Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
консультация (старшая группа) на тему

Тимофеева Татьяна Валентиновна

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.

Задачи:

•      учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей;
открыть для себя и других непознанные грани своей
индивидуальности;

•      обучать методам снятия эмоционального и мышечного напряжения;

•      развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и
состояние другого человека;

•      развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в
ходе общения;

•      развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

•      развивать согласованность движений тела;

•      развивать моторику речевого аппарата.

Регулярность проведения занятий с использованием сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Эти занятия проводятся как индивидуально, так и с группой детей. Ведущей формой работы с подгруппой являются занятия-тренинги. В младшей и средней группах занятия проводятся по 15-20 минут, в старшем дошкольном возрасте продолжительность занятия достигает 25-30 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_skazkoterapii.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.

Задачи:

  • учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей;
    открыть для себя и других непознанные грани своей
    индивидуальности;
  • обучать методам снятия эмоционального и мышечного напряжения;
  • развивать способность понимать свое эмоциональное состояние и
    состояние другого человека;
  • развивать самоконтроль поведения, эмоциональную устойчивость в
    ходе общения;
  • развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на
    анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • развивать согласованность движений тела;
  • развивать моторику речевого аппарата.

Введение

Ребенок рождается не злым и не добрым, не нравственным, не безнравственным. То, какие качества у него разовьются, зависит, прежде всего, от отношения к нему окружающих, оттого, как они его воспитывают. Здесь подчас допускаются серьезные просчеты. В одних случаях излишне балуют ребенка, растят эгоиста, потребительски относящегося к окружающим. В других случаях грубостью, несправедливым наказанием угнетают детскую личность, создают психологический барьер между взрослым и ребенком.

С недавнего времени увеличилось количество детей, имеющих страхи темноты, сказочных персонажей. Качество детских программ на телевидении оставляет желать лучшего: появилось множество сказок, мультфильмов, в которых есть монстры, страшилища. А к этому прибавить ежевечерний просмотр родителями фильмов-ужасов, боевиков, а компьютерные игры, в которых присутствуют акты насилия, кровавые сцены. Остается только удивляться, как все это выдерживает аленький ребенок.

Результатом такого воспитательного действия являются эмоциональные нарушения у детей: повышенная агрессия, высокая тревожность, нарушение межличностных отношений, развитие детских неврозов, появление детских страхов, фобий, неблагоприятно воздействующих на развитие личности ребенка. Используются различные методы коррекции, остановимся на методе сказкотерапии, которая является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сказки помогают детям преодолеть тревогу и конфликты. В сказках противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - сложная штука, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что если человек не сдастся, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, он в конце концов победит.

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми помогает понять следующие детские проблемы:

  • трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями), -
    это естественные для каждого ребенка конфликты, переживания,
    обиды;
  • переживание ощущения себя человеком, у которого «что-то не так»,
    чувство неполноценности;
  • страхи и тревоги по самым различным поводам. Здесь важно не то,
    чего боится ребенок, а то, как он боится;
  • проблемы, связанные со спецификой возраста.

Регулярность проведения занятий с использованием сказкотерапии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности ребенка. Эти занятия проводятся как индивидуально, так и с группой детей. Ведущей формой работы с подгруппой являются занятия-тренинги. В младшей и средней группах занятия проводятся по 15-20 минут, в старшем дошкольном возрасте продолжительность занятия достигает 25-30 минут.

Литература

Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось-89, 2001.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии «Развивающая сказкотерапия». -СПб.: Речь, 2000.

Короткова Л. Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторских сказок. - М.: ЦГЛ, 2006.

Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. Лабиринты души: терапевтические сказки. - М.; Академический проект: Гаудеамус, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Использование нетрадиционных методик в работе с детьми дошкольного возраста: сказкотерапия.

На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов обучения детей. С повышением внимания к развитиюличности ребёнка связывается возможность обновления и качественног...

Сказкотерапияв коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с зпр

В настоящее время в связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии,особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной помощи детям с зпр...

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...

Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Необходимость использования информационнокоммуникативных технологий в коррекционной работе, бесспорно. Для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития ИКТ - помощник в повышении актив...

Использование нейроупражнений в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В данной статье представлены нейропсихологические игры, которые можно использовать в работе с детьми с ТНР, ОВЗ....