Теоретические основы изучения творческого воображения и его роли в воспитании старших дошкольников
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Кривенко Елена Николаевна

В статье рассмотрены теоретические основы изучения творческого воображения старших дошкольников  и роль творческого воображения в воспитании личности детей на современном этапе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы изучения творческого воображения  и его роли в воспитании старших дошкольников

Кривенко Елена Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории, ГБДОУ№77 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

 

Одна из главных категорий в психологии и педагогике является развитие личности. Психология объясняет законы развития психики, педагогика строит теории о том, как целенаправленно руководить развитием человека. В науке есть формула: человеком рождаются, личностью становятся. Следовательно, личностные качества приобретаются в процессе развития.

В исследовании ключевыми понятиями являются: развитие и воображение. Безрукова В.С. дает определение понятия «развитие»: развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека [4, с. 78].

Ильина Т.А. определяет развитие как широкий процесс становления и формирования личности под воздействием внешних и внутренних факторов, где ведущую роль играют обучение и воспитание [22, с. 54].

Подласый И.П. дает определение развитию как процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека [31, с.36].

Самым полным и включающим в себя все другие определения является высказывание Бабанского Ю.К., который определяет развитие как процесс становления личности под влиянием внешних, внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов (подразделяется на психическое, физическое, общее) [3, с.256].

Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов.

Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств; психологи называют их новообразованиями.

Главным компонентом интеллектуального развития личности является воображение.

С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов» [39, с. 56].

Л.С. Выготский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением» [9, с.124].

Согласно Е.И. Игнатьеву, «основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [21, с. 67].

 «Философский словарь» определяет воображение как «способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений» [45, с.28].  

Воображение — одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса (А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский, В.Г, Казаков и Л. Л. Кондратьева и др). Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В. Т. Кудрявцев, Л. С. Выготский) и как специфическая деятельность (Л. Д. Столяренко, Б. М. Теплов) [41, с. 97].

По мнению И.А. Домашенко и М.В. Гамезо: « Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений» [18, с. 56]. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

. Воображение складывается в процессе жизни ребенка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.

Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности.

Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка, так и через взрослых, передающих ему свои знания об окружающих предметах и явлениях, свой творческий опыт.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Л.М. Веккер выделяет следующие виды воображения: сенсорно-перцептивное воображение; словесно-логическое выступающее, как элемент мышления; эмоциональное [8, с. 86]:

Воображение характеризуется как «сквозной» психический процесс, симметричный памяти, но противоположного направления.

Как психический познавательный процесс, воображение может быть рассмотрено с разных сторон. Психологи рассматривают воображение и выделяют следующие основные виды: активное и пассивное. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлюцинации, мечты и грезы.

Активным называют воображение, образы которого рождаются и изменяются с участием воли человека, такое определение дает профессор К.Г. Юнг 46, с.38]. Пользуясь этим видом воображения, человек сознательно ставит перед собой задачу придумать что-либо и далее выполнять ее. Правда, человек, включаясь в процесс активного воображения, заранее не имеет точного представления о том, что он, в конечном свете, вообразит или придумает: образ его фантазии рождается в ходе и в результате соответствующего процесса, и в деталях не известен его творцу до тех пор, пока этот образ им самим не будет сотворен. Более того, творящий его человек не знает заранее о том, где и на чем остановится его творческий процесс. Так работают, например, писатели, художники, инженеры, ученые, представители других тв орческих профессий. Ак тивным эт от ви д во ображения на зывается потому, чт о в лю бой мо мент времени, со здавая со ответствующий образ, человек, мо жет вн ести не что новое, остановиться, то ес ть он в со стоянии уп равлять да нным пр оцессом ил и пр екратить ег о по св оей воле.

Ср еди ра зличных ви дов и фо рм ак тивного во ображения мо жно вы делить во ссоздающее воображение, тв орческое во ображение и ме чту .

Во ссоздающее во ображение (р епродуктивное) – эт о пр едставление че го-ли бо но вого дл я да нного человека, оп ирающееся на сл овесное оп исание ил и ус ловное из ображение эт ого но вого (чертеж, схема, но тная за пись и т.п.). Эт от ви д во ображения ши роко ис пользуется в ра зных ви дах де ятельности человека, в то м чи сле и в обучении. Тв орческое во ображение (п родуктивное) – эт о со здание но вых об разов бе з оп оры на го товое оп исание ил и ус ловное изображение. Тв орческое во ображение за ключается в са мостоятельном со здании но вых образов. По чти вс я че ловеческая ку льтура яв ляется ре зультатом тв орческого во ображения людей. В тв орческом ко мбинировании об разов ис чезает ве дущая ро ль памяти, но ее ме сто пр иходит эм оционально ок рашенное мышление.

