Методическая разработка музейно-образовательного проекта «Дети и музей». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.
методическая разработка (средняя группа)

              В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

 Познавательно-исследовательский проект «Музей и дети» дает возможность для развития способностей, активного участия каждого ребенка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._mirzoyan_m_zh._urok_v_muzee_mbdou_516_proekt.docx60.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 516 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Методическая разработка музейно-образовательного проекта

«Дети и музей»

Для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)

номинация «Музейное пространство».

 Мирзоян Жанат Мирзоянкызы, воспитатель

Структура

Содержание

Тема проекта

 «Дети и музей»

Сроки реализации проекта

1 месяц

Автор проекта

 Мирзоян Жанат Мирзоянкызы, воспитатель

Участники проекта

Дети средней группы, педагоги, родители (законные представители), работники Музея истории Екатеринбурга

Особенности проекта

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

Актуальность и социальная значимость проекта

              В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика.

Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

 Познавательно-исследовательский проект «Музей и дети» дает возможность для развития способностей, активного участия каждого ребенка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации.

       

Анализ образовательной ситуации

В настоящее время происходит сближение музейной педагогики с педагогикой системы образования и наоборот, музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология. Одной из основных функций музея является выявление, сохранение и передача новым поколениям культурных ценностей.

Формирование у детей общей культуры должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

Для решения этой организационной задачи на каждом этапе культурного образования и воспитания необходимы новые инновационные проекты, формы, методы, приёмы, технологии, культурные практики.

Одним из таких инструментов культурного воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый проект «Музей и дети», направленный на формирование у детей общей культуры, любви к родному городу, его истории, жителям. Он является одним из этапов общего процесса формирования общей культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментом развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема

Современная проблема сохранения исторических памятников требует от каждого педагога не ограничиваться отдельными делами, а объединить их в систему охранных действий, включающих в себя мероприятия по воспитанию общей культуры дошкольника. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: сохранение природы в условиях города, архитектуры, социокультурных ценностей.

Формирование грамотного отношения человека к культурно-историческим ценностям – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать у детей уже в дошкольном возрасте культуру, основанную на приобретении новых знаний, проявлении любознательности, интереса к истории, традиционным художественно-эстетическим ценностям. Одним из средств решения данной задачи становится использование в образовательном процессе ДОУ музейной педагогики.

Аннотация проекта

В рамках реализации проекта «Музей и дети» предусматривается разносторонняя деятельность в МБДОУ - детский сад № 516 с использованием современных педагогических технологий. Данная деятельность способствует приобретению у воспитанников культурных норм поведения, специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

Особенностью проекта «Музей и дети» является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием широкого спектра знаний.

Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к истории родного города.

С детьми проводятся тематические занятия, викторины, дидактические и подвижные игры, которые способствуют формированию у ребёнка общей культуры, осознания того, что он может стать настоящим другом и знатоком своего родного города, его культурных объектов.

Проект является составной частью системы духовно-нравственного, патриотического воспитания в МБДОУ

Цель проекта

     Создание и использование музейно-образовательной среды как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения

Задачи проекта

  • Приобщить ребенка дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям, дать знания о деятельности музея;
  • создать условий для развития творческой личности дошкольника путём включения в многообразную деятельность в музейном пространстве;
  • помочь ребенку осознать необходимость сохранения культурных традиций своего народа;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • разработать и внедрить в образовательный процесс новые формы, методы и приемы, способные сформировать у ребенка чувство любви, бережное и уважительное отношение к культурным историческим ценностям

Принципы, лежащие в основе проекта

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых, в его рамках занятиях и мероприятиях;

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

- проблемно – исследовательский характер заданий;

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

-  гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к историческим ценностям родного города,  к культурным традициям Отечества;

- дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о сохранении культурных ценностей, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

-  интегративности: сотрудничество с семьей, музеем, сочетание разных видов детской деятельности;

-  наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций, созданных на основе музейных экспонатов, познавательного пространства музея.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

  • проектирование содержания проекта, мотивация на основе сформированного интереса детей к музею, удивительным экспонатам и выставкам музея;
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по теме проекта;

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учетом образовательных областей
  • включение в учебно-воспитательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению культурных традиций, интереса к музею

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по патриотическому и эстетическому воспитанию
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- интернет;

- тематические книги, альбомы, фотоальбом;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, дидактические игры;

 - наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии посещения музеев,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видео носители информации;

- дидактические и подвижные игры;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Средства музейной педагогики

Художественная среда: фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы

Социально-средовые средства: семейная среда, среда мини-музея группы, среда музеев города, субкультура событий в жизни ребенка

Деятельностные средства:

-различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее)

-совместная деятельность с педагогом и семьей

-экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета- книги, игрушки)

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру музеев;

- сформированы предпосылки к потребности общения с культурными ценностями различных сфер деятельности человека;

-  сформировано ценностное отношение к окружающей культурной среде;

- развита внутренняя потребность ребенка к познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование интереса к музейному пространству, музейным экспонатам;

- проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать.

Продукт деятельности детей:

- Рисунки детей по теме проекта;

-  Макеты, книжки-малышки, тематические альбомы;

- Творческие работы, макеты.

    Продукт деятельности педагогов:

 - Разработка и оформление проекта;

 - Разработка конспектов НОД по теме проекта

 - Презентация итогов проекта

 - Консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.)

- Тематические стенды и выставки,

- Сценарии и конспекты  музыкальных, спортивных,  тематических мероприятий, подборка методических материалов (загадки, пословицы, поговорки, стихи).

Перспективы распространения

Использование  педагогического проекта в работе педагогов других ДОУ

2. Этапы работы над проектом

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели и разбивка на веер задач. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций.

1 неделя

Воспитатель

Организация предметно-развивающей среды группы в рамках реализации проекта;

В течение проекта

Поиск информации по проекту,

создание тематических альбомов «Мой  город Екатеринбург», «Музеи Екатеринбурга», «Памятники Екатеринбурга», «Старинные здания Екатеринбурга», «Сады и скверы Екатеринбурга» и др.

Творческая группа воспитателей

Создание стенда «Музей истории Екатеринбурга» с возможностью использования элементов стенда для проведения занятий с детьми.

1 неделя

Воспитатель

Создание странички «Проект «Музей и дети» на сайте МБДОУ

1 неделя

Зам. зав. по ВМР

2 этап – основной

План мероприятий

 Знакомство с дидактическим пособием лэпбук «Природа Екатеринбурга»,

1 неделя

Творческая группа

Консультации для родителей «Роль мини-музея в воспитании ребенка» (Приложение 4)

1 неделя

Воспитатель

Педагогический совет «Музейная педагогика в воспитании дошкольников»

1 неделя

Зам. зав. по ВМР

Ознакомительная виртуальная экскурсия  

«Екатеринбург: прошлое и настоящее время». Загадки, пословицы, стихи о музее. (Приложение 1)

1 неделя

Воспитатель

Неделя «Музей ждет друзей!» (беседы, игры, викторины, НОД, интервью «Как мы ходили в музей». Приложение 2)

1 неделя

Воспитатель

Методическая разработка «Воспитание  интереса к музею у детей дошкольного возраста».

 Дидактические игры «Сложи картинку», «Что лишнее?», «Узнай по описанию», «Найди знакомый музей»

2 неделя

Воспитатель

Конкурс чтецов «Стихи о музее» (Приложение 1)

2 неделя

Воспитатель, родители

 Чтение С. Михалков «Музей». Беседа по содержанию.

2 неделя

Педагоги

Чтение Сказка: «Путешествие полевой мышки в музей» (Приложение 5)

2 неделя

Воспитатель, дети

Проведение фотоконкурса детей и родителей

 «Сохраним красоту города!» (оригинальные фотографии)

2 неделя

Творческая группа

Игра – викторина «Музей – друг детей!!»

2 неделя

Творческая группа

НОД   «В музей иди, друзей зови!» (Приложение 4)

2 неделя

Воспитатель

Создание  тематической экспозиции мини музей «Моя лошадка» (различные поделки, рисунки, макеты) с детьми и родителями.

3 неделя

Творческая группа

Цикл занятий в музее «Наш музей-это сто затей!» с участием детей и родителей. (Приложение 4)

3 неделя

Воспитатель

Виртуальная экскурсия  в различные музеи города Екатеринбурга. Интервью с ребенком (Приложение 2)

2 неделя

Воспитатель, родители

Трансляция  фото материалов на сайте, от проведённых мероприятий, и консультативного материала для родителей, по тематике проекта.

