Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пенчук Галина Васильевна

Методическая разработка интегрированного занятия для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Методическая разработка интегрированного занятия

для детей подготовительной к школе группы «Осенние листья».

Цель: - расширить представления детей о многообразии форм и цветов листьев различных деревьев и о процессах, происходящих в природе.

Программное содержание:

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

Расширять и уточнять представление детей о природе, уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опадают листья и т. д.); продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи изменения сезонных условий с жизнью деревьев (листопад); продолжать учить классифицировать растения леса; упражнять детей в определении породы деревьев по внешнему виду листьев.

2. Задачи на развитие связной речи:

Закрепить умение образовывать прилагательные от существительных (дуб – дубовый, клен – кленовый, береза – березовый, осина – осиновый, активизировать словарь ребёнка.

3. Изобразительно-технические задачи:

Совершенствовать умения использования техники набрызга;

4. Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей доброе отношение ко всему в природе; способствовать развитию памяти, восприятия; воспитывать эстетические чувства.

Предварительная работа: в ясный  осенний  день  предложить  детям походить по опавшей листве; прислушаться  как  шуршат  листья,  рассматривать листья  различных  деревьев

Оборудование и материалы:

Слайды с изображением деревьев (рябина, береза, осина, дуб, клен) и засушенные листочки от этих деревьев; слайды с репродукциями картин русских художников Левитана И. И. «Золотая осень», Бродского И. «Золотая осень», Поленова В. «Осень».

Бумага желтого цвета; гуашь разноцветная в баночках, зубные щетки, стаканчики с водой, салфетки, клеёнки, живые листочки деревьев разных размеров и форм, собранные в лесу и на участке.

ТСО – проектор, компьютер, аудиозаписи: Бетховен Л. «К Элизе», Бах И. С. - Сюита №2 для флейты с оркестром, П. И. Чайковский «Времена года».


Ход:

1. Вводная беседа.

Воспитатель:

– Ребята, по дороге в детский сад я набрала целую корзинку листьев. Посмотрите, какие они красивые, резные, разноцветные. Каждый из вас выберет по одному листочку и скажет, с какого он дерева и какого цвета.

(Ребенок: – Это желтый лист с березы – березовый лист).

 Листья: клен, береза, рябина, осина, дуб.

–Положите листочек на свой стол. Ребята, кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии? (Ответы детей: о листьях, об осени.)

2. Закрепление пройденного материала.

– Какие осенние приметы вы знаете?

(Ответы детей: Солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются).

– Какая погода в сентябре? (Ответы детей)

– Все верно, но в начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья рябин, кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины.

– Как называются такие денёчки? (Ответы детей: «бабьим летом»).

– Почему сентябрь называют «златоцветом»? (Ответы детей).

Воспитатель обращает внимание детей на репродукции картин:

– Посмотрите на эти чудесные картины русских художников, какое разнообразие красок на этих работах. Ребята, давайте вспомним нашу прогулку в осеннем лесу. Как приятно было ходить по опавшей листве, собирать их в букетики. Один такой букетик у меня сохранился на столе. Посмотрите, какие листочки красивые, резные, разноцветные. А с каких деревьев листочки собрали вы? (Ответы детей: с березы, осины, рябины, клена, дуба).

Воспитатель:

Повязала Осень пестрый фартук

И ведерки с красками взяла.

Ранним утром, проходя по парку,

Листья позолотой обвела.

– Все ли деревья изменили окраску листьев? (Ответы детей: еще не все).

– Почему листья осенью желтеют? (Ответы детей).

Объяснение воспитателя: Летом листья имеют зеленый цвет из-за большого количества пигмента хлорофилла, содержащегося в них. Этот пигмент - кормилец растения, с его помощью на свету у растения идут обменные процессы. Но в листьях есть и другие красящие вещества, они не видны летом, так как хлорофилла очень много. С наступлением осени дни становятся короче, а ночи удлиняются. Вещество, отвечающее за зеленый цвет листа – хлорофилл, днем разрушается и не успевает восстановиться ночью. Зеленый цвет в листве убывает, заметным становится желтый.

– Что в природе служит сигналом для листопада? (Ответы детей: сигналом к началу листопада является не падение температуры, а изменение долготы светового дня - самый верный и неизменный признак наступления осени).

– Сразу ли желтеют листья на всём дереве одновременно или как-то иначе? (Ответы детей: листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках.)

– У какого дерева раньше других меняется окраска листьев? (Ответы детей: первыми становятся золотыми листья у берез).

– У каких деревьев дольше всех сохраняются листья во время листопада? (Ответы детей: у березы).

– Какое значение имеет для деревьев листопад? (Ответы детей: деревья готовятся к зимним холодам, так они защищают свои ветви от поломок, с листьями дерево отдает ненужные ему вещества).

– Дерево тоже умирает с опавшими листьями? (Ответы детей: Нет, дерево продолжает жить; в пазухе каждого листа золотистая почка, которая дает весной молодой побег с новыми листьями.)

3. Дидактическая игра «Помоги Незнайке».

– Молодцы, ребята, вы много знаете об осенних изменениях с деревьями. Незнайка гулял в парке и тоже собрал огромный красивый осенний букет, но не знает с какого дерева листики. Помогите Незнайке определить, какому дереву они принадлежат. Сейчас я буду вам загадывать загадки. А вы не зевайте, свои листочки поднимайте, к нужному дереву прикрепляйте.

Проводится игра – «Помоги Незнайке» (дети должны определить, какому дереву принадлежат выбранные ими ранее листочки и укрепить их на макетах деревьев, расположенных на стенде).

Если дунет ветерок,

Задрожит ее листок.

Ветерок совсем не сильный,

Но дрожит листок. (осины).

Весной роняет слезы

Белая. (береза).

Прилетает в гости к ней

Стайка алых снегирей.

По ветвям они снуют,

Красны ягодки клюют. (рябина).

Каждый год на нем с охотой

Вырастают вертолеты.

Жаль, что каждый вертолет

На всего один полет. (клен)

И гадать не надо даже -

Тут же, сразу назовем,

Если только кто подскажет

То, что жёлуди на нем! (дуб)

4. Дидактическая игра «Какой лист?»

– Молодцы, ребята. Садитесь на свои места. Я прошу вас подобрать нужное слово к листикам деревьев.

Проводится игра – «Какой лист?» Дети подбирают нужное название дерева по описанию листа воспитателем:

У этого дерева лист крупный, с очень длинным и толстым черешком, форма его похожа на ладошку, он может быть желтого, оранжевого, красного цвета – клён;

У этого дерева лист округлой формы, похож на маленькое сердце с заостренным кончиком, на длинном черешке, слегка шершавый сверху и гладенький снизу с отчетливыми прожилками, край листочка зубчатый, листочки этого дерева первыми окрашиваются в жёлтый цвет – береза;

У этого дерева лист кругленький, гладенький, с волнистым краем, черешок у него длинный, сплюснутый в верхней части, а в середине совсем тонкий, поэтому и дрожит лист при самом легком ветерке, осень окрасила его в багряный цвет – осина.

5. Практическая работа.

 Воспитатель:  Сегодня  я  научу   вас   очень   интересному   способу  изображения.  Раньше  мы  с  вами  рисовали  кисточкой,   палочкой,   ватой,  пальчиками, а сегодня научимся рисовать зубной щеткой. А рисовать  мы  будем    осенние листья, из которых потом соберем большой осенний  ковер.  Для  этого   нам понадобятся: лист желтой бумаги, осенний лист (у всех  разные),  цветная   гуашь, зубная щетка. (столы застелены  клеенкой)  Воспитатель  демонстрирует    технику исполнения. Дети смотрят, потом  выполняют  на  местах.

 Воспитатель   комментирует:

       На лист желтой бумаги положите свой осенний листочек. Окуните щетку в     тарелочку с краской. Стряхните излишки краски. Держите щетку  перед  листом.  Быстро проведите палочкой по  щетке  по  направлению  к  себе.  Передвигайте и   щетку так, чтобы обрызгать весь листочек и бумагу вокруг. Оставим  бумагу    листочек сохнуть, а  потом  уберем  листья.  Дети  увидят  силуэты  листьев    окруженные брызгами краски. После полного просыхания можно вырезать  листья    оставляя широкий край окрашенной бумаги, сделать коллаж из листьев,  наклеив     эти силуэты на  лист бумаги.

6. Рефлексия.

– Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали?

– Что интересного вы узнали о деревьях и листьях?

- А какую интересную технику вы попробовали использовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд»

Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу «Ручной труд» Методическая разработка занятия для детей подготовительной к школе группе по разделу...

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему: "Скоро в школу"

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в с...

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»

Методическая разработка: проект для детей подготовительной к школе группы «Буду строить я ракеты»...

Методическая разработка развлечения для детей подготовительной к школе группы "Игра "Что? Где? Когда?"

Развивать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать интерес к слову, к речи, расширять знания и кругозор....

Методическая разработка, Сценарий для детей подготовительной к школе группы "Будем в армии служить"

Методическая разработка, Сценарий для детей подготовительной к школе группы "Будем в армии служить" 2020г....

Методическая разработка - родительское собрание в подготовительной к школе группе «Трудности адаптации ребенка в школе»

В методической разработке представлен материал по работе с родителями  подготовительной к школе группы на тему "Трудности адаптации ребенка в школе".  Показана  нетрадиционная...

Авторская методическая разработка тематического дня в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «День здоровья»

Цель: уточнить представления детей о спорте, его значении, вызвать интерес к предстоящему дню, настроить на спортивный лад.Основные задачи:сформировать привычку к здоровому образу жизни;удовлетворить ...