Преимущества и процедура использования сказкотерапии в детском возрасте
статья (младшая группа)

Преимущества и процедура использования сказкотерапии в детском возрасте     

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение сказкотерапии для дошкольников учит, как поступать в сложных ситуациях, как продуктивно общаться, анализировать и исправлять поведение. Терапевтический рассказ позволяет «встретиться» через главного героя с личными страхами малыша. Существует негласное правило: чем больше узнаешь о предмете/персонаже, которого страшишься, тем меньше боишься. Когда малыш слушает о победе главного героя над страхом, сам постепенно становится уверенным и перестает бояться. Очень часто можно встретить сказки, в которых главному герою помогают преодолеть трудности. Это члены семьи, друзья, животные или другие персонажи. Идентифицируя себя с главным героем, ребенок осознает, что он в своей проблеме не один. Он обретает уверенность, что проблема решаема и обязательно придут на помощь близкие люди. В сказках прорабатываются темы любви, дружбы, добра и сочувствия. Пребывая в размышлениях о сказке, дошкольник постепенно понимает, что имеет внутренние силы: самостоятельность, смелость и разные умения. Терапевтическая значимость историй в том, что ребенок расслабляется, приобретает решимость и узнает свои сильные стороны.

 Малыши очень уязвимы в своих эмоциях, чувствах, учитывая это, специалисты детского развития выделили основные цели, которые нужно достичь в ходе работы:

 развитие творческого потенциала, самосознания; обеспечение условий для развития воображения и мышления; помощь в выражении творчества,

 формирование адекватной самооценки; снижение тревожности и агрессивности у ребенка,

 помощь в формировании навыков приемлемого выражения эмоций; развитие способностей к общению и регуляции эмоций. Особенностью этого метода является ненавязчивое воспитание. Сказку может рассказывать или читать специалист, мама, папа.

 Во время прослушивания происходит элементарный анализ поведения главного героя. Анализируя, ребенок самостоятельно приходит к определенным выводам, которые взрослые хотели воспитать в нем. Известный детский психолог Зинкевич-Евстигнеева выделяет основные виды сказок для малышей:

художественные – сказки, дошедшие до нас от предков, созданные мудростью народа за многие века. В них присутствует художественное описание, пополняющее пассивный словарь дошкольников названиями чувств, поведения, предметов. Эти сказки отлично используются как психокоррекционный, дидактический, психотерапевтический материал. Народные – древние притчи, мифы. Раньше сказки строились на основании одной идеи – единстве человека и природы. В таких историях для терапии важны сюжеты: о взаимоотношении людей и животных, общении в быту и другие. В народных сказках встречается преобразование и трансформация – таких сказок мало, но самой яркой из них является история «Гадкий утенок». Также бывают страшные истории – сказки-страшилки применяются не для всех. Взрослый, который читает сказку, должен быть уверен в стрессоустойчивости ребенка. Здесь срабатывает эффект «самотерапии»: прокручивая в мышлении страшную историю про ведьм, нечистых духов, дети моделируют выход из тупика, чем освобождаются от тревоги. Внимание! Эти сказки рекомендованы для старших детей. Обязательным условием окончания истории является ее неожиданная и смешная концовка. Авторские – это художественные истории, необходимые для проработки внутренних переживаний. Хорошие отзывы имеет сказка Л. Пантелеева «Две лягушки», она подходит для выявления ресурсов ребенка или взрослого. Дидактические – это еще одна разновидность сказок, призванных стимулировать детей к выполнению учебных заданий. Психокоррекционные – эти сказки особенные, так как должны быть регламентированы правилами чтения и подбора к конкретной проблеме дошкольника. Психотерапевтические – истории, позволяющие увидеть ситуацию по-другому. Эти сказки не всегда отвечают на вопрос, чаще они оставляют человека с открытым вопросом. Это и является основой для личностного роста. Истории затрагивают такие экзистенциальные темы, как любовь и жизненный путь, потери и приобретения, жизнь и смерть. Их не часто используют для дошкольников, но это отличный способ объяснить данные философские темы, если ребенок столкнулся с ними в жизни. Правила регламента психокоррекционных сказок Чтобы произвести коррекционную работу с ребенком посредством сказок, нужно тщательно подготовиться. Результаты будут напрямую зависеть от правил поиска и представления истории. Психокоррекционная история должна быть, похожей на проблему ребенка, но не точно такой же. История должна иметь замещающий опыт, который поможет малышу выбрать подходящее решение проблемы. Сюжет строго по последовательности: начало и знакомство с героями, раскрутка произошедшей ситуации, рассказ о принятии решения проблемы главными героями, кульминация и решение трудностей, развязка обязательно позитивная, извлеченный главными героями урок, который приводит к изменениям в жизни. Такие истории можно просто читать не обсуждая. Это подтолкнет маленькую личность к размышлениям. Если малыш выразит готовность поговорить о сказке, можно проговорить или проиграть через рисунки, куклы, фигурки. Результаты сказкотерапии как логопедического метода Помимо указанных выше целей такой работы, логопед старается развивать речевую функцию. При помощи сказочных историй в доступной форме происходит обучение. Логопеду важно учитывать актуальный речевой статус, насколько выражены нарушения речи, возраст и особенности психических функций ребенка. В пересказе или при добавлении финала сказочных историй у дошкольника формируется связность речи. Можно давать возможность повторять диалоги, которые формируют навыки коммуникации.

