Механизмы создания и использования предметно-развивающей среды в ДОУ
методическая разработка по теме

Грек Татьяна Викторовна

Доклад для научно - практической конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sunduchek_istoriy.docx11.82 КБ
Microsoft Office document icon doklad.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Трошнева М.В.,  воспитатель

Грек Т.В., старший воспитатель

Левочкина Л.Ю., заведующий

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

 «Тюкалинский детский сад №8»

                        

Механизмы создания и использования

 предметно – развивающей среды в ДОУ

Одним из важнейших факторов развития личности ребенка является среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает. Пространство,  организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

При создании механизма использования предметно – развивающей среды мы постарались учесть такие важные моменты: как комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм, соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующееся в детском саду, учет всех направлений развития ребенка, разнообразие сред, их рациональное расположение, обеспечение богатства сенсорных впечатлений, обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности, обеспечение возможности для исследования поисковой деятельности, экспериментирования, доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей, создание условий для изменения среды. Разработали план  пошаговых мероприятий по созданию и использованию предметно – развивающей среды в ДОУ. В 2009 году наше учреждение приняло участие в конкурсе образовательных учреждений дошкольного образования Омской области, активно внедряющие инновационные образовательные программы и  вошло в десятку лучших, выиграв гранд 300 000 рублей. Что позволило  обновить, разнообразить предметно – пространственную среду (приобрели детскую, игровую мебель для групповых комнат: кухни, спальни, обеденные зоны, диванчики, пуфики, ростовую мебель; оборудование: компьютер, интерактивную доску, проектор, экран) и реализовать поставленные цели.

В этом же году наш детский сад отметил 20-тилетний юбилей, из которых – 10 лет мы реализуем  программу и технологию  Н.М. Крыловой «Детский сад – Дом радости».  

В нашем учреждении 6 возрастных групп, 5 из которых занимаются по программе «Детский сад – Дом радости». К «Дому радости» ведет «волшебная» дорожка, по которой дети ходят каждый день, которая создает положительный эмоциональный настрой, вызывает у детей желание ходить в детский сад. В зимнее время она превращается в сказочный ледовый городок. На территории сада есть цветник, в котором дети выращивают цветы, ухаживая за ними. Радуются результатом.

  Имеется  музыкально - спортивный зал, который за 5 лет был преобразован в центр эстетического развития детей, в котором произведен капитальный ремонт: приобретены домашний кинотеатр, микрофоны, мультимедийное оборудование. Так же есть  экологическая комната, комната сказок. Имеется достаточное количество современных развивающих пособий и игрушек. Помимо этого мы стремимся обогащать среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментирования.

В то же время такая предметная среда позволяет нашим педагогам решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Все групповое пространство доступно детям: игрушки, дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр – инсценировок. Имеются полочки, которые несут развивающее значение (полочка именинника, полочка красоты, книжная полочка, полочка «няни»). Есть уголок уединения за ширмой, где можно полистать любимую книжку, рассмотреть фотографии и просто отдохнуть. Деревянные переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры. Таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.        

В предметно – пространственную среду каждой группы включены не только искусственные объекты, но и естественные, природные. Кроме уголков природы в группах, где дети наблюдают за растениями, проводят элементарные опыты, организована экологическая комната. Помимо специальных занятий. Дети средней и старшей групп могут посещать ее в свободное время. Растения, клетки с птицами, аквариумы позволяют дошкольникам приблизится к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, пение птиц, рассматривать различные растения и при этом отдыхать. Вместе со взрослыми дети поливают цветы, кормят птиц, морских свинок и чистят их клетки. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы. При ведении календаря погоды дети учатся, если в младшем возрасте на нем отмечают лишь основные явления погоды (дождь, снег), то в старшем возрасте происходит его усложнение. В уголках детского экспериментирования малыши играют с песком, водой, красками, пеной. В средней группе они учатся фиксировать результат эксперимента с помощью зарисовок. В старшем возрасте основной целью этой деятельности становится знакомство детей с различными техническими средствами, помогающими познать мир (лупа, магнит, весы).

Элементы культуры, живописи, литературы, музыки, театра – входят в дизайн интерьера детского сада. В каждой группе организованы выставки детского творчества (рисунки, поделки, записи детских стихов, рассказов, сказок). Воспитатели с уважением относятся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, драгоценные для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки. Родители знакомятся с деятельностью своего ребенка в детском саду через постоянно меняющиеся выставки фотографий,  утренники, развлечения, конкурсы.

Предметно – развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то мы оборудуем группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, возводить мосты, арки, гаражи, не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в «семью», «больницу», «магазин», выделяем для этого большую часть группы. Важно помнить не пребывает в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, а значит, меняется его восприятие и его окружение.

При создании предметно – развивающей среды, на наш взгляд очень полезно использование нестандартного оборудования (пособий) в т.ч. изготовленного руками воспитателей. Одним из главных условий необходимых для полноценного физического развития дошкольников, реализации потребности в движении. Разнообразные пособия (массажные коврики, корригирующие дорожки, варежковый массажер) вызывают у детей интерес к движениям, дают возможность наиболее полно самовыразиться каждому ребенку, создают фон для игры и движения. Они широко используются детьми во всех видах деятельности. Как в организованной, взрослой, так и в самостоятельной.

В настоящее время наше учреждение работает над созданием автогородка, основной целью которого будет являться привитие детям дошкольного возраста практических навыков безопасного поведения на дорогах. А так же очень бы хотелось, что бы в нашем учреждении появилась сенсорная комната.

        Мы считаем, что целенаправленно организованная предметно – развивающая среда в нашем детском саду играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание социокультурной и предметно-развивающей среды в детском саду

Создание театральных уголков в группах детского сада, основные требования знакомства с различными видами театра....

«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной  среды ст...

Создание и обновление предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;учёт национ...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Проект «Создание в группе предметно-развивающей среды»

Правильная организация и умелое включение ребенка в активное взаимодействие с окружающим предметным миром является одним из условий эффективности организационного образовательного процесса дошкольного...

«Создание оптимальной пространственной предметно - развивающей среды в группе ДОУ для детского экспериментирования»

Федеральным государственным образовательным стандартом установлен ориентир на поощрение инициативности и развитие самостоятельности воспитанников в учебном процессе. Стимулирование независимой опытно-...