В течение проекта

Творческая группа

Виртуальная экскурсия «Музеи России», «Музеи мира». Презентация. Беседа «Почему люди открывают музеи».

4 неделя

Воспитатель

Фотовыставка старый-новый город Екатеринбург,  достопримечательности города, памятники старины.

4 неделя

Воспитатель, родители

                                                                Подведение итогов проекта

Игра-викторина «Удиви-ка нас, дружок!»

4 неделя

Воспитатель

Открытие мини музея группы «Игрушки наших родителей». Слушание песен о городе, игрушках.

4 неделя

Воспитатель, Муз.руководитель

Презентация проекта «Музей и дети» воспитанникам, педагогам МБДОУ, родителям, (законным представителям)

4 неделя

Воспитатель, дети

3. Работа с родителями

Содержание совместной деятельности с детьми

Педагогическая поддержка

Изготовление макета «Наш музей»

Объявление

Изготовление информационных листов, газеты

«Что мы знаем о музеях»

Консультация

Книжки-малышки «Моя любимая книга»

Образец

Досуг «Вечер с музеем»

Совместный просмотр фотографий, файлов

Участие в командной игре «Удивительный мир музея»

Чтение сценария

Конкурс рисунков «Что я видел в музее»

Представление макета

Фотовыставка «Удивительный мир музея»

Персональная благодарность

Плакат «Кто пойдет со мной в музей,

станет лучше и умней!!»

Размещение на сайте ДОУ

        .

Приложение 1

Стихи про  музей

В. Федотов   Чтоб окунуться в прошлое, не надо

Машину времени, поверь, изобретать.

Переступи порог в музея залы,

И кажется — как будто время вспять.

Для чего нужны музеи?

Чтобы знанья нам давать,

Посещая их, мы будем

Обо все на свете знать:

Быт, культура, искусство

И история Земли,

Открываются музеи,

Чтоб узнать мы все могли.

 

Есть музей технический,

Есть биологический,

Есть музей игрушек

И лесных зверюшек.

И музей одежды,

Что носили прежде,

Есть ещё и боевой

Весь пропитанный войной.

Все они для нас важны,

Все они для нас нужны!

Пройдет и сто, и двести лет,

И триста лет пройдет,

Но каждый снимок и портрет

Любую вещь, любой предмет

Здесь сохранит народ.

Нам в музее интересно,

Что увидим — неизвестно,

Станем всё мы изучать,

Будет всё запоминать.

Вдоль по залам, всё вперед

Поведёт экскурсовод,

Экспонаты нам покажет,

И детально всё расскажет.

Загадки про музей, библиотеку, книгу.

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет.

Ответ: Музей.

Все экскурсии ведет

Человек — ... (экскурсовод)

Стоит огромный

Светлый дом.

Десятки тысяч

Книжек в нём.

Ответ: Библиотека.

Не дерево, а с листочками.

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Ответ: Книга.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

Ответ: Книга.

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

Ответ: Книжный шкаф.

        Приложение 2

Интервью с ребенком

 -Что тебе понравилось в музее?

-Ты хочешь еще сходить в музей? С кем ты хочешь пойти в музей?

- Какие бывают музеи?    -В какой музей ты хочешь сходить?

Приложение 3

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе, беседа «В музей иди, друзей зови!»

Цель: развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе формирования представлений о музее.

Задачи:

- стимулировать развитие у детей любознательности и познавательного интереса к музейным объектам.

- дать знания о музее, об особенностях  поведения в музее

- вовлекать детей в содержательное общение, диалог.

            - подготовить детей к восприятию мира музея, а именно: познакомить с тем, что такое музей и какие виды музеев бывают, с музейными профессиями.

            - формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства.

            - познакомить детей правилами поведения в общественных местах, в том числе в музее.

           - обогатить словарный запас детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Я пригласить хочу давно,

Вас в место чудное одно.

Возьму с собой и вас, друзей.

Мы отправляемся в ... (музей).

– Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте - о музее.

- Как вы думаете, что такое музей? (предположения детей). Музей, ребята, это место где собраны коллекции вещей по темам и по видам.

- Для чего люди создают музеи? (предположения детей). Музей создают для сохранения исторических, культурных и художественных ценностей. Что бы будущие поколения могли оценить, понять, увидеть, чем жили предки.

-Ребята, как вы думаете, какие бывают виды музеев? (предположения детей). Музеи бывают разных видов, в зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся: исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие.

- А теперь, ребята, давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нём хранятся (показ картинок).

- Ребята, а как называются предметы, которые хранятся в музее? (предположения детей). Эти предметы называются – Экспонаты. С латинского языка это слово переводится как — выставленный напоказ — предметы, выставляемые для всеобщего обозрения в музее. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, природные материалы, модели техники, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем теме.

– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей). Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Они называются археологами. А ещё экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарителями.

– А все ли предметы могут стать экспонатами музея? (Ответы детей).

- Чем отличается экспонат от простого предмета? (Ответы детей). Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность.

- В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть. А вы знаете, какие музеи есть в нашем городе? (показ картинок с перечислением названии музеев). В нашем городе есть краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей железной дороги, музей истории Екатеринбурга.

 ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Глазки, глазки, где бывали».

-А теперь, ребята, мы познакомимся с профессиями людей, которые работают в музее.

-Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? Как будут называть нас, когда мы придём в музей? (предположения детей). Нас, ребята, будут называть – Экскурсанты. Экскурсанты приходят в музей, слушают экскурсовода, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (предположения детей). Его называют – Экскурсовод. Он встречает посетителей музея, рассказывает им об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.

-Кроме экскурсовода в музее работают Архивариус, который учитывает весь музейный фонд. Эксперт – оценщик, который оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат. Хранитель – принимает на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создаёт каталоги работ, выдаёт работы для создания новой экспозиции. Реставратор - это музейный доктор, который вернёт цвет и недостающие фрагменты картине, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи. Смотритель музея - встречает гостей у входа в музей и подводит к экскурсоводу. Билетёр - продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий. Гардеробщик - забирает и хранит одежду посетителей музея, выдает им номерок и бахилы.

-А теперь, ребята, я загадаю вам ЗАГАДКИ.

Я вам расскажу, что такое общественные места и о правилах поведения в общественных метах.

-Ребята, кто ни будь из вас знает, что такое общественные места и какие общественные места вы знаете? (предположение детей).

Общественные места, ребята, – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе – вместе едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье.

-Как вы думаете, ребята, зачем нужны правила поведения в общественных местах? (предположения детей). Правила поведения в общественных местах нужны для того, чтобы сохранить жизнь, здоровье и безопасность свою и окружающих. Ребята, давайте вспомним, как себя надо вести в общественных местах. (в парке, в магазине, в кинотеатре и т. д). А правила поведения в общественных местах как ни будь отличаются, например в кинотеатре и на стадионе? (предположения детей). Да отличаются. В кинотеатре надо вести себя тихо, а на стадионе можно кричать.

Правильно, ребята! Всё названное вами – это правила поведения или «ЭТИКЕТ». А что такое «Этикет»? Этикет - это серьёзное  определение правил поведения человека среди других людей.

Ребята, хотите познакомиться с ПОСЛОВИЦАМИ и ПОГОВОРКАМИ?

-И так мы с вами собираемся в путешествие  в музей. Я вам расскажу, какие нужно соблюдать правила поведения в музее. Посещение музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты, и обязательно одевают сменную обувь. В залах музея надо вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться, бегать. При осмотре экспонатов не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре. Внимательно слушать и не перебивать экскурсовода. Строго воспрещается трогать руками экспонаты. После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

-А теперь, ребята, давайте споём нашу весёлую ПЕСЕНКУ о дружбе.

-А теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего урока. О чём мы с вами сегодня говорили? (ответы детей).

-Какие виды музеев вы знаете? (ответы детей).

-Какие музейные профессии вы знаете? (ответы детей).

-Что вы знаете о правилах поведения в общественных местах, в том числе в музее? (ответы детей).

-С какими новыми словами вы познакомились? (ответы детей). Новые слова: музей, экскурсовод, археолог, хранитель, билетёр, гардероб.

