«Сенсорное воспитание детей 3-4 лет через дидактические игры».
статья (младшая группа)

Изевлина Наталья Владимировна

Сенсорное воспитание детей 3-4 лет через дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_administratsii.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ» ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

«Организация образовательного процесса в ДОУ»

«Сенсорное воспитание детей 3-4 лет через дидактические игры».

                

Слушателя курсов

 Изевлиной Н.В.

 воспитателя МБДОУ ЦРР № 402

тел: 8 9626126527

_________________________________________

(подпись, дата)

Самара 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

  1. Проблема формирования сенсорной культуры дошкольников через дидактические игры.

5

  1. Разработка дидактических игр для формирования сенсорной культуры детей второй младшей группы (3-4 года).

8

  1. Заключение.

18

  1. Список литературы.

20

Введение.

В дошкольной педагогике одним из вопросов требующих пристального внимания,  является  проблема формирования сенсорной культуры.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном возрасте трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накоплении представлений об окружающем мире.

Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познания окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущении и восприятии. Мы узнаём об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха, и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть более сложные самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление.

Развитие сенсорного восприятия в младшем возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребёнка. Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное, планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее особенностям и возможностям маленького ребенка. Ее основу составляют взаимосвязь увлекательной, радостной игры и доступного, продуктивного процесса усвоения знаний. Это игра, но игра познавательная, расширяющая и систематизирующая представление об окружающем мире, влияющая на развитие любознательности, познавательных интересов и способностей дошкольников.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлено в работах исследователей и педагогов (Е. И. Тихеевой, Н. Ф. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. Ф. Иваницкой, Е. И. Удальцовой и др.).

Проблема формирования сенсорной культуры дошкольников через дидактические игры.

В современной дошкольной педагогике дидактическая игра  рассматривается как игра обучающая.  При использовании такой формы работы,  сенсорные и умственные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата ).    

Вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А. П. Усовой, Е. И. Радиной, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. Ф. Иваницкой, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгером. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.                    В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит воспитатель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения и воспитания детей в детском саду.                   

Психолог А. В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактическая игра как игровая форма обучения - явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Учебное, познавательное начало в игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих например цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются и проводятся с детьми обучающие игры, придает игре целенаправленный, дидактический характер. Например, в играх с дидактической задачей - развивать восприятие формы предметов-воспитатель не говорит детям об этом прямо, а предлагает рассмотреть картинки и подобрать похожие. Это и делает дидактическую игру особой формой игрового обучения и в большей мере непреднамеренного усвоения знаний и умений детьми.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровой замысел, игровые действия и правила.

     Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями.  

Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду:

- какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться  с детьми;

- какие умственные операции в связи с этим должны развиваться;

- какие качества личности в связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, активность, наблюдательность, настойчивость и др.).

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Например, в игре  «Помоги кукле найти вторую рукавичку» дидактическая задача формулируется следующим образом: упражнять детей в различении предметов разного цвета, выбирать такой же по образцу и слову: развивать наблюдательность.

В рамках дидактических игр цели обучения достигаются через решение игровых задач. При проведении игры воспитатель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности детей - игровой и учебно-познавательной, стремится не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Игровой замысел – то, ради чего играют дети: складывают пирамидку;  надевают мишке рукавички такого же цвета, как и шапочка; подбирают к картинкам взрослых животных их детенышей и т.д.

Формами реализации игрового действия могут выступать:

1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание,         прокатывание;    

2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);

3) осуществление поиска и находки нужной игрушки, предмета, звука, слова;

4) загадывание и отгадывание загадок;  

5) выполнение определенной роли;

6) соревнование (индивидуальное или         коллективное);

7) особые игровые движения, такие как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий.

Итак, зная программные требования, своеобразие дидактической игры, учитывая интерес детей, владея искусством руководства игрой, воспитатель разрабатывает варианты знакомых детям игр и творчески создаёт новые полезные и интересные игры. Следовательно, руководство дидактической игрой состоит в правильном определении дидактической задачи познавательного содержания, в определении игровой задачи и реализации через неё дидактических задач; в продумывании игровых действий, которые являются одной из важнейших задач игры и интересны для детей, побуждают их к игре; в определении игровых правил, предвидении обучающих результатов.

Особую заботу воспитателя составляет создание « материального центра» игры: подбор игрушек, картинок и других материалов для игры.

Разработка дидактических игр для формирования сенсорной культуры детей второй младшей группы (3-4 года).

Дидактические игры для развития сенсорных способностей у детей
второй младшей группы.

Форма:

1. «Сложи узор».

2. «Игра с веревочкой».

3. «Угадай, что в мешочке».
4. «Разбери по форме».

5. «Составь фигурку».
6. «Игры со счетными палочками».
7. «Найди такой же».
8. «Собери цветочек».
9. «Украсим платочек».
10. «Конструктор».
11. «Найди все фигуры как эта».
12. «Зашей юбку».

Цвет:
1. «Воздушные шары».
2. «Улетающие шары».
3. «Игрушки».
4. «Красивый букет».
5. «Живое домино».
6. «Полосатые коврики».
7. «Выбор однородных предметов по цвету из четырех предложений».
8. «Сделаем кукле бусы».
9. «Игры с мозаикой».
10. «Помоги куклам найти свои игрушки».
11. «Спрячь мышку».
12. «Самолет».

Величина:
1. «Домики и дорожки».
2. «Кто быстрее».
3. «Широкая и узкая дорожка».
4. «Скатай ленту».
5. «Строимся на зарядку».
6. «Сравни предметы».
7. «Кто быстрее соберет бусы».
8. «Лесенка».
9. «Найди лишнюю фигуру».
10. «Встань к дереву с самым толстым стволом».
11. «Сбор урожая».
12. «Построй башенку».

Развитие тактильных и вкусовых ощущений:
1. «Угадай, что съел?».
2. «Найди листок».
3. «На что похоже».
4. «Чудесный мешочек» .
5. «Найди ошибки».
6. «Чего не стало».
7. «Найди, о чем расскажу».
8. «Посели животное».

«Спрячь мышку»

Цель:    Ознакомление   детей с шестью цветами спектра и их названиями.  Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, посередине белый квадрат, на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы, игрушка - кошка.

Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы, белые квадраты на них, цветные квадраты; по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

Ход. Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь мышку!». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышек от кошки, подбирая к разноцветным домикам окошки точно того  же цвета, как домик, и закрывая окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«В царстве фигурок-человечков»

Цель:    Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры..

Материал. Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник с нарисованными «лицами» - фигурки-человечки.

Раздаточный: по 2-3 круга, квадрата, треугольника меньшего размера разного цвета на каждого ребенка,

Ход.    Воспитатель вместе с детьми поочередно рассматривает круг, квадрат, треугольник, обводя их контуры пальцем, дает  названия этих фигур.  Затем проводится игра: фигурки – человечки поочередно обходят всех: детой и собирают в корзинку печенье (разноцветные круги, квадраты, треугольники). Каждая фигурка берет печенье такой же формы, как и она сама.

«Лото «Цвет»

Цель:    Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

       Ход. Воспитатель раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Воспитатель - ведущий. Она достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?». Если" ребенок, у кого есть такая же картинка, отзывается, он получает ее и закрывает ею картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

«Кто где спит»

Цель:    Ознакомление детей с пятью геометрическими формами и их названиями. Формирование действия подбора по образцу.

Материал: Демонстрационный:- больший круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник (фигурки-человечки).

Раздаточный: те же фигурки меньших размеров с лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с контурными изображениями тех же фигур той же величины.

Ход. Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков.  Воспитатель поочередно показывает фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя пальцем фигуру, воспитатель спрашивает, какой формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, т. е. разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными.                                                  

«Гости»

Цель:    Обучение группировке геометрических фигур по форме с отвлечением от величины и цвета.

Материал. Демонстрационный: большие листы бумаги с контурным изображением круга и овала («домики» фигурок-человечков). Раздаточный: круги и овалы разных цветов и размеров (по 3-4 шт.) на каждого ребенка.

Ход. Воспитатель показывает круг и овал, просит вспомнить имена «человечков», показать, чем они отличаются друг от друга, обведя их пальчиками. Затем дети сравнивают вырезанные из картона фигурки круга и овала с контурным изображением этих фигур на листах бумаги (в их домиках): рассматривают, обводят пальчиком по контуру. Далее проводится игра. Дети помогаю младшим братишкам и сестричкам круга и овала (круги и овалы меньших размеров) найти дорогу в домики своих старших братьев, т.е. раскладывают все кружки на лист бумаги с изображением круга, все овалы - на лист бумаги с изображением овала.

«Окраска воды»

Цель:    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными обозначениями: "светлый", "темный", "светлее", "темнее".

Материал. Демонстрационный: 2 большие банки с наклейками -светло-красной и темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки.

Ход. Воспитатель предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Воспитатель показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где темно-красная. Воспитатель сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

«Бусинки большие и маленькие»

Цель: Учить детей чередовать предметы по величине.

Материал. Шнурки, плоскостные бусинки.

Ход. Воспитатель с детьми рассматривает украшенную бусинами ёлочку. Предлагает сделать украшение на ёлочку. Воспитатель показывает, как правильно сделать гирлянду из бусинок, предлагая образец. Далее дети самостоятельно изготавливают гирлянды из бусинок, соблюдая последовательность отбора бусин, путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Кислое, сладкое, соленое»

Цель: Познакомить детей с вкусовыми качествами овощей и фруктов.

Материал. Дед Мороз, мандарины, лимоны, соленые огурцы

Ход. Воспитатель предлагает рассмотреть подарок, который принес им в группу Дед Мороз. Рассмотрев предметы, воспитатель проводит опрос о вкусовых качествах данных предметов. Затем угощает детей и подтверждает или уточняет представления детей.

«Найди предмет такой же формы»

Цель: Обучение сопоставлению формы предметов с эталонами формы.

Материал. Геометрические фигуры, картинки, игрушки, мяч.

Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе перед ними, говорят, какой формы игрушки и предметы - круглой, овальной и т.д. Далее проводится игра: воспитатель показывает одну из фигур и предлагает тому ребенку, к кому покатился мяч, выбрать игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет перекладывают на другой стол рядом с формой-образцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.

«Три квадрата»

Цель:    Обучение способам соотнесения предметов по величине (наложение и приложение), обозначение величины предметов словами.

       Материал. Демонстрационный: фланелеграф, три квадрата разной величины. Раздаточный: тот же материал меньшего размера на каждого ребенка.

Ход. Воспитатель с детьми рассматривает квадраты, как это делается; дети учатся выбирать самый большой квадрат, используя прием наложения, затем больший из оставшихся и т.д. Воспитатель показывает, как строится башня снизу вверх: сначала большой квадрат, потом средний, потом маленький квадрат. Далее дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении.

«Достроим домики»

Цель:    Развитие глазомера детей.

Материал. 3 домика (без крыш), различающиеся последовательно по длине на 0,5 см; крыши к домикам соответствующей величина

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Достроим домики". Он выставляет дома без крыш на доске или фланелеграфе в ряд по порядку (по убывающей величине). Затем показывает, как надо достраивать дома: он берет крыши, лежащие в стороне в беспорядке, и подбирает нужную по размеру крышу так, чтобы ничего не выступало за контуры дома. Далее дети действую самостоятельно, достраивая свои дома.

«В царстве царя-Разноцвета»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки и предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

Ход. Воспитатель рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки жили в своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые - в зеленом и т.д.). Далее вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлых оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

«Орнамент»

Цель: Обучение восприятию и воспроизведению взаимного расположения геометрических фигур на плоскости с учетом их цвета и формы.

Материал. Демонстрационный: образец орнамента: в центре зеленый квадрат (5x5 см), по углам красные круги (диаметром 6 см). Раздаточный: листы бумаги с контурным изображением того же орнамента, нужные для него фигуры меньшего размера: квадраты (3x3 см), круги (диаметром 4 см).

