Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
картотека

Ефремова Людмила Владимировна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_2019-2020_uch._god.docx87.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БУСИНКА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Заведующий МАДОУ № 32

 __________Н.А. Бельская

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по исправлению речевых нарушений

у детей старшего дошкольного возраста

(в соответствии с ФГОС)

на 2019 – 2020 учебный год

Учитель-логопед:

Ефремова Л.В.

г.о. Химки, 2019г

П/П

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТРАНИЦЫ

РАЗДЕЛ

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи по освоению программы

6

1.3

Принципы и подходы к формированию программы

8

1.4

Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-7 лет

9

1.5

Особенности речевого развития детей 5-6 лет

10

1.6

Особенности речевого развития детей 6-7 лет

11

1.7

Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием и ОНР II, III, IV уровнем речевого развития

11

1.8

Планируемые результаты рабочей программы

15

2.

Содержательный раздел

18

2.1

Содержание деятельности учителя-логопеда

18

2.2

Направления работы

18

2.2.1

Диагностическая работа

19

2.2.2

Система педагогической диагностики

20

2.2.3

Коррекционно-развивающая работа

21

2.3.

Форма организации обучения

22

2.4.

Взаимодействие с воспитателями и специалистами ДОУ

24

2.4.1.

Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя

26

2.4.2.

Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

27

2.5.

Взаимодействие с родителями

29

3.

Организационный раздел

31

3.1.

Материально-техническое оснащение кабинета логопеда

31

3.2.

Методическое обеспечение

31

3.3.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса

35

Библиографический список

38

1.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
  • Ребенок может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов, и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • Ребенок обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.

По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.

В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, задержка речевого развития, дизартрия), принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья, есть необходимость в функционировании для таких детей группооооооо в дошкольном учреждении. Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логогруппы выявляет, что при четкой организации логогрупп может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт образовательного учреждения, разработанный на основе программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (авторы Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина), программы «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Вастльевой).

Целью данной рабочей программы является построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (общее недоразвитие речи), в возрасте с 5 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий учителя-логопеда и родителей дошкольников. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи). Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, дизартрией, моторной алалией). В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальнокоммуникативное развитие. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями, что соответствует возрастным потребностям ребенкадошкольника.

 В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

 Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

 охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;

 осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;

 создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;

 обеспечение познавательного, речевого, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

 воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

 взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;

 воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

 развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

 пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность

Условия реализации программы

       Создание предметно-развивающей среды:

•  Способствует реализации образовательной программы;

•  Должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

•  Логопедический кабинет, оборудованный в соответствии санитарно-гигиеническими нормами;

•       Комплексный подход при коррекции речи и привлечение других специалистов (невропатолога и психолога);

•  Оборудование: настенное и/или индивидуальные зеркала, шпатели, салфетки, приспособления для работы над силой выдоха, дидактический и игровой материал;

•  Сотрудничество с семьей;

•  Основа логопедической работы на занятии – разнообразные игры.

Целевые ориентиры:

Результатом реализации коррекционной программы следует считать, когда дошкольник может:

•  правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;

•  четко дифференцировать все изученные звуки;

•  называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;

•  производить элементарный звуковой анализ и синтез;

•  находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;

•  различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;

•  овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.

1.2. Цели и задачи по освоению программы

Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.

Цель: Создание условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста, развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.

Задачи:

1.Обследование воспитанников МАДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.

2.Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.

3.Привитие детям навыков коммуникативного общения.

4.Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий (Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов, развитие речевого дыхания, постановка звуков и ввод их в речь, развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений, формирование связной, грамматически правильной речи и коммуникативных навыков, фонетической системы русского языка, элементов грамоты, создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта, профилактика нарушений письменной речи).

5.Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей к школьному обучению.

6.Формирование у педагогического коллектива МАДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.

7.Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).

8.Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.

9.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с речевой патологией.

10.Обеспечение позитивного эмоционально-личностного и социально-коммуникативного развития.

Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:

Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.

