Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике на тему

Тендентник Марина Николаевна

image

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. МАУДО г.Ялуторовска «Детский сад №9» Тендентник М.Н. 2017 г.

Слайд 2

Коррекция сказкотерапевтическими приемами личностных свойств дошкольников актуально в настоящее время, поскольку, будучи не директивным внушением, сказка в своих символах и коллизиях содержит зашифрованными важнейшие психологические характеристики, модели поведения, социально желательные убеждения и тем самым способствует становлению личности ребенка. Хорошо известны науке и способы коррекции внутреннего мира дошкольника через творчество. Уже сам переход от репродуктивной деятельности к творческой, смена позиции потребительской на созидательную означает переворот в сознании человека.

Слайд 3

К сказке интуитивно тянутся люди: ищут скрытый смысл в сказках, возможно, и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно. Поэтому сказкотерапия - это лечение сказкой, совместное с ребенком, открытие тех знаний, которые живут в душе. Сказка адресована живому творческому созидательному началу в человеке. Сказка - древнее знание, зашифрованное в привлекательных образах и интригующих ситуациях. Изначально сказка была жанром, предназначенным для взрослых людей, она поучала, объясняла, давала ответы на самые сложные вопросы бытия. Каждый открывал в ней тот смысл, который был наиболее созвучен мироощущению, который мог дать ответ на внутренний вопрос. В этом секрет «вечной молодости» сказок. Сказкотерапия - это самый древний способ терапии, который возник тогда же, когда люди научились говорить. Сказками передавались духовные знания, моральные ценности, правила поведения в обществе, жизненные основные сценарии и много другой важной информации. Стоит заметить, что в древности сказки и мифы рассказывали не только детям - но и взрослым.

Слайд 4

как инструмент передачи опыта "из уст в уста". Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума Сказкотерапия - это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта. как инструмент развития . В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. как нарратив (рассказ, повествование). Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс, особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. СКАЗКОТЕРАПИЯ

Слайд 5

Виды сказок по происхождению по содержанию по задаче сакральные (мифологические) народные авторские антропоморфные бытовые волшебные дидактические психокоррекционные психотерапевтические медитативные

Слайд 6

Структура сказкотерапевтического занятия: ЭТАП НАЗНАЧЕНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу , все выполняют «сплачивающее» действие

Слайд 7

2. Повторение Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Воспитатель задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр. 3. Расширение Расширить представ-ление ребенка, о чем-либо. Воспитатель рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

Слайд 8

4. Закрепление Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Воспитатель проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения. 5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Воспитатель обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они мо-гут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

Слайд 9

6. Резюмирование Обобщить приобретённый опыт, связать его уже с имеющимся. Подвожу итоги занятия, отмечаю каждого ребёнка за достижения, подчеркиваю значимость приобретённого опыта, проигрываю конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт. 7. Ритуал «выхода» в сказку Закрепить новый опыт, подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной среде. Повторени е ритуала «Входа в сказку», с дополнением: «Мы берем с собой, все важное, что было сегодня с нами, все чему мы научились». Можно протянуть руки и сделать вид, что что-то берем, затем приложить руки к сердцу.

Слайд 10

Картотека упражнений: «Карточки метафор» Цель: научиться лучше понимать друг друга с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию коммуникативных навыков. Детям раздаем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы: 1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким? 2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма? 3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть? Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ. Далее дети показывают, что они изобразили на карточках, а группа должна угадать, что там было символически зашифровано. Если не удается сразу, то предлагаются подсказки.

Слайд 11

«Игра в переформулирование» Цель: повысить самооценку, научиться по-другому воспринимать себя, свои «недостатки». В таблице в графе «Мои качества» указывается те, которые, как мы считаем, что они нам мешают. В другой графе мы находим положительные моменты от этих качеств. Например, Это упражнение помогает осознать, что не стоит бороться с самим собой, так как в этой «борьбе» победителя все равно не будет. Такая борьба только усиливает внутренний конфликт. Главное понять, что те качества, которые мы себе приписываем, нам для чего-то нужны. В психологии это называется «вторичная выгода». Чтобы измениться, нужно перестать получать таким парадоксальным способом «выгоду». Мои качества Что хорошего в том, что я такой(ая) Ленивый Мне не грозит переутомление Застенчивый Никто меня не будет считать наглым Капризный Добиваюсь своего

Слайд 12

«Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста, верхний уровень не ограничен) Цель: повышение уровня самооценки, упражнение способствует личностному развитию и изменению жизненного сценария. Как показывает практика, многим взрослым людям трудно назвать свои преимущества. Считается, что про это говорить не стоит. Надо указывать только на недостатки. Мы умеем быть самокритичными, но совсем не умеем опираться на свои сильные стороны, в то время как именно благодаря сильным сторонам мы можем развиваться и двигаться вперед .

Слайд 13

«Приятные воспоминания» (начиная с 6-летнего возраста) Цель: научиться обращаться к позитивным эмоциям, связанным с приятными воспоминаниями. Предлагается вспомнить какую-нибудь историю из жизни, которая ассоциируется с приятными переживаниями. Вспомнить сначала визуальный образ, потом звуки, которые сопровождают этот образ, потом запахи, тактильные ощущения и, возможно, вкусовые. Зафиксируйте, запомните это состояние. В те моменты, когда вы сталкиваетесь с проблемами, неудачами, можно будет запустить ассоциативный ряд приятных воспоминаний, которые помогут справиться с негативными эмоциями.

Слайд 14

«Если бы я был волшебником» (начиная с 6-летнего возраста). Цель: научиться осознавать свои желания, понимать, чем желания отличаются от намерений и целей. Мы все любим мечтать. Но мало кто знает, как осуществлять свои мечты. Начиная с раннего возраста, можно помочь ребенку делать определенные шаги для реализации своих желаний. В этом помогут следующие вопросы для обсуждения: - Что ты хочешь больше всего? - Что ты готов делать уже сейчас, чтобы это случилось? - Как ты можешь приблизить свою мечту? - Какие способы есть у тебя для осуществления желания? - Кто может тебе помочь в этом? - Как измениться твоя жизнь, когда ты достигнешь желаемого? - Изобрази свою жизнь после того, как твоя мечта осуществилась? - Что в большей степени тебе помогло в осуществлении мечты? Такого рода обсуждение вместе с ребенком дает возможность поверить, что на самом деле главным «волшебником» в своей жизни является он сам.

Слайд 15

«Мои помощники» Цель: осознать свои ресурсные состояния, чтобы опираться на них в трудные минуты. Вспомните, что вам помогает в трудных ситуациях. Например, вы вспоминаете подбадривающие слова отца: «Я в тебя верю!» или момент, когда вам удалось добиться результата.

Слайд 16

ВИДЫ СКАЗОК ДЛЯ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. «СОН КОЛОБКА» Жил у бабушки и дедушки Колобок. Он был послушным, а потому никуда не убегал от них. Каждое утро Колобок катился по дорожке в детский сад. Там он играл с друзьями, веселился, пел всем свою любимую песенку о себе, а когда вечером он возвращался назад к бабушке и дедушке, то всегда говорил им, что интересного произошло с ним сегодня в саду. Все нравилось Колобку в детском саду, кроме одного - он не мог лечь в обед в саду спать: плакал, капризничал, долго не мог заснуть, даже пробовал скатываться с кроватки и пытался покатиться из садика домой к бабушке и дедушке. Но однажды его воспитательница - Лисичка, вовремя успела остановить его на пороге детского сада и принести его обратно в группу. Она положила Колобка назад в удобную кроватку, укрыла его теплым одеялом и спросила. - Почему ты, Колобок, не любишь спать в саду? - Потому что это так грустно, лежать в кроватке с закрытыми глазами и ничего не видеть. Это так не интересно! - А ты не просто лежи, а попробуй заснуть, чтобы увидеть интересные сны! - Ласково сказала Лисичка. - Сны? Я не знаю, что такое сны. Они мне никогда не снятся. - Ложись удобнее и я научу тебя видеть сны ... - сказала Лисичка. Тогда воспитательница Лисичка посоветовала Колобку не просто лежать в кроватке с закрытыми глазками, а расслабиться, почувствовать какая теплая и удобная у него кроватка и попробовать помечтать о чем-то приятном. Колобок закрыл глазки и попытался сделать все так, как ему сказала Лисичка. И произошло чудо - он заснул и увидел хороший сон. Ему приснился веселый зайчик, который прыгал с ним, потом Волк играл с ним в игру «Догони меня» - и им было очень весело, потом Мишка танцевал с ним под радостную, веселую музыку. А еще Колобку приснилась его воспитательница Лисичка, в его сне она была такая же добрая и приветливая, как и на яву. Она играла с ним в прятки. А потом Колобок со всеми животными: зайчиком, волком, мишкой и воспитательницей Лисичкой взялись за ручки и по кругу заплясали веселый хоровод. Вот такой хороший сон увидел Колобок. Когда он проснулся - у него был веселый и бодрый настрой. Он сразу рассказал воспитательнице и всем зверям в саду свой увлекательный сон. С тех пор, Колобок с нетерпением ждал обеда в детском саду, чтобы увидеть новый интересный сон. Терапевтический эффект - осложненная адаптации ребенка к условиям детского сада. Возраст детей: 2-5 лет.

Слайд 17

«РЫБКА БУЛЬ-БУЛЬ» Жила в море маленькая рыбка-Буль-буль. Каждое утро она приплывала в морской детский сад, но ей было очень грустно, она часто плакала, потому что не хотела ни с кем подружиться, ей было совсем не интересно в морском саду и все, что она делала - это плакала и ждала, когда же приплывет мама и заберет ее домой. В этом саду была воспитательница, но она была не обычная рыбка, а золотая. Ее так и звали - воспитательница Золотая рыбка. И вот, однажды, она сказала я маленькой рыбке Буль-буль: - Я помогу тебе, я волшебная Золотая рыбка и сделаю так, чтобы ты больше не плакала в детском саду, чтобы тебе не было грустно. Махнула Золотая рыбка-воспитательница своим хвостиком - и произошло чудо - рыбка Буль-буль перестала плакать, она подружилась с другими маленькими рыбками в группе и они вместе играли, смеялись и резвились в морском саду. Буль-буль даже было странно - почему же она раньше не замечала, какие дружелюбные рыбки с ней рядом в детском саду и как весело и интересно проводить с ними время! С тех пор Буль-буль с удовольствием каждое утро плыла в садик, ведь знала, что там ее ждут ее друзья. Терапевтический эффект - позитивный настрой на посещение детского сада, Возраст детей: 2-5 лет.

Слайд 18

« В ТЕМНОЙ НОРЕ» Два друга, Цыпленок и Утенок, пошли гулять в лес. По дороге они встретили Лисичку. Она пригласила друзей к себе в гости, в свою нору, пообещав угостить их вкусными сладостями. Когда малыши пришли к Лисичке, она открыла дверцу в свою норку и предложила им зайти первыми. Только переступили порог Цыпленок и Утенок, как Лисичка быстро закрыла дверь на замок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Как ловко я вас обманула. Побегу я теперь за дровами, разожгу огонь, нагрею воды и брошу в нее вас, малышей. Вот уже вкусный супчик у меня будет». Цыпленок и Утенок, оказавшись в темноте и услышав насмешки Лисички, поняли, что попались. Цыпленок расплакался и стал громко звать свою маму, ведь ему было очень страшно в темноте. А Утенок, хотя тоже очень боялся темноты, не плакал, он думал. И вот, наконец, придумал! Утенок предложил цыпленку вырыть подземный ход. Они начали со всех сил разгребать лапками землю. Вскоре в небольшую щель проник лучик света, щель становилась все больше, и вот друзья уже были на свободе. - Вот видишь, Цыпленок, - сказал маленький Утенок. - Если бы мы сидели и просто плакали от того, что нам страшно сидеть в темноте - Лисичка бы нас уже съела. Надо всегда помнить, что мы сильнее и умнее наших страхов, а потому легко сможем с ними справиться! Цыпленок и Утенок обнялись и радостные побежали домой. Пришла Лисичка с дровами, открыла дверь, заглянула в норку и замерла на месте от удивления ... В норке никого не было. Терапевтический эффект –снижение у ребенка тревожности по поводу страха темноты.

Слайд 19

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь, это делает её эффективным психотерапевтическим и развивающим средством. И чтобы это средство дало результат, надо использовать сказки в полной мере, а занятия с использованием музыки детям безумно нравятся, а если ребенок что-то выполняет с желанием, то и результаты поражают.

Слайд 20

Список литературы: 1. И.В.Вачков «Введение в сказкотерапию». — М. Генезис. 2011 г. 2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы» Москва 2010 3. А.А.Воронова «Арт-терапия для детей и их родителей» Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2013 г. 4. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Тренинг по сказкотерапии. /Сборник программ по сказкотерапии - СПб.: Речь 5. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь 6. В. Гнездилов Авторская сказкотерапия, СПб.: Речь, 2004 7. Н.А. Сакович Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования (Учебно-методическое пособие) Часть 2. Сказкотерапевтические технологии, Минск 2003 г. 8. Интернет ресурсы www.cka3ka-iks.ru , vashpsixolog.ru , Онлайн семинар «Сказкотерапия в работе с детьми» Института психотерапии и клинической психологии, г.МоскваПросмотр видео тренинга «Обыкновенное Чудо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Знакомство с основными этапами коррекционной работы посредством метода сказкотерапии....

Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Цель: снижение психоэмоционального напряжения у детей, вызванного той или иной проблемой, коррекция агрессивности.Задачи:•      учить детей осознавать собственную значимость в...

Дидактическая игра как эффективное средство в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Всем известно, что речь человека является показателем уровня развития его мышления, интеллекта, общей культуры. Кроме этого речь выполняет не только коммуникативную функцию, но и служит средством позн...

Сказкотерапияв коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с зпр

В настоящее время в связи с увеличением количества детей с отклонениями в развитии,особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной помощи детям с зпр...

Дыхательные упражнения как средство коррекционной работы с детьми дошкольного возраста

Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, также работающим в группах компенсирующей направленности....

Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».

В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...