Проблемы игр современных детей
статья

Сорочкина Елена Владимировна

В статье показаны проблемы игр в детском саду,  какие  условия способствуют  возвращению игры:

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Проблемы игр современных детей»

    Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…"

   Но проблемы игры детей дошкольного возраста  есть, и они очевидны:

 1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2.Доминирующим занятием дошкольников стал просмотр мультфильмов, художественные достоинства и развивающий потенциал которых в большинстве своем весьма сомнительны.

3.Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра. А «недоигравший» ребенок гораздо труднее приспосабливается к окружающему миру – ведь то, что его ровесники «прошли» с родителями в благоприятный для развития период, ему приходится осваивать самому, причем сразу же в «боевых» условиях, зачастую не имея права на ошибку.

4. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

5. В детских садах преобладают стационарные игровые уголки и закрытые реалистические игрушки с фиксированным способом действия (пластмассовые овощи и фрукты, посуда, кухонная утварь, инструменты и пр.). Такие игрушки провоцируют детей на стереотипные и однообразные способы действий. К тому же дети быстро теряют к ним интерес, поскольку их набор остается неизменным в течение многих месяцев.

6.Без игровой компетентности педагога невозможна развитая игра детей. Для дошкольного педагога важно знание разнообразных игр – фольклорных, народных и современных. Такие игры представляют особый пласт культуры, адресованный детям и несущий в себе серьезный развивающий потенциал. Посредником в передаче этой культуры детям должен выступить, прежде всего, дошкольный педагог.

    Сложившаяся ситуация  побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей.

   В современной дошкольной педагогике значение игры не отрицается, а, напротив, постоянно подчеркивается и часто рассматривается как чисто дидактическое. Всё  больше игра подменяется игровыми приемами и методами обучения, игровыми технологиями и все более становится не самостоятельной деятельностью (притом ведущей), а средством обучения.

   Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей 3–5 лет.

   Игра должна соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям  дошкольников, с характерными для неё  компонентами: сюжетом, количеством ролей и играющих, тематикой, правилами, включением игровых ситуаций и проблемой, игровыми действиями, продолжительностью.

   Мы наметили ряд следующих условий, способствующих возвращению игры:

  • Прежде всего,  для появления детской игровой инициативы, необходимо  давать время на самостоятельные игры детей,  возможность выбрать занятия и материалы для собственной активности.

В младших и средних  группах дети большее время играют в самостоятельные игры, в подготовительной         группе из-за учебной деятельности у дошкольников времени на творческие игры остаётся,   к сожалению,  только во второй половине дня.

  • Уровень игры детей зависит от полифункциональности среды и игровых материалов при  организации игровой деятельности дошкольников.

Там, где дети могут самостоятельно создавать игровое пространство с помощью предметов-заместителей, бросового материала, других  подручных материалов, уровень игры существенно выше.

  • Для развития игры  с учётом возрастных особенностей детей  важным условием является создание адекватной предметно-пространственной среды, которая предполагает  гибкость и трансформируемость пространства, возможность использования разных  наборов игровой мебели  для игр:  салон красоты, библиотека,  магазин, больница, кафе и др..

      В игровых зонах имеются атрибуты в равной степени удовлетворяющие интересы и мальчиков, и девочек (куклы, машинки). Кроме того, игровая среда меняется , «растёт» вместе с детьми: например, пирамидки в младшей группе сменяются деревянными конструкторами из геометрических фигур для старших детей.  Однако в условиях ограниченного пространства группы сделать это не так просто, поэтому мы  располагаем реквизиты в тематических уголках: спортивном, театральном и собственно игровом.

    В младших группах для развития игр  свойственна предметная деятельность детей  с сенсорным уклоном, конструктивная и сюжетная игра.  Для этого создан сенсорный         уголок, который способствует развитию тактильного восприятия, мелкой моторики рук.  Дети осваивают действия с разнообразными игрушками: разборными (пирамидки, матрёшки и др.), строительным материалом и сюжетными игрушками (машинки, куклы с посудкой, мишки, зайки и др.). В этом возрасте в играх отражается  привычная им бытовая жизненная последовательность: погуляв с куклой, её кормят, укладывают спать; перед едой кукле нужно помыть руки, завяжут салфетку, покормят ложкой, а пить дадут из чашки и др..Дети с удовольствием играют в мягкий конструктор, крупные кубики, делают башенки, домики, ворота.

   В подготовительной группе в сюжетно-ролевых играх дети осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие значимые жизненные ситуации, например: рождение ребёнка, болезнь, свадьба, играют в полицейских, пожарных и т.д.. Игровое пространство усложняется. Например, если исполняя роль зрителя, он должен купить в кино или театр билет, а артисты показать спектакль. Мальчики охотно играют в  военные действия, перевоплощаются в  моряков,  спасателей, космонавтов и др..Для выполнения таких игр дети выполняют различные по степени сложности конструктивные постройки,  как по собственному замыслу, так и по условиям.

    В играх с правилами с младшими дошкольниками педагог втягивает детей в игру, выступая заинтересованным участником, задающим образец действий.  Для театральных игр для этого возраста применяем: пальчиковый театр по сказкам, театр с игрушками, куклами.  Для музыкальных игр подобраны атрибуты музыкальных инструментов: погремушки, бубны, шапочки-маски.

  У детей подготовительной группы в дидактических играх,  с правилами,  театрализованных играх,   формируется  умение самостоятельно организовывать игры, выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки; выбор ведущего;  распределение между собой обязанностей и ролей.  Дети могут договариваться между собой, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

   Следует отметить, что в последнее время во всем мире разворачивается общественное движение в защиту детской игры. 1 февраля 2013 г. ООН объявила о принятии Комментария к ст. 31 Конвенции о правах ребенка, провозглашающей право на игру.

Инициатором принятия Комментария стала Международная ассоциация игры (IPA –International Play Association).

   В этих комментариях содержится призыв противостоять тревожным тенденциям современного детства, которые подвергают опасности детское развитие, и принять меры по осуществлению долгосрочных программ, обеспечивающих право ребенка на игру.

  В связи с этим мы с 2016 года являемся лидерами большого сообщества   всероссийского проекта «Игра 4 Д» программы «Университет Детства», главной целью которого является  возрождение детской  игры.  В проекте участвовали  старшие дошкольники, а теперь продолжают играть и  малыши.

   Мы хотим, чтобы каждый ребенок в детском саду был здоров, чувствовал себя счастливым и мог в полной мере раскрыть свой потенциал.

   Позвольте себе побыть ребенком, воспользуйтесь возможностью иногда возвращаться в детство - и давайте играть!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные дети – современные игры»: проблемы организации игровой деятельности в ДОУ и семье

Раздумья о том, каков же современный ребенок, как его воспитывать, как достигать с ним взаимопонимания, привели к тому, что у современного ребенка должен быть современный педагог. Мы начали прорисовыв...

Непомнящая Т.П. Мать-одиночка: психологические аспекты проблемы воспитания современных детей

В статье описаны механизмы взаимосвязи матери и ребенка, раскрыты понятия "психологический симбиоз", "мать-одиночка", "неполная семья", описано психопатогенное влияние гиперопеки на развитие ребенка и...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Родительская конференция по развитию речи детей. Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.

Родительская конференция по развитию речи детей.Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»

Родительское собрание «Проблемы воспитания современных детей»...