Методическая разработка музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».Тема проекта:«Каслинский чугунный павильон»
методическая разработка (подготовительная группа)

В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика.

    Создать такие условия, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

                 Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

        Познавательно-исследовательский проект «Каслинский чугунный павильон» даёт возможность для развития способностей, активного участия каждого ребёнка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации.        

Скачать:


Предварительный просмотр:

Городской  Фестиваль методических разработок

музейно-образовательных проектов «Урок в музее»

Номинация: «Музейный объект».

Музей: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

ФИО участника: Мирзоян Жанат Мирзоянкызы

ОО: МБДОУ-детский сад № 516 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Должность: Воспитатель.

Методическая разработка музейного урока (мероприятия)

Класс (возраст): 6 – 7 лет.

Тема урока (мероприятия): «Каслинский чугунный павильон»

Цели урока (мероприятия): Создание и использование музейно-образовательной среды как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Место проведения: Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

г. Екатеринбург

2022

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 516 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга

Методическая разработка

музейно-образовательного проекта для детей подготовительного к школе группы (6-7 лет) «Урок в музее», номинация «Музейный объект».

Разработчик: воспитатель I квалификационной категории Мирзоян Жанат

Структура

Содержание

Тема проекта

 «Каслинский чугунный павильон»

Сроки реализации проекта

1 месяц

Автор проекта

 Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители (законные представители), работники Екатеринбургского музея изобразительных искусств

Особенности проекта

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект

Актуальность и социальная значимость проекта

                 В последнее время в системе дошкольного образования появляются новые формы, методы и приемы организации обучения и воспитания детей. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет инновации в практику, является музейная педагогика.

    Создать такие условия, в которых ребёнок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо  искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

                 Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

        Познавательно-исследовательский проект «Каслинский чугунный павильон» даёт возможность для развития способностей, активного участия каждого ребёнка в разных видах деятельности и творческой самореализации. Проект направлен на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих отношение ребёнка к музею как носителю культурной информации.        

Анализ образовательной ситуации

           В настоящее время происходит сближение музейной педагогики с педагогикой системы образования и наоборот, музейная педагогика рассматривается как инновационная педагогическая технология. Одной из основных функций музея является выявление, сохранение и передача новым поколениям культурных ценностей.

          Формирование у детей общей культуры должно быть продолжено и после завершения обучения в дошкольной образовательной организации.

          Для решения этой организационной задачи на каждом этапе культурного образования и воспитания необходимы новые инновационные проекты, формы, методы, приёмы, технологии, культурные практики.

          Одним из таких инструментов культурного воспитания и образования детей дошкольного возраста может стать новый проект «Каслинский чугунный павильон», направленный на формирование у детей общей культуры, любви к родному городу, его истории, жителям. Он является одним из этапов общего процесса формирования общей культуры ребёнка. Проект является новым инновационным инструментом развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Проблема

           Современная проблема сохранения исторических памятников требует от каждого педагога не ограничиваться отдельными делами, а объединить их в систему охранных действий, включающих в себя мероприятия по воспитанию общей культуры дошкольника. Именно в дошкольном возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: сохранение природы в условиях города, архитектуры, социокультурных ценностей.

            Формирование грамотного отношения человека к культурно-историческим ценностям – задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать у детей уже в дошкольном возрасте культуру, основанную на приобретении новых знаний, проявлении любознательности, интереса к истории, традиционным художественно-эстетическим ценностям.                

           Одним из средств решения данной задачи становится использование в образовательном процессе ДОУ музейной педагогики.

Аннотация проекта

           В рамках реализации проекта «Каслинский чугунный павильон» предусматривается разносторонняя деятельность в МБДОУ - детский сад № 516 с использованием современных педагогических технологий. Данная деятельность способствует приобретению у воспитанников культурных норм поведения, специальных знаний и умений, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.

           Особенностью проекта «Каслинский чугунный павильон» является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание, создание необходимых условий для развития гармоничной личности с использованием широкого спектра знаний.

           Проект представляет собой комплекс занятий, заданий и мероприятий, учебных и учебно-методических пособий, тематических книг, игровой, аудио, видео и другой продукции подчиненный целям воспитания у детей любви, бережного и уважительного отношения к истории родного города.

           С детьми будут проводится тематические занятия, викторины, дидактические и подвижные игры, которые способствуют формированию у ребёнка общей культуры, осознания того, что он может стать настоящим другом и знатоком своего родного города, его культурных объектов.

           Проект является составной частью системы духовно-нравственного, патриотического воспитания в МБДОУ

Цель проекта

               Создание и использование музейно-образовательной среды как базы для творческого и духовного развития, воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Задачи проекта

  • Приобщить ребёнка дошкольного возраста к культурно-историческим ценностям, дать знания о деятельности музея;
  • создать условия для развития творческой личности дошкольника путём включения в многообразную деятельность в музейном пространстве;
  • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения культурных традиций своего народа;
  • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
  • разработать и внедрить в образовательный процесс новые формы, методы и приемы, способные сформировать у ребёнка чувство любви, бережное и уважительное отношение к культурным историческим ценностям

Принципы, лежащие в основе проекта

- интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания;

- простота и доступность изучаемого материала;

- поиск и применение наиболее эффективных методов, форм, подходов и приёмов при проведении образовательного процесса, а также в организуемых и проводимых, в его рамках занятиях и мероприятиях;

- эмоционально-насыщенная тематика игровых упражнений, занятий;

- проблемно – исследовательский характер заданий;

- опора на развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение рассуждать и доказывать свою точку зрения;

-  гуманизации: ориентация на высшие общечеловеческие понятия - любовь к историческим ценностям родного города,  к культурным традициям Отечества;

- дифференциации: создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о сохранении культурных ценностей, накопление им опыта эмоциональной и познавательной сферы;

-  интегративности: сотрудничество с семьей, музеем, сочетание разных видов детской деятельности;

-  наглядности: изготовление ряда наглядно-дидактических пособий и игр, мультимедийных презентаций, созданных на основе музейных экспонатов, познавательного пространства музея.

Этапы реализации проекта

I этап - подготовительный

  • проектирование содержания проекта, мотивация на основе сформированного интереса детей к музею, экспонатам и выставкам музея;
  • изучение и создание информационной базы, подбор материала по теме проекта;

II этап - основной

  • совместная деятельность педагогов и детей с учётом образовательных областей
  • включение в образовательный процесс разнообразных занятий, мероприятий по изучаемым темам, направлениям и вопросам
  • активизация взаимодействия родителей с детьми по сохранению культурных традиций, интереса к музею

III этап - заключительный

  • подведение итогов деятельности в рамках проекта
  • результаты мониторинга по патриотическому и эстетическому воспитанию
  • создание мини музея «Каслинское литьё» в группе
  • создание фотовыставки в рамках проекта.

Ресурсы проекта

Информационно-техническое:

- мультимедийный проектор,

- ноутбук,

- компьютер,

- фотоаппарат,

- видеокамера.

Информационное обеспечение:

- Екатеринбургский музей изобразительных искусств;

- интернет;

- тематические книги, альбомы, фотоальбомы;

- альбомы и тетради для раскрашивания;

- дидактический материал: схемы, дидактические игры;

 - наглядные, дидактические и раздаточные материалы;

- художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

- семейные фотографии посещения музеев,

- энциклопедические и справочные издания;

- аудио и видео носители информации;

- дидактические и подвижные игры;

- художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры.

Средства музейной педагогики

Художественная среда: фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы.

Социально-средовые средства: семейная среда, среда мини-музея группы, среда музеев города, субкультура событий в жизни ребёнка.

Деятельностные средства:

-различные виды художественно-творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов, поделок в музее;

-совместная деятельность педагога с семьей;

-экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета - книги, игрушки).

Предполагаемые результаты и продукты проекта

Предполагаемые результаты:

- ребёнок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

- обладает установкой положительного отношения к миру музеев;

- сформированы предпосылки к потребности общения с культурными ценностями различных сфер деятельности человека;

-  сформировано ценностное отношение к окружающей культурной среде;

- развита внутренняя потребность ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности, направленной на формирование интереса к музейному пространству, музейным экспонатам;

- проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать.

Продукт деятельности детей:

- рисунки детей по теме проекта;

- книжки-малышки по теме проекта;

- продукты лепки.

Продукт деятельности педагогов:

- музейно-образовательный проект;

- конспект НОД по теме проекта;

- презентация по итогам музейно-образовательного проекта;

- фотоальбомы по теме музейно-образовательного проекта;

- лэпбук по теме музейно-образовательного проекта;

- игры-паззлы по теме музейно-образовательного проекта;

- консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т.д.);

- мини-музей «Каслинское чугунное литьё»:

- тематические стенды и выставки;

- сценарии и конспекты  музыкальных, спортивных,  тематических мероприятий, подборка методических материалов (загадки, пословицы, поговорки, стихи).

Перспективы распространения

Использование  педагогического проекта в работе педагогов нашего и  других ДОУ

2. Этапы работы над проектом

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

1 этап - подготовительный

Разработка стратегии реализации проекта. Постановка цели. Поиск информации, подготовка стендов, уголков, наглядного материала

Организация в группе развивающей предметно-пространственной среды в рамках реализации проекта.

В течение проекта

Воспитатель

Предварительная работа с детьми, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

1 неделя

Воспитатель

Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Проведение занятия по познавательному развитию, приобщение к социокультурным ценностям. (Приложение 1,2).

1 неделя

Воспитатель, родители.

Консультация для родителей «Роль музея в воспитании ребёнка» (Приложение 3)

1 неделя

Воспитатель.

Создание тематических альбомов «Музеи Екатеринбурга», «Народные промыслы Урала», «Каслинское чугунное литьё».

1 неделя

Воспитатель, родители

Создание дидактического пособия лэпбука «Путешествие в Касли».

1 неделя

Воспитатель

Создание странички «Проект «Каслинское чугунное литьё» на сайте МБДОУ

1 неделя

Воспитатель

2 этап – основной

План мероприятий

Репортаж по итогам экскурсии в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. (Газета).

2 неделя

Воспитатель

Интервью «Как мы ходили в музей». (Газета).

2 неделя

Воспитатель

Виртуальная экскурсия в «Каслинский историко-художественный музей».

2 неделя

Воспитатель

Дидактические и настольно-печатные игры «Сложи картинку», «Что лишнее?», «Бывает не бывает», «Найди знакомый музей».

В течение проекта

Воспитатель

Педагогический совет «Музейная педагогика в воспитании дошкольников».

2 неделя

Зам. зав. по ВМР

Воспитатели

НОД Рисование. Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья». (Приложение 4).

2 неделя

Воспитатель

Чтение В. Викторов «Музей беспорядка». Беседа по содержанию.

2 неделя

Воспитатель

Знакомство с дидактическим пособием лэпбуком «Путешествие в Касли».

3 неделя

Воспитатель

Виртуальная экскурсия в музеи России. «Художественно-педагогический музей игрушки имени Н.Д. Бартрама» .

3 неделя

Воспитатель

Чтение И. Зартайская «Слон в музее».  Беседа по содержанию.

3 неделя

Воспитатель

НОД Лепка. Тема: «Животные из коллекции Каслинского литья». (Приложение 5).

3 неделя

Воспитатель, воспитанники.

Создание  тематической экспозиции мини музея «Каслинское литьё»

3 неделя

Воспитатель, воспитанники, родители.

3 этап.

Подведение итогов работы по проекту

Игра – викторина «Музей – друг детей!!!»

4 неделя

Воспитатель

Открытие мини музея группы «Каслинское литьё».

4 неделя

Воспитатель.

Презентация проекта «Каслинское литьё» воспитанникам, педагогам МБДОУ, родителям, (законным представителям)

4 неделя

Воспитатель, дети

3. Работа с родителями

Содержание совместной деятельности с детьми

Педагогическая поддержка

Изготовление информационных листов, газеты

«Что мы знаем о музеях»

Консультация

Досуг «Вечер с музеем»

Совместный просмотр фотографий, файлов

Участие в командной игре «Удивительный мир музея»

Чтение сценария

Конкурс рисунков «Что я видел в музее»

Представление макета

Фотовыставка «Удивительный мир музея»

Представление макета

Плакат «Кто пойдет со мной в музей, станет лучше и умней!!»

Размещение на сайте ДОУ

        .

Приложение 1

Конспект занятия по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.

Тема: «Ура! Мы идём в музей!»

Подготовительная к школе группа «Звёздочки»

Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.

Цель: развивать любознательность, познавательную активность детей в процессе формирования представлений о музее.

Задачи:

-развитие у детей любознательности и познавательного интереса к музею;

-дать знания о музее, об особенностях  поведения в музее;

-вовлекать детей в содержательное общение, диалог;

-подготовить детей к восприятию мира музея;

-формировать у детей умения художественного восприятия произведений искусства;

-познакомить детей правилами поведения в общественных местах, в том числе в музее;

-обогатить словарный запас детей новыми словами: музей, экскурсовод, экскурсант, экспонат, археолог, архивариус, эксперт – оценщик, хранитель, реставратор.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Воспитатель: Я пригласить хочу давно,

Вас в место чудное одно.

Возьму с собой и вас, друзей.

Мы отправляемся в ... (музей).

           Сегодня, ребята, мы поговорим с вами об очень интересном месте - о музее. Как вы думаете, что такое музей? Музей - это место где собраны коллекции вещей по темам и по видам. Для чего люди создают музеи? Музей создают для сохранения исторических, культурных и художественных ценностей. Чтобы будущее поколение могли увидеть, понять и оценить, чем жили их предки.

           Ребята, а вы знаете, какие бывают музеи? Музеи бывают разных видов, в зависимости от того, какие экспонаты в них хранятся: исторические, технические, литературные, художественные, краеведческие. А теперь, ребята, давайте угадаем, в какой музей мы попали по тем экспонатам, которые в нём хранятся (показ картинок).

           Ребята, а вы знаете, как называются предметы, которые хранятся в музее? Эти предметы называются – Экспонаты. С латинского языка это слово переводится как — выставленный напоказ — предметы, выставляемые для всеобщего обозрения в музее. В качестве экспонатов могут выставляться произведения искусства, документы, природные материалы, модели техники, иллюстрации исторических событий и т. д., в соответствии с разработанной музеем теме.

           А как экспонаты попадают в музей? Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле. Они называются археологами. А ещё экспонаты в музеи дарят люди. Их называют дарителями. А все ли предметы могут стать экспонатами музея?  Чем отличается экспонат от простого предмета? Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой какую-то ценность. В каждом городе есть музеи. В нашем городе тоже есть. А вы знаете, какие музеи есть в нашем городе? (показ картинок с перечислением названии музеев). В нашем городе есть краеведческий музей, музей изобразительных искусств, музей железной дороги, музей истории Екатеринбурга.

           Ну, что ребята, вы наверно немного устали? Давайте прервёмся на физкультминутку:                    «А часы идут, идут».

Тик-так, тик-так, в доме кто умеет так? (шагают на месте)

Это маятник в часах, отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка, у неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время, снова спрячется за дверью, (Наклоны вперёд.)

Стрелки движутся по кругу, не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, иногда вдруг отстают. (Медленная ходьба на месте.)

А бывает, что спешат, словно убежать от нас хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут, то они совсем встают. (Дети останавливаются.)

           Отдохнули ребята? А теперь мы познакомимся с профессиями людей, которые работают в музее.

           Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? Как будут называть нас, когда мы придём в музей? Нас, ребята, будут называть – Экскурсанты. Экскурсанты приходят в музей, задают вопросы об экспозиции, фотографируют экспонаты, делятся впечатлениями от увиденного.

           А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? Его называют – Экскурсовод. Он встречает посетителей музея, рассказывает им об экспозициях, отвечает на вопросы, демонстрирует экспонаты.

           Кроме экскурсовода в музее работают:

Архивариус, который учитывает весь музейный фонд.

Эксперт – оценщик, который оценивает работу, проводит экспертизу её подлинности, выясняет, из чего создан экспонат.

Хранитель – принимает на хранение экспонаты, не участвующие в выставке, хранят их, создаёт каталоги работ, выдаёт работы для создания новой экспозиции.

Реставратор - это музейный доктор, который вернёт цвет и недостающие фрагменты картине, склеит разбитый горшок, починит старинный стол, восстановит царский наряд. Задача реставратора – не просто склеить, зашить, дописать, но сделать это так искусно и достоверно, чтобы не нарушить первоначальный вид вещи.

Смотритель музея - встречает гостей у входа в музей и подводит к экскурсоводу.

Билетёр - продаёт билеты, бронирует места для организованных экскурсий.

Гардеробщик - забирает и хранит одежду посетителей музея, выдает им номерок и бахилы.

А теперь, ребята, я загадаю вам загадки.

В нём предметы старины

До сих пор сохранены,

Любознательный народ

Поглазеть на них идет. (Музей)

То здание богато

В подборе экспонатов

От подков до замков

Из прошлых веков! (Исторический музей)

Когда в музей народ идёт,

Как нам назвать такой поход,

Ведь так история манит

В мир очень древних пирамид? (Экскурсия)

Кто по музейным залам

Ведёт людей немало.

И ведёт каждый раз

Интересный нам рассказ? (Экскурсовод)

В этих залах стеллажи,

На них «история» лежит,

Как назвать мечи, мушкеты,

Что в земле отрыты где-то? (Экспонаты)

           Ребята, кто-нибудь знает, что такое общественные места и какие общественные места вы знаете? Общественные места – это места, в которых собирается много людей. Незнакомые люди находятся и что-либо делают вместе, переговариваются, отвечают на вопросы, помогают друг другу. Например, в театре вместе смотрят спектакль, в автобусе – вместе едут, в магазине - покупают продукты или вещи. Люди разные, и от того, как они относятся друг к другу, доброжелательно или, наоборот, грубо и зло, зависит наше настроение и даже здоровье.

           Как вы думаете, ребята, зачем нужны правила поведения в общественных местах? Правила поведения в общественных местах нужны для того, чтобы сохранить жизнь, здоровье и безопасность свою и окружающих. Ребята, давайте вспомним, как себя надо вести в общественных местах. А правила поведения в общественных местах                   как-нибудь отличаются, например, в кинотеатре и на стадионе? Да отличаются. В кинотеатре надо вести себя тихо, а на стадионе можно кричать. Правильно, ребята! Всё названное вами – это правила поведения или «Этикет». А что такое «Этикет»? Этикет - это серьёзное  определение правил поведения человека среди других людей.

           И так мы с вами собираемся в путешествие  в музей. Я вам расскажу, какие нужно соблюдать правила поведения в музее. Посещение музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты, и обязательно одевают сменную обувь. В залах музея надо вести себя тихо, нельзя громко разговаривать, смеяться, бегать. При осмотре экспонатов не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре. Внимательно слушать и не перебивать экскурсовода. Строго воспрещается трогать руками экспонаты. После экскурсии и осмотра экспонатов необходимо поблагодарить экскурсовода.

            А теперь, ребята, давайте подведём итоги нашего занятия.

-О чём мы с вами сегодня говорили?

-Какие виды музеев вы знаете?

-Какие музейные профессии вы знаете?

-Что вы знаете о правилах поведения в общественных местах, в том числе в музее?

-С какими новыми словами вы познакомились?

-Что вам больше всего понравилось?

     

Приложение 2

Конспект по познавательному развитию. Приобщение к социокультурным ценностям.  

Тема: «Путешествие в Екатеринбургский  музей изобразительных искусств».
Подготовительная к школе группа «Звёздочки»

Составитель: Мирзоян Жанат, воспитатель I квалификационной категории.

Цель мероприятия:

-сформировать первоначальное представление о музее в целом и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в частности;  

-воспитывать в детях гордость за свой город;

-активизировать познавательную деятельность и интерес к ознакомлению и изучению культурного наследия, как необходимое условие развития интеллектуальных способностей дошкольников;

создать условия для закрепления представлений о музее;

-воспитывать уважительное отношение к старинным вещам.

Задачи:

-дать представление о музее, показать ценностно-смысловую значимость музея;

-расширить кругозор воспитанников.

-воспитывать у детей интерес к культурному наследию своей страны;

-воспитывать у детей чувство гордости за свой народ, за свою страну;

-воспитывать любовь к своему городу;  

Форма занятия: экскурсия в музей истории Екатеринбурга.

Предварительная работа: первоначальное знакомство с понятиями музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант;  историей возникновения музеев, музеями г. Екатеринбурга.

Планируемый результат: обобщить и закрепить полученные знания о понятиях музей, экспозиция, экспонат, экскурсовод, экскурсант; об  истории возникновения музеев; о музеях                г. Екатеринбурга.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

           Здравствуйте ребята! Где мы сегодня с вами собрались? Правильно, в музее. Ребята, а вы когда-нибудь были в музее? В каком? Что вы там видели? Как называются люди, которые нам помогают в музее? Как называются вещи, которые выставлены на показ? А экспонаты можно трогать руками? А как нужно вести себя в музее? Мы с вами знаем, что в каждом музее есть правила поведения, и я напомню вам как надо себя вести в музее. В музее работает гардероб. Туда, при посещении музея, надо сдать верхнюю одежду, сумки и другие вещи. В музее нельзя бегать,  кричать и громко разговаривать. Если пришёл в группе, то не отставать от группы, внимательно слушать экскурсовода.

            Ребята, в прошлом году мы были на экскурсии в музее истории Екатеринбурга.                     Я решила, продолжит экскурсии по музеям нашего города в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Это крупнейший художественный музей Урала. В основе здания музея — одно из старейших сохранившихся зданий Екатеринбурга, который был построен в 1730 году. 9 мая 1986 года это здание было переделано в музей. В этом музее выставлены картины, скульптуры, изделия из фарфора и стекла, иконы, резная кость, изделия камнерезного и ювелирного искусства Урала, Нижнетагильский расписной поднос, Златоустовское украшенное оружие и гравюра из стали.

           Но музей известен, прежде всего, уникальной коллекцией Каслинского художественного литья и всемирно известным Каслинским чугунным павильоном.

           Ребята, давайте перед экскурсией проведем физкультминутку:

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)

Наклонимся в правый бок. Раз, два, три.

Наклонимся в левый бок. Раз, два, три. (Наклоны туловища влево-вправо.)

А сейчас поднимем ручки и дотянемся до тучки. (Руки вверх.)

Присядем на дорожку, разомнём мы ножки. (Приседания.)

Ногу правую подняли и немного подержали.  

Ногу левую подняли и немного подержали.  (Поднимаем левую и правую ногу вверх.)

Головою покачали (Движения головой.)

И все дружно вместе встали. (Встали.)

Ребята, отгадайте загадку:          

Была создана давно,

На холсте всего полно:

И дом, и звезды, и машина…

Называется -… (Картина)

Здесь мы видим коллекцию картин музея. На чём и чем рисуют картины? Кто рисует картины? Во что установлена картина? Рама картины иногда является самостоятельным произведением искусства. Сейчас я вам буду читать стихотворение из мультфильма «Пластилиновая ворона», и мы узнаем, какие бывают жанры изобразительного искусства.

