Выступление на педагогическом часе: «Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»
консультация

Иванова Валентина Юрьевна

Выступление на педагогическом часе:

«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Выступление на педагогическом часе:

«Работа с детьми, имеющими нарушение в поведении»

Выполнила:

Воспитатель 2 группы

Иванова В. Ю.

г. Гагарин

2017 год

Сегодня мы поговорим о том, как работать с детьми, имеющими нарушения в поведении.

Непослушание
         
 Педагоги и родители часто жалуются, что их дети растут непослушными, не выполняют требований, не признают авторитетов.
          Непослушных детей, а тем более детей, « отбившихся от рук», принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены и т. п.  На самом деле, в  число       « трудных» обычно попадают дети не «худшие»,  а особенно чувствительные и ранимые.

Отсюда следует вывод, что «трудный» ребенок нуждается только в помощи – и ни в коем случае не в критике и наказаниях.
        Причины стойкого непослушания ребенка следует искать в глубине его психики. Это на поверхности кажется, что он «просто не слушается», а на самом деле причина иная. И, как правило, она эмоциональная.
          Можно выделить четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.

Первая - непослушание, как результат дефицита внимания. Если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит способ его получить – непослушание. Дефицит внимания толкает ребенка на плохое поведение, которое выступает для воспитателя в качестве раздражителя. Как правило, на такое поведение реагируют быстрее, чем на послушание, и если ребенку не удается заслужить похвалу, то он идет даже на явный конфликт, в попытке привлечь себе  внимание. Нельзя сказать, что ребенок получает от этого удовольствие, но внимание все-таки получено. Лучше такое, чем, никакое.

Такая модель  поведения очень быстро закрепляется. Для того, чтобы непослушание не стало нормой, необходимо проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка, уделять ему достаточно внимания, хвалить даже за самый маленький успех. Прежде всего, этим рекомендациям должны следовать родители.

Вторая причина - борьба за самоутверждение, здесь непослушание как протест. Против чего же протестует ребенок? Довольно часто негативная модель поведения является ответом на слишком большое количество запретов, которые не всегда бывают оправданными.
         Дети очень тонко чувствуют окружающую ситуацию и если строгое отношение к ним продиктовано не просто желанием оградить от неприятностей, а потребностью взрослых почувствовать свою значимость, утвердить свой беспрекословный авторитет, то тут реакцией ребенка может быть протест против жесткого ограничения его свободы.

Часто мы не воспринимаем детей как полноправную личность и даже не пытаемся объяснить причины этого запрета.

Например, требование «я сам» трехлетнего малыша в течение всего детства, особенно обостряясь у подростков. Дети очень чувствительны к ущемлению этого стремления. И им становится особенно трудно, когда с ними общаются, в основном, в форме указаний, замечаний и запретов.
         Если замечания и запреты слишком часты, приказы и критика слишком резки, а опасения слишком преувеличены, то ребенок начинает восставать. Педагоги и родители сталкиваются с упрямством, своеволием. Смысл такого поведения для ребенка – отстоять право самому  решать свои дела, и, вообще, показать, что он личность.

Третья причина – желание отомстить. Дети часто бывают обижены на взрослых. Причины могут быть очень разные: воспитатель любит одного ребенка, а не другого, родители более внимательны к младшему, развод родителей, ребенка отлучили от семьи (послали к бабушке), родители постоянно ссорятся, воспитатель делает несправедливые замечания, несправедливо наказывает и т. д. И снова в глубине души ребенок переживает и даже страдает, а на поверхности – все те же протесты, непослушание. Смысл  «плохого»  поведения в этом случае можно выразить так: «Вы сделали мне плохо – пусть и вам будет плохо тоже».
         Что делать в этой ситуации? А нечего особенного делать не надо, просто нужно уделять внимание каждому ребенку, проявлять искреннюю заинтересованность к проблемам.

Наконец, Четвертая причина – потеря в веры в собственный успех. Большинство детей остро реагируют на неудачи в том или ином деле, особенно если такой негативный опыт подкрепляется критикой. Это первое, что занижает самооценку ребенка, вызывает в нем неуверенность в своих силах, влечет потерю веры в успех. Это порождает появление проблем в общении с окружающими, а затем и в коммуникации со сверстниками. Может случиться, что ребенок переживает свое неблагополучие в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у ребенка уже есть трудности в общении со сверстниками, а следствием будут проблемы в усвоении знаний, нежелание работать на занятии, вызывающее поведение. Подобное « неблагополучие» происходит из-за низкой самооценки ребенка. Накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, он, вообще, теряет уверенность в себе. Он приходит к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится». Это – в душе, а внешним поведением он показывает: «Мне все равно», «И пусть плохой», «И буду плохой».

Вывод

Если у ребенка идет борьба за внимание, необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Делать это лучше в относительно спокойные моменты, когда никто ни на кого не рассержен. Например, это могут быть совместные занятия, игры, заслуженная похвала и т. п. Стоит попробовать, и вы увидите, почувствуете, какой благодарностью отзовется ребенок.

Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот,  дать ему больше самостоятельности.

У детей неуверенных в себе, необходимо искать любой повод, чтобы его поощрить, отмечайте любой, даже самый маленький успех. Постарайтесь подстраховать его, избавлять от крупных провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят ребенка.
         Конечно, в один день все не исправишь. Это очень долгий процесс, который потребует немалого терпения. Но главные усилия необходимо направить на себя, т. е. вовремя остановить себя не дать разгореться своим отрицательным эмоциям, раздражению и гневу. Постарайтесь не реагировать привычным образом, то есть так, как уже ждет ребенок – не кричать, не наказывать.

И последнее, что очень важно знать. Вначале, при первых ваших попытках улучшить ваши взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших намерений и будет проверять их.

А теперь немного о других проблемах в поведении ребенка.
          Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста.

Агрессивность – склонность причинению другому морального или физического вреда.

Причины агрессивности детей:

  • дефицит родительского внимания;
  • недостаток двигательной активности;
  • усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
  • низкий уровень игровых и коммуникативных навыков.

Рекомендации:

  • изменение негативной установки по отношению к ребенку;
  • понимание характера детской агрессивности;
  • помочь ребенку понять эмоциональное состояние других детей;
  • чаще разговаривать с ребенком о его собственном эмоциональном состоянии;
  • показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения по отношению к окружающему, а, тем более, к людям.

Гиперактивное поведение

Причины:

  • генетические  (наследственная предрасположенность);
  • биологические  (органические повреждения головного мозга во время родов);
  • социально – психологические  (микроклимат в семье, алкоголизм

родителей).
          Правила поведения с гиперактивным ребенком

Не замечать мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать, так как от шума возбуждение усиливается.

Применять при необходимости позитивный  физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе. Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, если ребенок довел дело до конца.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. "Организация оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата".

На сегодняшний день самой актуальной проблемой жизни в 21 веке является проблема сохранения здоровья.В ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе в...

Логоритмика в работе с детьми имеющими нарушения речи. ( опыт работы)

занятие по логоритмики структурировано,  привязано  к  лексической теме, построено с учетом  индивидуальных и возрастных особенностей детей группы...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими нарушения в развитии

Семья обязана формировать здоровую, развитую личность, готовую к семейной и общественной жизни...

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...

Выступление на педсовете: «Алгоритм взаимодействия педагогов, реализующих систему коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи».

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учрежд...