Рабочая программа по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Содержание
1 Целевой……………………………………………………………….. 3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………… 3
1.2. Характеристика речи детей с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III ур.)…………..… 7
1.3. Планируемые результаты освоения программы………………..….…. 9
2 Раздел: Содержательный……………………………………………………… 11
2.1. Направления и этапы коррекционной работы ………………………… 11
2.2. Структура логопедических занятий ……………………………………. 14
2.3. Содержание логопедической работы по преодолению ФН и ФФН,
ОНР-III ур. у детей 6-го года жизни…………………………….…….... 19
2.4. Содержание логопедической работы по преодолению ФН, ФФН,
ОНР-III ур. у детей 7-го года жизни…………………………………. 22
3 Раздел: Организационный……………………………………………….…….. 29
3.1. Формы реализации программы коррекционной работы……………… 29
3.2. Механизмы реализации программы коррекционной работы ………….. 29
3.3. Организация предметно – пространственной развивающей среды……... 31
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 595.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на педагогическом совете «УТВЕРЖДАЮ»
Протокол № __1_ Директор ГБОУ СОШ № 949
от «30» августа 2017 г. ______________
Рабочая программа
по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
на 2017-2018 учебный год
Составила:
учитель-логопед
Королева Елена Валерьевна
Москва, 2017 г.
Содержание
- Раздел: Целевой……………………………………………………………….. 3
- Пояснительная записка………………………………………………… 3
- Характеристика речи детей с фонетическим, фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи III уровня (ОНР III ур.)…………..… 7
- Планируемые результаты освоения программы………………..….…. 9
- Раздел: Содержательный……………………………………………………… 11
- Направления и этапы коррекционной работы ………………………… 11
- Структура логопедических занятий ……………………………………. 14
- Содержание логопедической работы по преодолению ФН и ФФН,
ОНР-III ур. у детей 6-го года жизни…………………………….…….... 19
- Содержание логопедической работы по преодолению ФН, ФФН,
ОНР-III ур. у детей 7-го года жизни…………………………………. 22
- Раздел: Организационный……………………………………………….…….. 29
- Формы реализации программы коррекционной работы……………… 29
- Механизмы реализации программы коррекционной работы ………….. 29
- Организация предметно – пространственной развивающей среды……... 31
- Заключение…………………………………………………………………..……… 31
- Литература………………………………………………………………………….… 32
Приложения................................................................................................................... 34
1. Раздел: Целевой
1.1. Пояснительная записка
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В ГБОУ Школа № 949 содержание образовательно - воспитательного процесса построено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
Данная программа предполагает в области «Речевое развитие» логопедическую поддержку детей с нарушениями речи. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно- логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей. В дошкольном отделении ГБОУ Школы №949 воспитанников младшего дошкольного возраста сопровождает учитель-логопед на диагностико-консультативном уровне, а дети старшего дошкольного возраста непосредственно обеспечены коррекционно-логопедической поддержкой.
Данная программа основана на использовании следующих программ и методических разработок:
(Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М.: Министерство Просвещения, 1986 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2009 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей.- М.: Просвещение, 2009г.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (в подготовительной к школе группе). – М.: , Просвещение, 1978г.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014г.)
Данная рабочая программа построена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного обучения «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы и отвечает требованиям федеральным государственным образовательным стандартам (далее ФГОС), основывается на следующих нормативных документах:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации",
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования" (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155),
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014),
4.СанПиН 2.4.1.3049-13
5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности
6. Устав ГБОУ Школы № 949
7. Основная образовательная программа ГБОУ Школы № 949
8. «Положении об организации работы учителя-логопеда в детском саду, не имеющем в своей структуре специализированных групп» от 24.02.2000г.
Цель программы - преодоление фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа и синтеза (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, воспитателями и специалистами ДОУ;
- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса;
- творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Решение обозначенных в Программе цели и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Основные направления работы:
- коррекция звукопроизношения и фонематических процессов;
- развитие лексико-грамматического компонента и связной речи;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми.
Подход к реализации рабочей программы должен быть гибким, соответствующим принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей с нарушениями речи очень индивидуальны.
Программа рассчитана от 6 месяцев до 12 месяцев.
Общее количество воспитанников, зачисляемых на 1 год работы – не менее 25.
Наполняемость группы зависит от состава воспитанников (спектр диагнозов, возраст) – не менее 25.
Форма проведения занятий - непосредственная образовательная деятельность как индивидуальная, так и групповая.
Количество детей в группе – до 12 человек, имеющих сходный дефект (ФФН), до 8 (ОНР).
Согласно нормативам “Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03”, утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7)
В соответствии с СанПинами, продолжительность занятий для детей 6-го года жизни не превышает 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Количество занятий по программе в неделю:
- для детей с ФН: 2-3 индивидуальных
- для детей с ФФН, ОНР: 2 подгрупповых + 2-3 индивидуальных;
Продолжительность логопедических занятий с детьми:
ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – от 6 до 12 месяцев.
ФФН и ОНР, стёртая форма дизартрии – до 12 месяцев, а для прошедших ЦПМПК и имеющих статус "ОВЗ" - 1 - 3 года в зависимости от степени тяжести речевого нарушения и рекомендаций ЦПМПК.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Содержание, разработанной программы, и рамки ее реализации продиктованы речевым нарушением ребенка, а соответственно и сроками его коррекции.
1.2. Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи – 3 уровень речевого развития
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФН)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
1.3. Планируемые результаты логопедической работы с детьми.
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного воспитания.
При успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития целевых ориентиров:
Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построение речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения; составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картинок. Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; выполняет звуковой анализ и синтез некоторых слов.
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу.
2 Раздел: Содержание коррекционной работы
2.1. Направления и этапы коррекционной работы
Так как на логопедические занятия зачисляются дети, имеющие различные нарушения речи (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включила именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонетическое недоразвитие речи | -развитие фонематического восприятия; -совершенствование слоговой структуры слова; -коррекция звукопроизношения |
Общее недоразвитие речи | -пополнение словаря; -совершенствование грамматического строя речи; -совершенствование связной речи; -развитие фонематического восприятия; -совершенствование слоговой структуры слов; -коррекция звукопроизношения |
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный – 4-12 занятий;
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 4-12 занятий.
Количество занятий приблизительное. Для детей с тяжелыми нарушениями речи, индивидуальными особенностями, количество занятий увеличивается.
Работа на подготовительном этапе направлена на:
- выработку чётких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе, кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
− Для всех звуков: «Заборчик», «Окошко», «Мостик»;
- Для свистящих: «Лопата», «Холодный ветер», «Фокус»;
- Для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»;
- Для [Р], [Р’]: «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Молоток», «Гармошка», «Дятел»;
- Для [Л],[Л’]: «Блинчик», «Накажем язычок», «Пароход», «Поймаем− мышку», «Лошадка»;
- Развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи: «Что спрятано?», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Листопад», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
- Постановка нарушенных звуков, используя различные способы: по подражанию, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
- Свистящие [С] [З] [Ц] [С’] [З’]
- Шипящий [Ш,Ж]
- Соноры[Л][Л’]
- Шипящие [Ч][Щ]
- Соноры[Р][Р’]
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
- Автоматизация поставленных звуков:
− изолированного произношения;
− в слогах;
− в словах;
− в словосочетаниях;
− в предложениях;
− в тексте.
III. Дифференциация:
− изолированных звуков;
− в слогах;
− в словах;
− в словосочетаниях;
− в предложениях;
− в тексте.
IV. Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитие речи и общем недоразвитие речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического восприятия.
В коррекционную работу, также включаются этапы по формированию фонематического восприятия:
I. Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
II. Развитие фонематического восприятия (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
- Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
- упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голосок», «Поймай звук», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили»;
- воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я»
Этап развития фонематического слуха включает:
- упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычисление его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
- упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мной повтори».
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
- последовательное вычисление и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
- последовательное вычисление и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Веселый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
- обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
- составление условно-графических схем «Телеграфист».
При общем недоразвитие речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- номинальный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине.
2.2. Структура логопедических занятий.
Групповые занятия могут быть нескольких типов.
Структура занятия 1 вида (Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза) состоит из нескольких составных частей:
Организационный момент.
- Знакомство со звуком/ парой звуков, его характеристикой, закрепление его/их правильного произношения.
- Работа над различением заданных звуков на слух, развитие слухового восприятия и качеств слухового внимания.
- Дифференциация пары или заданной серии произносимых звуков, обозначенных логопедом, развитие фонематического слуха.
- Динамическая пауза.
- Усвоение слов различной звукослоговой структуры на материале пройденных звуков.
- Подготовка к обучению грамоте: развитие навыков звукового анализа и синтеза (на материале слогов, слов), тренинг слухового восприятия, развитие слухового внимания, кратковременной слуховой памяти.
- Блок, направленный на развитие речи: эта часть занятия может включать в себя одно из следующих направлений:
- Словарная работа
- Развитие грамматического строя речи
- Предложение, связная речь.
Итог занятия.
Предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.
Структура занятия 2 вида (Обучение основам грамоты) состоит из нескольких составных частей:
Организационный момент.
- Знакомство с буквой (заглавной и строчной). Сопоставление звуков (парные по звонкости-глухости, парные по твердости мягкости) и буквы.
- Упражнение «На что похожа буква?».
- Прописывание буквы в воздухе (развитие зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве), конструирование буквы (с помощью палочек, веревочек, бусин).
- Печатанье буквы заглавной и строчной.
- Синтез слогов с заданной буквой.
- Динамическая пауза.
- Анализ слоговых цепочек, чтение слов, словосочетаний, коротких фраз из уже пройденных ранее букв.
- Правописание (минимум, продиктованный профилактикой дисграфических ошибок).
- Печатанье заданных слогов, слов, коротких предложений с ранее пройденными буквами.
- Работа над различением заданных звуков на слух, развитие слухового восприятия и качеств слухового внимания.
- Включение игр «Буква потерялась», «Почини букву», «Найди буквы-обманщицы», «Какое слово спряталось (чтение слова составленного из изографов)».
- Блок, направленный на развитие речи: эта часть занятия может включать в себя одно из следующих направлений:
- Словарная работа
- Развитие грамматического строя речи
- Предложение, связная речь.
Итог занятия.
Предполагается, что работа по расширению и активизации словаря и совершенствованию грамматических категорий, дополнительно включается в индивидуальные занятия, с учетом пробелов, выявленных на входном логопедическом обследовании.
Цель двух других типов занятий – прицельная работа над совершенствованием лексико-грамматического строя речи и развитием связной речи, знакомство со структурой предложения, его составляющими.
Занятия третьего вида сочетают в себе следующие этапы:
Организационный момент.
- Знакомство с лексической темой (в соответствии с единым перспективно-тематическим планом ГБОУ)
- Работа по расширению, уточнению и активизации словаря по обозначенной теме.
- Задания на обобщение и классификацию по теме.
- Динамическая пауза.
- Работа над грамматическими категориями и навыками словообразования.
- Игры по тематике на развитие ВПФ.
Итог занятия.
Занятия четвертого вида последовательно реализуют следующие блоки:
1 блок – Работа над словом (слова-предметы, слова-действия, слова-признаки).
2 блок – Работа над предложением (главные слова, распространение предложения с помощью включения в него слова/слов).
3 блок – Работа с маленькими словечками = предлогами.
4 блок – Непосредственно работа над связной речью:
- пересказы
- рассказы-описания
- краткий пересказ
- выборочный пересказ
- самостоятельный рассказ.
Индивидуальные занятия для воспитанников
Цель: формирование произношения и фонематических процессов
(На каждом занятии в течение всего периода обучения).
I. Подготовительный этап.
Цель: подготовка слухового и речедвигательного анализаторов к постановке звуков.
- Развитие ручной моторики.
Цель: активизация моторных речевых зон головного мозга.
- Развитие дыхания.
Цель: развитие длительного выдоха без участия речи; развитие речевого дыхания на длительном плавном выдохе; развитие высоты, силы, тембра голоса.
- Развитие артикуляторной моторики.
Цель: выработка точных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.
- Развитие слухового восприятия и внимания.
Цель: подготовка к различению на слух речевых единиц.
- Развитие фонематического восприятия и элементарных форм фонематического анализа.
Цель: развитие умения выделять звук на фоне слога и слова.
II. Постановка звука
Цель: формирование правильного артикуляционного уклада изолированного звука.
Направления работы:
- Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа звука.
- Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение звука на фоне слова, уточнение слухопроизносительного образа звука.
- Развитие речевой артикуляторной моторики.
Цель: уточнение артикуляции конкретного звука с опорой на зрительное, тактильное восприятие, кинестетические ощущения; отработка каждого элемента артикуляторного уклада.
- Работа по непосредственной постановке звука.
Цель: объединение изолированных артикуляционных элементов в единый артикуляционный уклад.
III. Автоматизация звука
Цель: закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале, введение звука в слоги, слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
- Введение звука в слоги, слова, словосочетания, предложения, связную речь.
- Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, элементарного фонематического анализа и синтеза).
- Работа над просодической стороной (над ударением при автоматизации звука в словах и слогах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении и связной речи).
IV. Дифференциация звуков речи (проводится, если ребёнок заменяет или смешивает звуки в речи)
Цель: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование элементарного фонематического анализа и синтеза.
Подэтапы работы:
- Предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков.
(автоматизация в слогах, словах, фразах).
Цель: уточнить произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков.
- Этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
Цель: сравнение конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане.
V. Этап формирования коммуникативных умений и навыков (работа осуществляется воспитателем)
Цель: сформировать у ребёнка умения и навыки безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.
- Развитие умения использовать автоматизированные и отдифференцированные на специально подобранном материале звуки в естественных речевых условиях.
- Формирование способности контролировать своё умение правильно произносить звуки в спонтанной речи.
2.3. Содержание логопедической работы по преодолению ФН и ФФН, ОНР-III ур.р.
у детей 6-го года жизни.
Периоды | Звуковая (фонетико-фонематическая )сторона речи | Развитие речи | |
Основные содержание работы | |||
Произношение | Фонематическое восприятие | ||
I Сентябрь, октябрь, ноябрь | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Уточнение правильного произношения сохранных звуков: гласные — [а], [у], [и], [о], [э], [ы], согласные — [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к]-[к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’] и т. д. Произнесение ряда гласных на твердой и мягкой атаке, с различной силой голоса и интонацией: • изолированно; • в слогах (воспроизведение звуко-слоговых рядов с различной интонацией, силой голоса, ударением; воспроизведение ритмических рисунков, предъявленных логопедом; произнесение различных сочетаний из прямых, обратных и закрытых слогов); • в словах; • в предложениях. Развитие навыков употребления в речи восклицательной, вопросительной и повествовательной интонации. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков; • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство детей с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счет изменения одного звука. Различение интонационных средств выразительности в чужой речи. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова, выделение последнего согласного звука в слове. Выделение среднего звука в односложном слове. Практическое усвоение понятий “гласный — согласный” звук. | Закрепление навыка употребления категории множественного числа существительных. Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа. Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. |
II Декабрь , январь, февраль | Продолжение работы над развитием подвижности органов артикуляционного аппарата. Постановка отсутствующих звуков: [л], [л’], [р], [р’]. Автоматизация ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах (см. развитие речи). Автоматизация произношения вновь поставленных звуков: • изолированно; • в открытых слогах (звук в ударном слоге); • в обратных слогах; • в закрытых слогах; • в стечении с согласными; • в словах, где изучаемый звук находится в безударном слоге. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: • по твердости — мягкости [м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’], [г] — [г’]; • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; а также: • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах. | Определение наличия звука в слове. Распределение предметных картинок, названия которых включают: •дифференцируемые звуки; • определенный заданный звук. На этом же материале: • определение места звука в слове; • выделение гласных звуков в положении после согласного в слоге; • осуществление анализа и синтеза прямого слога; • выделение согласного звука в начале слова; • выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятиями “твердый — мягкий звук” и “глухой — звонкий”. Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания): • по твердости — мягкости ([м] — [м’], [н] — [н’], [п] — [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [д] — [д’], [в] — [в’], [б] — [б’]; [г] — [г’]); • по глухости — звонкости: [п] — [б], [к] — [г], [т] — [д]; • в обратных слогах; • в слогах со стечением двух согласных; • в словах и фразах; • составление предложений с определенным словом; • анализ двусловного предложения; • анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | Закрепление в самостоятельной речи навыка: • согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; • согласования порядковых числительных с существительным. Закрепление умения: • подбирать однокоренные слова; • образовывать сложные слова; • составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; • распространять предложения за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений, определений; • составлять предложения по опорным словам; • составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты, насыщенные изучаемыми звуками; • заучивать стихотворения, насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. |
III Март, апрель, май | Автоматизация поставленных звуков в собственной речи. Дифференциация звуков по месту образования: • [с] — [ш], [з] — [ж]; • [р] — [л]; • в прямых и обратных слогах; • в слогах со стечением трех согласных; • в словах и фразах; • в стихах и коротких текстах; • закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счет замены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определенного звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Активизация приобретенных навыков в специально организованных речевых ситуациях; в коллективных формах общения детей между собой. Развитие детской самостоятельности при оречевлении предметно-практической деятельности с соблюдением фонетической правильности речи. |
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности и дифференцированности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование четкого произношения слов и словосочетаний. Совершенствование интонационной выразительности речи. Активизация употребления в речи слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Повышение мотивации детей к активному употреблению в высказываниях усвоенных грамматических форм речи. |
2.4. Содержание логопедической работы по преодолению ФН, ФФН, ОНР-III ур.р.
у детей 7-го года жизни.
Период | Произношение | Развитие речи | Формирование элементарных навыков письма и чтения |
I Сентябрь, октябрь | Индивидуальные занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков [к], [к’], [х], [х’], [j], [ы], [с], [с’], [з], [з’], [л], [л’], [ш], [ж], [р], [р’] и др. В соответствии с индивидуальными планами занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. 3. Формирование грамматически правильной речи. 4. Звуковой анализ и синтез слогов и слов, чтение, письмо в случае индивидуальных затруднений. Подгрупповые занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков [у], [а], [и], [п], [п’], [э], [т], [т’], [к], [к’], [м], [м’], [л’], [о], [х], [х’], [j], [ы], [с]. 2. Различение звуков на слух: гласных — ([у], [а], [и], [э], [о], [ы]), согласных — [п], [т], [м], [к], [д], [к’], [г], [х], [л], [л’], [j], [р], [р’], [с], [с’], [з], [з’], [ц] в различных звуко-слоговых структурах и словах без проговаривания. 3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [к] — [х], [л’] — [j], [ы] — [и]. 4. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности (преимущественно двух- и трехсложных) в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: тá—та, та—тá, тá—та—та, та—тá—та. Определение ритмических моделей слов: вата—тáта, вода—татá и т. п. Соотнесение слова с заданной ритмической моделью. | 1. Воспитание направленности внимания к изучению грамматических форм слов за счет сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма); различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кусков, оленей, стульев, лент, окон и т. д.). Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли ... собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поет Валя, поют ... дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой ... стакан, моя ... сумка). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает...); способом присоединения суффиксов (мех — меховой — меховая, лимон — лимонный — лимонная); способом словосложения (пылесос, сенокос, снегопад); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенек, лесок, колесико). 3. Предложение, связная речь. Привлечение внимания к составу простого распространенного предложения с прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: (кто? что делает? делает что?); составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать кратким (одним словом) и полным ответом на вопросы. Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Заучивание текстов наизусть. | 1. Анализ звукового состава правильно произносимых слов (в связи с формированием навыков произношения и развития фонематического восприятия). Выделение начального гласного из слов (Аня, ива, утка), последовательное называние гласных из ряда двух — трех гласных (аи, уиа). Анализ и синтез обратных слогов, например “am”, “ит”; выделение последнего согласного из слов (“мак”, “кот”). Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов, например: “ком”, “кнут”. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов (“та”, “ми”) и слов: “суп”, “кит” (все упражнения по усвоению навыков звукового анализа и синтеза проводятся в игровой форме). 2. Формирование навыка слогового чтения. Последовательное знакомство с буквами у, а, и, п, т, м, к, о, ы, с на основе четкого правильного произношения твердых и мягких звуков, постепенно отрабатываемых в соответствии с программой по формированию произношения. Выкладывание из цветных фишек и букв, чтение и письмо обратных слогов: “am”, “ит”. Выкладывание из фишек и букв, а также слитное чтение прямых слогов: “та”, “му”, “ми”, “си” с ориентировкой на гласную букву. Преобразовывание слогов и их письмо. Выкладывание из букв разрезной азбуки и чтение слов, например: “сом”, “кит”. Постепенное усвоение терминов “звук”, “буква”, “слово”, “слог”, “гласный звук”, “согласный звук”, “твердый звук”, “мягкий звук”. |
II Ноябрь, декабрь, январь, февраль | Индивидуальные занятия 1. Постановка и первоначальное закрепление звуков: [т], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [ж], [л], [р], [р’], [ц], [ч], [ш] в соответствии с индивидуальными планами и планами подгрупповых занятий. 2. Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков (строительство, космонавт и др.). 3. Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуальных особенностей детей. Подгрупповые занятия 1. Закрепление правильного произношения звуков: [с] (продолжение), [с’], [з], [з’], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’], [ш], [л], [ж], [р], [р’]. 2. Различение звуков на слух: [с] — [с’], [з] — [з’], [з] — [з’] — [с] — [с’], [б] — [б’] — [п] — [п’], [д] — [д’], [д] — [д’] — [т] — [т’] — [г] — [г’], [г] — [г’] — [к] — [к’] — [д] — [д’], [ш] — [с] — [ж] — [щ], [л] — [л’] — [р] — [р’], [ж] — [з] — [ш] (без проговаривания). 3.Дифференциация правильно произносимых звуков: [с] — [с’], [з] — [з’], [б] — [п], [д] — [т], [г] — [к], [с] — [ш], [ж] — [з], [ж] — [ш], [с] — [ш] — [з] — [ж], [р] — [р’], [л] — [л’]. 4. Усвоение слов сложного слогового состава (тротуар, перекресток, экскаватор и др.) в связи с закреплением правильного произношения перечисленных звуков. 5. Анализ и синтез звукового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья...). Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много — яблок, платьев). Привлечение внимания к падежным окончаниям существительных (В лесу жила белка. Дети любовались ... белкой. Дети кормили ... белку); к согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой ... мишка, большая ... кошка, большие ... кубики);к согласованию прилагательных с существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой ... голубой платок; ая... голубая лента; ое ... голубое платье; ые ... голубые полотенца). Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В зале много... светлых ламп. Дети кормили морковкой... белого кролика. Дети давали корм... белым кроликам...). Воспитание умения в простых случаях сочетать числительные с существительными в роде, числе, падеже (Куклам сшили... два платья... пять платьев, две рубашки... пять рубашек). Сравнение и сопоставление глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени (катаю — катал — буду катать); глаголов совершенного и несовершенного вида (красит — выкрасил). 2. Словарная работа. Привлечение внимания к образованию слов (на новом лексическом материале) способом присоединения приставки (прибыл, приклеил, прибежал, приполз, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал); способом присоединения суффиксов — образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые; пластмассовый, ая, ое, ые),за счет словосложения (трехколесный, первоклассник). Формирование умения употреблять образованные слова в составе предложений в различных падежных формах (У меня нет ... стеклянной вазы. Я катался на ... трехколесном велосипеде. Грузовик подъехал к заводу).Привлечение внимания к глаголам с чередованием согласных (стричь, стригу, стрижет...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (У лисы длинный пушистый хвост. У зайчика коротенький пушистый хвостик). 3. Предложения Привлечение внимания к порядку слов и изменению форм слов в составе простого распространенного предложения. Составление предложений без предлогов и с предлогами на, под, над, к, у, от, с (со), из, в, по, между, за, перед, из слов в начальной форме (скамейка, под, спать, собака — Под скамейкой спит собака...). Составление предложений из “живых слов” (которые изображают дети) и распространение предложений с помощью вопросов (Миша вешает шубу — Миша вешает в шкаф меховую шубу).Составление предложений с использованием заданных словосочетаний (серенькую белочку — Дети видели в лесу серенькую белочку...; серенькой белочке — Дети дали орешков серенькой белочке...). Добавление в предложение пропущенных предлогов: кусты сирени посадили ... (перед, за)домом; елочка росла ... (у, около, возле)дома. Закрепление навыков составления полного ответа на поставленный вопрос. 4. Связная речь Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зеленую грузовую машину и поставить ее на среднюю полку шкафа). Развитие умения составить рассказ из предложений, данных в задуманной последовательности. Развитие умения пересказывать тексты. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, составление слоговой схемы односложных и двухсложных слов. Звуко-слоговой анализ слов, таких, как косы, сани, суп, утка. Составление схемы слов из полосок и фишек. Звуки гласные и согласные; твердые и мягкие. Качественная характеристика звуков. Усвоение слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (первый звук твердый согласный, второй — гласный, третий — мягкий согласный, четвертый — гласный и т. п.). 2. Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой) Последовательное усвоение букв б, в, д, э, г, ш, е, л, ж, ё, р, и. Составление слов из букв разрезной азбуки, из данных слогов, дополнение слов недостающими буквами (по следам устного анализа). Преобразование слов (суп — сук, Тата — Ната) за счет замены одной буквы. Усвоение буквенного состава слов, например: “Таня”, “Яма”. 3. Письмо букв и слов. Усвоение следующих навыков: слова пишутся раздельно, имена людей и клички животных пишутся с заглавной буквы. Обучение чтению предложений и текстов. 4. Звуки и буквы Определение различий и качественных характеристик звуков: “гласный — согласный”, “твердый — мягкий”, “звонкий — глухой”. 5. Слово Звуко-слоговой анализ слов (например: “вагон”, “бумага”, “кошка”, “плот”, “краска”, “красный” и некоторых более сложных, произношение которых не расходится с написанием). Выкладывание слов из букв, выделение из слов ударного гласного. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки после анализа и без предварительного анализа; преобразование слов за счет замены или добавления букв (мышка — мушка — мишка...; стол — столик и др.); добавление в слова пропущенных букв (ми-ка). Закрепление навыка подбора слов к звуковым схемам или по модели. Усвоение буквенного состава слов (например: “ветка, “ели”, “котенок”, “елка”). Заполнение схем, обозначающих буквенный состав слова (занимательная форма подачи материала в виде: кроссвордов, шарад, загадок), выполнение упражнений. 