Создание и обновление предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии ФГОС ДО.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности предметно - развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ;

в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

учёт возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4) Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы»

Примерные развивающие зоны младшей группы

Микро-зона, центр

Оборудование и примерные наименования

Цели

«Раздевалка»

1. Шкафчики с определителем индивидуальной принадлежности (яркими картинками и фотографиями детей), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.

2. Стенды для взрослых: «Вот что мы умеем» (постоянно обнов-ляющаяся выставка работ детей); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе, детском саду); «Давайте поиграем» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий). Мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома. Информационный стенд «Визитная книга» (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, объявления). «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, родительские собрания и т.п.  

1. Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться, застегивать и расстегивать пуговицы.

2. Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом.

3. Привлечение к процессу воспитательной работы    родителей, создание содружества педагогов и родителей.

  

Уголок «Маленькие строители» (можно соединить с уголком по правилам дорожного движения)

1.  1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Набор мелкого строительного материала, имеющего основные детали.

4.Конструкторы типа «Лего».

5.Нетрадиционный материал: картонные коробки разных размеров, оклеенные самоклеющейся бумагой, деревянные чурочки и контейнеры разных размеров с крышками.

6. Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.).

7. Игрушечный транспорт средний и крупный. Грузовые, легковые машины, пожарная машина, машина «скорой помощи», паровоз и вагончики, лодка, самолет.

1.Развитие пространственных представлений, мелкой моторики, творческого воображения.  

 

Уголок ПДД

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).

2.Средний транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей, животных).

1.Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.

  

Уголок художественного творчества

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, цветные карандаши (12 цветов), фломастеры (12 цветов), гуашь, пластилин, глина.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты.

4.Стаканчики, подставки для кистей, салфетки из ткани (15х15, 30х30), доски (20х20), розетки для клея, подносы.

5.Готовые формы для выкладывания и наклеивания. 6.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска, фланелеграф.

1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.

  

Уголок дидактических игр

 

 

Материалы по сенсорике и математике - на стене или дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров и цветов.

1.Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов), шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2.Нетрадиционный материал: закрытые емкости с прорезями для заполнения различными мелкими и крупными предметами, крупные пуговицы или косточки от счетов для нанизывания.

3.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

4.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках».

5.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

6.Блоки Дьенеша.

7.Палочки Кюизенера.

8.Матрешки (из 5-7 элементов), доски-вкладыши, рамки-вкладыши, набор цветных палочек (по 5-7 каждого цвета).

9.Набор объемных тел для сериации по величине из 3-5 элементов (цилиндров, брусков и т.п.).

10.Разрезные (складные) кубики с предметными картинками (4-6 частей).

11.Разрезные предметные картинки, разделенные на 2-4 части (по вертикали и горизонтали).

Материалы по развитию речи и познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6.Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой).

7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

1.Развитие мышления и пальчиковой моторики. Освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.

2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Формирование обследовательских навыков.

3.Знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов.

4.Обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме.

5.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один).

6.Обучение определению количества путем пересчета (1,2,3).

7.Воспитание правильного физиологического дыхания.

8.Развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий.

9.Формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки.

10.Обогащение активного словаря детей.

11.Формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

  

Книжный уголок

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

2.Книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки.

3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад» и т.д.

1.Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой.

2.Формирование и расширение представлений об окружающем.

  

Музыкальный уголок

1.Звучащие инструменты: металлофон, барабан, погремушки, игрушки-пищалки, бубен, молоточки.

2.Магнитофон.

3.Пластковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и другие нетрадиционные музыкальные инструменты (см. «Обруч».-2003.-№ 1. - с.-21).

4.Карточки с картинками.

1.Развитие слухового восприятия и внимания.

2.Формирование исполнительских навыков.

 

 

Спортивный уголок

1.Мячи большие, средние, малые.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.

7.Ленты цветные короткие (10 шт.), платочки.

8.Кегли.

9.Мешочки с грузом малые(для бросания).

10.Скакалка.

11.Доска ребристая или дорожка ребристая.

12.Нетрадиционное спортивное оборудование.

1.Развитие ловкости, координации движений.

2.Обучение согласованным действиям.

3.Формирование умения бросать и ловить мяч, проползать в обруч, перешагивать через палку или веревку, положенную на пол, ходить по прямой ограниченной дорожке.

 

 

Театральная зона

1.Ширма, отделяющая зону от зон подвижных игр; маленькие ширмы для настольного театра, ковролиновое наборное полотно и картинки или фланелеграф.

2.Набор масок сказочных животных.

3.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках.

4.Различные виды театра: плоскостной (набор плоскостных фигурок (среднего размера) на подставках: сказочные персонажи), стержневой, кукольный (набор наручных кукол би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

5.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания одной-двух сказок в месяц.

1.Формирование навыков слушания.

2.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

 

 

Уголок сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья (4 шт.), кровать (2шт.), диванчик, шкафчик для кукольного белья, кухонная плита.

2.Игрущечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной и столовой посуды (крупной и средней), миски (тазики) (2 шт.), ведерки.

3.Куклы: крупные (3 шт.), средние (7 шт.).

4.Коляска для кукол (3шт.).

5.Атрибуты для игр «Магазин», «Больница», «Семья», «Детский сад», «На дачу», «Парикмахерская» и т.д.

6.Различные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, плащ-накидки и т.п.

7.Мягкие игрушки: крупные и средние.

1.Формирование ролевых действий.

2.Стимуляция сюжетно- ролевой игры.

3.Формирование коммуникативных навыков в игре.

4.Развитие подражательности и творческих способностей.

 

 

Экологический центр

 

 

 

 

Центр воды и песка

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика. Пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.

4.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.

5. Предметы для игр с тенью.

6.Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).

Календарь природы

Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.

1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.

2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.

  

  

1.Развитие наблюдательности.

2.Формирование умения определять состояние погоды.

 

  

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Челябинска», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду».

2.Художественная литература: стихи о родном городе, рассказы и легенды чувашского народа.

3.Папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Урала», «Наш город в разные времена года».

4.Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

5.Совместные работы из бросового и природного материала.

6.Образцы декоративно-прикладного искусства чувашского народа.

7.Куклы в национальных костюмах.

1.Развитие интереса к родному городу.

2.Формирование знаний о достопримечательностях родного города (названиях улиц, памятниках).

Туалетная комната

Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания.

1.Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

 

 


Примерные развивающие зоны средней группы

 

Микро-зона, центр

Оборудование и наименование

Цели

 

Раздевалка

1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (фотографиями детей в картинках), скамейки, «алгоритм» процесса одевания.

2.Стенды для взрослых: «Вернисаж», «Мы художники» (постоянно обновляющаяся выставка работ детей); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических процедурах, проводимых в группе и детском саду); «Давайте поиграем», «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); «Семейная гостевая» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Визитная книга»-информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы специалистов, рекомендации специалистов, объявления); мини-библиотека методической литературы для родителей, книги для чтения детям дома; бюро находок «Маша-растеряша». «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, музыкальные и спортивные развлечения и т.п.

1.Формирование навыков самообслуживания, умения одеваться и раздеваться.

2.Формирование навыков общения, умения приветствовать друг друга, прощаться друг с другом.

3.Привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.

  

Уголок «Маленькие строители»

(можно соединить с уголком  по правилам дорожного движения)

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий пластмассовый конструктор.

4.Нетрадиционный материал: подборка из бросового материала – бумажные коробки, цилиндры, катушки, конусы, пластиковые бутылки, пробки и т.п.

5.Тематический строительный набор: город, замок (крепость), ферма (зоопарк).

6.Конструкторы типа «Лего».

7.Рисунки и простые схемы, алгоритмы выполнения построек.

8. «Автосалон»: игрушечный транспорт средний и крупный. Машины грузовые и легковые, пожарная машина, машина «скорой помощи», подъемный кран, железная дорога, кораб-лики, лодки, самолеты, ракета-робот (трансформер).

9.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных и т.п.)

1.Развитие пространственных представлений, конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения.

 

Уголок ПДД

 

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать).

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, дорожных знаков, светофор.

5.Небольшие игрушки (фигурки людей).

1.Формирование знаний о правилах дорожного движения в игре и повседневной жизни.

  

Музыкальный уголок

1.Инструменты: металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник.

2.Магнитофон.

3.Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками.

4.Карточки с нотами и картинками.

5.Нетрадиционные музыкальные инструменты

1.Развитие слухового восприятия и внимания.

2.Формирование исполнительских навыков.

 

 

Уголок художественного творчества

1.Толстые восковые мелки, цветной мел, простые и цветные карандаши, гуашь, акварельные краски, пластилин, глина.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, самоклеящаяся пленка.

3.Кисти, поролон, печатки, клише, клейстер, трафареты, схемы, стек, ножницы с тупыми концами, розетки для клея, подносы для форм и обрезков бумаги, доски, палитра, банки, салфетки из ткани.

4.Наборное полотно, доска, ковролиновое полотно, магнитная доска.

1.Развитие пальчиковой моторики, тактильных ощущений, цветовосприятия и цветоразличения, творческих способностей.

  

 

Уголок дидактических игр

 

 

 

Материал по математике и сенсорике (на стене или на дверцах шкафа наклеить геометрические фигуры разных размеров, цифры).

1.Мозаика разных форм и цвета (мелкая), доски-вкладыши, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения. Лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры.

2.Ковролиновое полотно, наборное полотно, магнитная доска.

3.Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал на «липучках», набор разноцветных палочек с оттенками (по 5-7 палочек каждого цвета), наборы для сериации по величине (6-8 элементов).

4.Различные мелкие фигурки и нетрадиционный материал (шишки, желуди, камушки) для счета.

5.Блоки Дьенеша.

6.Палочки Кюизенера.

7.Чудесный мешочек с набором объемных тел (6-8 элементов).

8.Игрушки-головоломки (из 4-5 элементов).

9.Платформа с колышками и шнуром для воспроизведения форм.

10.Горки (наклонные плоскости) для шариков.

11.Часы с круглым циферблатом и стрелками.

12.Счеты напольные

13.Набор кубиков с цифрами.

14.Набор карточек с изображением количества (от 1 до5) и цифр.

15.Наборы моделей: деление на части.

Материал по развитию речи и познавательной деятельности

1.Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, расте-ния, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.

2.Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.

3.Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).

4.Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).

5.Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).

6.Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).

7.Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).

8.Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.

9.Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).

10.Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).

11.Разрезные контурные картинки (4-6 частей).  

12.Набор кубиков с буквами.

13.Набор карточек с изображением предмета и названием.

14.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания.

1.Развитие мышления и пальцевой моторики. Совершенствование операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое.

2.Развитие зрительного восприятия и внимания. Совершенствование обследовательских навыков.

3.Обучение группировке предметов по цвету, размеру, форме.

4.Выявление отношения групп предметов по количеству и числу.

5.Обучение определению количества путем отсчитывания и пересчитывания (до 5).

6.Развитие потребности в познании окружающего мира.

7.Формирование интереса к познавательной деятельности.

8.Совершенствование операций сравнения, анализа, классификации, сериации, обобщения.

9.Формирование потребности в обогащении словаря.

10.Развитие связной речи.

11.Формирование правильного произношения звуков речи и их дифференциал.

 

Книжный уголок

1.Стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр.

2.Детские книги по программе, любимые книжки детей.

3.Альбомы для рассматривания: «Профессии», «Семья» и др.

1.Совершенствование умения обращаться с книгой, расширение представлений об окружающем.

 

 

Театральная зона

1.Ширма.

2.Маленькие ширмы для настольного театра.

3.Различные виды театра: плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо: семья и сказочные персонажи).

4.Костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок.

5.Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках, мелкие, 7-10 см.

6.Фигурки сказочных персонажей, плоскостные на подставках (мелкие).

7.Тематический набор сказочных персонажей (объемные, средние и мелкие).

8.Набор фигурок: семья.

9.Набор масок: животные, сказочные персонажи.

1.Развитие творчества детей на основе литературных произведений.

2.Формирование умения ставить несложные представления.

3.Развитие интереса к театрально- игровой деятельности.

 

 

Спортивный уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур, скакалки.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Модульные конструкции для пролезания, подлезания, перелезания.

7.Кольцеброс.

8.Ленточки, платочки.

9.Кегли.

10.Мешочки с грузом (малый и большой).

11.Дорожки с пуговицами, ребристые дорожки.

12.Нетрадиционное спортивное оборудование

1.Развитие ловкости, координации движений.

2.Обучение основным движениям и спортивным упражнениям: прыжки с места, метание предметов разными способами и т. д.

3.Совершенствование умение бросать и ловить мяч, ходить по прямой ограниченной дорожке.

 

Уголок сюжетно-ролевой игры

 

 

1.Кукольная мебель: стол, стулья, кровать, диванчик, кухонная плита, шкафчик, набор мебели для кукол среднего размера, кукольный дом (для кукол среднего размера).

2.Игрушечная посуда: набор чайной посуды (крупной и средней), набор кухонной  и столовой посуды.

3.Комплект кукольных постельных принадлежностей (3 шт.).

4.Куклы крупные (2 шт.) и средние (6 шт.).

5.Кукольная коляска (2 шт.).

6.Атрибуты для игр с производственным сюжетом, отражающих профессиональный труд людей: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская» - «Салон «Очарование», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

7.Разные атрибуты для ряженья: шляпы, очки, шали, юбки, каска, фуражка/бескозырка и др.

8.Мягкие игрушки (средние и крупные).  

1.Формирование ролевых действий.

2.Стимуляция сюжетно-ролевой игры.

3.Формирование коммуникативных навыков в игре.

4.Развитие подражательности и творческих способностей.

  

Экологический центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр воды и песка

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика или пластмассовые тазики, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2. «Волшебный сундучок», «Кладовая лесовичка» Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды, кора, перышки, шишки, листочки.

3.Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки  для игр с водой, формочки.

4.Плавающие и тонущие, металлические и неметаллические предметы, магнит, ветряные мельницы (вертушки).

5.Приборы: микроскоп, лупа, песочные весы, компас, разные термометры.

6.Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.  

Календарь природы

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь с моделями значками (ясно, пасмурно, дождливо, облачно и т.п.) и указывающей на  них передвигающейся стрелкой.

3.Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Бумажная кукла с разной одеждой.

В уголке природы устраиваются выставки: «Осенний урожай», поделок из природного материала и т.п. Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, сезонные макеты (например, зимнего леса и т.д.)

1.Расширение чувственного опыта детей, стимуляция тонких движений руки.

2.Развитие умения экспериментировать с разными материалами.

3.Обогощение знаний о свойствах природных материалов.

 

  

 

 

1.Развитие наблюдательности, восприятия, творческих способностей.

2.Совершенствование умения определять состояние погоды.

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Улицы города Челябинска», «Мой город», «Наш детский сад», «Праздники дома и в детском саду», «Мой Урал».

2.Художественная литература: стихи, рассказы, загадки, потешки; рассказы и стихотворения о городе, области, крае.

3.Папки-передвижки: «Я живу на Урале», «Челябинск в разные времена года», «Животный и растительный мир Урала».

4.Элементы одежды, посуды чувашского народа.

5.Аудио и видеокассеты о природе родного края.

6.Куклы в национальных костюмах.

7.Декоративно-прикладное искусство уральского народа.

8.Рисунки и поделки детей, посвященные родному краю.

1.Воспитание устойчивого интереса и положительного отношения к народной культуре.

2.Развитие познавательного интереса к родному городу, его росту и благоустройству.

 

Туалетная комната

Традиционная обстановка, «алгоритм» процесса умывания. 

1.Развитие опрятности, аккуратности, навыков самообслуживания.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской, ткани разных размеров.

 

 


Примерные развивающие зоны старшей группы

Микро-зона, центр

Оборудование

Цели

  

Раздевалка

1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами, фотографиями детей), скамейки.

2.Информационные стенды для взрослых: «Картинная галерея (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); Фотоальбом «Моя семья», «Семейный очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Игротека» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, «Визитная книга» информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления); «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, развлечения и т.п.

1.Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.

2.Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.

3.Привлечение к воспитательной работе родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей.

  

Уголок конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий строительный конструктор.

4.Тематические строительные наборы (для мелких персонажей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8.Схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.

10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, корабль.

1.Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.

2.Обучение элементарному планированию действий.

3.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

 

Уголок ПДД

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

1.Закрепление знаний о правилах поведения пешеходов и водителей в условиях улицы, умений пользоваться полученными знаниями.

  

Уголок художественного творчества

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

3.Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

4.Обучение различным техникам вырезания.

5.Освоение новых способов изображения.

 

 

Книжный уголок

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей Южного Урала.

1.Развитие избирательного отношения к произведениям художественной литературе.

2.Повышение внимания к языку литературного произведения.

3.Совершенствование выразительности декламации.

  

Музыкальный уголок

 

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

2.Магнитофон.

3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

2.Воспмтание устойчивого интереса к музыкальным произведениям разных жанров.

 

 

Спортивный уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Кольцеброс.

7.Кегли.

8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

10.Детская баскетбольная корзина.

11.Длинная и короткая скакалки.

12.Бадминтон.

13.Городки.

14. «Летающие тарелки».

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование

1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

3.Развитие глазомера.

4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.

5.Развитие умения быть организованными.

6.Формирование правильной осанки.

7.Поддержание интереса к различным видам спорта.

 

 

Театральная зона

 

1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

4.Атрибуты для теневого театра

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

 

1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.

3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

  

Уголок сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды(средний),набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5.Коляски для кукол (2 шт.)

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

9.Набор мебели «Школа».

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «По-вара», «Моряки», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Вокзал», «Банк» и др.

1.Формирование ролевых действий, ролевого перевоплощения, стимуляция сюжетной игры.

