РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (младшая, средняя, старшая группа)

Русских Ольга Сергеевна

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ольга Сергеевна Русских

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –Петербург

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_v_detskom_sadu.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ И ПРОДУКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ольга Сергеевна Русских

Воспитатель ГБДОУ Детский сад № 27 Калининского района г. Санкт –Петербург

Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук (мелкой моторики). Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Уроки письма и рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Кроме того, фаланги пальцев — основные инструменты трудовой деятельности представителей ряда профессий. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.

Российский ученый Бехтерев В. М. [1] своими многочисленными исследованиями и работами уверенно доказал неопровержимое влияние манипуляции кистей рук на речевое развитие. При ежедневных занятиях развития и совершенствования мелкой моторики можно значительно улучшить качество произношения звуков, а это значит развить речь. Совершенно простые движения рук снимают усталость, напряжение не только с рук, но и с губ, способствуют улучшению произношения звуков, то есть способствуют развитию речи.

Научные работы Кольцовой М. М. [2] доказывают, что в коре больших полушариях мозга довольно обширное представление имеет каждый палец руки. В тех случаях, где у ребенка происходит своевременное развитие речи, этот факт используется как развивающий и совершенствующий. Ученые-нейробиологи и психологи, которые занимаются активными исследованиями функциями головного мозга и психического развития детей неоднократно доказали и подтвердили существование связи между моторикой руки и развитием речи. Развитие мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии имеем большое значение, и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, как результат образования ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными ощущениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Еще во втором веке до нашей эры китайским целителям было известно о влиянии на развитие мозга мануальных (ручных) действий. Ученые и специалисты утверждали, что активные игры с участием пальцев и рук приводят в отношение полной гармонии тело и разум, активизируют мозговые системы.

Намикоси Токудзиро, [5] японский врач, в системе своих открытий и исследований создал методику оздоровления и воздействия на руки. Он доказывал, что на пальцах рук расположено огромное количество рецепторов, которые посылают свои импульсы в центральную нервную систему человека. Китайские ученые и восточные целители пришли к выводу, что каждый палец несет влияние и взаимосвязь с определенным внутренним органом.

Логоша Г. Е., Симонова Е. С. [3]   пишут, что работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего детства, массируя пальчики младенцу, мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга. Как в раннем, так и в младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождаемые потешками или короткими стихами. Из очень далеких времен к нам «пришли» такие потешки как «Сорока-сорока», «Идет коза рогатая, идет коза бодатая», «Пальчик, пальчик где ты был?», «Ладушки — ладушки», «Ходил дед за водой» — (прочитывая речитатив, пальчиками одной руки «ходим» по ладошке другой руки — ходил дед с бородой, он ходил за водой, тут — пень (показываем запястье), тут — колода (показываем локоток), тут — холодная вода (показываем подмышки, щекочем слегка, вызываем положительные эмоции). Игры и занятия на освоение и развитие мелкой моторики проходят увлекательно и притягательно.

Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук ребёнка усложняет строение мозга, развивает психику, речевые и интеллектуальные способности, способствует становлению личности дошкольника. Это и является основной целью занятий в детском саду.

Задачи занятий:

Развитие умения ребёнка производить точные движения кистью и пальцами рук.

Развитие тактильной чувствительности рук.

Формирование способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

Развитие речи, улучшение произношения звуков.

Развитие мышления, воображения, ориентировки в пространстве, памяти, внимания.

Овладение жизненно важными умениями, бытовыми навыками.

Подготовка руки к письму.

Развитие умения создавать поделки из различных видов материала (пластилина, бумаги, круп, пуговиц и т. п.).

Снятие психоэмоционального напряжения.

Приемы, применяемые для развития моторики разных возрастных групп:

Первая младшая группа - массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, собирание мелких предметов, лепка колбасок, лепёшек, вылавливание предметов ложкой или совком, выжимание губки, проталкивание мелких игрушек через отверстие, шнуровка, постройка башни из кубиков.

Вторая младшая группа - пальчиковые игры, нанизывание бусинок или пуговиц на нитку, использование пинцета, пипеток, прищепок, работа с иглой, собирание матрёшки, пирамидки, поиск предмета в тарелке с рисом, завязывание бантиков, узелков, сматывание нитки в клубок, закрепление канцелярских скрепок, резинок для волос, выдавливание фигурок из пластилина с помощью трафарета.

Средняя группа - пальчиковые игры, образы из пальчиков, конструирование из счётных палочек и строительных игрушек, собирание мозаик и пазлов, изготовление аппликаций и фигур из салфеток, инсценировка стихов с помощью рук, рисование, лепка из пластилина и соленого теста, соты Кайе, блоки Дьёнеша, палочки Кьюзенера, оригами, раскрашивание, театрализованные действия, наклеивать наклейки.