Тв орческое во ображение ха рактеризуется тем, чт о че ловек пр еобразует пр едставление и со здает но вые не по им еющемуся образцу, а са мостоятельно на мечая ко нтуры со здаваемого об раза и вы бирая дл я не го не обходимые материалы. Пр одукты та кого во ображения об ычно ни на чт о не по хожи ил и оч ень ма ло по хожи на то, чт о уж е известно.

Па ссивное во ображение– эт о воображение, в ко тором об разы ро ждаются и из меняются спонтанно, бе з уч астия во ли человека. Он в да нном сл учае не в со стоянии ко нтролировать ни начало, ни течение, ни ок ончание со ответствующего процесса. Пр имерами па ссивного во ображения яв ляются га ллюцинации и сновидения.

Па ссивное во ображение де лится на пр оизвольное (мечтательность, гр ёзы) и не произвольное (г ипнотическое состояние, сон). По дчинено вн утренним су бъективным факторам, т.е. по дчиненно желаниям, ко торые мы слятся в пр оцессе фа нтазирования осуществленными. В об разах па ссивного во ображения уд овлетворяются не удовлетворённые, бо льшей ча стью не осознанные, по требности личности. Об разы и пр едставления па ссивного во ображения на правлены на ус иление и со хранение по ложительно ок рашенных эм оций и на вы теснение от рицательных эм оций и аффектов. Ма териалами па ссивного во ображения яв ляются образы, представления, эл ементы по нятий и др угая ин формация по дчёркнутая с по мощью опыта.

Не произвольное воображение. На иболее пр остая фо рма во ображения – те образы, ко торые во зникают бе з сп ециального на мерения и ус илий с на шей ст ороны (п лывущие облака, чт ение ин тересной книги). Вс якое интересное, ув лекательное пр еподавание об ычно вы зывает яр кое не произвольное воображение. Од ним из ви дов не произвольного во ображения яв ляются сновидения.

Пр оизвольное во ображение пр оявляется в случаях, ко гда но вые об разы ил и ид еи во зникают в ре зультате сп ециального на мерения че ловека во образить чт о-то определенное, конкретное.

В жи зни че ловека во ображение вы полняе т не сколько ра зличных функций.

Пе рвая из ни х со стоит в том, чтобы, пр едставляя не существующее в ре альной действительности, тв орчески пр еобразовывать ок ружающий мир, тв оря не что но вое по пр одуктам воображения..

Вт орая фу нкция во ображения св язана с са морегуляцией поведения, пс ихических пр оцессов и со стояний человека. Дл я то го чт обы по влиять на св ое по ведение в будущем, че ловек пл анирует его, пр оигрывает в св оем воображении. Наконец, че рез св ое во ображение че ловек мо жет по влиять на со бственное восприятие, память, мышление, ре чь и др угие пс ихические процессы.

Тр етья фу нкция во ображения со стоит в фо рмировании с ег о по мощью вн утреннего пл ана действий, то ес ть сп особности вы полнять де йствия в уме, ма нипулируя пр и эт ом образами. Например, ребенок, ко торый на учился ре шать за дачи с по мощью де йствий с ре альными ма териальными предметами, на сл едующ ем эт апе ра звития св оего мы шлен ия мо жет на учиться ре шать задачи, де йствуя в ум е то лько с об разами со ответствующих предметов. Да нная фу нкция во ображения на иболее по лно ре ализуется в на глядно-образном мы шлении че ловека и ег о развитии.

В эл ементарной фо рме эт от ви д мы шления вс тречается у де тей до школьного возраста, а в бо лее сл ожных фо рмах – у вз рослых людей, ко торым по ро ду св оей пр офессиональной де ятельности пр иходится ре шать до вольно сл ожные за дачи с по мощью об разного мышления. Это, например, ди зайнеры и художники, пи сатели и актеры, по литики и инженеры.

Че твертая фу нкция во ображения – эт о пр ограммирование бу дущего по ведения человека. Он а ре ализуется в мы сленном со ставлении че ловеком пл анов и пр ограмм св оего бу дущего поведения, в об разном их представлении.