1.3. Принципы и подходы к реализации программы

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий педагогов, и семей воспитанников.

Процесс нормализации речи детей осуществляется с учетом общедидактических и специальных принципов:

-Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.

-Принцип системного подхода предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи. Коррекция нарушения произношения звуков и слоговой структуры слов позволяет добиваться нужной четкости и внятности речи. В то же время развитие фонематического восприятия подготавливает основу для формирования грамматической и морфологической систем словообразования и словоизменения.

-Принцип комплексности предполагает воздействие на дефект и личность ребенка усилиями разных специалистов.

-Принцип деятельностного подхода учитывает ведущую деятельность ребенка данного возраста в логопедической работе.

-Принцип психологической комфортности предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для его самореализации.

-Принцип связи с другими сторонами психического развития раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.

-Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

-Принцип ориентировочной функции знаний. Знание в психологическом смысле - не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятна детям и приниматься ими.

-Принцип максимального использования в работе различных анализаторов: слухового, зрительного,тактильно-вибрационного, двигательно-кинестетического.

-Принцип последовательного перехода от более легкого к более трудному.

       1.4.  Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей 5-7 лет

В старшем дошкольном возрасте все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения. Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов. Происходит их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На этой основе формируется воля и произвольность старшего дошкольника.

Таким образом у ребенка возникают первичные этические инстанции: формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства. В сюжетно-ролевой игре происходит присваивание различных нормативов. Соблюдение норм, правил становится одним из важнейших критериев, которыми ребенок оценивает всех людей, формируется «внутренняя   позиция, желание помочь сочетается со сравнением себя с литературными героями, сверстниками. Внутренняя общность делает возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому.

Самосознание ребенка сочетается с самопознанием, собственной индивидуальности, самоценности. Охотно помогая сверстникам дети не воспринимают чужие успехи как свое поражение.

Преобладает оценочное, объектное отношение к себе и другим. Это порождает постоянное самоутверждение, демонстрацию своих достоинств, их аргументирование.

Ребенок отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью. Задача педагогов способствовать возникновению реальной общественно-значимой и оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим стоит проблема готовности ребенка к школе. К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы) - развивается кризис 7 лет.

1.5. Особенности речевого развития детей 5-6 лет

На шестом году жизни ребенка происходят важные изменения в развитии речи. Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Ребенок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т.п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей также активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, магазин и т.д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты, сравнения.

 Круг чтения ребенка 5–6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Ребенок способен удерживать в памяти большой объем информации, ему доступно чтение с продолжением. Дети приобщаются к литературному контексту, в который включается еще и автор, история создания произведения. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Отсутствует точная ориентация во временах года, днях недели. Дети хорошо усваивают названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события.

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20–25 мин вместе со взрослым. Ребенок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задается взрослым.

Объем памяти изменяется не существенно. Улучшается ее устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приемы и средства (в качестве подсказки могут выступать карточки или рисунки).

В 5–6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи и отношения.

1.6. Особенности речевого развития детей 6-7 лет.

Дети этого возраста начинают осваивать в сюжетно-ролевых играх сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство. Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Продолжает развиваться восприятие, образное мышление. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Внимание дошкольников становится произвольным, время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. Продолжают развиваться все компоненты речи, диалогическая и некоторые виды монологической речи.  Расширяется словарь. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст: ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.7. Характеристика основных компонентов речи

детей 6-го года жизни с ОНР

Фразовая речь

Имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.

Понимание речи

Понимание обращенной к ребенку речи приближено к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Словарный запас

Ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.

Грамматический строй речи

Ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: Неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

Произносительные возможности детей улучаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротоцизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.

Слоговая структура слова

Характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных. Особенно страдает звуконаполняемость слов.

Фонематическое восприятие

Недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.

Характеристика структурных компонентов речи

детей 7-го года жизни с ОНР (второй год обучения)

Фразовая речь

Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.

Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. Структура сложносочиненных предложений упрощена, часто пропускаются члены предложения; редко используются разделительные и противительные союзы. Не всегда правильно строятся сложноподчиненные предложения. Детьми не усвоены подчинительные союзы, поэтому в их речи отсутствуют условные, уступительные, определительные придаточные предложения.

Понимание речи

У детей уровень понимания обращенной к ним речи приближается к норме (расчлененный уровень). Дети умеют вслушиваться в речь логопеда, различать задания, обращения к одному и нескольким лицам. Понимают вопросы косвенных падежей и адекватно реагируют на них. Могут выполнять 4-, 5-ступенчатые словесные инструкции. Различают слова, близкие по звучанию, воспринимают изменения значений, которые вносятся отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами. Однако метафоры и сравнения, переносное значение слов для их понимания недоступны.

Словарный запас

 Словарный запас детей на втором году обучения значительно возрастает, но все же отстает от возрастной нормы. Дети пользуются всеми частями речи, но не всегда употребляют их точно.

Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

Грамматический строй речи

На втором году обучения у детей с ОНР остаются ошибки грамматического оформления речи.

Наиболее характерные ошибки у детей – смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.

В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки – замена и смешение.

Звукопроизношение

Эта сторона речи у детей ко второму году обучения в значительной степени сформирована, однако еще встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.

Слоговая структура

Дети достаточно свободно пользуются словами разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

Фонематическое восприятие

Дети уверенно справляются с выделением заданного звука в ряду других звуков, слышат и определяют место изучаемого звука в слове, овладевают навыком звукослогового анализа и синтеза прямого слога и односложных слов типа мак.

Связная речь

У детей в связной речи присутствуют элементы ситуативности. Возникают затруднения в использовании сложных предложений, особенно заметные при составлении рассказов по картинке и в спонтанных высказываниях. Простые предложения в самостоятельных рассказах детей нередко состоят только из подлежащего, сказуемого и дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий. Однако дети без помощи логопеда могут составить несложный рассказ по картинке, рассказать об интересном событии, пересказать простой текст.

1.8. Планируемые результаты Программы

Старший возраст (5 – 6 лет) В результате коррекционной работы над лексикой дети должны:

 усвоить лексический минимум, предусмотренный программой для данного возраста (объем словаря);

         овладеть денотативным и сигнификативным компонентами семантической структуры слова;

 уметь группировать слова по тематическому и родовидовому принципу;

 овладеть навыками категоризации слов на основе родовидовых отношений;

 уметь определять и подбирать антонимические пары. В результате коррекционной работы над словообразованием дети должны:

 усвоить типовые словообразовательные модели в рамках программного материала;

 уметь устанавливать семантические и формальные связи между словами одного словообразовательного гнезда;

 уметь устанавливать формальные и семантические связи между морфологически однотипными словами;

 ориентироваться в значениях морфем и уметь правильно интерпретировать лексическое значение производного слова, опираясь на его морфологическую структуру;

 уметь правильно интерпретировать производные слова, опираясь на их морфологическую структуру. В результате коррекционной работы над морфологией и синтаксисом дети должны:

 овладеть словоизменительными моделями;

 овладеть навыками корректного употребления предлогов;

 овладеть навыками правильного употребления предложно-падежных форм существительных и согласованных с ними прилагательных;

 усвоить словообразовательные модели;

 усвоить модели сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, цели, условия. В результате коррекционной работы над фонетикой дети должны:

 усвоить нормативное произношение всех звуков русского языка как в изолированном виде, так и в словах, предложениях, самостоятельной речи;

 правильно произносить слова различной звукослоговой структуры;

 дифференцировать на слух глухие и звонкие согласные, свистящие и шипящие;

         осуществлять элементарный фонологический анализ обратных слогов типа АМ, УТ и слов типа Утка, лицО, Мак, ноС;

 интонационно правильно оформлять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Подготовительный возраст (6 – 7 лет) В результате коррекционной работы над лексикой дети должны:

 усвоить лексический минимум, предусмотренный программой для данного возраста (объем словаря);

