Консультация "Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста"
консультация

Консультация "Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anuchkina_rol_skazki.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития ребенка» Аленушка» - детский сад №3»

г.   Воронеж, ул. Куцыгина 37

Консультация

«Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель Анучкина Галина Юрьевна


В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. Формирование и развитие нравственных качеств человека формируется с раннего возраста. Для решения данной проблемы необходимо ознакомление детей с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности отвечают природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

  Для достижения цели решаем следующие задачи:

-_Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.

-_Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками. -Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей.

-_Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных героев, учить давать оценку поведению своему и других.

-_Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека.

Самый простой метод ознакомления со сказкой – чтение взрослого. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. Главное в передаче рассказчика – выразительность, которая достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Для закрепления знаний полезны дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины. Примеры дидактических игр: “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие. Полезно использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – игрушки, иллюстрации, картинки, жесты. Полезно привлечение детей к участию в драматизации - ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Это способствует воспитанию смелости, уверенности в своих силах, самостоятельности, артистичности. Необходимо разъяснять детям непонятные слова и выражения до или после прочтения сказки, не следует прерывать чтение, т.к. это нарушает восприятие произведения.

Во время беседы о прочитанном важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, мотивах их поступков.

Этапы работы со сказкой

- Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций (способствует развитию эмоционального отношения к действиям и героям сказки).

- Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

- Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

- Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Осуществление вышеперечисленных задач разобьём на этапы:

Подготовительный этап: Подбор и изучение методической литературы; Подбор игр дидактических игр Основной этап или этап реализации Совместная работа с родителями. Информировала родителей о том, какие сказки подходяд для чтения 3-х летним детям. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что читается в саду, что дома. В уголке для родителей помещаем советы, как организовать чтение ребенка домаях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др. Библиотеку сада стоит наполнить красочными книгами со сказками, аудио для прослушивания, куклами – персонажами сказок, родители, у которых сохранились книги их детства также могут принести в сад. Осуществили проект «Книжка своими руками» Таким образом, работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями Работа с детьми.

Сказка в системе нравственного воспитания.

Сказка не дает прямых наставлений ( «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который дети постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Примеры нравственно-поучительных идей, предлагаемых сказками с рекомендацией к прочтению:

Как дружба помогает победить зло («Зимовье»); как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»); что есть добро и зло. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; «Маша и медведь» - предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок»; «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка»; страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

В результате прочтения данных произведений с детьми и разыгрывания постановок по их сценариям:

- Дети учатся понимать смысл сказок.

- Различать добро и зло, хорошо или плохо, можно или нельзя.

- Дети станут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль.

- Сформируется взаимопонимание детей и родителей благодаря совместной работе.

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок.

Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность.  Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

Чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13792753","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"207","width":"244"}}]]Американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм напис...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть»...

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста  «И нельзя без сказки нам прожить друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В м...

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Сказка помогает ребенку выработать то или иное отношение к окружающей действительности....

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

laquo;И нельзя без сказки нам прожить друзья,Ведь со сказкой проще верить в чудеса.Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.В маленькое сердце, дверцу распахнуть»....

Родительское собрание "Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста"

Родительское собрание "Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста...