МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ненашева Алина Андреевна

Уже известная ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, ИГРОТЕРАПИЯ С ПЕСКОМ. Актуальность использования в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии. Особенности работы и виды непосредственно занятий, игр в песочнице.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uchitelya-defektologa.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НА ТЕМУ «ПРИМЕНЕНИЕ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА».

Составила:

учитель-дефектолог ГБДОУ № 151

Ларичева А.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно  требованиям  ФГОС  ДО  к  структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа и   инклюзивное  образование должны  быть  направлены  на  коррекцию нарушений  развития  различных  категорий  детей  с ОВЗ,  оказание  им квалифицированной  помощи  в  освоении  программы;  их  разностороннее развитие  с  учетом  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  и  особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

Песок – максимально простой и при этом удивительный материал. Это материал, который может принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным.

Часто специалисты сталкиваются с такой проблемой: ребенок не идет на контакт, навыки социального поведения не сформированы, навыки игры не сформированы, моторная неловкость. Задержка психомоторного и психического развития сопровождается теми или иными отклонениями в состоянии нервно-психической сферы, а 80% энцефалопатическими и невропатическими расстройствами.

Здесь на помощь может прийти песок. Игра с ним активизирует и поддерживает детскую фантазию и инициативу. Игра с песком снимает напряжение и тревогу у ребенка, совместный с педагогом процесс творения в общей песочнице помогает наладить контакт. В процессе работы с песком у ребенка закрепляется направленность на процесс, а это и есть залог развития. Игра с песком – это естественная и доступная каждому ребенку форма деятельности.

Каких ЦЕЛЕЙ можно достичь учителю-дефектологу, используя в своей работе песочницу:

  1. Создание такой среды, в которой у ребенка выравнивается психо-эмоциональный фон, возрастает мотивация к занятиям;
  2. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики;
  3. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
  4. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, побуждая детей к активным действиям и концентрации внимания;
  5. Формирование предпосылок к развитию эмоционального интеллекта.

Какие ЗАДАЧИ потребуется решить для этого:

Образовательные:

  • Учить выстраивать композиции на песке по образцу.
  • Закрепить представления об окружающем мире.
  • Обучать рефлексивным умениям.
  • Обучать основам цвето-   и свето-видения.

Развивающие:

  • Развивать психические и познавательные процессы.
  • Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
  • Развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать сенсорно-перцептивную сферу творческого потенциала ребенка.
  • Развивать коммуникативные навыки, установки на положительное отношение к себе.
  • Развивать наглядно-образное, творческое и критическое мышление.
  • Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения

Воспитательные:

  • Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми.
  • Воспитывать внимательное отношение к коллективу при организации групповой деятельности.
  • Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
  • Воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
  • Воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
  • Корректировать нежелательные черты характера и поведения.

Непосредственно о работе в песочнице с детьми со сложной структурой дефекта.

При организации песочной игротерапии учитываются следующие принципы работы:

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого подбираются   задания, соответствующие возможностям   ребенка; формулируется инструкция к играм  в  сказочной  форме;  исключается негативная оценка его действий и идей, результатов. Поощряются фантазии и творческий подход.

2. Реальное проживание и проигрывание  всевозможных  ситуаций,  вместе  с героями сказочных игр. Определяя содержание коррекционной  работы,  важно  учитывать комплекс  симптомов,  свидетельствующих  о  проблемах  развития,  которые испытывают дети. Практически у всех детей с ОВЗ в отличии от нормально-развивающихся сверстников:

  • часто снижен темп речемыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;
  • у большинства детей нарушены коммуникативные навыки;
  • нарушения тонких движений;
  • нарушения равновесия;
  • проблемы зрительно-пространственной координации.

Чем хорош для нас песок? Тем. что занятия в песочнице доступны по уровню даже детям с тяжелыми нарушениями в развитии.

В работе с песком используются основные технические элементы рисования:

  • Песочным карандашом, валиком для песка, стилусами для песка, скребками для песка, кисточками, штампами.
  • Одновременно использование нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, засыпанием из кулачка.
  • Кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами.
  • В работе с песком можно использовать различного вида материалы: ребристый мячик, сито, морские камни и ракушки, мелкие животные, мерная ложечка, детские лопатки и грабли, различные формочки, бусы, разноцветные камни, трафареты, рамки и др.

Формы и варианты песочной терапии определяются  особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания снятия напряжения; с целью формирования знаний и умений; с целью развития психических процессов и т.д. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из  результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.

В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Мы знакомим ребёнка с ПРАВИЛАМИ ПОВЕДЕНИЯ В ПЕСОЧНИЦЕ (чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.

Например: Песочная фея загрустила, потому что её подружки- песчинки потерялись и  не смогли вернуться домой в песочницу. Песочная фея просит тебя, малыш:

1.  Береги песчинки, - не выбрасывай их из песочницы. Если  случайно песок всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы. 

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот  и бросать его в других людей. 

3. Песочная фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком - помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу. 

ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ ДЕЙСТВУЮТ СВОИ ПРАВИЛА:

Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице.. С одной стороны, педагог это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм педагога могут защитить ребенка от психической травмы.

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ В ПЕСОЧНИЦЕ:

  1. «Чувствительные ладошки» ( по Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой)                                                                          - Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.                                                                                                            
  2. Скользить по поверхности песка как змейка или как машина. Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик. Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней. Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.
  3. Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. .Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам. Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку. Выложить фишками геометрическую фигуру.
  4. Просеять песок через сито, нарисовать узор кисточкой или палочкой, просеять песок через систему воронок и т.д. Превращать буквы "Л" в "А", "Ч" в "Т", "О" в "Я" и т.д.
  5. Найди спрятанные в песке буквы и составь из них слоги.
  6. Песочная аппликация с помощью трафаретов.
  7. Упражнение «Песочный дождик» (по Н.Кузуб) Педагог медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, затем на ладонь. Дети повторяют. Затем дети закрывают глазки по очереди, кладут на песок ладонь с расставленными пальцами, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребёнок называет этот палец.
  8. Упражнение "Песочный ветер" (дыхательное). Малыши учатся дышать через трубочку, не затягивая в нее песок. Детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, "задувая его в песок", можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
  9. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бережная Н. Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей  дошкольного возраста. Дошкольная педагогика. Январь-Февраль, 2007.
  2. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.; № 2 2005г.
  3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. -208 с.
  4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия – СПб., 1998 г.
  5. Е.В. Гарнова О.Б.Сапожникова «Песочная терапия в развитии дошкольников» библиотека логопеда. Статья «Возможности песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь», 2005 г.
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.
  8. Н.В.Зеленцова-Пешкова «Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Доклад для родителей Тема: «Использование песочной психотерапии в работе с детьми»

Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов и пережитое не развивается в психическую травму. Опреде...

Применение песочной терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Игры на песке  одна из форм естественной деятельности ребёнка. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих, коррекционных целях. Строя фигурки из песка с ис...

«Использование сказкотерапии в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта»

Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая...

Система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей в работе с детьми со сложной структурой дефекта

В докладе описана система взаимодействия учителя-дефектолога и воспитателей при работе с детьми со сложной структурой дефекта....

Дидактический материал используемый в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности....

Презентация дидактического материала используемого в работе с детьми со сложной структурой дефекта.

Одним из видов игровой деятельности дошкольников является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной игровой деятельности.Анализ ...

Опыт работы по теме "Особенности коррекционной работы с детьми со сложной структурой дефекта в группе компенсирующей направленности".

Опыт содержит варианты парциальных нарушений, организацию коррекционно-развивающей работы в логопедической группе....