Проект «Создание в группе предметно-развивающей среды»
проект (старшая группа)

Науменко Людмила Николаевна

Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад №31

Проект

«Создание в группе предметно-развивающей среды»

Вид проекта: практико-ориентированный.

По количеству участников: групповой.

Характер контактов: воспитатели, родители, дети группы №12

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Заявитель: дети старшей группы.

Автор проекта: воспитатель  Науменко Людмила Николаевна                                                          

2019 год.

Проблема.

Развивающая предметно – пространственная среда группы в полном объеме не отвечает требованиям ФГОС ДО детей старшего дошкольного возраста, не в полной мере реализует образовательный потенциал пространства группы.

Актуальность.

        В соответствии с ФГОС ДО воспитательно - образовательная деятельность должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды, так чтобы каждый компонент был предназначен для детского коллектива в целом, но при этом давала возможность каждому ребенку заниматься любимым делом, проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольного учреждения.

Цель проекта.

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы, комфортных и благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства, их гармоничного развития и саморазвития, формирования основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО. Привлечь внимание родителей к проблеме создания РППС в группе.

Задачи проекта.

1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую полноценному развитию детей с учетом их потребностей и интересов.

3. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной).

4. Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Этапы реализации проекта

  1. Организационный этап. Май 2019г.

Деятельность педагога.

  1. Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебных,  методических и игровых материалов, современных научных разработок в области РППС для детей старшей группы. Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебных, методических и игровых материалов.
  2. Мониторинг РППС материально- технической базы группы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей группы, с учетом интересов, предпочтений детей.
  3. Выяснить отношение родителей к необходимости изменений в построении РППС. Анкетирование родителей. Анализ анкет. Разработать паспорт организации группового пространства.

Деятельность детей.

Проект: «Детский сад – мой дом», совместно с взрослыми.

Участие родителей.

  1. Участие в анкетировании.
  2. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками и партнёрами в осуществлении данного проекта.
  3. Беседы, консультации.

2. Реализационный этап. Июнь – август.

Деятельность педагога.

Создание РППС в группе с учетом развивающих видов детской деятельности, согласно условиям ФГОС ДО.

  1. Приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающие возрастным нормам развития детей дошкольного возраста, СанПиН 2.4.1.3049-13.
  2. Изготовление пособий. Разработка ситуативных бесед, игр, с детьми в созданной РППС; знакомство с художественной литературой.
  3. Практическая и экспериментальная деятельность. Стимулирование познавательной и продуктивной деятельности детей.

Деятельность детей.

  1. Поиск информации по заданию, совместно с родителями.
  2. Разучивание игр, стихов.
  3. Участие в практической и экспериментальной деятельности.

Участие родителей.

Участие в оформлении пространства,  группового помещения, участка:

- сбор детской литературы,

- изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм,

- ремонт игрового оборудования,

- изготовление семейных газет совместно с детьми,

- участие в мероприятиях совместно с детьми.

Заключительный этап. Сентябрь.

Ожидаемый результат. 

- Создание модели современной развивающей предметно - пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной общеобразовательной программой дошкольного образования, реализуемой в дошкольном учреждении.

- Алгоритмы использования материалов и оборудования в центрах детской активности в группе.

- Позитивное отношение родителей к вопросам создания современной развивающей предметно-пространственной среды в группе.

Продукт деятельности. 

- Учебно - методический комплект по образовательной программе.

- Зона экспериментирования: песочные часы, весы, формы для льда, цветные  и прозрачные стекла, микроскоп.

- Зона продуктивной деятельности: наборы для детского творчества «Гипсовые барельефы», Альбом «Портреты художников, архитекторов, скульпторов.

- Музыкально - дидактические игры и пособия, накидки, юбки, платки, костюмы разных персонажей. Аудиокассеты с записью детских песен, звуков леса, природы; музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

- Зона дорожного движения: безопасные маршруты «Дом – детский сад», стойка с рулем/штурвалом, дорожные знаки на подставке (большого размера).

- Оборудование для двигательной активности: кольцеброс напольный, бадминтон, дорожка для профилактики плоскостопия «Палочки-пуговицы», «Ладошки-коленки». Консультации для родителей «Здоровый образ семьи», «Выходные со своим ребенком», детские гантели.

-  Дидактический материал: альбомы «Русская изба», «Кем я буду?»; символика Железногорска, России; методическое пособие «Народы России», энциклопедии.

- Развивающие, обучающие игры и игрушки, атрибуты для игр: контейнеры и  сюжетно-ролевые игры «Пограничники», «Космонавты «Ателье», ширма трехстворчатая, шашки, шахматы.

- Тематические альбомы: рассказы «Домашние питомцы», «Собаки разных пород»,  «Железногорск», «Портреты детских писателей».

- Игрушки.

- Информационный стенд «Безопасные маршруты»,  выставки рисунков, газеты «Мой выходной день», «Домашние питомцы», «Игры своими руками».

- Уличное оборудование: стол и скамейки.  

Принципы построения развивающей предметно - пространственной среды:

  • взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса – педагогов, родителей, детей;
  • поощрение самостоятельной, конструктивной активности детей;
  • стабильности, динамичности;
  • комплексирования и гибкого зонирования;
  • индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
  • сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • открытости – закрытости;
  • учёта половых и возрастных различий детей.

Организационные условия:

  • среда должна быть наполнена развивающим содержанием: в обстановку    группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
  • оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
  • все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
  • предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
  • размещение материалов должно быть функциональным;
  • предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
  • среда должна быть полифункциональной;
  • среда должна иметь подвижные границы.

Зоны активности, способствующие развитию исследовательской и самостоятельной деятельности детей:

  1. Зона познавательно-исследовательской деятельности.
  2. Зона продуктивной деятельности.
  3. Зона конструктивно-строительной деятельности.
  4. Зона двигательной активности.
  5. Зона музыкального творчества.
  6. Зона театрализованной деятельности.
  7. Зона сюжетно-ролевых и режиссерских игр.
  8. Зона  патриотического воспитания и краеведения.
  9. Зона развивающих игр. 
  10. Зона уединения и отдыха.
  11. Зона трудовой деятельности.         
  12. Книжный уголок.

Компоненты предметно-развивающей среды по образовательным областям

пополнение центров

Художественно-эстетическое развитие:

-  центр творчества;

-  музыкальный центр;

-  творческая мастерская;

-  полочка красоты;

-  центр рисования;

-  центр конструирования;

- материалы для всех видов ИЗО, их разнообразие;

-создание театров (пальчиковый, плоскостной, теневой, фланелеграф и др.);

- изготовление масок, наголовников.

- литература по искусству, открытки и альбомы для рассматривания;

- музыкальные инструменты: саксофон, маракасы,

- технические средства;

- дидактические игры по возрасту.

Социально-коммуникативное и познавательное развитие:

-  цифровой фриз;

-  центр занимательной математики;

-  центр природы;

- центр дидактических игр,

- книжный центр,

- полочка умных книг;

- мини-лаборатория;

- патриотический центр;

- центр безопасности;

- островок сокровищ;

- мини-музей декоративно-прикладного творчества;

- макеты;

- огород на окне;

- центр «права ребенка»

- коллекции;

- атрибуты и пособия для исследовательской деятельности;

- материалы для сенсорного развития

- игры, пособий для ознакомления с окружающим миром;

- энциклопедическая литература;

- материалы по правилам безопасного поведения;

- дидактические, развивающие игры;

- фотографии, символы, отражающие жизнь группы, эмоции;

- атрибуты для сюжетно - ролевых игр «Ателье», «Пограничники», «Космос»,

- мелкий конструктор и строительный материал,

- природный и бросовый материал;

Речевое развитие:

- буквенный фриз,

- учите с нами;

- центр речи и грамотности;

- театральный центр;

- центр общения;

- наборы предметных и сюжетных картинок, альбомов, иллюстраций, открыток, фотографий по разным темам;

Физическое развитие:

- центр двигательной активности;

- книга рекордов;

- атрибуты для подвижных игр;

- спортивное оборудование: городки, бадминтон, теннис;

- изготовление дополнительной дорожки для профилактики плоскостопия;

- нестандартное оборудование;

- выносной  материал для проведения подвижных игр на прогулке.

Схема осуществления проекта.

Образовательные области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодейст

вие с родителями/

социальными партнерами

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность в режимных моментах

Групповая,

подгрупп.

Индивидуальная

Социально –коммуникативное развитие

Проект «Все  работы  хороши». Продукт проекта:

-Альбомы «Железногорск», «Кем я буду?»

-методический материал по ОБЖ

- Материалы по сенсорному развитию.

