Доклад по теме: Нормы педагогического взаимодействия
материал

Гладких Елена Александровна

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену педагогики насильственного формирования личности приходит практика гуманистического личностно – ориентированного обучения и воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_normy_pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 50»  г. Оренбурга.

Доклад

 «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

по теме: Нормы педагогического взаимодействия

Подготовила:                                                                                    Гладких Елена Александровна,                                                                    учитель-логопед  высшей                                                                                    квалификационной категории

МБДОУ № 50 г. Оренбурга

2020 уч. год

Нормы педагогического взаимодействия.

Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену педагогики насильственного формирования личности приходит практика гуманистического личностно – ориентированного обучения и воспитания детей. Это педагогика поддержки ребенка. Концепция педагогической поддержки разработана под руководством известного ученого О.С.Газмана.

Ее реализация возможна в том случае, если основу профессиональной позиции педагога составляют следующие нормы педагогического взаимодействия:

  •      Любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
  • Уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений.  

           Каждый педагог должен   определить для себя главное правило педагогической поддержки:

дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям  - себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение.

          Задачу коррекционной деятельности  целесообразнее сформулировать так: развитие индивидуальности с учетом социальных требований и запросов к развитию ее качеств, что предполагает по существу социально-личностную модель ориентации образования.

  •         Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по - товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать.

          Педагогика поддержки — это педагогика общения, где встречаются  не педагог и воспитанник, а два равных человека (маленький и большой), которым есть что сказать друг другу.

          Суть общения состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка по поводу ситуации, в которой он и обретает своё новое «Я», и изменяет свои взгляды.  

          Такое общение с детьми  осуществляется мною  при широком   использование в процессе образовательной деятельности  игровых ситуаций, разнообразных игр. С помощью игр поддерживается у каждого ребенка бодрое, радостное настроение, появляется ощущение эмоциональной общности со взрослым и детьми,  возникает  интерес к освоению нового материала, желания добиться результата.

  • Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов.

         Как считают Г. И. Петрова, В. В. Зайцев и другие отечественные педагоги, необходимо создавать индивидуум условия для реализации заложенных в нем возможностей, для «постижения им различных смыслов окружающего мира, диалога с ним».

         Поэтому  начиная свою работу с ребенком  я узнаю его индивидуальные особенности,  речевые и умственные способности, зону ближайшего развития, с целью создания условий для обеспечения нормального развития в соответствии с возрастной нормой, роста его познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя для этого разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения,  обеспечивая уровень подготовки воспитанников.

  • Признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»).

         Организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся речевые отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

         Оказывая поддержку, наблюдая за тем, как тяжело порой приходится ребенку, я представляю  себя на его месте,  и всегда вспоминаю такие слова: «не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе – ребёнку».

  • Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы.

         В основе работы любого педагога заложен принцип: «обучая – воспитываю, развиваю».

         В процессе образовательной деятельности прежде всего необходимо  создавать обстановку безопасности и доверия.

         Со стороны педагога для этого,  безусловно нужны: положительное принятие личности ребенка, ощущение понимания и сопереживания, т.е. эмпатия, установка на одобрение и поддержку. Все эти моменты, несомненно, ребенок впитывает, располагаясь к педагогу, а это уже служит залогом к успеху в реализации  педагогического процесса.

  • Умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.

         Поддержка педагога нужна для того, чтобы в любой ситуации ребенок мог тренировать свои умения нахождения в каком-либо конфликте, трудной ситуации, развивал способности, помогающие  т.е. находить,  расти, определять и строить свою позицию (свою индивидуальность, свое “Я”).

         Это  должны быть взаимоотношения двух равноправных людей, находящихся на разной стадии развития (возрастной, образовательной), а значит, обладающих разным опытом, который они могут усилить, обогатить и развить, помогая друг другу.

  • Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самоанализ.  

         В философии образования есть точка зрения, что настоящим педагогом становится не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми. Ребёнок принимает ценности воспитателя, если проживает их, если они приобретают личностный характер и влияют на его образ мыслей и образ жизни.
И если сохранение человеческого в человеке, выращивание в каждом его индивидуальности становятся целью педагога, то эта цель определит и выбор его ценностей.
        По словам С. Л. Рубинштейна, смысл человеческой жизни -- быть источником тепла для других людей, быть сознанием вселенной и совестью человечества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса».

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного вз...

Доклад на тему «Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в контексте ФГОС ДОУ»

В современной системе дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС приоритетное значение отдаётся личностному развитию ребёнка. Стремление к творчеству характерно для современных детей, ...

Доклад на тему: «Актуальность проблемы взаимодействия с семьей дошкольника на современном этапе»

Семинар-практикум. Филиал АНДОО «Филипп» «Детский сад Щелково -1»...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями воспитанников для решения образовательных задач".

В материале представлен доклад на тему: "Выстраивание партнерского взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста для решения образовательных задач. Тренинг как одна из форм развития комп...

Доклад на тему «Актуальные формы взаимодействия с родителями как средство повышения эффективности воспитания»

Ничто не действует в малых душах детскихсильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них невпечатывается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков...