Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительной к школе группе с Рязанским краем: Экскурсия в музей Скопинской керамики.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Чечулина Татьяна Евгеньевна
 
Конспект занятия 
по ознакомлению детей подготовительной к школе группе
 с Рязанским краем: 
Экскурсия в музей Скопинской керамики.
 
 
 
 
 
 
                                                      
 
 
 
 
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppp.docx6.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 118» г. Рязань

Конспект занятия

по ознакомлению детей подготовительной к школе группе

 с Рязанским краем:

Экскурсия в музей Скопинской керамики.

                                                             Воспитатель

        Чечулина Т.Е.

        2015год

Экскурсия в музей Скопинской керамики.

Цель: продолжать знакомить детей с историей Рязанского края, его промыслами.

Задачи: познакомить детей со скопинской керамикой, материалом, из которого ее изготавливают, особенностями работы.

Развивать умение видеть красоту керамических изделий, познавательную активность, речь детей. Закрепить умение рассматривать, описывать, сравнивать предметы. Воспитывать уважение к труду мастеров, гордость за свой рязанский край.

Активизация словаря: глина, кувшин, квасник, свистульки.

Обогащение словаря: скопа, глазурь, гончар.

Материал: изделия Скопинских мастеров: кувшины, квасники, вазы, фигурки животных, наборы открыток, иллюстраций со скопинской керамикой, глина, гончарный круг, карта Рязанской области.

Содержание организованной деятельности.

  • Вводное слово воспитателя: загадка о глине:

        «В земле скрывается,

В руках преображается.

Огнем закаляется,

В посуду и предметы превращается»

Выслушать ответы детей, задать вопросы к детям:

- Как догадались, что это глина?

- Что можно сделать из глины?

- Слышали ли вы что-нибудь о городе Скопине?

- Где он находится?

- Почему так назван город?

- Чем прославился город Скопин?

После обобщения ответов детей на карте Рязанской области находим город Скопин.

  • Рассказ воспитателя о возникновении названия города.

«Город Скопин находится недалеко от Рязани, и  существует легенда, что давным-давно, на месте города были дремучие леса, и водились там большие, сильные птицы с огромными крыльями и называли этих птиц Скопы. А еще в тех местах, в земле было много белой глины. Из разных окрестных сел приходили сюда люди за глиной, чтобы сделать из нее посуду – показываю глину, миски, чашки из белой глины (рассматриваем, сравниваем).

Затем стали в этих местах селиться люди, и возможно, по названию птиц, живших в лесах, и город назвали Скопин. И появились в Скопине мастера, которые лепили из глины различную посуду, да игрушки своим детишкам, свистульки. А чтобы показать свое искусство, мастера выставляли вылепленные изделия на ворота. Каждый мастер украшал свое изделие разными приспособлениями – печатками, по-своему.

Жил в Скопине мастер – гончар, Федор Оводов. Для того, чтобы украсить свои изделия, он выжимал глину через марлю, глина выползала из марли тонкими нитями, которыми он украшал свои работы. Так у льва получились волоски, грива, зубы (показ иллюстраций). Вершиной мастерства Федора был самовар из глины, в котором жгли угли и кипятили воду. Никто не верил мастеру, что самовар глиняный, и Федор, чтобы доказать это, на глазах у всех разбил свой самовар, и все увидели, что это правда.

Сейчас в городе Скопине работает фабрика керамических изделий, есть большой музей. Вы хотели бы там побывать?  Тогда я приглашаю вас в музей.

  • Физкультурная пауза «Мой город»

«Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Это любимые бассейн, это школа –

Каждому школьнику место знакомо

Кинотеатр, музей и вокзал,

Чтобы малыш отдыхать выезжал.

Много у нас магазинов, дворцов.

Город родной любить каждый готов!»

  • Дети переходят в музыкальный зал, где оформлена выставка скопинской керамики, за гончарным кругом сидит «гончар» (воспитатель), лепит кувшин. Воспитатель напоминает детям об осторожном обращении с глиняными изделиями, они очень хрупкие, могут разбиться.

Дети рассматривают выставку, выбирают понравившееся изделие, объясняют, почему выбрали именно этот предмет, как его можно применить в быту, как украшено, какой формы крышка, ручка, чем покрыто изделие (глазурь). Наблюдение за работой гончара (лепит вазу из глины), с объяснением по ходу. Приглашает детей тоже вылепить себе понравившееся изделие из глины.

  • Дети садятся за столы. По ходу работы с глиной уточняют ее свойства (мягкая, податливая, серая, мнется, скатывается и т.д.. и выполняют свои работы, украшают их печатками. (Оставляют на обжиг в печи)
  • Мастер дарит детям маленькие «свистульки» из глины. Проводится игра «Выбери кувшин». Дети делятся по 3 человека и собирают разрезные картинки.
  • Итог занятия-экскурсии: где делают керамику? Из какого материала? Для чего можно использовать предметы керамики? Как украшают мастера свои изделия? Как нужно обращаться с керамическими изделиями? Дети возвращаются в группу.

Литература:

  • Б.В.Горбунов, А.В. Ефимов, Е.В.Ефимова «Рязанский этнографический вестник. Этнография Рязанского края»,Рязань, 1994.
  • Г.Л. Дайн «Русская игрушка», М., 1987,
  • Е.Н.Хохлова «Керамика Скопина», Рязань, ПРИЗ, 2000,
  • А.А.Крылов «Город на Вёрде - Скопин», 1995,
  • С.И.Большова «Эстетические основы народного искусства и художественного промысла», М., 1992,
  • Скопинская керамика ХIХ-ХХвв. Собрания Рязанского историко-архетектурного музея – заповедника, Рязанского областного художественного музея, АОЗТ Скопинская художественная керамика. Каталогвыставок., Рязань, 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной к школе группы: "К школе готов!"

Конспект занятия по психологической подготовке детей к школе....

Тематический план по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом.

Знакомство детей подготовительной к школе группы с родным городом....

Презентация "Ознакомление детей подготовительной к школе группы с пейзажной живописью"

Задачи:1.     Инициировать  художественно – образное мышление и эмоционально – чувственные отношения к предметам и явлениям искусства.2.     Сп...

Конспект НОД по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с профессией ветеринара Игра-путешествие

Цель: Формировать у детей представления о труде врача для животных (ветеринара).  Воспитывать у детей любовь к животным, желание им помочь. Учить детей отображать в игре знания об окружающем. Пок...

Конспект ИНОД для детей подготовительной к школе группы "В музее Космонавтики"

В конспекте показан вариант проведения НОД ко Дню Космонавтики в виде путешествия по мини-музею и рассматривание картин художника и космонавта А. Н. Леонова. Этот конспект может быть использован и для...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОЦЕССУ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ГЕРБОМ ЧЕБОКСАРСКОГО РАЙОНА

В статье приводится обоснование обращения к теме исследования с учетом национально-региональных особенностей Чувашской Республики. Представлен опыт работы по ознакомлению детей подготовительной к школ...