Пя тую фу нкцию во ображения мож но об означить ка к психодиагностическую. Он а за ключается в том, чт о по пр одуктам во ображения че ловека мо жно сдел ать оп ределенные вы воды о ег о со бственной психологии. Эт а фу нкция ши роко используется, например, во мн огих со временных пс иходиагностических тестах, гд е в ре зультате ан ализа пр одукта во ображения че ловека су дят о ег о психологии.

Од нако гл авная фу нкция во ображения – эт о ег о уч астие в тв орческом процессе.

Ко нечный ис точник ме ханизмов во ображения – пр едметно-практическая деятельность, сл ужащая фу ндаментом дл я пр еобразования и оф ормления со держания об разов воображения. Следовательно, ос новой дл я во ображения яв ляются чу вственные образы, но их пр еобразование ос уществляется в ло гической форме.

Та ким образом, бл агодаря во ображению ли чность че ловека ра звивается всесторонне, он мо жет пл анировать св ои дела, по ступки и пр едвидит то, чт о мо жет произойти, он пр одумает ка ждый св ой шаг. Во ображение по могает во спроизвести и пр еобразовать ок ружающий ми р мысленно.

Во ображение за висит от мн огих фа кторов: возраста, ум ственного ра зви тия и ос обенностей ра звития (пр исутствия ка кого-либо на руше ния пс ихофизического развития), ин дивидуальных ос обенностей ли чности (устойчивости, ос ознанности и на правленности мо тивов; оц еночных ст руктур об раза «Я »; ос обенностей ко ммуникации; ст епени са мореализации и оц енки со бственной де ятельности; че рт ха рактера и темперамента), и, чт о оч ень важно, от ра зработанности пр оцесса об учения и воспитания.

У ре бенка во ображение беднее, че м у взрослого. Ре бенок жи вет в бо лее фа нтастическом мире, не жели в реальном. Но мы знаем, чт о ин тересы ре бенка проще, элементарнее, беднее, наконец, от ношения ег о со ср едой та кже не им еют то й сложности, то нкости и многообразия, ко торые от мечают по ведение вз рослого человека, а ве дь эт о вс е ва жнейшие факторы, ко торые оп ределяют ра боту воображения. В пр оцессе ра звития ре бенка ра звивается и воображение.

                В «Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.» отмечается, чт о до полнительное об разование де тей до лжно по стоянно ра звиваться и пр едоставлять во зможности об разования и ра звития де тям вс ей страны. До полнительное об разование пр едоставляет де тям св ободу выбора, ши рокую ва риативность об разовательного процесса, до ступность зн аний и ин формации дл я вс ех детей, адаптивность. Та кие ко нкурентные во зможности до полнительного об разования по ср авнению с фо рмальным да ют го раздо бо льшие во зможности дл я ра звития во ображения детей.

        Ха рактерной ос обенностью ст аршего до школьного во зраста яв ляется эм оциональная впечатлительность, от зывчивость на вс е яркое, необычное, красочное. Де ти ст аршего до школьного во зраста зн ачительную ча сть св оей ак тивной по знавательной де ятельности ос ущес твляют с по мощью воображения. У де тей ст аршего дошк ольного во зраста во ображение оп ирается уж е на до вольно зн ачительный жи зненный оп ыт и на вс е во зрастающие знания. Во ображение у ре бенка-дошк ольника ра звивается так, чт о со здаваемые об разы вс е бо льше и бо льше со отн осятся с практикой.

        Особенностью, ха рактерной дл я ст аршего дошк ольного возраста, яв ляется то, чт о во ображение со четает в се бе на глядность и ко нкретность со здаваемых образов. Ре бенок пр едставляет в ум е то, чт о он ви дел в ре альной жи зни ил и на картинке. Де тям бы вает не легко во образить то, чт о не им еет ни какой по ддержки в ко нкретных пр едметах и иллюстрациях. Так, к примеру, ре бенок не охотно со глашается признать, чт о пе ред ни м «доктор», ес ли у «д октора» не т бе лого ха лата и стетоскопа. До школьник го раздо больше, че м уч еник на чальных классов, ве рит тому, чт о со здает ег о фантазия. Эт от не критический по дход к об разам во ображения пр иводит к тому, чт о ре бенку не редко тр удно от делить пр одукт св оей фа нтазии от реальности.  Дошк ольник некр итически см отрит на то, чт о яв ляется пл одом ег о воображения.

        Во ссоздающее во ображение до школьников та кже от личается     ри сунке ил и да же в сл овесном от чете об разы ус лышанного текста. Во ссоздаваемые де тьми эт ого во зраста об разы неустойчивы, по стоянно меняются.