2.Воспитание коммуникативных навыков, желания объединяться для совместной игры, соблюдать в игре определенные правила.

3.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

4.Развитие творческого воображения, фантазии, подражательности, речевого творчества.

 

 

Математическая зона

 

 

 

 

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр для магнитной доски и ковролинового полотна.  

3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-8).

21.Разнообразные дидактические игры.

1.Развитие интереса к математическим знаниям, смекалки, сообразительности.

2.Развитие способности понимать и использовать наглядные модели пространственных отношений типа плана.

3.Уточнение и закрепление представления о числах и цифрах до 10.

4.Обучение измерению с помощью условной мерки.

5.Ознакомление с неделей, месяцами, годом.

6.Формирование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

7.Развитие логического мышления.

  

Центр дидактической игры

Грамматический уголок.

1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родовидовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.

3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-10 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

1.Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.

2.Формирование грамматически правильной речи.

3.Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.

4.Развитие интереса к самостоятельному моделированию содержания произведения, созданию собственных.

 

 

Экологический центр

 

 

 

 

 

 

 

 

Центр воды и песка

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Календарь природы

1.Картина сезона, модели года, суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды на каждый день.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают  птиц, которых видели.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.

В уголке природы устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей, фруктов и т. п.

Могут находиться макеты леса, поля, луга, водоема, муравейника, парка, зоопарка, макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса), моря, гор, природных достопримечательностей родного края.

1.Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.

2.Расширение чувственного опыта детей.

3.Формирование первичных естественно-научных представлений.

4.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

5.Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

6.Повышение интереса к экспериментальной деятельности.

  

 

 

 

 

 

1.Развитие наблюдательности.

2.Формирование системы знаний о сезонах и установление причинно-следственных связей.

 

 

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность); «Наш край»

2.Предметы искусства чувашского народа.

3.Предметы одежды и быта чувашского народа.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки уральского народа.

5.Традиции, обычаи, фольклор Южного Урала.

6.Флаги, гербы и другая символика города, области, России.

7.Макет «Город Челябинск» (плоскостной и объемный), макет или план детского сада.

8.Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Мой город» и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды («всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем на Урале».

13.Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

1.Рассширение знаний о родном городе: его своеобразие, географическое положение, архитектура, основные отрасли производства.

2.Формирование знаний о государственных символиках страны и республики.

3.Формирование представлений о многонациональном составе населения Южного Урала, культуре.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

 

Туалетная комната

1.Традиционная обстановка.

1.Развитие опрятности, навыков самообслуживания.

 


Примерные развивающие зоны подготовительной к школе группы

  

Микро-зона, центр

Оборудование

Цели

 

 

Раздевалка

1.Шкафчики с определением индивидуальной принадлежности (именами, фотографиями детей), скамейки.

2.Информационные стенды для взрослых: «Картинная галерея (постоянно обновляющаяся выставка достижений детей в разных областях); «Вот как мы живем» (постоянно обновляющаяся фотовыставка о жизни в группе); Фотоальбом «Моя семья», «Семейный очаг» (постоянно обновляющаяся фотовыставка); «Здоровейка» (информация о лечебно-профилактических мероприятиях, проводимых в группе и детском саду); «Готовимся к школе» (рекомендации родителям по организации досуга детей, материалы для игр и домашних занятий); мини-библиотека методической литературы для родителей и детской литературы, «Визитная книга» информационный стенд (режим работы детского сада и группы, расписание работы и рекомендации специалистов, объявления); «Книга жалоб и предложений», «Бюро находок», «Календарь жизни группы» - отмечают дни рождения, праздники, экскурсии, родительские собрания, развлечения и т.п.

1.Формирование навыков самообслуживания, умение одеваться и раздеваться, оказывать друг другу помощь.

2.Формирование коммуникативных навыков, умения приветствовать друг друга и прощаться друг с другом.

3.Привлечение к  воспитательной работе родителей. Создание единого сообщества педагогов и родителей.

  

Уголок конструирования

1.Крупный строительный конструктор.

2.Средний строительный конструктор.

3.Мелкий строительный конструктор.

4.Тематические строительные наборы (для мелких персона-жей): город, мосты, крестьянское подворье (ферма), зоопарк, крепость, домик, гараж, бензозаправка, маяк.

5.Конструкторы типа «Лего».

6.Металлический конструктор.

7.Небольшие игрушки для обыгрывания построек (фигурки людей и животных, макеты деревьев и кустарников).

8.Более сложные схемы построек и алгоритм их выполнения, рисунки, фотографии, чертежи.

9. «Автосервис»: транспорт мелкий, средний, крупный. Машины легковые и грузовые (самосвалы, грузовики, фургоны, подъемный кран); корабль, лодка, самолет, вертолет, ракета-трансформер, железная дорога, луноход.

10.Сборно-разборные автомобиль, самолет, вертолет, ракета, корабль.

1.Развитие пространственного и конструктивного мышления, творческого воображения.

2.Обучение элементарному планированию действий.

3.Формирование умения работать по заданной схеме, модели.

 

Уголок ПДД

1.Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать.

2.Мелкий транспорт.

3.Макеты домов, деревьев, набор дорожных знаков, светофор.

4.Небольшие игрушки (фигурки людей).

1.Закрепление знаний о правилах дорожного движения и умений пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.

 

 Уголок художественного творчества

 

 

1.Восковые и акварельные мелки, цветной мел, гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, сангина, пастель, глина, пластилин.

2.Цветная и белая бумага, картон, обои, наклейки, ткани, нитки, самоклеющаяся пленка.

3.Кисти, палочки, стеки, ножницы, поролон, печатки, клише, трафареты, клейстер, палитра, банки для воды, салфетки (15х15, 30х30), подставки для кистей, доски (20х20), розетки для клея, подносы, щетинные кисти.

4.Материал для нетрадиционного рисования: сухие листья,  шишки, колоски, тычки и т.п.

5.Образцы декоративного рисования, схемы, алгоритмы изображения человека, животных и т.д.

1.Закрепление умений и навыков в рисовании, лепке, аппликации.

2.Развитие мелкой моторики, творческого воображения и фантазии.

3.Расширение представлений о цвете, свойствах и качествах различных материалов.

4.Обучение различным техникам вырезания.

5.Освоение новых способов изображения.

  

Книжный уголок

1.Стеллаж или открытая витрина для книг, стол, два стульчика, мягкий диван.

2.Детские книги по программе и любимые книги детей, два-три постоянно меняемых детских журналов, детские энциклопедии, справочная литература по всем отраслям знаний, словари и словарики, книги по интересам, по истории и культуре русского и других народов.

3.Иллюстративный материал в соответствии с рекомендациями программы.

4.Альбомы и наборы открыток с видами достопримечательностей родного города, области.

1.Приобщение к общечеловеческим ценностям.

2.Воспитание духовной культуры.

3.Формирование представлений о культуре через ознакомление с книгой.

4.Развитие способности к сочинительству.

  

Музыкальный уголок

 

«Музыкальный салон»

1.Музыкальные инструменты: металлофон, дудочки, свистульки, барабан, игрушечное пианино, бубен, губная гармошка, гармошка.

2.Магнитофон.

3.Аудиокассеты с записью детских песенок, музыки М.Глинки, П.Чайковского, Р.Шумана, В.Моцарта, С.Прокофьева, Л.Бетховена, С.Рахманинова и др.

4.Нетрадиционные музыкальные инструменты

1.Развитие музыкально-сенсорных способностей и творческих проявлений в музыкальной деятельности.

2.Воспмтание устойчивого интереса к музыкальным произведениям, расширение музыкальных впечатлений.

  

Спортивный уголок

1.Мячи большие, малые, средние.

2.Обручи.

3.Толстая веревка или шнур.

4.Флажки.

5.Гимнастические палки.

6.Кольцеброс.

7.Кегли.

8. «Дорожки движения» с моделями и схемами выполнения заданий.

9.Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на «липучках».

10.Детская баскетбольная корзина.

11.Длинная и короткая скакалки.

12.Бадминтон.

13.Городки.

14. «Летающие тарелки».

15.Мешочек с грузом малый и большой.

16.Серсо.

17.Гантели детские.

18.Нетрадиционное спортивное оборудование

1.Формирование потребности в ежедневной активной двигательной деятельности.

2.Развитие ловкости, координации движений, произвольной регуляции в ходе выполнения двигательных заданий.

3.Развитие глазомера.

4.Развитие быстроты, выносливости, ловкости, точности, выдержки, настойчивости.

5.Развитие умения быть организованными.

6.Формирование правильной осанки.

7.Поддержание интереса к различным видам спорта.

 

 Театральная зона

1.Ширма, две маленькие ширмы для настольного театра.

2.Костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок.

3.Куклы и игрушки для различных видов театра (плоскостной, стержневой, кукольный (куклы би-ба-бо), настольный, пальчиковый).

4.Атрибуты для теневого театра

5.Наборы масок (сказочные, фантастические персонажи).

6.Корона, кокошник (2-4 шт.).

7.Магнитофон.