Примеры использования сказок, всем известны некоторые сказки, пришедшие к нам из древности, известный пример «Курочка ряба» − для многих непонятная и нелогичная история. Но если к ней подойти с точки зрения терапии, можно проработать с ребенком многие вопросы: О чем эта сказка? подарок судьбы – золотое яичко, неподготовленные люди не могут принимать такие подарки, они не знают, что с ними делать; стереотипы – разбивать яйцо не обязательно, они могло быть сувениром, так и дети повторяют плохие поступки за другими, не думая о последствиях; случайности, которые изменяют жизнь – случайности возникают по своим законам, важно рассмотреть их; любовь к ближним – утешение во время трудностей, воспитание сострадания к близким; разбившаяся мечта – при разбитии яйца все плачут, но концовка истории должна быть позитивная, направленная на поиск ресурсов после сложной ситуации. Почему дед и баба расстроились, хоть и сами хотели, чтобы яйцо разбилось? Здесь можно порассуждать о неоправданных ожиданиях, несоответствии желаний и реальности и так далее. Затем разговор направляется в русло, чему нас учит сказка: чистота в помещении, чтобы не было мышей, гибкость в решении проблем, не делать другим то, что не желали бы себе. Это пример работы специалиста с известной сказочной историей. Психотерапевтических сказок существует много, они подбираются исходя из проблемы ребенка. Если это речевые трудности, сказки должны быть с простыми словами, диалогами, чтобы дошкольнику было просто их повторять. Также можно использовать авторские истории: «Сказка о зайчике, который обиделся на свою маму», «Как кенгуреныш стал самостоятельным», «Смелый гномик», «Мышонок и темнота» и многие другие. Рекомендации для терапии сказками Сказки для сказкотерапии – это не обычные истории, которые читаются и забываются. Каждая из них должна соответствовать цели и давать предполагаемый результат. Чтобы ребенок воспринял сказку, между ним и взрослым должна сформироваться эмоциональная связь. Быстро и легко достигается терапевтический эффект, если сказку на ночь читает один из родителей, лучше мама. Психолог или логопед, перед сказкотерапией должен обучиться проведению таких сеансов. Основные рекомендации по прочтению сказок, нельзя читать или рассказывать сказку монотонно! При передаче истории должны проживаться истинные чувства, эмоции. Садиться нужно перед малышом, чтобы он видел лицо чтеца. При этом он перенимает мимику взрослого, видит жесты, выражение глаз. Для детей важен зрительный контакт. Затянувшимся паузам запрет. Переживание чувств и эмоций должно быть «здесь и сейчас». Сказка не должна иметь очевидный конец. Готовые ответы в сказкотерапии не допускаются. Дошкольники самостоятельно, насколько это можно, должны фантазировать. Тогда малыш постепенно перестанет плакать во сне, его сон станет спокойным. Сказки должны подходить по возрасту. Именно поэтому такие сеансы проводит сказкотерапевт – человек, знающий все нюансы терапевтической работы. В два года ребенку еще сложно сосредоточиться, поэтому необходимо использовать элементарные сказки: «Теремок», «Колобок». Уже к 4 годам дошкольник отличает выдумки от реальности, воспринимает сюжеты и может дополнить историю самостоятельно. Терапия с применением сказки происходит не только классическим методом – чтением. В своей работе сказкотерапевт использует рисование истории, диагностику через сказку, сочинение, постановку с помощью маленьких фигурок, изготовление куколок. Чтобы сказкотерапия пошла на пользу непослушному или тревожному ребенку, малышу, имеющему проблемы с речью, необходимо учитывать его интеллектуальное и физическое развитие. Дети не соглашаются работать со взрослым, если у них недостаточная мотивация. Поэтому специалист, прежде всего, объясняет, что будет происходить, и какую обратную связь он желает получить от ребенка. Заключение Для логопедов и психологов показателем в работе является изменение поведения дошкольника, улучшение качества речи, ее связность и логичность. Использование метода сказкотерапии решает эти и другие проблемы сразу. Выбор сказки должен быть обоснованным, с учетом проблемы, возраста и метода донесения информации. Сказкотерапевт должен иметь хорошую подготовку, чтобы применять в работе несколько методов, наиболее подходящих настроению ребенка. Для специалиста основное умение в этом методе арт-терапии – возможность интерпретировать сказочные картины и придуманные ребенком концовки. Это даст почву для дальнейшей терапевтической работы после диагностики состояния психики или речевых отклонений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28

 В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий....

Организованная коррекционно-образовательная деятельность «Автоматизация звука [с] с использованием сказкотерапии» (средний дошкольный возраст 4 – 5 лет)

Цель: Автоматизировать звук [с] в слогах и словах, используя сюжет сказки «Теремок».Задачи:1.      Закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звука [с].2....

Консультация для воспитателей. Тема "Преимущества и недостатки использования в ДОУ мультимедийных технологий", 19.09.2019

Применение современных информационных технологий в обучении - одна из наиболее важных и устойчивых тенденций развития мирового образовательного процесса....

Преимущества и недостатки использования информационных технологий в дошкольном образовании

Преимущества и недостатки использования информационных технологий  в дошкольном образовании...

Виды мультипликации: преимущества и недостатки использования в детском саду.

Виды мультипликации: преимущества и недостатки использования в детском саду.Захарова Анна Алексеевнастудент, отделения дошкольного образования, Дзержинский педагогический колледж,РФ, г. ДзержинскАННОТ...