Старшая группа - упражнения с использованием массажных резиновых мячиков с шипами, ванны с шариками, упражнение «гладильная доска», создание картин из ниток, ткани, изображение на картонке с отверстиями чисел методом шнуровки, плетение из цветных шнурков, аппликация семенами, крупами, макаронными изделиями, конструирование из камушков, природного материала, решение логических задач со счётными палочками, изготовление украшений из пуговиц, бусинок, соты Кайе, блоки Дьёнеша, палочки Кьюзенера, оригами, копирование, обведение рисунка по контуру, посадка семян, лука, уход за растениями,  рисование нетрадиционными материалами.

Подготовительная группа - пальчиковая гимнастика, самомассаж с помощью горошин, карандашей, игры с мелкими предметами, собирание мелкой мозаики, изобразительная деятельность, раскрашивание картинок, изготовление оригами, художественный труд с использованием плетения, аппликации, папье-маше, рисунки по клеточкам, графический диктант, прописи, рисунки по точкам, работа с ножницами, определение на ощупь что спрятано под салфеткой, проведение по лабиринту шарика с помощью указки, соты Кайе, блоки Дьёнеша, палочки Кьюзенера, оригами, театрализованная деятельность, театр теней, посадка семян, лука, уход за растениями, криотерапия.

Криотерапия дословно — это лечение холодом. Но в нашем случае, положительный эффект дает не столько холод, сколько контраст температур, т. е. воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно, контрастная терапия. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Нормализуется мышечный тонус, сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких дифференцированных движений, соответственно развивается двигательная зона коры головного мозга и, как следствие, улучшает процесс развития речи. Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Необходимы кусочки льда, которые заранее готовят. Проведение криотерапии с детьми имеет свои противопоказания и свою методику. Нельзя проводить криотерапию детям с эписиндромом. Осторожно применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми. Первое – это криоконтраст. Дети берут кусочки льда из миски и перебирают их 10-15 секунд. Затем разогревают руки, это делается в тазу с тёплой водой или на пластиковых бутылках с горячей водой. Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем. Эту работу можно разнообразить, добавив в лед аромомасло, цвет. Второе - пальчиковая гимнастика (в основном на растягивание мышц).

Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Опираясь на опыт Луговской Ю., [4] можно предложить следующие занятия дома с родителями и в детском саду. Если ребенка не увлекают развивающие пособия — предложите ему настоящие дела. Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

 1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

 2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки. Отшелушивать пленку с жаренных орехов.

 3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

 4. Лепить из теста печенье. Лепить из марципановой массы украшения к торту.

 5. Открывать почтовый ящик ключом.

 6. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

 7. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

 8. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.

 9. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

 10. Помогать родителям отвинчивать различные пробки — у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

 11. Помогать перебирать крупу.

 12. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

 13. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

 14. Собирать на даче или в лесу ягоды, грибы, травы, цветы.

 15. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

 16. Вытирать пыль, ничего не упуская.

 17. Включать и выключать свет.

 18. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

 19. Перелистывать страницы книги.

 20. Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Стоит предупредить, что многие новоприобретенные навыки не облегчат вам жизнь. Но зато вы сможете гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки. Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария - оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того, большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка [6].


Список литературы:


1. Бехтерев В. М. Избранные работы по социальной психологии. [Вступ. ст. А. В. Брушлинского, В. А. Кольцовой; Коммент. и примеч. Журавлева А. Л. и др.]; Рос. АН, Ин-т психологии. - М.: Наука: ИФ "Наука-философия, право, социол. и психология", 1994.


2. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка: (Роль двигат. анализатора в формировании высш. нервной деятельности ребенка). — М.: Педагогика, 1973.

3. Логоша Г. Е., Симонова Е. С. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 299-302. — URL https://moluch.ru/archive/180/46472/ 

4. Луговская Ю. Развитие мелкой моторики в быту. http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml, М., 2009.

5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов.  - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. — 48 с.

6. Источники: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/08/25/razvitie-melkoy-motoriki-u-detey-doshkolnogo-vozrasta;

http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac67.htm




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста»

В данном материале представлены практические рекомендации для родителей по развитию у детей мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях, используя сподручные материалы....

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"

"Влияние развития мелкой моторики рук на формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста"...

Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей дошкольного возраста».

«Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей  дошкольного возраста»....

Презентация "Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта"

Развитие мелкой моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта....

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста».

Опыт работы воспитателя МБДОУ №36 Лисичкиной Г.В. Тема : «Развитие мелкой моторики через игры на тактильное восприятие у детей раннего возраста»....

Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности»

Консультация для воспитателей:«Развитие мелкой моторики через различные виды продуктивной деятельности» Воспитатель: Пономарева Оксана Фаритовна15.02.2020...