6. Предложение Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Формирование умения составлять из букв разрезной азбуки предложения из 3—4 слов после устного анализа и без предварительного анализа. 7. Чтение Усвоение слогового чтения слов заданной сложности и отдельных более сложных (после анализа) с правильным произнесением всех звуков, в меру громким, отчетливым произнесением слов. Чтение предложений. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами (ежик сидит ... елкой). Правильное четкое слоговое чтение небольших легких текстов. Соблюдение при чтении пауз на точках. Формирование умения осмысленно отвечать на вопросы по прочитанному. Пересказ прочитанного. Закрепление навыка контроля за правильностью и отчетливостью своей речи. 8. Правописание Закрепление умения различать ударные и безударные гласные. Привлечение внимания детей к проверке безударной гласной путем изменения слов (коза — козы). Формирование умения проверять (в простейших случаях) звонкие и глухие согласные в конце слов за счет изменения слов (зуб — зубы, мороз — морозы) и с помощью родственных слов (дуб — дубок). Привлечение внимания детей к некоторым словам, правописание которых не проверяется правилами. Простейшие случаи переноса слов. Формирование умения выкладывать и писать слова с сочетаниями “ши”, “жи”. Усвоение правил написания слов и предложений: буквы в слове пишутся рядом, слова в предложении пишутся отдельно, в конце предложения ставится точка, начало предложения, имена людей, клички животных, названия городов пишутся с заглавной буквы. Самостоятельное письмо отдельных слов и предложений доступной сложности после устного анализа. |
III Март, апрель, май, июнь | Индивидуальные занятия Окончательное исправление всех недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Подгрупповые занятия 1) Закрепление правильного произношения [ц], [ч], [щ] и всех ранее пройденных звуков. 2) Различение на слух: [ч] — [т’] — [с’] — [щ], [ц] — [т’] — [с], [щ] — [ч] — [с’] — [ш]. 3)Дифференциация правильно произносимых звуков: [ч] — [т’], [ч] — [с’], [ц] — [с], [щ] — [ш], [щ] — [ч], [щ] — [с’]. 4) Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения всех звуков речи (учительница, часовщик, электрический), употребление их в самостоятельной речи. 5) Анализ слов сложного звуко-слогового состава. | 1. Развитие внимания к изменению грамматических форм слова в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия Закрепление полученных ранее навыков. 2. Словарная работа Закрепление (на новом лексическом материале) полученных навыков образования слов за счет присоединения приставки или суффикса, за счет словосложения. Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, учительница, ученик; футбол, футболист). Формирование умения использовать образованные слова в составе предложений. Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снежок, снеговик, Снегурочка, снежный...). Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных (на усложненном лексическом материале). Привлечение внимания к многозначности слов (иголка для шитья, иголки у ежа, иголки у елки). 3. Предложения Закрепление (на новом лексическом материале) навыков составления и распространения предложений. Умение пользоваться предложениями с предлогами “из-под”, “из-за”: кот вылез... (из-под) стола. Привлечение внимания к предложениям с однородными членами (Дети бегали. Дети прыгали. Дети бегали и прыгали). Составление предложений по опорным словам, например: мальчик, рисовать, краски. Составление сложноподчиненных предложений (по образцу, данному логопедом) с союзами “чтобы”, “потому что”, “если” и др. (Мы сегодня не пойдем гулять, потому что идет дождь. Если завтра ко мне придут гости, я испеку пирог...); с относительным местоимением “который” (Роме понравился конструктор. Конструктор подарил ему брат. Роме понравился конструктор, который подарил ему брат). 4. Связная речь Закрепление всех полученных ранее навыков. Воспитание умения использовать при пересказе сложные предложения. Развитие умения связно и последовательно пересказывать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной выразительной речью. Формирование навыка составления рассказа по картинке, по серии картин. Заучивание наизусть прозаических и стихотворных текстов, скороговорок. | 1. Звуки и буквы Дальнейшее развитие навыков различения звуков. Усвоение букв ь, ч, ц, ф, щ, ъ (24—31 неделя обучения). Закрепление и дальнейшее развитие навыка использования при письме ранее пройденных букв е, ё и усвоение букв ю, я. Усвоение буквы ь (как знака мягкости) на базе отчетливого произнесения и сравнения твердых и мягких звуков. Усвоение букв ь, ъ (разделительный ь и ъ знак) на основе отчетливого произношения и сравнения на слух сочетаний, например: ля-лья. 2. Слово Закрепление навыка звуко-слогового анализа слов различной сложности, произношение которых не расходится с написанием. Подбор слов по схемам и моделям. Проведение в занимательной форме упражнений в определении звукового состава слов. Усвоение буквенного состава слов различной сложности. Дальнейшее усвоение навыков выкладывания и письма слов с буквами я, е, ё, й. Развитие умения выкладывать и писать слова с буквами ь (как знак мягкости), ю. Умение выкладывать и писать слова с сочетанием “ча”, “чу”, “ща”, “щу”. Проведение в занимательной форме (загадки, кроссворды, ребусы) постоянно усложняющихся упражнений, направленных на определение буквенного состава слов. 3. Предложение Выкладывание из букв разрезной азбуки небольших (3—5 слов) предложений с предварительным орфографическим и звуковым анализом и самостоятельно. Выделение в предложении отдельных слов, написание которых требует применения правил (У Маши болит зуб). 4. Чтение Дальнейшее развитие навыков чтения. Правильное слоговое чтение небольших рассказов с переходом на чтение целыми словами. Закрепление умения давать точные ответы по прочитанному, ставить вопросы к несложному тексту, пересказывать прочитанные тексты. Заучивание наизусть стихотворений, скороговорок, загадок. В летний период проводится работа по дальнейшему развитию навыка определения буквенного состава слов, различные упражнения в занимательной форме, выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов и предложений с использованием всех полученных ранее знаний и навыков, закрепление навыков описывания, дальнейшее развитие навыков чтения, формирование навыка сознательного слитного чтения. |
3 Раздел: Организация образовательной деятельности
3.1. Формы реализации программы коррекционной работы.
Организация деятельности учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Основную нагрузку несёт индивидуальная и групповая логопедическая работа.
Логопедические индивидуальные занятия проводятся как в часы свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения согласно циклограмме логопедической деятельности. Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Для групповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Групповые занятия проводятся для коррекции фонетико-фонематических нарушений, развитию навыков словообразования и словоизменения и развития связной речи.
Логопедические групповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября. Продолжительность индивидуальных занятий, составляет 15 - 20 минут, продолжительность фронтальных - 30 минут (в подготовительной группе).
Программа составлена с учетом основных форм организации коррекционных занятий:
3.2. Механизмы реализации программы коррекционной работы.
Коррекционная программа может быть успешно реализована только при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (лиц их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог- психолог).
Родители постоянно должны закреплять сформированные умения и навыки у ребенка. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе специалистов дошкольного отделения ГБОУ:
Педагог-психолог:
− психодиагностика;
− выявление компенсаторных возможностей;
− тренинговые упражнения.
Учитель-логопед:
− диагностика;
− постановка и автоматизация звуков;
− развитие фонематического слуха;
− расширение словаря;
− развитие грамматического строя речи и связного высказывания;
− развитие мелкой моторики, психических процессов, тесно связанных с речью;
Музыкальный руководитель:
− элементы логоритмики;
− постановка диафрагмально-речевого дыхания;
− развитие координации движений;
− музыкотерапия.
Воспитатель:
− расширение словаря;
− развитие связной речи;
− развитие общей и мелкой моторики;
− развитие фонематического слуха.
Инструктор по физической культуре:
− развитие общей и мелкой моторики;
− интеграция речевой и двигательной функции;
− развитие координации движений.
Родители:
− выполнение рекомендаций всех специалистов;
− закрепление навыков и расширение знаний.
Программа предусматривает активное вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
- систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
3.3. Организация предметно – пространственной развивающей среды
1. Зеркало с лампой дополнительного освещения;
2. Стол над зеркалом , 2-3 стульчика для занятий у зеркала;
3. Одноразовые шпатели, ватные палочки, вата, бумажные салфетки, марлевые
салфетки;
4. Спирт, спиртовые салфетки;
5. Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания;
6. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова,
словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты);
7. Логопедический альбом для обследования речи;
8. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок;
9. Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков;
10.Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков;
11.Предметные картинки по лексическим темам;
12. Игры для совершенствования грамматического строя речи;
13.Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и
слухового восприятия;
14. Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонематического восприятия.
15.Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
4. Заключение
В результате реализации данной коррекционной программы у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
5. Список литературы
1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2008.
2. Воробьёва Т.А. Составляем рассказ по серии сюжетных картинок.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
3. Гомзяк О.С. говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе. -М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009.
4. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. В 4-х альбомах. - М.:ООО «Издательство Астель»,2003.
5. Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. -М. : Издательство ГНОМ и Д, 2008.
6. Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: Обследование речи и общей моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями. - М.; Издательство ГНОМ и Д, 2008.
7. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ж в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009.
8. Комарова Л.А. Автоматизация звука Р в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009.
9. Комарова Л.А. Автоматизация звука С в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009.
10. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ц в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009.
11. Комарова Л.А. Автоматизация звука Ч, Щ в игровых упражнениях.- М.: Издательство ГНОМ и Д., 2009.
12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов.- М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998.
13. Миронова Н.В. развиваем фонематическое восприятие. Планы – конспекты с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007.
14. Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей старшей логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
15. Миронова Н.М.Развиваем фонематическое восприятие у детей подготовительной логогруппы. Альбом упражнений для дошкольников с речевыми нарушениями / Н.М. Миронова,— М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
16. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. - СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
17. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: «Детство Пресс», 2006.
18. Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: «Детство- Пресс», 2012.
19.Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: «Детство- Пресс», 2012.
20. Нищева Н.В. конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: «Детство-Пресс», 2012.
21. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. – М.: МГОПИ, 1993.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Т.В. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000
Форма №2
Утверждено Департаментом
образования г. Москвы
27 июля 2010 г.
Образовательное учреждение ___________________________________________________
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Дата заполнения «____» ___________________________ 201 __ г.
Фамилия, имя ребёнка __________________________________________________________
Возраст ______________________________________________________________________
Родители (законные представители) ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Общие представления ребёнка об окружающем мире __________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Речеязыковая компетенция
2.1. Уровень сформированности лексикона
Объём словаря________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Системная организация словаря (ассоциативные связи) _____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2. Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения ___________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словообразовательная деятельность __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Синтаксические навыки и умения________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3. Понимание и самостоятельное продуцирование / репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом (рассказ/пересказ)
Понимание текста ____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Продуцирование текста ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Репродуцирование текста ______________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4. Уровень сформированности фонетико – фонологической компетенции _____________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Состояние фонематического слуха ______________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза ___________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура слова ______________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ | л | ль | р | рь | н | нь | м | мь | й | |
Изолированно | ||||||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||||||
В спонтанной речи |
т | ть | д | дь | к | кь | г | гь | х | хь | в | вь | ф | фь | а | о | у | ы | э | и | |
Изолированно | ||||||||||||||||||||
В словах | ||||||||||||||||||||
В спонтанной речи |
3. Состояние артикуляционного аппарата
3.1. Строение артикуляционного аппарата _________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.2. Двигательная функция артикуляционного аппарата ______________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.3. Речевое дыхание и голосообразование________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Просодическое оформление речи ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Двигательное развитие
5.1. Развитие основных двигательных навыков и координаторной сферы _______________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.2. Сформированность целенаправленных движений (праксис) _______________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Психологическая база речи
6.1. Вербальная память _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.2. Речевое внимание __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.3. Мышление (вербальный и невербальный интеллект) ____________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дополнительная информация
7.1. Особенности раннего речевого развития _______________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.2. Особенности речевой среды, в которой воспитывается ребёнок ___________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.3. Особенности речевого поведения ____________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.4. Неврологический статус и состояние сенсорно – перцептивных органов и систем (зрение, слух, осязание и др.) ___________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.5. Сведения о настоящих и перенесённых заболеваниях ____________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ______________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
РЕКОМЕНДАЦИИ ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед ____________
Приложение № 1«УТВЕРЖДАЮ»
директор ГБОУ школы № 949
___________
01 сентября 2017 года
Список детей ГБОУ школы № 949, нуждающихся в логопедической помощи на 2017/2018учебный год
№ п/п | ФИО | Дата рождения | Группа | Логопедическое заключение |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 | ||||
16 | ||||
17 | ||||
18 | ||||
19 | ||||
20 | ||||
21 | ||||
22 | ||||
23 | ||||
24 | ||||
25 |
Учитель-логопед ГБОУ Школы № 949 Королева Е.В. ___________
Приложение № 3
ЖУРНАЛ ДВИЖЕНИЯ ДЕТЕЙ
в государственном образовательном учреждении, реализующем программы дошкольного образования
№ п/п | Фамилия, имя, дата рождения ребёнка | № группы | Дата обследования | Логопедическое заключение | Дата зачисле-ния | Дата выпуска | Результаты логопеди-ческой работы | Куда выбыл | Рекомендации |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Совпадает с Протоколом ПМПК, Журналом обследования речевой картой | Дата начала занятий с ребёнком | Дата окончания занятий, либо окончания уч.года | Речь норма. Значитель-ное улучшение речи, слабая динамика – низкий результат работы. | Массовая группа д/с, массовая школа, группа | Контроль за речью со стороны взрослых, контроль в сентябре, продолжить занятия, консультация ортодонта, направить на ПМПК повторно. |
Заполняется по итогам логопедического обследования в сентябре на детей подготовительных и старших групп, зачисленных на занятия к логопеду.
Приложение № 4
Отчет о выполнении программы коррекционной работы
ФФНР | ОНР IIIур. | ФНР | Прочие | Всего | |
Принято на логопедические занятия | |||||
Выпущено | |||||
Оставлено для продолжения коррекционных занятий | |||||
Выбыло |
Подпись методиста ГБОУ «школы № 949» /_____________/
Подпись учителя-логопеда ГБОУ «школы № 949» /_____________/
Приложение № 2
Перспективный тематический план подгрупповых занятий для детей с ФФНР (подготовительная группа)
Перспективный тематический план подгрупповых занятий для детей с ОНР (подготовительная группа)
Приложение № 3
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
Планирование
индивидуальной логопедической работы(нужное отметить +)
c ________________________________
1. Формирование правильного звукопроизношения.
Логопедический массаж;
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
постановка и коррекция звуков:
группа свистящих – С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
группа шипящих – Ш, Ж, Ч, Щ
группа сонорных – Л, ЛЬ, Р, РЬ
губно-губные – П, Б, М + мягк.
губно-зубные – Т, Д, Н + мягк.
заднеязычные – К, Г, Х + мягк.
Другие __________________________
автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, связном тексте.
2. Формирование фонематического восприятия:
определять звуки (гласные, согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие);
определять наличие и отсутствие звука, место звука в слове.
3. Формирование фонематического слуха
4. Работа над слоговой структурой слова.
5. Развитие грамматического строя речи
словообразование;
словоизменение.
6. Развитие лексической стороны речи
расширять предметный словарь;
расширять словарь признаков;
расширять глагольный словарь.
7. Формирование связной речи
формировать умение составлять рассказ по картинке;
формировать умение составлять рассказ по серии картин;
формировать умение составлять пересказ;
формировать умение составлять рассказ - описание.
8. Развитие психических процессов, моторики, интеллектуальной деятельности:
развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление;
развивать мелкую и артикуляционную моторику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".
Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...
Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"
Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...
Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяетцелевые ориентиры – социальные и психологические характеристики...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС)
В основе создания этой программы использованы «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, «Программа логопедической р...
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"
Данная программа подходит для учителей-логопедов ДОУ, реализующих коррекционно-развивающее обучение в условиях логопедического пункта....