- по правилам безопасного поведения;

- фотографии, символы, отражающие эмоции.

Изготовление атрибутов сюжетно – ролевых игр

«Ателье»,

«Пограничники», «Космос»

-Изготовить папки  -передвижки «Профессии мам и пап».

-Информацион

ный стенд

«Безопасные маршруты».

-приобретение игрушек.

Познавательное развитие

Проект «Домашние животные» Продукт проекта -

презентация «Домашние животные»

- Альбом «Собаки разных пород»

- Обновить игры и пособия по ознакомлению с окружающим миром

-Сделать стол для игр, экспериментов с водой, песком.

- стол для игры с песком,

энциклопеди

ческую литературу.

Речевое  развитие

Проект «Домашние животные»,

Продукт проекта -

творческие рассказы детей

-Книга своими руками - «Домашние животные»

- Обновить дидактические игры, альбом по звуковой культ.

речи

-Продуктивная деятельность: «мой четвероногий друг»

-Приобрести печатаные игры,

- нформацион

ный стенд «Игры своими руками»

Художест

венно- эстетичес

кое  развитие

Проект «Земля – наш общий дом».

Продукт проекта:

-Альбомы: «Правила поведения в природе», «Русская изба», «Народы России», «Портреты художников».

- Аудиокассеты с записью детских песен, звуков леса, природы; музыкальных произведений.

- Русские народные костюмы,

- знакомство с произведениями фольклора,

-Обновить музыкаль

но-дидакт. игры,

-музыкальн. инструменты: шумелки, трещетки,

- предметы ряжения

-Изготовить стенд «Кукла моей мамы, бабушки»,

-приобрести наборы для детского творчества, муз.

инструменты

Физичес

кое развитие

Проект «Здоровый ребенок»

Продукт проекта: сборник дидактических игр;

- оборудование для спортивных игр,

- нетрадиционное оборудование.

- атрибуты для подвижных игр

-Обновить дорожку здоровья

Папка-передвижки «В здоровой семье-здоровый ребенок»

Ожидаемый результат реализации проекта.

1. Новые подходы в организации РППС обеспечат полноценное развитие детей дошкольного возраста, максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы.

2.Дети активно участвуют в преобразовании среды групповой комнаты, создавая условия для охраны и укрепления здоровья, развития   воображения и творчества, получения положительных эмоций.

3. РППС будет отвечать условиям ФГОС ДО: способствовать полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей, развитию активной позиции в формах преобразования, и поиска.

4. Родители проявят заинтересованность к созданию комфортной РППС в группе, повысится педагогическая компетенция родителей, они проявят активное сотрудничество с коллективом группы.

Выводы проекта

Правильно организованная РППС, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество. РППС, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается динамизмом. В созданном групповом пространстве дети чувствуют себя свободно и стараются максимально использовать свои возможности и навыки. Работа по обновлению РППС объединила всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей. Такая РППС не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей. В ходе реализации проекта сформировались следующие ключевые компетентности у педагогов: умение ориентироваться в информационных источниках; умение делать выводы из полученной информации.

Родители активно участвовали в оформлении группы: изготавливали  атрибуты для сюжетно-ролевых игр, помогали в пополнении дидактического и раздаточного материала для детей, участвовали в  мероприятиях совместно с детьми, в украшении группы к праздничным мероприятиям.

Сравнительный анализ интегративных качеств воспитанников на различных этапах реализации проекта показал, что РППС благотворно влияет на развитие детей.

Литература

  1. Веракса Н.Е. Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.
  2. ООП ДО МДОУ «ЦРР «Дубравушка» - детский сад № 31».
  3. Примерный перечень оборудования и материалов для образовательных организаций реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на основе федерального государственного образовательного стандарта. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. № 03-877 о реализации приказа от 20 июля 2011г. № 2151.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

«Создание условий для физкультурно-оздоровительной работы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда».

«Создание условий для физкультурно-оздоровительнойработы в разновозрастной группе – предметно-развивающая среда»....

Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Художественно-эстетическое развитие – это важнейшая сторона воспитания ребенка, которое способствует обогащению опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны дейст...

ПРОЕКТ «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Проект посвящен актуальной проблеме – обучению детей первой младшей группы детского сада нетрадиционному рисованию....

«Создание оптимальной пространственной предметно - развивающей среды в группе ДОУ для детского экспериментирования»

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-...