 овладеть всеми компонентами значения слов, входящих в лексический минимум;

 уметь группировать слова по тематическому и родовидовому принципу;

 овладеть навыками категоризации слов на основе родовидовых отношений;

 уметь определять и подбирать антонимические пары;

 уметь определять и подбирать синонимичные слова и словосочетания, группировать слова в синонимические ряды;

 овладеть навыками семантически корректного сочетания слов, уметь выявлять нарушения семантической сочетаемости слов (факты семантической несочетаемости слов);

         овладеть навыками правильной интерпретации значения многозначных слов с помощью контекста;

 овладеть навыками корректного использования в речи сравнительных оборотов. В результате коррекционной работы над словообразованием дети должны:

 усвоить типовые словообразовательные модели в рамках программного материала;

 уметь устанавливать семантические и формальные связи между словами одного словообразовательного гнезда;

 уметь устанавливать формальные и семантические связи между морфологически однотипными словами;

 ориентироваться в значениях морфем и уметь правильно интерпретировать лексическое значение производного слова, опираясь на его морфологическую структуру. В результате коррекционной работы над морфологией и синтаксисом дети должны:

 овладеть словоизменительными моделями;

 овладеть навыками корректного употребления предлогов;

 овладеть навыками правильного употребления предложно – падежных форм существительных и местоимений;

 усвоить непродуктивные словообразовательные модели;

 овладеть навыками правильного согласования прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;

 усвоить модели сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, временными, причинно-следственными;

 овладеть навыками синтаксической трансформации (в рамках программного материала для данного возраста). В результате коррекционной работы над фонетикой дети должны:

 усвоить нормативное произношение всех звуков русского языка;

 уметь правильно произносить слова разной звукослоговой структуры;

 дифференцировать на слух все фонемы русского языка;

 осуществлять фонологический анализ слов (в рамках программного материала);

 интонационно правильно оформлять связное речевое высказывание;

 интонационно правильно оформлять различные типы коммуникативных высказываний;

2.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание деятельности учителя-логопеда

1

Комплектование групп компенсирующей направленности

Сентябрь

2

Проведение фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

В течение года согласно расписанию

3

Оснащение развивающей среды в логопедическом кабинете

В течение года

4

Приобретение демонстрационного, дидактического, раздаточного материала для коррекционной работы с детьми.

В течение года

5

Сайт учреждения (обновление, пополнение)

В течение года

6

Посещение педагогических советов

По графику

2.2. Направления работы

Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

-  информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2.2.1. Диагностическая работа

Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный).

Первичное логопедическое обследование проводится в первые две недели пребывания ребенка в детском саду.

Основные цели обследования:

•  изучить условия воспитания и развития ребенка (круг общения, характер взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в семье ив дошкольном учреждении) на основе беседы с родителями и анализа документов.

Задачи обследования:

•  выявить уровень развития ведущей деятельности (игры, рисования, конструирования, элементов труда) и оценить в соответствии с возрастными нормативами (совместно с воспитателем);

•   выявить характерные особенности эмоционально – личностной и познавательной сферы общего развития психической сферы ребенка.

•  оценить состояние связной речи с точки зрения предметно – смыслового и лексико-синтаксического её оформления;

•  определить степень овладения компонентами языковой системы;

• собрать фактические данные для обеспечения мониторинговой процедуры, которые отражают освоение ребенком образовательных областей и выражаются в параметрах его развития.

Обследование ребенка с общим недоразвитием речи проводится по следующим направлениям:

•  анкетные данные;

•  общий анализ;

•   раннее психомоторное развитие;

•   перенесенные заболевания;

•   речевой анамнез;

• общая характеристика речи;

• состояние голосовой и дыхательной функций;

•   анатомическое строение артикуляционного аппарата;

•   артикуляционная моторика;

•   общая и мелкая моторика;

•   понимание речи (импрессивной речи);

•   лексика и грамматический строй экспрессивной лексики;

•  состояние связной речи;

•   состояние звукопроизношения;

•   состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков);

•  воспроизведение звукослоговой структуры слова;

•  состояние фонематического анализа и синтеза;

•память, внимание, мышление;

•  знания о цвете, форме и величине, обобщающих понятиях.

Детальное изучение данных диагностических методик позволило при помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей. Полученные данные фиксируются в речевой карте ребенка. Заполнение речевых карт заканчивается к концу сентября. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов), корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.

Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ребенком коррекционной работы.

2.2.2. Система педагогической диагностики (мониторинг образовательного процесса)

Мониторинг образовательного процесса – отслеживание достижений детьми планируемых результатов освоения коррекционной программы.

Уровень сформированности речевого навыка отражается в мониторинге образовательного процесса. Мониторинг проводится 2 раза в год, в октябре и мае. На основании показателей октябрьского мониторинга выстраивается индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка. В конце учебного года для определения достижения детьми планируемых результатов программы проводится диагностическое обследование с использованием октябрьского инструментария.

Оценка уровня речевого развития отмечается по пятибалльной системе. Мониторинг осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

Вид деятельности

Срок выполнения

1

Обследование детей с целью определения соответствия их речевого развития возрастным нормам и уровням, овладения необходимыми навыками и умениями

Сентябрь, март

2

Изучение особенностей детей, уровня их развития, интересов с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку

Сентябрь – ноябрь

3

Педагогическая диагностика

Октябрь, апрель

4

Логопедическое обследование детей раннего возраста в рамках динамического наблюдения

Ноябрь, апрель

5

Определение уровня речевого развития дошкольников ДОУ по запросу родителей и воспитателей

В течение года

6

Обследование речи детей групп ДОУ в целях раннего выявления ОВЗ

Январь, февраль

2.2.3. Коррекционно-развивающая работа

Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда  в ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФФНР, Дизартрия, ОНР (общее недоразвитие речи).

Основной формой обучения в дошкольном образовательном учреждении для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы.

Эффективность коррекционно-образовательной деятельности определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе логопеда и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на фронтальных, индивидуальных, подгрупповых занятиях. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.

Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.

Основными задачами коррекционно-развивающего обучения детей является работа по развитию:

  • понимания речи и лексико-грамматических средств языка
  • произносительной стороны речи;
  • самостоятельной развернутой фразовой речи;
  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

Предусматриваются следующие виды занятий:

  • подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения;
  • формирование произносительной стороны речи;
  • развитие лексико-грамматических средств языка;
  • развитие самостоятельной развернутой фразовой речи.

Количество занятий, реализующих коррекционно-развивающие задачи, меняется в зависимости от периода обучения.

2.3. Форма организации обучения

         Форма организации обучения подгрупповая, подвижными группами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.

Логопедические занятия различаются по видам: фронтальные (групповые), подгрупповые и индивидуальные. Необходимость проведения занятий всех видов обусловливается едиными учебными программами, коррекционной направленностью логопедического воздействия и развитием индивидуальных способностей детей.

Под фронтальными подразумеваются такие занятия, когда все воспитанники группы выполняют одну и ту же работу.

Подгрупповые занятия предусматривают дифференцированные задания для подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта.

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению.

Индивидуальные занятия предусмотрены учебным планом, проводятся 2-3 раза в неделю по 15 – 20 минут, в зависимости от сложности структуры дефекта ребенка. При легких нарушениях фонетической системы (дислалии) индивидуальные логопедические занятия проводятся 2 раза в неделю, при тяжелых (дизартрии) – 3 раза в неделю.

В задачи индивидуальных занятий входит прежде всего работа над такими сторонами произношения, которые плохо усваиваются детьми без специального обучения.

На индивидуальных занятиях логопед добивается первичного умения воспроизвести тот или иной фонетический элемент, закрепляет полученное умение, а также проводит ряд упражнений, предупреждающих распад тех произносительных навыков, которые под влиянием неблагоприятных условий могут быть утрачены.

Индивидуальные занятия позволяют максимально обеспечить личностно-ориентированный подход к каждому ребенку в отдельности. Это касается и использования слухового восприятия, и приемов преодоления моторных затруднений, и темпа продвижения ребенка.

Для эффективного использования индивидуальных логопедических занятий необходимы четкая их организация и хорошее знание особенностей речи и личности каждого ребенка.

В соответствии СанПин продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией ГБОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.

Продолжительность занятий с детьми: ФФНР и ФНР – 1 год; ОНР  – 1-2 года.

         Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.

2.4. Взаимодействие с воспитателями и специалистами МАДОУ

Деятельность педагогов МАДОУ  направлена на развитие когнитивных, познавательных  процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка). Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи участников коррекционно-образовательного процесса. Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно-логопедической помощи.

Основные виды организации совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей:

  • Открытые занятия учителя-логопеда с целью знакомства воспитателей с основными приемами обучения, подбором наглядного речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей.
  • Обсуждение результатов совместной работы с детьми, которая велась на занятиях и вне их.
  • Совместная подготовка к детским праздникам (подбор речевого материала).
  • Разработка общих рекомендаций для родителей.

Учитель-логопед на занятиях уделяет основное внимание коррекции звукопроизношения. Но если у ребёнка недостаточно развиты грамматический строй, словарь, связная речь, то совершенствование этих сторон речи воспитатель также включает в свой план работы.

Учитель – логопед рекомендует воспитателям проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов.

Логопед информирует воспитателей, чьи дети зачислены на логопедический пункт, о результатах коррекционной работы на определённом этапе. В свою очередь воспитатели делятся с логопедом своими наблюдениями за речью ребёнка в группе (вне логопедических занятий).

Подводя итог, можно сказать, что работа воспитателя и логопеда скоординирована следующим образом:

  1. учитель-логопед формирует первичные речевые навыки у детей, подбирает для своих занятий материал, максимально приближенный к темам, изучаемым детьми на занятиях с воспитателями;
  2. воспитатель, при проведении занятий, учитывает этапы проводимой с ребёнком логопедической работы, уровни развития фонетико- фонематической и лексико–грамматической сторон речи, таким образом закрепляет сформированные речевые навыки.

Одной из удачных форм является тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателей. Её использование помогает осуществлять коррекционную работу в утренние и вечерние часы. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, решали, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. 

Таким образом, только тесный контакт в работе логопеда и воспитателя, может способствовать устранению различных речевых проблем в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.

Общие задачи работы педагогов  ДОУ:

  • Создание среды психологической поддержки   детям с нарушениями речи.
  • Развитие памяти, внимания, мышления,   пространственной ориентировки.
  • Совершенствование мелкой  моторики.
  • Развитие слухового внимания и фонематического  слуха.
  • Развитие зрительно-моторной координации.
  • Развитие   произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.
  • Активизация   отработанной лексики.
  • Снятие тревожности у детей при негативном настрое на   логопедические занятия.
  • Обеспечение психологической готовности к школьному   обучению.
  • Повышение психологической культуры родителей и   педагогов.

Представленная модель взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ позволяет, во-первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во-вторых, четко сформулировать объективное заключение и, в-третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.

Таким образом, согласованность действий педагогов  в условиях дошкольного логопедического пункта позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучать

2.4.1. Преемственность в планировании НОД логопеда и воспитателя

Большой проблемой в реализации основных направлений содержательной работы с детьми с ОНР является осуществление конкретного взаимодействия воспитателя и логопеда, обеспечение единства их требований при выполнении основных задач программного обучения. Без этой взаимосвязи невозможно добиться необходимой коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса и построения «индивидуального образовательного маршрута», преодоления речевой недостаточности и трудностей социальной адаптации детей.

Основными задачами совместной коррекционной работы логопеда и воспитателя являются:

  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • формирование правильного произношения;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • развитие навыка связной речи.

Вместе с тем функции воспитателя и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.

2.4.2. Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом:

Задачи, стоящие перед воспитателем:

1

Создание условий для проявления речевой активности, преодоления речевого негативизма.