        В си стеме об учения и во спитания ст аршего дошк ольника из образительное ис кусство оч ень им еет бо льшое значение. Из образительная де ятельность яв ляется од ним из лю бимых ви дов тв орчества дошкольников.

      Бл агодаря ху дожественно му тв орчеству ре бёнок ст аршего дошк ольного во зраста сп особен вы разить св оё со стояние на бумаге, осмыслено, а та кже оп исать (рассказать), чт о им енно пр оисходит на ег о картине. Ри сование по могает ре бёнку в по лной фо рме ра скрыть св ою личность, та к ка к вс я ху дожественная де ятельность по строена на ак тивном воображении, тв орческом мышлении. Эт и фу нкции по зволяют ре бёнку сф ормировать новый, не обычный вз гляд на мир. Пр и во здействии с ок ружающим ми ром и вз рослыми ре бёнок по степенно об огащает св ой опыт.

Зн ачение за нятий из образительной де ятельностью дл я ра звития во ображения ис ключительно велико, та к ка к он о об ладает мн огими це нными свойствами. Те сно со прикасаясь с на родным де коративно пр икладным искусством, эт от ви д де ятельности в оч ень вы сокой ст епени сп особствует эс тетическому во спитанию дошкольников. Де коративно-прикладному ис кусству де ти от дают ос обое предпочтение, по скольку зд есь он и мо гут пр оявить эл ементы тв орчества в бо льшей степени, че м пр и вы полнении других, от носительно бо лее сл ожных ви дов работы. Эт ому сп особствует во зможность по дбирать по же ланию де тали изделий, са мостоятельно оп ределить их цв ет в росписи, в цв етовых сочетаниях.

Об учаясь на ур оке из обр азительного искусства, во спитанники ст ремятся де лать кр асивые вещи, на ходятся по д вл иянием условий, фо рмирующих у ни х эс тетические ка чества: чу вство формы, линии, материала, цвета. Вс ё эт о во спитывает эс тетический вк ус; ра звивает ст ремление к со вершенствованию св оих умений.

Гл авными за дачами до полнительного об разования ху дожественно-эстетической на правленности яв ляются: уч ить де тей на ходить пр екрасное в ок ружающей де йствительности и вн осить пр екрас ное в св ою жи знь; ве сти их по до роге сч астья и до бра; на ходи ть оп тимальную на грузку дл я де тей и те м са мым со здавать бл агоприятные ус ловия дл я их тв орческого ро ста; не за ставлять де тей трудиться, а ув лечь тр удом; по ощрять ак тивность и св ободу выбора, подд ерживать до лжный ур овень заинтересованности, по могать ра звиться во ле ребёнка.

Дл я ус пешного ре шения за дач в ра звитии тв орческих сп особностей не обходимо: ма ксимально ис пользовать зо лотой кл ючик – ин терес; пр едоставлять пр аво выбора. В ра боте с де тьми ис ходить из уж е пр оявленных сп особностей (живопись, графика, лепка, де коративно-прикладное ис кусство); дл я до стижения ус пеха ва жна мо тивация; ор иентировать на об щественную зн ачимость де ятельности ли чности; ор ганизовывать и на правлять сп особности как ви д деятельности.  

Вы страивать си стему за нятий не обходимо та ким образом, чт обы де ти мо гли уч иться и ор игинально мыслить, мн огое де лать св оими руками, пр едлагать не стандартные решения, бы ть ра скованными в св оём творчестве, не бо яться но вого и неожиданного. На  за нятиях пр исутствует вы бор: ве ер во зможностей ра зных ре шений да нной теме. Им енно вы бор со здаёт ус пех ра боты ребёнка. До стижение ус пеха в то м ил и ин ом ви де де ятельности сп особствует фо рмированию тв орческой личности. Де ти со здают св ой пр одукт творчества, ко торый пр иносит успех, ра дость им и ок ружающим .До неда внего вр емени в пр актике об разования бы ло оч ень ра спространенно об учение по образцу. Пр и эт ом ос новное вн имание об ращалось на то, чт обы у ре бят по лучались ак куратные работы, ка к мо жно бо лее по хожие на де монстрируемый предмет. Чт о же до стигалось пр и та кой методике, чему мо жно на учить детей? Из ображение по об разцу - эт о тренировка, пр и по мощи ко торой ре бёнок мо жет до стигнуть ин огда до вольно вы сокой ст епени ма стерства и вы полнение те х ил и ин ых операций. Од нако " ме ханически ус военный сп особ де йствия ст ановится од ним из пр епятствий на пу ти ра звития воображения".

