Трудовое воспитание в детском саду
статья

Терлецкая Юлия Владимировна

Что такое трудовое воспитание и какова его роль в жизни ребенка и в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_vospitanie.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Трудовое воспитание в детском саду

Известно, что интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка и помочь в его успешном всестороннем развитии.

Подчеркивая роль трудового воспитания К. Д.Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

В процессе любого вида труда должны решаться задачи разностороннего воспитания и развития ребенка: умственного, физического, нравственного и эстетического. Об этом следует помнить воспитателю при организации трудовой деятельности детей.

Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, позволяющее успешно сочетать игру с формированием навыков и представлений, личностным развитием ребенка. Деятельность взрослых служит детям образцом для подражания, подтверждением чего являются их игры. Дети увлеченно играют в «больницу»«магазин»«стройку», передавая не только трудовые действия, но и взаимоотношения между людьми, их отношение к работе.

Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умения планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений.

Труд позволяет педагогу сформировать у детей необходимый комплекс качеств, формирующих умение учиться.

Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, красоту творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремится к созданию красивого.

Эстетически организованная среда – важное условие осуществления трудового воспитания детей, поэтому большое влияние следует уделять подбору необходимого инвентаря, предлагаемого детям для работы, при этом нужно учитывать его соответствие размеру, легкость, удобство в использовании, безопасность.

Следует приобщать детей к здоровому образу жизни через посильный труд. В процессе труда у ребят развивается сила, ловкость, выносливость, совершенствуются разнообразные движения. Дети приобщаются к порядку, учатся ухаживать за своим телом, понимая, что залогом здоровья является чистота.

Трудовое воспитание должно входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляться последовательно и систематично. Труд должен быть посильным. Если дети постоянно получают недостаточную трудовую нагрузку, они привыкают трудиться без напряжения, без усилий. И когда ребенок попадает в ситуацию, в которой нужно выполнить более сложное задание, он оказывается не в состоянии мобилизовать свои силы и довести начатое дело до конца. Другой момент, когда воспитатели дают завышенные по объему трудовые поручения, не учитывая возможности детей. Нельзя забывать о том, что, если ребенок взялся за работу, потратил много сил, но не добился положительного результата или добился его за счет переутомления, в дальнейшем он будет стремиться уклониться от трудовой деятельности. Надо всегда давать посильную работу детям, чтобы на выполнение затрачивались усилия, соответствующие их возрастным возможностям.

Труд обладает большим педагогическим воздействием только при правильной его организации. Ребенок никогда не узнает что такое труд, пока на личном опыте, при умелом руководстве взрослого не преодолеет своей робости, не приобретет трудовых навыков, а главное, опыта самостоятельного выполнения той или иной работы.

Известный педагог В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Воспитатели должны очень серьезно относиться к оценке трудовой деятельности детей, так как неправильная оценка, захваливание одних и невнимание к трудовым усилиям и успехам других могут привести к большим упущениям. У одних детей появляется излишняя самоуверенность, у других – неуверенность в своих силах и возможностях и в конечном результате потеря интереса к трудовой деятельности. Только добрый совет, добрая помощь, поддержка даже самых малых успехов способствуют воспитанию положительных черт личности.

Нет необходимости доказывать, какую роль в трудовом воспитании маленьких детей играет пример самого воспитателя. Они любят тех воспитателей, у которых, образно говоря «золотые руки». Они искренне радуются, когда в руках воспитателя из бумаги, природного материала рождается интересная игрушка.

Главная задача трудового воспитания в детском саду – формирование правильного отношения к труду у детей дошкольного возраста. Она успешно реализуется теми педагогами, которые учитывают как особенности детской трудовой деятельности, так и возрастные особенности детей. Педагог должен организовать трудовую деятельность, чтобы каждый ребенок ощущал радость от совместной деятельности, проявлял активность, учился оказывать помощь товарищам, преодолевать отдельные неудачи, добиваться общего результата, ценить свой трудтруд товарищей и труд людей.

Должное внимание в работе с детьми нужно уделять народному творчеству во всем его многообразии, включая в педагогический процесс потешки, заклички, сказки, загадки, пословицы и поговорки. актическому освоению трудовой деятельности, превращению ее из предмета познания в форму самовыражения ребенком и взрослым своей индивидуальности служит образование; его ключевым понятием является трудовая деятельность как иерархическая система,которую образуют пять взаимосвязанных компонентов:

1. замысел

2. предмет преобразования

3. средства преобразования

4. система действий

5. результат.

Прежде всего, эту модель должен освоить взрослый, обучая ребенка самоорганизации трудовой деятельности.

Формы организации детского труда:

Поручения (индивидуальные и совместные) – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности.

Обязанность – это дело, освоенное через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения.

Дежурство – дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.

Индивидуальный труд применяется во всех возрастных группах и во всех видах трудовой деятельности. Он характеризуется тем, что ребенок от начала до конца выполняет процесс труда индивидуально, ни с кем из участников трудового процесса не связан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание в детском саду

 Труд – важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребёнка, складываются коллективные взаимоотношения....

Трудовое воспитание в детском саду. Дежурство.

Трудовое воспитание в детском саду.Дежурство....

Нравственно-трудовое воспитание в детском саду.

Воспитание положительного отношения к труду взрослых...

Значение трудового воспитания в детском саду

Материал для педагогов дошкольных организаций...

Презентация "Трудовое воспитание в детском саду"

Презентация "Трудовое воспитание в детском саду"Мы рассматриваем трудовое воспитание как процесс, интегрирующий все сферы развития и становления личности ребенка....

Трудовое воспитание в детском саду

Приобщение детей к работе на огороде и в цветнике.Посев семян, поливка, сбор урожая....