнка".

Чтобы семья успешно справилась с воспитательными задачами,нужно,чтобы родители знали основные требования и необходимые условия семейного воспитания.Задача воспитателя-лучше узнать условия  жизни,...

Роль семьи в воспитании ребёнка

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...

"Роль семьи в воспитании ребёнка"

1. Здоровый образ жизни.2. Требования взрослых к ребёнку.3. Детский уголок в квартире.4.Чтение художественных произведений и беседы по содержанию прочитанного.5. Развитие речи дошкольника.6. Виды упра...

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ...

«Роль семьи в воспитании ребёнка»

Известно,  что на атмосферу в семье влияет множество причин, в число которых, в частности, входят стили воспитания, характер отношений, дисциплина и т. п....