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2

Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3

Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4

Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5

Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6

Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

Расширение кругозора детей.

7

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам.

8

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей).

9

Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания работа по коррекции звукопроизношения.

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей.

10

Развитие фонематического восприятия детей.

Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11

Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12

Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13

Формирование навыков словообразования и словоизменения.

Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни.

14

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации.

Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок.

15

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения.

Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей.

16

Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя.

Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении.

Приоритеты учителя-логопеда:

Приоритеты воспитателей:

- звукопроизношение;

- фонематические процессы;

- языковой анализ;

- моторный праксис;

- психологическая база речи;

- обогащение и активизация словаря;

2.5. Взаимодействие с родителями

Цель: помощь родителям и педагогам в овладении логопедическими и педагогическими знаниями необходимыми для самосовершенствования и обогащения своего родительского и педагогического потенциала.

План взаимодействия учителя-логопеда  с родителями

логопедической группы на 2019 / 2020 учебный год

п\п

Виды работ

Сроки

1.

2.

3.

Собрания

Тема:«Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»

Тема:«Логопедическая работа во II периоде. Взаимосвязь работы семьи и логопеда»

Тема:«Результаты логопедической работы за учебный год».

Начало сентября

2-я половина января

Конец мая

1.

2.

3.

Открытые логопедические занятия

Тема:«Открытое занятие на тему: «Гласные звуки А У И Ы О»

Тема: «Фрукты»

Тема: «Последовательность и особенности работы с одно- и двусложными словами без стечения согласных».

Октябрь

Октябрь

Апрель

1.

2.

3.

4.

Наглядная агитация

Папка-передвижка «Развитие речевой моторики»

Стенд «Развитие мелкой моторики»

Стенд «Как развивать активный словарь ребёнка»

Папка-передвижка «Развитие высших психических функций»

Сентябрь

Декабрь

Март

Май

1.

2.

3.

Консультации для родителей

«Школа логопеда для родителей, будущих первоклассников»

«Речевые игры в домашней обстановке»

«Поступление в 1 класс»

Октябрь

Декабрь

Февраль

Утренник, досуг согласно плану ДОУ

В течение учебного года

Предполагаемый результат:

  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника.
  • Привлечение к участию в коррекционно-воспитательном процессе.
  • Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

3.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое оснащение кабинета логопеда

Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми. Его площадь составляет ____ кв. метров. Кабинет оснащен наглядно-дидактическим материалом, мебелью. Имеются дополнительное освещение перед зеркалом, пожарная сигнализация.

  • Мебель: столы, стулья в количестве, достаточном для подгруппы детей, шкафы, стеллажи или полки для оборудования.
  • Зеркала: настенное большое зеркало с ширмой, индивидуальные маленькие и средние зеркала по количеству детей.
  • Доска магнитная.
  • Игрушки.
  • Магнитофон с аудиозаписями.
  • Ноутбук с набором обучающих компьютерных программ, фонотекой звуков окружающего мира, детскими песнями.
  • Диктофон для записи речи детей.
  • Интерактивное оборудование: доска, ноутбук, проектор.

3.2. Методическое обеспечение.

Программы:

  1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи: Коррекция нарушений речи/ Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др. -М.: Просвещение. - 2008г.
  2. Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Методическое сопровождение:

  • Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2007.
  • Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
  • Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
  • Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6, 6-7 лет: Конспекты фронтальных занятий. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей, подготовительной группе. / Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Издательство Гном. - 2011.
  • Зырянова Л.Н, Лужбина Т.В. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. - Р-н Д.: Феникс. - 2013.
  • Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем- логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
  • Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола, 2000.
  • Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  • Коноваленко        В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия        в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном и Д. - 2007.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексическо-семантическим темам: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек. – М.: Гном и Д. - 2008.
  • Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.
  • Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий: первый и второй год обучения. - М.: Творческий центр «Сфера». - 2010.
  • Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
  • «Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет». Издательство «Учитель», 2014
  • Поваляева М.А. Справочник логопеда.
  • Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
  • Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
  • Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
  • Сеничкина В.В. Конспекты тематических занятий по формированию лексико-грамматических категорий языка и развитию связной речи у детей с ОНР. - М.: Издательство Пресс. - 2012.
  • Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 4-5, 6-7 лет с ОНР. - М.:ТЦ Сфера. - 2008.
  • Соловьева Н.В. Подготовка и обучение грамоте детей с недостатками речи - М.: ТЦ «Сфера». - 2009.
  • Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  • Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
  • Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
  • Филичева Т.Б, Туманова Т.В, Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР: Программно-методические рекомендации - М.: Дрофа – 2009.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
  • Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М. Айрис – Пресс. - 2007.
  • Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать: Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. I, II, IIIпериод.–М. Гном и Д. - 2008.
  • Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: Конспекты занятий в старшей и подготовительной логопедической группе. – М.: Гном и Д. - 2008.

а так же:

  • Дидактические материалы для обследования и коррекционной работы
  • Пособия и материалы для обследования речи детей.
  • Альбомы для обследования и коррекции звукопроизношения, слоговой структуры слов.
  • Наборы наглядно-графической символики.
  • Пособия по развитию словарного запаса по темам: обобщающие понятия, предмет и части, части тела человека и животных, слова-действия, признаки предметов, слова-антонимы, слова с переносным значением и т.п.
  • Пособия по развитию: грамматического строя речи; связной речи; оптико-пространственных ориентировок.
  • Пособия по развитию графомоторных навыков.
  • Пособия по развитию мелкой моторики рук.
  • Пособия для развития мышления, внимания, памяти, сенсорного восприятия.
  • Дидактические пособия по обучению элементам грамоты, разрезная азбука, схемы слов, контурные, силуэтные, объемные и другие изображения букв, в том числе со смешанными или отсутствующими графическими элементами, рабочие тетради, прописи и т.п.

3.3. Модель организации коррекционно-образовательного процесса

Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап.

Исходно-

диагностический

1.  Сбор анамнестических данных посредством изучения        медицинской и педагогической документации ребенка.

2. Проведение процедуры психолого- педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте.

Определение структуры речевого дефекта каждого ребенка, задач коррекционной работы.

2 этап.

Организационно-подготовительный

1. Определение содержания деятельности по реализации        задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций.

2.Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования.

3.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы.

Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

4. Индивидуальное консультирование родителей: знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребенку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребенка вне детского сада.

Календарно- тематическое планирование подгрупповых занятий; планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов МАДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи.

3 этап. Коррекционно- развивающий

1.Реализация задач, определенных в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах.

2.Психолого-педагогический и логопедический мониторинг.

3.Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно- педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса.

Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии.

4 этап.

Итогово-

диагностический

1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребенка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной        работы с детьми (в индивидуальном плане).

2.  Определение дальнейших   образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей   с нарушениями речи.

Решение о прекращении логопедической        работы с ребенком, изменении ее характера или продолжении логопедической работы.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (ред. от 27.08.2015) «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13».
  5. Устав ГБДОУ № 53, 2015 г.
  6. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  7. Интернет-ресурсы (http://www.doshvozrast.ru, http://www.o-detstve.ru, http://www.festival.1september.ru, http://www.festival.1september.ru, http://www.imc-eduekb.ru, http://www.twirpx.com, http://www. detsad-kitty.ru, http://www.logoburg.com, http://www.logoped.ru, http://www.logomag.ru, http://www.logomag.org, http://www.logopediya.com, http://www.logopedmaster.ru, http://www. rustoys. ru/index.html, http://www. kindereducation.com, http://azps.ru/baby/talk.html, http://www. karapuz.com, http://sibmama.info/ index.php?p.
  8. Литература, указанная в п. 3.2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.Содержание:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)

Федеральный  государственный  стандарт  дошкольного  образования  определяетцелевые  ориентиры –  социальные  и  психологические  характеристики...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта...

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Закона РФ ...