Преимущества и особенности использования информационных технологий в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ДДИ № 28
статья (младшая группа) по теме

 

В статье рассматривается коррекционная работа воспитателя на примере дома-интерната для  детей со сложной структурой дефекта с применением информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Преимущества и особенности использования информационных технологий   в  работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта   дошкольного   возраста   ДДИ    № 28».

Выполнила:

Валяева Е. А. –

воспитатель ДДИ № 28

Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушения в развитии. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций. Информационные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. В последние годы ведется открытая дискуссия о содержании, форме, методах специального обучения и характере профессионального мышления специалистов. Каждая новая задача развивающего обучения трансформируется в проблемы метода, разработки обходных путей обучения, которые позволяли бы достичь максимально возможных успехов в развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.

Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Воспитателю, применяющему в работе компьютерную технику, необходимо решить две основные задачи специального обучения: применять компьютерные технологии для развития детей с Синдромом Дауна и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии детей, имеющих сложную структуру дефекта.

Одной из важнейших функций компьютерных игр является обучающая. Компьютерные игры составлены так, что ребенок может представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.

В настоящее время информационные технологии стали активно применяться в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. Существуют компьютерные программы, направленные на развитие различных психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, словесно-логическое мышление и т.п., которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей со сложной структурой дефекта.

Работа с применением специализированной программы проводится под контролем специалиста, который составляет индивидуальный план, выбирает соответствующие ему упражнения, контролирует правильность их выполнения ребенком и дозирует необходимую нагрузку.

Применение информационных технологий в процессе коррекции общего недоразвития детей дошкольного возраста позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют специализированные компьютерные игры, такие как: «Игры для Тигры», «Солнечный замок», логопедический тренажёр «Дэльфа - 141», «Малыш» и др.

Занятия на компьютере должны быть комплексными. Они включают в себя 3 этапа.

I этап - подготовительный.

Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, конкурсы, соревнования, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.

II этап - основной.

Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером. Используется несколько способов "погружения" ребенка в компьютерную программу:

1 способ. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.

2 способ. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами, их назначением.

3 способ. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.

4 способ. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, в дальнейшем самостоятельно "читают" схемы.

III этап - заключительный.

Необходим для снятия зрительного напряжения (проводится гимнастика для глаз), для снятия мышечного и нервного напряжений (физ. минутки, точечный массаж, массаж впередистоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).

Занятия проводятся по подгруппам 4-8 человек 2 раза в неделю в первой половине дня.

Продолжительность каждого этапа занятия:

1 этап - 10-15 минут,

2 этап - 10-15 минут,

3 этап - 4-5 минут.

После каждого занятия проветривание помещения.

Занятия построены на игровых методах и приемах, позволяющих детям в интересной, доступной форме получить знания, решить поставленные педагогом задачи.

В настоящее время информационные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные программы для детей со сложной структурой дефекта.

Одним из главных направлений процесса информатизации современного общества становится информатизация образования, обеспечивающая широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Применение в образовании компьютеров и информационных технологий оказывает существенное влияние на содержание, методы и организацию учебного и воспитательного процесса.

Концепция модернизации Управления социальной защиты населения требует качественно нового подхода к профессиональному уровню подготовки педагогов сферы социальной защиты населения, к овладению техникой и технологией проектирования объектов профессиональной деятельности, к использованию информационных технологий в образовательных дисциплинах. Смещение приоритетов в сторону современных информационно – коммуникационных технологий сопровождается существенными изменениями педагогической теории и практики коррекционно-воспитательного процесса, реализуемого в детских домах-интернатах  департамента социальной защиты населения г. Москвы.

Одной из главных задач, стоящей перед коррекционным педагогом, воспитателем ДДИ № 28 является  активизация речевой и познавательной деятельности детей, со сложной структурой дефекта  и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего процесса социализации. Для реализации этих задач возникает необходимость применения в практике работы воспитателя информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Огромная часть информации воспринимается нашими детьми через зрительный анализатор. Учитывая это, мы решили мобилизовать зрительное восприятие детей с особенностями в развитии, применяя информационные технологиии, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию. Положительная мотивация к познавательной деятельности может быть результатом возникшего интереса к необычным занятиям, с которыми раньше дети, с особенностями в развитии  не встречались. Компьютер сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта усвоения материала.

Необходимым условием применения информационных технологий в коррекционно-образовательном процессе детей интерната является отсутствие противопоказаний со стороны их психофизического развития, что требует постоянной взаимосвязи работы воспитателя и медицинского персонала. Симбиоз работы воспитателя и врача позволяет избегать чрезмерного возбуждения или переутомления детей со стороны эмоционально-волевой сферы и контролировать уровень развития познавательной активности. Воспитателем в полной мере соблюдается девиз специальной педагогики и психологии: «Не навреди!» Материал информационных технологий ориентирован на контингент воспитанников интерната с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития.

Считаем одной из основных задач - развитие познавательной активности детей со сложной структурой дефекта за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Занятия с применением информационных технологий, составленные методически грамотно, хорошо помогают справиться с этой задачей.

Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться даже при индивидуальной работе с ребенком со сложной структурой дефекта.  Воздействие учебного материала на детей во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.       Детей привлекает новизна проведения занятии с использованием информационных технологий. Во время таких занятий создаётся обстановка реального общения, при которой дети со сложной структурой дефекта, с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у них пропадает страх перед компьютером.

При проведении занятий необходимо позаботиться об обратной связи с ребенком. Информация должна активизировать речевое общение, вызывающее детей на диалог. Использование информационных технологий показало, что у детей со сложной структурой дефекта повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету.

Анализ педагогической практики показал, что использование  информационных технологий - это мощный стимул в обучении, воспитании. При этом появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного занятия, обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов занятия.  Труд, затраченный на управление познавательной деятельностью, с помощью информационных технологий оправдывает себя во всех отношениях: познавательная мотивация увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.

Таким образом, воспитанники нашего интерната имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, воспитание,  применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как основной вид деятельности в работе воспитателя с детьми со сложной структурой дефекта дошкольного возраста ГКУ ДДИ № 28

 В статье рассматриваются игры как основной вид деятельности в коррекционной работе воспитателя на примере дома-интерната для  детейсо сложной структурой дефекта....

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)...

Конспект занятия с детьми со сложной структурой дефекта на тему: «Шарики, большой и маленький»

Коспект занятия для работы с детьми со сложной структурой дефекта....

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

«Использование игровых технологий в образовательном процессе с детьми со сложной структурой дефекта»

Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного воспитателя - выбрать методы и формы организации образовательного процесса для таких ...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....