8.Аудиокассеты с записью музыки для спектаклей.

 

1.Развитие речевого творчества детей на основе литературных произведений.

2.Обучение перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации.

3.Обучение использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.

  

Уголок сюжетно-ролевой игры

1.Кукольная мебель: стол, стулья, диванчик, шкаф.

2.Набор для кухни: плита, мойка, стиральная машина.

3.Игрушечная посуда: набор чайной посуды(средний и мелкий), набор кухонной посуды (средний), набор столовой посуды(средний).

4.Куклы в одежде мальчиков и девочек (средние).

5.Коляски для кукол (2 шт.)

6.Комплекты одежды и постельных принадлежностей для кукол.

7.Атрибуты для ряженья (шляпы, очки, бусы, шарфы, сарафаны, юбки и т.п.)

8.Предметы-заместители.

9.Набор мебели «Школа».

10.Атрибуты для игр «Дочки-матери», «Детский сад», «Магазин», «Больница», «Аптека», «Парикмахерская», «Повара», «Летчики», «Строители», «Зоопарк» и др. Игры с общественным сюжетом: «Библиотека», «Школа», «Автосервис», «Морской порт», «Железнодорожная станция», «Пожарная станция», «Спасатели», «Банк» и др.

1.Закрепление в игре примеров эмоционального, социального, речевого поведения.

2.Активизация ролевой речи. Обогащение речевого сопровождения сюжетной игры. Формирование различных видов словесной регуляции в ходе игры.

3.Создание условий для развития партнерских отношений детей в игре.

4.Обогощение опыта моделирования различных типов социальных отношений.

 

 Математическая зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.

2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски и ковролинового полотна, набор карточек с гнездами для составления простых арифметических задач.  

3.Занимательный и познавательный математический матери-ал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор» и др.

4.Схемы и планы: групповая комната, кукольная комната, схемы маршрутов от дома до детского сада, от детского сада до библиотеки и др.

5.Рабочие тетради по математике.

6.Наборы геометрических фигур для ковролинового полотна и магнитной доски.

7.Наборы объемных геометрических фигур.

8.«Волшебные часы»: модели частей суток, времен года, месяцев, дней недели.

9.Счеты напольные и настольные.

10.Счетные палочки.

11.Учебные приборы: линейки(10 шт.), сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.

12.Мозаики, пазлы, игры типа «Танграм», бусы, различные игрушки со шнуровками и застежками.

13.Набор проволочных головоломок; головоломки объемные (собери бочонок и т.п.), в том числе со схемами последовательных преобразований; игры-головоломки на комбинаторику («15»); головоломки-лабиринты.

14.Система наклонных плоскостей для шариков.

15.Термометр спиртовой.

16.Часы песочные (на разные отрезки времени); часы механические с прозрачными стенками (с зубчатой передачей).

17.Весы рычажные равноплечные (балансир) с набором разновесов.

18.Наборы таблиц и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно (логические таблицы).

19.Настольно-печатные игры.

20.Наборы моделей: деление на части (2-16).

21.Разнообразные дидактические игры.

1.Уточнение и расширение представлений о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах десяти.

2.Уточнение и расширение представлений о временных отношениях.

3.Совершенствование навыков ориентировки в пространстве и на плоскости.

4.Упражнения в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине.

5.Закрепление знаний о частях суток.

6.Упражнения в решении и придумывании задач, головоломок, загадок.

7.Обучение классификации геометрических фигур по наличию (отсутствию) признаков.

8.Обучение формулировке арифметических действий.

 

 Центр дидактической игры

Грамматический уголок.

1.Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2.Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3.Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4.Игры для совершенствования грамматического строя речи.

5.Рознообразные дидактические игры.

Материал по познавательной деятельности.

1.Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; виды транспорта; виды строительных сооружений; виды профессий; виды спорта и т.п.

2.Наборы «лото» (8-12 частей), в том числе с соотнесением реалистических и условно-схематических изображений.

3.Серии картинок (6-9) для установления последовательности событий (сказочные и реалистические истории, юмористические ситуации).

4.Наборы картинок по исторической тематике для выстраивания временных рядов: раньше – сейчас (история транспорта, история жилища, история коммуникации и т.п.).

5.Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей).

6.Наборы парных картинок на соотнесение(сравнение):найди отличия, ошибки (смысловые).

7.Разрезные сюжетные картинки (8-16 частей), разделенные прямыми и изогнутыми линиями.

8.Иллюстрированные книги и альбомы познавательного характера.

1.Развитие способностей к словесному творчеству, экспериментированию со словом.

2.Формирование грамматически правильной речи.

3.Автоматизирование произношения звуков речи и их дифференциации.

4.Закрепление интереса самостоятельно моделировать содержания произведения, создавать собственные.

 

 

Экологический центр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Центр воды и песка

1.Стол с углублениями для воды и песка, с рабочей поверхностью из пластика; пластиковый коврик, халатики, нарукавники.

2.Природный материал: глина, камешки, ракушки, минералы, различные семена и плоды, кора деревьев, мох, листья и т. п.).

3.Сыпучие продукты: горох, манка, мука, соль, сахарный песок, крахмал.

4.Емкости разной вместимости (набор мелких стаканов, набор прозрачных сосудов разных форм и объемов), ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, сообщающиеся сосуды.

5.Разнообразные доступные приборы: разные лупы, микроскоп, цветные и прозрачные «стеклышки» (из пластмассы), набор стеклянных призм (для эффекта радуги), компас, бинокли.

6.Различные часы, безмен.

7.Набор зеркал для опытов с симметрией, для исследования отражательного эффекта.

8.Набор для опытов с магнитом.

9.Вертушки разных размеров и конструкций (для опытов с воздушными потоками), флюгер, воздушный змей, ветряная мельница (модель).

10.Оборудование и материалы для кулинарных экспериментов из овощей и фруктов.

11.Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, вата, марля, шприцы без игл, соломки для коктейля.

12.Коллекции минералов, тканей, бумаги, семян и плодов, растений (гербарий).

13.Более сложные схемы, модели, таблицы с алгоритмами выполнения опытов.

Календарь природы

1.Картина сезона, модели года и суток.

2.Календарь погоды на каждый месяц, где дети схематично отмечают состояние погоды и температуру на каждый день. В конце месяца рисуется температурный график.

3.Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц, которые кормились, сидели и ждали корма, пролетали мимо.

4.Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

5.Календарь наблюдения за солнцестоянием.

6.Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения и т.п.

1.Создание оптимальных условий для формирования всесторонних представлений об окружающей действительности, ее объектах и явлениях с использованием всех видов восприятия детей.

2.Расширение чувственного опыта детей.

3.Обогащение первичных естественно-научных представлений.

4.Развитие наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций.

5.Формирование способов познания путем сенсорного анализа.

6.Формирование измерительных навыков.

7.Формирование комплексного алгоритма обследования предметов.

 

 

 

 

 

1.Формирование системы знаний о потребностях растений.

1.Развитие наблюдательности и творческих способностей.

2.Совершенствование умения распознавать состояния погоды.

 

 

 

Центр краеведения

1.Альбомы: «Наша семья», «Наш город» (образование, культура, спорт, медицина, промышленность); «Наш Край»

2.Предметы искусства чувашского народа.

3.Предметы одежды и быта чувашского народа.

4.Художественная литература: стихи, рассказы, сказки уральского народа.

5.Традиции, обычаи, фольклор народов Южного Урала.

6.Флаги, гербы и другая символика города, области, России.

7.Макеты «Город Челябинск» (плоскостной и объемный), макет или план детского сада.

8.Аудио- и видеокассеты: «Моя Родина», «Мой город» и др.

9.Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т.д.

10.Куклы в национальных костюмах.

11.Альбом одежды («всех времен и народов»).

12.Выставки работ родителей и детей: «Мы живем в Челябинске», «Моя родина Южный Урал».

13.Рукоделие: вышивка, ткачество, вязание и т.д.

1.Формирование обобщенных представлений о истории образования родного города, отраслях производства, промышленных и культурных объектах.

2.Знакомство ребенка с известными людьми родного края.

3.Воспитание любви к родному городу и Родине.

Уголок уединения

Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской.

 

Туалетная комната

1.Традиционная обстановка.

1.Развитие опрятности, навыков самообслуживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Обновление предметно-развивающей среды в группах в соответствии с внедрением в образовательный процесс ФГОС

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, одной из важных задач является - задача индивидуализац...

«Обновление предметно-развивающей среды»

«Обновление предметно-развивающей среды»...

«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС»

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стал особенно актуален. Это связано с введением ФГОС ДО. В центре развивающей предметно-пространственной  среды ст...

Статья из опыта работы. Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ".

Статья из опыта работы.Тема: "Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"....

Обновление предметно-развивающей среды.

Данный материал является консультативным для педагогов ДОУ. Содержит требования по ФГОС к организации и обновлению предметно-развивающей среды в ДОУ....

Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии ФГОС ДОО по физическому развитию

Создание предметно-развивающей среды в группе в соответствии ФГОС ДОО по физическому развитию...