-Дети, что вам больше всего понравилось?

     

Приложение 3

Конспект НОД ФЦКМ «Путешествие в музей».

Тема: Путешествие в музей.

Цель мероприятия: сформировать первоначальное представление о музее в целом и музее истории Екатеринбурга в частности;  воспитывать в детях гордость за свой город; активизировать познавательную деятельность и интерес к ознакомлению и изучению истории города, как необходимое условие развития интеллектуальных способностей дошкольников; создать условия для закрепления представлений о городе; воспитывать уважительное отношение к старинным вещам.

Задачи: 

Образовательные: дать представление о музее, показать ценностно-смысловую значимость музея;

Воспитательные: вызвать у детей чувство гордости за свой город, воспитывать интерес к его героическому прошлому; воспитывать любовь к своему городу; расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

Форма занятия: экскурсия в музей истории Екатеринбурга.

Предварительная работа: первоначальное знакомство с понятиями музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант;  историей возникновения музеев, музеями                              г. Екатеринбурга.

Планируемый результат: обобщить и закрепить полученные знания о понятиях музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант; о  истории возникновения музеев; о музеях г. Екатеринбурга.  

Ход занятия:

-Здравствуйте ребята! Где мы сегодня с вами собрались?  (Дети отвечают - в музее)

-Правильно, в музее. Ребята, а вы когда ни будь были в музее? В каком? Что вы там видели? Как называются люди, которые нам помогают в музее? Как называются вещи, которые выставлены на показ? (Экспонаты)

-А экспонаты можно трогать руками? (Дети отвечают)

-А как нужно вести себя в музее? (Дети отвечают)

-Мы с вами знаем, что в каждом музее есть правила поведения, и я напомню вам как надо себя вести в музее. В музее работает гардероб. Туда, при посещении музея, надо сдать верхнюю одежду, сумки и другие вещи. В музее нельзя бегать,  кричать и громко разговаривать. Если пришёл в группе, то не отставать от группы, внимательно слушать экскурсовода.

-Ребята, а в каком городе мы живём? (Дети отвечают).

-Правильно! И я решила экскурсии по музеям нашего города начать именно с музея, посвящённого истории Екатеринбурга. Это один из старейших музеев города, ведущий свою историю с 1940 года. Музей рассказывает об истории возникновения и  развитии Екатеринбурга, о людях, живших в городе, о быте и культуре горожан, о предметах, использовавшихся людьми. В музее выставлено большое количество экспонатов. Давайте мы сегодня остановимся на экспозиции, посвящённой книгам.

-Ребята, давайте перед экскурсией проведем физкультминутку со стихотворением С.Я. Маршака «Мой весёлый, звонкий мяч».

Мой Веселый, Звонкий Мяч,

Ты куда Помчался Вскачь?

Желтый, Красный, Голубой, Не угнаться За тобой!

Я Тебя Ладонью Хлопал. Ты Скакал И звонко Топал.

Ты Пятнадцать Раз Подряд Прыгал В угол И назад.

А потом Ты покатился И назад Не воротился.

Покатился В огород, Докатился До ворот, Подкатился Под ворота,

Добежал До поворота. Там  Попал Под колесо. Лопнул, Хлопнул — Вот и все!

-Ребята, посмотрите, что мы видим в этих шкафах? (книги)

-А вы знаете какие ни будь пословицы и поговорки о книгах?

-Давайте я вам подскажу: «Хорошая книга – лучший друг», «Книга – лучший подарок», «Одна книга тысячи людей учит», «Берегите книгу – источник знаний»

-Давайте их рассмотрим. А какие здесь выставлены книги? (старые, большие, красивые, тяжёлые и т.д).

-А вы знаете, из каких частей состоит книга? (обложка и страницы)

-А из чего делают обложку книги и её страницы? (обложка из плотного картона, кожи, и т. д., а страницы из бумаги).

-А как называют людей, которые пишут книги? (писатели)

-А тех, кто их читает? (читатели).

-Как называются люди, которые эти книги делают? (книгопечатники).

-Ребята, в музее работают много людей. Они нас сегодня пригласили на экскурсию. Давайте мы им споём нашу весёлую песню «Солнышко».

-Ребята, а эти книги отличаются от современных книг? (современные книги тонкие, лёгкие, оформлены красочно и т.д.).

-Ребята, а самые первые книги писали и оформляли вручную.

-А вы любите когда вам читают книги?

-Ребята, а как нужно обращаться с книгами? (их нельзя рвать, пачкать, рисовать в них).

-А теперь, ребята, давайте немного поиграем в игру «Собери картинку».

-А теперь я вам загадаю загадки.

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу. (Книга)

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться. (Книга)

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок. (Книга)

Сама мала, а ума придала. (Книга)

Языка не имеет, а у кого побывает - тот много знает. (Книга)

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф)

-Послушайте, ребята, пословицы о книгах: «С книгой жить – век не тужить!». Давайте, ребята повторим вместе эту пословицу.  А теперь я скажу первую часть пословицы, а вы-  вторую часть. («С книгами знаться – ума набраться», «Кто много читает, тот много знает», «В книге ищи не буквы, а мысли», «Книга твой друг, без неё, как без рук», «День без книги, что день без солнца»).

Ребята, чтобы нам ещё раз вернуться в этот музей, соберём «Цветик – семицветик», который исполняет желания. Ребята помогите мне, разложите пожалуйста «Цветок». А теперь загадаем желания. Что нужно говорить, когда загадываешь желание? (Дети идут по кругу, взявшись за руки и говорят слова):

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли —

Быть по-моему вели!

 А теперь возьмите каждый по лепестку.

-На этом, ребята, наша экскурсия в музей истории Екатеринбурга окончена! Я надеюсь, что вам было интересно и всё то, что вы сегодня узнали и увидели, расскажете дома родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам. Спасибо за внимание! До встречи в другом музее!

Конспект

непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Аппликация по теме «Музей». Техника обрывная аппликация.

Цель:

Изготовить аппликацию изображение музея в технике обрывания бумаги.

Задачи:

Образовательная: научить выполнять аппликацию в технике обрывания бумаги;

Развивающая: развивать мышление, память, мелкую моторику рук, речь, внимание, воображение и творческие способности;

Воспитательная: воспитывать чувство красоты.

Оборудование:

Трафарет здания «Музей истории Екатеринбурга», клей-карандаш, цветная бумага, картон, клеёнка.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, ознакомление с окружающим миром.

Ход НОД

1. Организационный момент

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуете её отгадать, и мы с вами узнаем, что изобразим в нашей аппликации.

Что мы изобразим в нашей аппликации? Правильно, ребята, музей, в котором мы были. Какие слова вам подсказали, что это именно наш музей? (ответы детей)

2. Основная часть занятия

Сегодня мы с вами будем делать аппликацию, обрывая бумагу, и приклеивать её на основу.

Такая аппликация называется обрывная. Бумага не режется, а обрывается. Края выходят более живыми, работа кажется объёмной, пушистой, мягкой.

Итак, посмотрите на мою аппликацию (воспитатель фиксирует готовую работу на доске). Из каких материалов выполнена аппликация?

Молодцы, работа выполнена из картона, коричневой и чёрной бумаги.

Что нам еще пригодиться для изготовления аппликации? (клей)

Последовательность выполнения работы:

1. Берем картон с нарисованным контуром – здания музея и кладем его перед собой. Это будет основа нашей работы.

2. Берем лист чёрной бумаги (для хвоста и задних лап, аккуратно отрываем сбоку небольшие кусочки и складываем их в тарелочку. Затем обрываем таким же образом коричневый лист бумаги (для туловища и головы).

3. Намазываем кусочки клеем-карандашом, держа клей в одной руке и прикладывая каждый кусочек бумаги к клею.

Пальчиковая гимнастика «Ножки» (указательный и средний пальцы бегают по массажному коврику и развивают речь)

Ножки, ножки,

Топ-топ-топ!

Ножки, ножки,

Шлёп, шлёп, шлёп!

Раз шажок, два шажок,

Догони меня дружок!

4. Приклеиваем кусочки бумаги к основе работы сначала по контуру, затем заполняем этими кусочками оставшееся пространство туловища бобра.

5. Таким же способом обклеиваем контур здания кусочками бумаги.

3. Итог занятия

Рефлексия деятельности

А теперь покажите ваше творчество друг другу.

Какую работу мы выполняли сегодня на занятии?

Какой способ аппликации мы использовали?

Из каких материалов выполнено ваше изделие?

Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Посмотрите на работы друг друга и оцените их.

    Спасибо ребята. Вы молодцы.

                                                        

Приложение 3

Конспект НОД ФЦКМ «Письмо-загадка от экскурсовода из музея»

Для детей средней группы (4-5 лет)

Цель: Создание условий развития детей, открывающие возможности для их позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и самостоятельности, творческих способностей на основе сотрудничества в соответствии с возрастом и видах деятельности.

Задачи:

-развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи детей;

-воспитывать у детей ценностное отношение к музейным экспонатам через восприятие, знакомство с особенностями музея;

-вовлекать детей в содержательное общение, диалог, побуждать, учить рассуждать, высказываться, отвечать на заданные вопросы.

Ход занятия:

В группу приносят письмо. Воспитатель читает письмо.

Читает письмо: «Дорогие дети, пишет вам любопытная мышка. Помогите, пожалуйста отгадать загадки.

В нем предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет.

Ответ: Музей.

Все экскурсии ведет

Человек — ... (экскурсовод)

Стоит огромный

Светлый дом.

Десятки тысяч

Книжек в нём.

Ответ: Библиотека.

Не дерево, а с листочками.

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Ответ: Книга.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

Ответ: Книга.

У стены большой и важный

Дом стоит многоэтажный.

Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже.

Ответ: Книжный шкаф.

Приложение 4

Значение мини - музея в воспитании ребенка

Музей для ребенка - развивающая среда, средство познания достижений человека в области искусства, науки, истории, современной техники.

Но большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины этого самые разные: во-первых, многие родители считают, что дошкольникам ещё рано посещать такие учреждения - они малы и всё равно ничего не поймут, зачем тогда зря время тратить? Во-вторых, многим родителям просто не приходит в голову идея такой экскурсии. Как же привлечь внимание родителей к музеям?

Педагоги нашего детского сада предложили родителям (законным представителям) включиться в образовательный проект “Музей и дети”. Начиная работу в проекте, мы не раз задумывалась о том, как сделать поход в музей интересным, ярким, незабываемым событием для наших воспитанников. Для начала мы решили создать “Мини-музеи” в группе ДОУ. Эту идею поддержали родители воспитанников. И наш проект стал результатом нашей совместной работы.

Основное назначение мини-музея в ДОУ - вовлекать детей в активный исследовательский поиск, формировать познавательные потребности и учебную мотивацию. При этом мини-музей в ДОУ способствует полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.

Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.

Работа с детьми в мини-музее ДОУ служит воспитанию гражданственности и духовности дошкольников. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.

В результате познавательно-исследовательской деятельности дошкольники, родители и педагоги нашли ответы на интересующие вопросы по музеям. У детей стали формироваться представления об истории музея, многообразии и видах музеев.

Дети – участники проекта теперь могут ответить на следующие вопросы: “Что такое музей?”, “Для чего он нужен?”, “Какие бывают музеи?”.

В результате работы у родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения повысился интерес и к музеям родного города, а на базе мини-музеев, с использованием их коллекций можно проводить занятия по разным видам деятельности.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что проект  “Музей и дети” появился не случайно. И мы, взрослые и дети, по-новому стали относиться к традициям, в которых народ сохранил все ценное, что было в прошлом.

Музеи города Екатеринбурга

В Екатеринбурге действует около 50 различных музеев. Екатеринбург располагает уникальными музейными коллекциями; в Екатеринбургском музее изобразительных искусств находятся собрания русской живописи и невьянской иконы. Там же расположен уникальный экспонат — каслинский чугунный павильон, получивший награды на Всемирной парижской выставке в 1900 году.

Музей истории камнерезного и ювелирного искусства располагает коллекциями ювелирных украшений и изделий из камня.

Объединённый музей писателей Урала представляет выставки памяти Мамина-Сибиряка и Бажова.