Если видишь: на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная лавина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется — … (Пейзаж)

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу, —

Знай, что это: … (Натюрморт)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед, —

Обязательно картина

Называется: … (Портрет)

Ребята идёмте дальше.

Из камня вырезана вещица эта

Называется - … (Статуэтка)

Что мы видим на этих стеллажах? Правильно – это статуэтки. Кто знает, из чего сделаны эти статуэтки? Правильно, статуэтки делают из драгоценных, полудрагоценных камней и минералов. Ещё их называют – Самоцветы. А как называют людей, которые делают статуэтки? Правильно  - камнерезы. На Урале добывают очень много разных самоцветов: аметист, яшма, рубин, нефрит, родонит, змеевик. А из чего была сделана шкатулка в известной сказке Павла Бажова? Правильно – из малахита.

Ну вот, ребята, мы подошли к конечному пункту нашей экскурсии. Отгадайте загадку.

Очень тяжелые эти фигурки:

Девочки, мальчики, кони-скульптурки

Есть и подсвечники, блюда резные.

Ну, догадались, откуда такие?

Ребята, эти скульптуры изготовлены из чугуна, производящегося на заводе архитектурно-художественного литья в г. Касли Челябинской области. В отличье от вырезанных из камня статуэток эти скульптуры льют из чугуна. А самым известным произведением является  чугунный павильон-дворец. Центральным элементом павильона являлась скульптура «Россия», расположенная при входе и изображающая женщину-воина, оберегающую мир и готовую к новым победам. Павильон был признан шедевром литейного искусства и получил высшую награду — «Гран-При».

Ребята, давайте загадаем желание ещё раз вернуться в этот музей, или посетить другой музей. А чтобы наше желание сбылось, возьмёмся за руки и расскажем стихотворение «Цветик – семицветик», который исполняет наши желания.

Лети, лети, лепесток,

Через запад, на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли —

Быть по-моему вели!

На этом, ребята, наша экскурсия в в Екатеринбургский музей изобразительных искусств закончился! Я надеюсь, что вам было интересно и всё то, что вы сегодня узнали и увидели, расскажете дома родителям, бабушкам и дедушкам, братьям и сёстрам. Спасибо за внимание! До встречи в другом музее!

Приложение № 3.

Консультация для родителей. «Роль музейной педагогики в воспитании ребёнка».

               Сейчас остро стоит вопрос о нравственном и эстетическом воспитании детей. Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему городу, к Родине, узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем. Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка духовно-нравственную среду, развить эстетическое к ней отношение. Необходимо подготовить дошкольника не столько информационно, сколько эмоционально к восприятию произведения искусства. И в этом большую помощь окажет музейная педагогика.

               Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, - по-прежнему остается уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика со своими методами и средствами способна усилить воздействие музея на любознательную душу ребёнка. В музейной педагогике важно дать детям представление о том, что процесс становления и развития окружающего мира сложен и длителен, но

не менее сложен и интересен путь его познания.

               Включение музеев в образовательно-воспитательный процесс – дело не простое. При этом важную роль играет степень подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку в этой непростой очень важной деятельности. Освоение окружающего мира начинается с малого. С «путешествия» по своей комнате, квартире, по своему двору, с нового взгляда на привычные вещи. Мир обыкновенных вещей более доступен и близок детям. Родителям, как и педагогу, отводится роль проводника в этот мир.

                Перед посещением музея необходимо объяснить детям, что такое музей, познакомить их со скрытыми смыслами и значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры. В стенах музея дети вместе с воспитателем продолжают начатый в детском саду и в кругу семьи разговор, опираясь на материал музейной экспозиции.

                Широкий спектр методов музейной педагогики определяет неограниченный набор всевозможных приёмов и форм работы: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, командные соревнования. Они тесно взаимосвязаны между собой, поэтому их можно применять в разнообразных комбинациях. Отсюда творческие задания, выполняемые как в дошкольном учреждении, так на музейных экспозициях, а также праздники, театральные постановки и т.п.

                Музейно-педагогическая деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в детском саду. Музеи в детском саду называют «мини-музеями». Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребёнок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы

              Музейная педагогика направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.

Приложение № 4

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Рисование.

Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»

Подготовительная к школе группа «Звёздочки»

Составитель: Мирзоян Жанат,  воспитатель I квалификационной категории.

Цель: закрепить знания, полученные при посещении Екатеринбургского музея изобразительных искусств; воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, передать особенности его  строения.

Задачи:

-отрабатывать  умения  располагать  «сюжет» на  всем  листе  бумаги,  выделять  главное, выбирать  цветовое  решение;

-развивать  у  детей  фантазию, воображение,  эмоциональное  отношение  к  изображаемому сюжету;

-закрепить  умение  использовать  разные  художественные  материалы: восковые  мелки,  акварельные  и  гуашевые  краски,  цветные  карандаши, фломастеры;

-воспитывать интерес  и  любовь  к животным;

Предварительная работа.

Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств, рассматривание иллюстрации о животных, фотоальбома «Каслинское литьё». Беседа на тему « Что ты знаешь о животных?». Дидактическое упражнение «Определи животное». Дидактическая игра «Кто живёт в лесу?». Заучивание стихов и загадок о диких животных. Рисование животных по схемам.

Материал.

Фотоальбом «Каслинское литьё», иллюстрации  диких и домашних животных,  схемы рисования животных, цветные карандаши, бумага листы  А4.

Ход  непрерывной образовательной деятельности.

Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Там мы видели разные экспонаты: картины, скульптуры, поделки из самоцветов, иконы и многое другое. Нам понравились скульптуры разных животных изготовленные из чугуна в г. Касли. Давайте сейчас вспомним скульптуры каких животных мы там видели. Чтобы нам было легче вспомнить, я вам загадаю загадки.

 

Он в берлоге спит зимой,

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. Медведь.

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Заяц.

Все время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это - …. Волк

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет. Лиса.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. Белка.

Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. А сейчас, давайте разомнём наши пальчики перед рисованием и проведем разминку для пальчиков «Я по Африке гулял»

Я по Африке гулял

И зверей там повидал:                               («Ходим» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)

Длинношеего Жирафа

Высотою аж в три шкафа.                   (Пальцы рук складываем в кулаки большие пальцы выставляем вверх.)

Черепаху, Тигра, Льва          

И огромного Слона.                              (Попеременно соединяем с большими пальцами все пальцы)                                

Мы с жирафом поиграли:                    (Складываем из пальцев  жирафа)

Ананасы доставали.                              (Поднимаем  руки вверх)

С черепахой у реки                               (Складываем из пальцев «черепаху»)

Побежали взапуски.                              («Бежим» по столу указательными и средними пальцами обеих рук.)

Мы со львом не отдыхали,                   (Складываем из пальцев «льва»)

Тигра полосы считали:                          (Энергично сжимаем-разжимаем кулаки)                           

Раз, два, три, четыре, пять…                 (Загибаем пальцы на правой руке)

Раз, два, три, четыре, пять…                 (Загибаем пальцы левой руке)           

Всех полос не сосчитать!                       (Разводим руки в стороны)

Со Слоном играли в прятки:                  (Складываем из пальцев «слона»)

Он нашёлся! Всё в порядке!                  (Пальцы сжимаем в кулаки,  большие пальцы выставляем вверх)

Я катался на Слоне…                                  

Жаль, что было всё во сне.                    (Попеременно ударяем  кулаками  по столу)

Молодцы, ребята! Размяли пальчики, а теперь возьмите схему животного, которое вам понравилось, и которого вы хотите нарисовать и приступайте к работе. Дети рисуют животных под музыку.

В середине занятия прерываемся на физкультминутку.

Физкультминутка  «У кошки в гостях»

Позвала нас в гости Кошка        (ладошки на щеки, качаем головой)

И пошли мы по дорожке            (шагаем на месте)

Видим – дерево высокое            (ставим кулачок на кулачок)

Видим - озеро глубокое              («волна» руками)

Птицы песенки поют                   (скрестить пальцы)

Зернышки везде клюют              (клюём то на одно ладони, то на другой)

Тут клюют и там клюют

Никому их не дают                      («погрозить» пальцем)

Это дом                                         («крыша» из рук)

А в нем окошко                            (показываем пальцами)

Нас встречают кот и кошка        (хлопаем в ладоши)

Мы немножко погостим             («здороваемся» руками)

И обратно побежим                     (бег на месте)

Молодцы, ребята! У вас всё отлично получилось! А сейчас мы с вами из рисунков сделаем выставку «Животные из коллекции музея Каслинского литья».

Приложение № 5

Конспект по художественно-эстетическому развитию. Лепка.

Тема: «Животные из коллекции музея Каслинского литья»

Подготовительная к школе группа «Звёздочки»

Составитель: Мирзоян Жанат,  воспитатель I квалификационной категории.

Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; закрепить знания, полученные при посещении Екатеринбургского музея изобразительных искусств; воспитывать интерес к животным, пробуждать желание изобразить животное, передать особенности его  строения.

Задачи:

-совершенствовать умение лепить из целого куска пластилина, правильно передавать пропорции тела, придавать линиям плавность, делить целое на части, соединять элементы между собой;

-повышать сенсорную чувствительность, развивать воображение;

-воспитывать самостоятельность и целенаправленность в работе, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа.

Экскурсия в Екатеринбургский музей изобразительных искусств; рассматривание иллюстрации о животных и фотоальбома «Каслинское литьё»; беседа на тему «Что ты знаешь о животных?»; чтение стихотворений про животных, загадывание загадок; дидактические игры «Узнай по описанию», «Определи животное», «Кто живёт в лесу?»; рисование животных по схемам.

Оборудование: пластилин, дощечки, стеки, салфетки; фотоальбом «Каслинское литьё»; иллюстрации  диких и домашних животных,  схемы лепки животных.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Ребята, мы с вами ходили на экскурсию в Екатеринбургский музей изобразительных искусств. Там мы видели разные экспонаты: картины, скульптуры, поделки из самоцветов, иконы и многое другое. Нам понравились скульптуры разных животных изготовленные из чугуна в г. Касли. Давайте сейчас вспомним скульптуры каких животных мы там видели. Чтобы нам было легче вспомнить, я вам загадаю загадки.

 

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой.                     (Медведь)

Серый маленький зверюшка,

Косоглазый длинноушка.

Ну-ка, кто он, угадай

и морковку ему дай!                             (Заяц)

Хитрая плутовка, Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут ее ….                                        (Лиса)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.                                    (Белка)

Возле дуба острым рылом

Деловито землю рыл он,

Видно, желуди искал.

Я пугать его не стал.

Не спугнул и мой Полкан –

Очень грозен был …               (Кабан)

Ты за мною не гонись!:

Забодаю! Берегись!

У меня есть рожки!

Уходи с дорожки!                                   (Коза)

Молодцы ребята! Вы справились с этим заданием. А сейчас, давайте разомнём наши пальчики перед рисованием и проведем разминку для пальчиков «Зайки-побегайки».

По лесной лужайке               (круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз)

Разбежались зайки.              («бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук)                

Вот какие зайки,        (руки перед грудью (лапки зайца).

Зайки-побегайки,        (руки на голове (уши зайца).

Сели зайчики в кружок,        (нарисовать в воздухе круг обеими ладонями)

Роют лапкой корешок.         (ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки.

Молодцы, ребята! Размяли пальчики, а теперь возьмите схему животного, которое вам понравилось и которого вы хотите слепить и приступайте к работе. Дети лепят животных под музыку.

В середине занятия прерываемся на физкультминутку.

Физкультминутка  «Мы ногами топ-топ»

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз-сюда, два- туда,

Повернись вокруг себя.

Раз- присели, два -привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели-встали, сели-встали,

Неваляшкой будто стали.

Молодцы, ребята! У вас всё отлично получилось! А сейчас мы с вами из фигурок животных сделаем музей «Каслинское литьё».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с.  

2. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данилюк. – М. :Линко-пресс,2008. Мини – музей в детском саду

3. Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре»

4. Российский центр музейной педагогики и детского творчества : содержание деятельности, планы, проекты / Б. А. Столяров ; Мин-во культуры РФ, ФГУК «Государственный русский музей», РАО. – СПб. : ГРМ, 2010.

5. Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева // Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.  

6. Каслинское чугунное литьё // Большая российская энциклопедия. Том 13. — М., 2009.

7. Елфимов Ю. Н. Каслинские мастера. Челябинск: Южно-Уральское кн. изд-во, 1977. — 84 с.

8. Павловский Б. Н. Каслинский чугунный павильон. Свердловск, 1979.

9. Пешкова И. М. Искусство Каслинских мастеров. Кн.1, 2.Челябинск, 1983.

10. https://ru.wikipedia.org

11. https://i-z-o.art

12. https://kasli-museum.chel.muzkult.ru

13. https://www.zlatgravura.ru

14. http://www.tagilpodnos.ru

15. https://farfor-sysert.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Мониторинг уровня знаний детей подготовительной к школе группы о архитектурных памятниках города Санкт - Петербурга

Цель: Выявить элементарные представления о архитектурных памятниках Санкт - Петербурга с последующей формулировкой цели и задач дальнейшей работы с детьми....

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.          ...

Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».

Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья»....

«Комнатные растения: как они влияют на нашу жизнь» Методический проект для детей подготовительной к школе группы.

В настоящее время озеленение квартир и детских садов  комнатными растениями приобретает всё большую популярность. И связано это не только с их высокими декоративными качествами, но и с той пользо...

Проект для детей подготовительной к школе группы "Скоро в школу"

Данный проект нацелен на формирование у детей старшего дошкольног возраста положительного отношения к будущей школьной жизни....

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе в рамках конкурса «Урок в музее» на тему: «Маршал победы – Г. К. Жуков»

Это конспект составлен с целью приобщить воспитанников детского сада к культуре и истории Воронежской области, через ознакомление с одним из героев ВОВ маршалом Г.К. Жуковым. Занятие проходит в «...