«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»
консультация

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определѐнной степени наши потребности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, удовлетворяются в определѐнной степени наши потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей: 1 – потребность в автономности (независимости); 2 – потребность в компетентности (силе, всемогуществе); 3 – потребность в активности; А также реализуются потребности в нарушении запретов и правил, потребность в абсурде, благодаря которым сказка становится посредником между внутренним миром ребѐнка и внешним, объективным миром. Взрослый ведет сказку, задает интонацию. Подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя ребенок – рассказчик. Таким образом, сказка предоставляет возможность ввести ребенка в мир многовековой национальной культуры. Для того, чтобы сказка была интересна ребенку, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных моментов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора той или иной сказки. Если тема понятна ребенку, то он легче понимает образ сказочного героя, более того он начинает понимать и соотносить свои проблемы, тем самым может увидеть пути выхода из своей сложившийся ситуации. Важным моментом этого направления является то, что в процессе работы дефектолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения настроения, мимики, поведения и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. В своей работе я опираюсь на следующие принципы: - Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки. - Множественность. Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. - Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. В работе с данной категорией детей хороший результат дает использование драматизации сказки. «Проживание» под маской множества жизней значительно обогащает интеллектуальный, эмоциональный и поведенческий багаж человека. Слушая или читая сказку, ребѐнок или взрослый проигрывает еѐ в своѐм воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, он в своѐм воображении видит целый спектакль. Однако не каждый ребѐнок и взрослый обладает актѐрским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется также постановка сказок с помощью разных видов кукол. Дети, выполняя действия, находятся долгое время в активном состоянии, происходит всестороннее их развитие. У обучающихся формируются адекватные коммуникативные навыки, даже у детей без экспрессивной речи увеличиваютя и становятся более выразительными вокализации. Драматизация сказок с куклами. Постановка кукольных спектаклей даѐт детям возможность проявить себя творчески. Манипулируя с куклой ребенок видит и чувствует, как каждое его действие отражается на поведении куклы. Следовательно ребенок получает обратную связь о своих действиях и эмоциях, что позволяет ему усвоить социально значимую модель поведения уже вне сказки, в повседневной жизни. Благодаря куклотерапии создаѐтся особая «терапевтическая» среда, стимулирующая развитие личности ребѐнка. Работа с куклой позволяет: - совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений; - нести ответственность за управление куклой; - проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким – либо причинам человек не может или не позволяет себе проявлять; - осознавать причинно - следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы; - научиться находить адекватное телесное движение различным эмоциям, чувствам, состояниям; - развивать произвольное внимание; - совершенствовать коммуникативные навыки и культуру. В наше время существуют следующие проблемы: 1. Существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. 2. Сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов. 3. Сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, активного воспитания добрых чувств. 4. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Но сейчас активно разрабатываются нетрадиционные направления работы со сказкой. Нетрадиционное – это значит, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовать ход повествования. Невозможно предугадать весь спектр реакций, возникающих в сказочных ситуациях, непривычных для ребѐнка действиях. Также невозможно описать все причины, которые порождают ту или иную ситуацию. Поэтому только жизненный и профессиональный опыт, интуиция позволят организовать процесс сказкотерапии. Однако следует придерживаться основного принципа – не спорить, не переубеждать, не давить, насильно не включать ребѐнка в сценарий занятия. Ведь сказка – это место свободное от условностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:•      учить детей осознавать собственную значимость в...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице...

Этапы коррекционной работы с детьми со сложной структурой нарушения развития.

Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обобщение моего  опыта в работе с детьми со сложной структурой нарушения развития. В данной статье пойдет речь о «безречевых» детях и детях...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности....

Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....