В краеведческом музее выставляется уникальный экспонат — Шигирский идол. Музей Эрнста Неизвестного — первый в России и второй в мире, имеет в коллекции десятки офортов, бронзовых скульптур и литографий, подаренных музею самим уральским монументалистом и его друзьями-художниками. Екатеринбургские музеи ежегодно участвуют в международном мероприятии «Ночь музеев». В сентябре 2017 года в рамках грандиозного федерального проекта в Екатеринбурге открылся мультимедийный

 Исторический парк-музей «Россия — Моя история, Свердловская область», охватившего площадь около 7 тыс. кв. метров павильонного пространства между цирком и Исетью. Четыре экспозиции: «Рюриковичи (862—1598)», «Романовы» (1613—1917), «От великих потрясений к Великой Победе (1917—1945)» и «Россия — моя история (1945—2016)», при помощи современных технологий, панорамно представляют всю историю России с древнейших времён до наших дней. Параллельно с историей страны отражается и становление Свердловской области и Урала.

Приложение 5

Сказка: «Путешествие полевой мышки в музей»

Мирзоян Жанат, Кызаева Айша

Жила – была мышь полевая. Она в поле нашла закопанный в землю сундук со всякими разными железками да камушками и решила устроить там себе жильё. Жизнь у мышки была однообразная – ночью, чтобы его не видела сова, добывала себе в поле зёрнышки на питание, а днём спала в сундуке.

 Однажды в поле пришли какие -то люди, и начали копать всю округу.  Они нашли старинный сундук, откапали его, погрузили в машину и увезли в город. Мышка ночью так намаялась в поисках зёрнышка, что даже не проснулась. Она не знала, что это были археологи и что они повезли сундук в музей. Так как время было позднее, они оставили сундук в подвале краеведческого музея.  Ночью мышь выспалась и выбралась из своего сундука и не могла понять, куда она попала! Так она с ужасом носилась по всему подвалу, пока не встретила другую мышь. Это была музейная мышь. Она была культурная и образованная. Она успокоила полевую мышь и спросила, что случилось.

 Полевая мышь сказала, что ей страшно, что она голодная и очень хочет домой. Музейная мышь объяснила, что она попала в краеведческий музей и пригласила погулять по залам музея. Они из подвала поднялись в зал музея. Музейная мышь, как экскурсовод, рассказывала об экспонатах, выставленных в музее.

Обходя залы, мыши дошли до экспозиции, где были выставлены чучела птиц, обитающих в этих краях. Полевая мышь увидела сову и сломя голову помчалась прочь! Музейная мышь с трудом догнала её и объяснила, что это не живая сова, а её чучело и её не стоит бояться.  Когда дошли до экспозиции, где были выставлены животные, которые обитают в этих краях, полевая мышь увидела лису и испугалась. Но убегать не стала, она понимала, что это не живая лиса, а её чучело.

 В следующей экспозиции были выставлены растения, которые растут в этих краях. Вдоль стен стояли связанные снопы разных зерновых культур. Полевая мышь обрадовалась, так как она была голодная. Музейная мышь объяснила, что экспонаты в музее нельзя трогать и уничтожать. А покушать можно на складе продуктового магазина, которая расположена через дорогу от музея. Полевой мыши очень понравилось в музее, и она решила остаться в музее, чтобы получить образование. И мышки побежали в магазин, чтобы вкусно поужинать.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный познавательно-исследовательский, творческий проект «Новый год» в подготовительной группе «Сказка»

Представляю вам проект, который очень заинтересовал детей, их родителей,  и в котором они с удовольствием участвовали! Проект связан с музейной педагогикой, которую  я стараююсь использовать...

Экологический проект «Секреты воды» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный (05.12 -20.12).

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждениедетский сад № 18 «Рябинушка» города Кулебаки   [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14033891","at...

Методическая разработка. Презентация "Памятники ВОВ в СПб и Ленинградской обл. к проекту Дети-герои ВОВ (к 75-летию Великой Победы)

В год 75-летия Великой победы в войне с фашизмом в нашем дошкольном учреждении осуществлялся проект "Дети-герои ВОВ". К данному проекту была подготовлена презентация представяющая памятники ...

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2. На тему: «Я буду добрым врачом»

Краткосрочный; познавательно-исследовательский, творческий проект в средней группе №2.  На тему: «Я буду добрым врачом»...

Проект «Волшебный магнит». Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.

                     Проект «Волшебный магнит».Краткосрочный познавательно-исследовательский проект.Тип проекта: по направленн...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая а...