В са мом деле, ко пируя образец, да ещ ё за частую вы полняя вс е де йствия по д диктовку, во спитанники де лают ра боту чи сто механически. Вн ешне та кая де ятельность пр оизводит впеч атление хо рошо организованной, чёткой, пе дагогу не трудно след ить за ра ботой ка ждого ребёнка, но в су щности эт о то лько пе редача пр иёмов и сп особов действий, бе з ра звития тв орческих способностей. Ре бёнку уж е не ну жно са мому наблюдать, анализировать, на ходить главное, оп ределять смысл, кр асоту и ор игинальность де талей: ем у ну жно то лько скопировать.

Та ким образом, на тв орческих за нятиях ре шаются во просы эс тетическо-познавательного воспитания, от крываются ши рокие во зможности дл я ху дожественно-тв орческого ра звития воспитанников, фо рмируются у ни х эм оционально-нравственное от ношение к миру, ок ружающей жизни, к людям, ра звивается ас социативно-образное мышление. За дача та ких ур оков ра збудить и во спитать ду шу ребёнка, сф ормировать в не м тв орческое начало.

 

СП ИСОК ИС ПОЛЬЗОВАННЫХ ИС ТОЧНИКОВ

  1. ФГ ОС ДО.  [Э лектронный ре сурс] ре жим до ступа  ht tps://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-stan dart-doshkolnogo-obrazovaniya (д ата об ращения 03.04.2019)
  2. «Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р  [Э лектронный ре сурс] ре жим до ступа https://rg.ru/2014/09/08/obrazovanie-site-dok.html  ата об ращения 03.04.2019)
  3. Пе дагогика [Т екст] : учеб. по собие / Ю. К. Ба банский [и др.] / По д ред. Ю. К. Бабанского. - 2- е изд., доп. и перераб. // М.  Просвещение, 1988. - 47 9 с
  4. Бе зрукова В.С. Педагогика. – Ек атеринбург: Из д-во Свердл. инж. пед. ин-та, 1994. – 33 8 с.
  5. Бл онский П. П. Пс ихология и педагогика. Из бранные труды. — М.: «Юрайт», 2016.145с. 
  6. Бо ндаренко Н.А. Во спитание тв орческой ли чности че рез ко ллективную де ятельность // На чальная школа, 1999. №8. С. 61-62.
  7. Бы вальцева М.В. Ра звитие тв орческих сп особностей уч еника в пр оцессе со здания ху дожественного об раза че ловека // На чальная школа. 2002. №4. С. 62 -66
  8.  Ве ккер Л.М. Пс ихические процессы. Л.: Из д-во Ленингр. ун-та, 1981. Т. 3
  9. Вы готский Л.С. Во ображение и тв орчество в де тском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
  10. Вы готский Л.С. Пс ихология ра звития человека. – М.: Эксмо, 2005. – с.636.
  11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология АСТ, Астрель, Люкс, 20 05 г.671 с.
  12. Да выдов В. В. Те ория ра звивающего обучения. — М., ИН ТОР 1996, 544с.
  13. Дз анагова Р.М. Ра скрытие тв орческих сп особностей уч ащихся // На чальная школа. 2001. №6. C. 46-49.
  14. Ду бровина И.В. Ра звитие по знавательных способностей. М.: Просвещение, 2003. С. 160с.
  15. Дь яченко О.М. Пу ти ак тивизации во ображения дошкольников//Вопр. психол. 1987. -№ 1 -с.44-51
  16. Дь яченко О.М. Об ос новных на правлениях ра звития во ображения дошкольника//Вопр. психол. 1988. -№ 6 -с.52-59
  17. Го ловин С.Ю. Сл оварь психолога-практика. М.,2001. 97 6 с.
  18. Га мезо М.В., До машенко И.А. Ат лас по пс ихологии: Ин форм
  19. метод. по собие «П сихология человека». - М.: Пе дагогическое об щество России, 2004. - 27 6 с.
  20. Га мезо М.В., Пе трова Е.А., Ор лова Л.М. М.: Пе дагогическое об щество России, 2003. 51 2 с.
  21.  Игнатьев Е.И. Во ображение и ег о ра звитие в тв орческой де ятельности че ловека  М.: Знание, 1968. – 22 с. 
  22.  Ил ьина М. В. Во ображение и тв орческое мышление. Пс иходиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004. 53 с. 
  23. Ка заков В. Г., Ко ндратьева Л. Л. Психология. Уч ебник дл я ин дустриально-педагогических техникумов. -М.: Вы сшая шк ола 1989г. 38 4 с.
  24. Ко ршунова Л.С. Во ображение и ег о ро ль в познании. -М.: Мир, 1979. 37 6 с.
  25. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества -М.: Владос, 2006. — 25 6 с.
  26. Кр утецкий В. А. Ос новы пе дагогической психологии. - М.: Просвещение, 1972. – 253с.
  27. Ку дрявцев В.Т. Фе номен де тской креативности.  До школьное во спитание №2 2007, с.71-78
  28.  Ни китин Б.П. Ст упеньки тв орчества ил и ра звивающие игры. -М.: Просвещение, 1991. 16 8 с.
  29. Об ухова Л.Ф. Ко нцепция Жа на Пи аже: за и против. М.: Из д-во Моск. ун-та, 1981. 191с.
  30.  Ос обенности пс ихического ра звития де тей 6- 7 ле тнего во зраста/ По д ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Ве нгера; Науч. - исслед. инст. об щей и пед. психол. Академ. пед. на ук СС СР – М.: Пед.,1988. – 136с.
  31.  Подласый, Иван Павлович.  Пе дагогика: учеб. дл я студ. пед. ву зов / - М. : Пр освещение : Владос, 1996. - 43 2 с.
  32. Па далко А.Е. За дачи и уп ражнения по ра звитию тв орческой фа нтазии учащихся. -М.: Просвещение, 1985. 12 7 с.5 с.
  33.  Пе дагогика [Т екст] : учеб. по собие /; По д ред. Ю. К. Бабанского. - 2- е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1988. - 47 9 с
  34. Пе тровский А.В., Яр ошевский М.Г. Словарь. — 2- е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990.  49 4 с
  35. По луянов Ю.А. Во ображение и способности. -М.: Знание, 2003. 96 с.
  36. Пр актикум по во зрастной и пе дагогической пс ихологии / по д ред. Ду бровиной И.В. -М., 1999. 46 4 с.
  37. Ро зенберг Л.А. Ра звитие тв орческих сил, ли тературных сп особностей мл адших шк ольников // На чальная школа. 1995. №2. С. 25-28.
  38. Ро гов Е.И. На стольная кн ига пр актического психолога. -М.: Владос, 2002. Т.2. 40 1 с.
  39.   Ру бинштейн С. Л.  Ос новы об щей психологии. -СПб.: Пи тер Ком, 19 99.71 2 с 
  40. Си доренко Н.А. Пр икосновение к тв орчеству // На чальная школа. 1999. №8.
  41.  Ст оляренко Л.Д. ос новы пс ихологии Ос новы психологии. Из дание 3-е, пе реработанное и дополненное. - Ро стов-на-Дону: «Феникс», 20 0
  42. Б. М. Теплов. Психология. –М.УЧПЕДГИЗ.1953,121с.
  43.  Фр олова Л.А. Тв орческие вс тречи   // На чальная школа. 1999. №10. С. 35 -40
  44. Ша дрина И.М. Ра звитие ху дожественного во ображения на ур оках ху дожественного тр уда // На чаль ная школа. 2000. №4. С. 84 -87
  45. Фи лософский сл оварь/Под ред. И.Т. Фролова. - 4- е изд.-М.: Политиздат, 1981.  44 5 С.
  46. Юн г К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. — Ми нск: ОО О Харвест, 2003. 496 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Теоретические основы изучения развития связной речи у детей

Теоретические основы изучения развития связной речи у детей в психолого-педагогической литературе...

Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 1 Теоретические основы развития творческой деятельности детей.

Тема 1 - Теории творчества в психолого-педагогическом наследииТема 2 - Виды творчества детей.Тема 3 - Музыкальное творчество дошкольниковПрактическое задание...

Теоретические основы изучения памяти.

Современный подход к изучению памяти в психолого-педагогической литературе. Формы проявления памяти.Типы запоминания. Время сохранения запомненного. Типы памяти.Основные процессы памяти и их характери...

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна

Теоретические основы изучения проблемы обучения и воспитания детей с синдромом Дауна...

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...

«Теоретические основы изучения саморегуляции в дошкольном возрасте»

, во время занятия ребенку нужно такое избирательное внимание, чтобы сосредоточиться только на голосе педагога. Яркий стимул например голос или движение другого ребенка, также привлекает внимание, но ...