Ход. Воспитатель анализирует с детьми образец аппликации: какая фигура посередине, какие - по углам. Далее предлагает отобрать нужные фигуры и разложить их на контуре.

«Магазин»

Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал. Игрушки и предметы шести цветов и их оттенков (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

Ход. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо добиваться четкого определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.). Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы ее цвет совпал с цветом чека (оттенки цветов включаются). Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться на «продавцов» и «покупателей».

«Радуга»

Цель: Ознакомление детей с системой цветов, включая новый для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги.

Ход. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Воспитатель обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Воспитатель руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности.

«Чудесный мешочек»

Цель: Обучение подбору фигур на ощупь по зрительно воспринимаемому образцу.

Материал. Два набора из пяти геометрических фигур, мешочек.

Ход. Воспитатель заранее раскладывает на столе геометрические фигуры. Второй набор геометрических фигур помещается в мешочек. Воспитатель объясняет правила игры; воспитатель показывает образец одной из геометрических фигур и предлагает вызванному ребенку найти в мешочке на ощупь такую же фигуру, назвать ее. Все дети по очереди ищут в чудесном мешочке ту фигуру, которую показывает воспитатель.

«Составные картинки»

Цель:  Обучение  расчленению изображения предмета на составные части и воссозданию сложной формы из частей.

Материал. Демонстрационный: образцы рисунков, составленных из геометрических фигур: дерево, елочка, домик, машина, человечек.

Раздаточный: фланелеграфы, круги, квадраты, прямоугольники, овалы треугольники для фланелеграфа.

Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы рисунков. Рисунки анализируются с точки зрения составных его частей: особенности величины, пропорций и форм, особенности расположения их в пространстве. Затем дети выкладывают различные картинки на фланелеграфе.

Заключение.

 Сенсорное воспитание является целенаправленным развитием у детей сенсорных процессов (ощущения, восприятия и представления); сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине). Что касается сенсорного развития, с одной стороны, оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих других видов деятельности. Одним из средств сенсорного воспитания дошкольников является дидактическая игра.

Дидактические игры дают положительный результат при условии планомерности их проведения. Педагог, предварительно хорошо изучивший содержание соответствующего раздела образовательной программы, по которой работает учреждение, распределяет материал в течение  учебного  года, соблюдая последовательность от простого к сложному. Усложняются требования воспитателя к детям. Соответственно и усложняются дидактические игры и упражнения. Так постепенно у детей накапливаются знания об окружающем, в том числе и о сенсорных эталонах.

        Эффективность дидактических игр во многом зависит от эмоциональности их проведения. Добиваясь путем повторения прочных знаний и умений у всех детей группы, следует заботиться о том, чтобы сохранить у детей интерес к занятиям, стремиться к тому, чтобы они выполняли, что от них требуется, охотно и с удовольствием. В раннем возрасте дети еще в незначительной степени способны к волевым усилиям, они не могут заставить себя делать то, что не вызывает у них интереса. Они быстрее овладевают доступными им умениями, если этот процесс вызывает у них положительное отношение, чувство радости, удовольствия.

При грамотном, умелом  использовании воспитателем дидактической игры в сенсорном развитии и воспитании детей четвертого года жизни можно достичь высоких результатов, как в сенсорном, так и в общем развитии малышей.

Список литературы.

  1. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.,  Просвещение, 1988.
  2. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателей дет.садов., - 2 – е изд., дораб./ А.К.Бондаренко, - М., Просвещение, 1991.
  3. Дидактические игры и упражненияпо сенсорному воспитанию дошкольников. /Под ред.Л.А. Венгера. М.: Просвещение,1978.
  4. Сенсорное воспитание в детском саду:  Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н.   Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.
  5. Усова А.П. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника//Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит ос...

Презентация самообразования по теме: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры" - тема самообразования, целью которого является повышение своего теоретического уровня, профессионального ...

Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры

Консультация для родителей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»...

Консультация для родителей на тему: «Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры»

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойств...

Консультация для родителей на тему: Сенсорное воспитание детей 2-3 лет через дидактические игры

Цель: обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста....