КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 1-3 ЛЕТ.
картотека

Нурмагомедова Умуят Мурадовна
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 1-3 ЛЕТ.
 
 С прищепками
Гусь крикливый
Гусь крикливый,
С длинным носом,
Шея словно знак вопроса.
Гусь идёт гулять в луга
И гогочет: «Га-га-га!»
                                                  Е.Янушко        
Гладим (массажируем) каждый палец рук по очереди, левой, а потом правой руки.
Жук
Жук летит,
Жуж-ж-ж-ж-жит,
Жуж-ж-ж-ж-жит
И усами шевелит!
                                                   В. Цвынтарный        
                                       Игры с прищепками.
Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.
 Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
                                Игра №1 "Найди прищепку".
 Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.
                                 Игра №2 "Солнышко".
Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
                                    Игра №3 "Елочка".
 Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.
 
                                    Игра №4 "Травушка-муравушка".
 Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
                                     Игра №5 "Цветочки".
 Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.
Поэтому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.
 Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.
Кыш!
 Сильно кусает
Котёнок – глупыш!
Он думает это –
Не палец, а мышь!
Но я же играю с тобою, малыш!
А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»
М. Рогожникова        
 
Крапива 
 
Посмотрите: притаилась
И пушистой притворилась!
Мы тебя, крапива, знаем,
Никогда срывать не станем!
                                                   Е. Николаева        
Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
 
Белые гуси
 Белые гуси на речку идут,
Белые гуси гусяток ведут.
Белые гуси вышли на луга,
Крикнули гуси: «Га – га – га!»
                                                      Е. Пожиленко        
Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.
Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.
С палочкой, карандашом 
 
Палочку в руках катаю, между пальчиков кручу,
Я сегодня каждый пальчик, быть послушным научу!
Упражнения с карандашом, палочкой
Упражнение №1
 Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.
Упражнение №2
 Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.
                                  ***
Два козленка мяч бодали
И другим козлятам дали.
Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними и т.д.
По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.
                                *****
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем
Мячик пальцем разминаю,
Вдоль по пальцам мяч гоняю.
Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.
Мячик мой не отдыхает —
Между пальцами гуляет.
Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.
                                    *****
Поиграю я в футбол
И забью в ладошку гол.
Ладошками отбивать мяч.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю — браво.
Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.
Поверну, а ты проверь —
Сверху правая теперь!
Правой ладошкой катать мяч по левой ладони
Ежик
Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)
Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)
И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)
Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)
                                              * * *
«Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)
Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)
                      
                                 ********
Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки
И пожму его немножко, как сжимает лапой кошка.
Каждый пальчик я прижму, и другой рукой начну.
А теперь последний трюк - мяч летает между рук.
 
 
С салфеткой
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
 Разжимает коготки.
 (пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;
 затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая,  как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук
 отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)
И легонько их сжимает -
 Мышку так она пугает.
 Кошка ходит тихо-тихо,
 (ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;
 кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки
 медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:
 пальцы другой руки быстро движутся назад).
Половиц не слышно скрипа,
 Только мышка не зевает,
 Вмиг от кошки удирает.
Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:
Этот пальчик мой танцует (указательные),
Этот вот – кружок рисует (средние),
Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),
А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.
А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.
А теперь все по порядку
Пальцы делают зарядку!
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
Я ладошки раздвигаю,
Салфетку пальцами сжимаю!
А потом их разжимаю,
Раз, два, три, раз, два, три,
Я играю, посмотри!
                          Стирка
 Буду маме помогать,
 Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))
 Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)
 Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)
 Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)
 И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть)
 
                                С волчком
   Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.
Он вертелся,  он кружился,
 Он крутился,  он вращался,
 И - само собой понятно!
 Он в кого-то  превращался!
 А когда он  встал торчком -
 Было поздно: стал Волчком!
 Не сердитым, не голодным,
 Развеселым, беззаботным,
 Пестрым, звонким и блестящим -
 Словом, самым настоящим
 Замечательным волчком!
 Сам мечтаю о таком!
- Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!
 Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ребятами дружу!
- Жу-жу-жу! – жужжит юла. –
До чего же я дошла!
Я уж слишком завертелась,
Мне вертеться расхотелось!
                            С решетками
«Твои пальчики»
Ходим пальчиками по клеточкам:
Этот пальчик — самый большой, самый веселый, самый смешной!
(Показываете ребенку большой палец и потираете его, прыгаем им по клеточкам)
Этот пальчик — указательный, он солидный и внимательный.
(Указываете на что-нибудь указательным пальцем, ходим по клеткам)
Этот пальчик средний, ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец.)
Этот пальчик — безымянный, он не любит каши манной.
(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)
Самый маленький — мизинчик, любит бегать в магазинчик!
(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев, бегаем по клеткам решетки.)
                                «Зоопарк»
Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:
 "В зоопарке мы бродили,
 К каждой клетке подходили
 И смотрели всех подряд:
 Медвежат, волчат, бобрят»
                              «Гроза»
Капли первые упали,
 (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по клеткам решетки)
Пауков перепугали.
 (внутренняя сторона ладони опущена вниз;
 пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)
Дождик застучал сильней,  (постучать по клеточкам  всеми пальцами обеих рук)
Птички скрылись средь ветвей  (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;
 махать пальцами, сжатыми вместе).
Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по решетке всеми пальцами обеих рук)
Разбежалась детвора  (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по клеточкам решетки,  изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).
В небе молния сверкает,  (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)
Гром все небо разрывает  (барабанить кулаками по решетке, а затем похлопать в ладоши по ней)
А потом из тучи солнце  (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)
Вновь посмотрит нам в оконце! (взять решетку, посмотреть в дырочки)
                                   С крупой
Я крупу перебираю,
 Мамочке помочь хочу
 Я с закрытыми глазами,
 Рис от гречки отличу.
 
Игра с резинками
Такая игра не потребует от вас затрачивать усилия на ее изготовление, просто купите побольше разносцветных резинок для волос. Нарисуйте несколько простых схем одевания резинок на пальчики. Игра поможет развитию логического мышления, памяти, внимания.
 
Закрути крышку
Подберите несколько баночек из под крема, или краски гуаш ,также подойдут пустые пластиковые бутылки с закручивающимися крышками. Можно сделать развивающую игру из крышек, но это потребует от вас некоторых усилий. В процессе игры малыш подбирает крышки по размеру и учится их закручивать. Эти действия прекрасно способствуют развитию логического мышления и мелкой моторике рук.
 
Рисуем пластилином
Для рисования пластилином подойдут обычные раскраски, но лучше, если изображение для закрашивания будет на плотной бумаге или на картоне.
                                Игры с бусинами
   Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».
 Нанизывание макарон
                              Игры с мозаикой
   Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.
                                          Игры – шнуровки
В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.
                                          Игра- Сухой бассейн 
Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.
        В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.
Ход игры: Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.
                            Игра: «Чудесные прищепки».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать нравственные чувства.
Ход игры: У этой игры много вариантов, можно сделать из прищепок  лучики солнышку, травку, ежику иголки, дереву листья и т.д.
 
                                Игра «Волшебные колпачки».
Цель: формировать у детей пространственный ориентир; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику  пальцев рук; умение выполнять задание по образцу; развивать мышление, внимание, память.
Ход игры:  детям предлагается переставить крышечки в соответствии с образцом.
                                         Игра «Волшебные шнуровки».
Цель: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение;  закреплять основные цвета.
Ход игры: ребенку дается возможность познакомиться со шнуровкой в различных вариациях. Создавать незамысловатые фигурки.
                                 Игра «Цветные резиночки».
Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять в речи детей основные цвета; развивать у детей фантазию, воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.
Ход игры:
Воспитатель кладет перед ребенком деревянную основу и резиночки. Затем показывает, как нужно выполнять действия (двумя руками натягиваем резиночку и одеваем на два гвоздика). Начинаем с простых заданий и переходим к более сложным. В конце игры оцениваются успехи детей.
                                 Игра «Разноцветные втулки».
Цель: учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.
Ход игры:
Детям предлагается дощечки покрашенные в два разных цвета, втулки поставить в хаотичном порядке.  Ребенку надо поставить втулку определенного цвета на половинку дощечки того же цвета.
                             Игра  «Лабиринт».
Цель: развивать психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие); координацию зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики; активизировать речь.
Ход игры:
Детям предлагается лабиринт, с несколькими входами. Необходимо взяв в руки маленький мяч и перебирая пальчиками, быстро прокатить его через  весь лабиринт, как можно точнее, не касаясь стенок, найти короткий путь к центру лабиринта.
                                   Игра: «Прячем ручки»
  Взять большую миску, высыпать в нее крупу, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.
                                   Игра: «Ищем клад».
 В большую емкость насыпаем крупу  и бросим туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты, или любые другие мелкие предметы. Богатство! 
Далее ребенка просим отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.
                                   Игра: «Юный фасовщик».
Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Просим ребенка с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.
 
                                    Игра: «Юный сортировщик».
Сортировать горох фасоль .Для этого насыпаем в большую емкость горох и фасоль, а затем просим ребенка их отсортировать и разложить их а отдельные мисочки.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 1-3 ЛЕТ.

 С прищепками

Гусь крикливый

Гусь крикливый,

С длинным носом,

Шея словно знак вопроса.

Гусь идёт гулять в луга

И гогочет: «Га-га-га!»

                                                  Е.Янушко        

Гладим (массажируем) каждый палец рук по очереди, левой, а потом правой руки.

Жук

Жук летит,

Жуж-ж-ж-ж-жит,

Жуж-ж-ж-ж-жит

И усами шевелит!

                                                   В. Цвынтарный        

                                       Игры с прищепками.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи.

 Итак, возьмите коробку с прищепками, добавьте к этому немного фантазии - и можно начинать игру. Обратите внимание, на то, что прищепки нужно брать такие, чтобы у ребенка хватало сил пальчиками их сжимать.
                               Игра №1 "Найди прищепку".

 Прищепите прищепки на одежду ребенка, так, чтобы он смог без труда к ним дотянуться. Увидите, какое это будет для него увлекательное занятие - сбрасывать с себя эти разноцветные прищепки.

                                 Игра №2 "Солнышко".

Вырежьте из желтого картона 2 круга, склейте их. Нарисуйте с одной стороны глазки, носик, улыбку (веселое личико); а с другой стороны - тоже глазки, носик и ротик, но с опущенными уголками (грустное личико). Поверните круг к ребенку той стороной, где нарисовано грустное лицо и расскажите малышу сказку о том, что на небе жило-было солнышко. И вот однажды оно потеряло свои лучики. С тех пор оно стало грустным-грустным. Чтобы развеселить солнышко нужно прицепить ему лучики. Покажите, как с помощью прищепок можно сделать лучики. Затем, когда все лучики будут на месте, поверните солнышко другой стороной и посмотрите, какое оно стало веселое.
                                   Игра №3 "Елочка".

 Вырежьте из зеленого картона треугольник. Это будет елочка. Предложите ребенку прицепить на елочку с обеих сторон иголочки (прищепки). Если у вас есть зеленые прищепки, предложите ребенку использовать только их, так вы еще и параллельно будете обучать малыша цветам. Потом елочку можно раздеть и снова одеть.

 
                                   Игра №4 "Травушка-муравушка".

 Вырежьте из зеленого картона длинный прямоугольник и предложите ребенку прищепить к нему сверху зеленые прищепки. Так у вас получится травка.
                                    Игра №5 "Цветочки".

 Сделав небольшие разноцветные кружочки из картона и прицепив к ним того же цвета прищепки, вы получите разноцветные цветочки: васильки, ромашки, розочки и т.д.

Поэтому же принципу, добавив немножко фантазии, можно сделать человечка, ежика, кактус, расческу и многое другое. И это еще не все. Когда у вас соберется много разных фигурок из прищепок, можно будет делать целые картины: вверху светит солнышко, внизу растет травка, на ней цветут цветочки, растет елочка, бежит ежик... Дальше можно сочинять сказки и вместе радоваться тому, что получилось.

 Внимание! Следите за тем, чтобы малыш случайно не прищемил себе пальчик или нос, или еще какую-нибудь часть тела.

Кыш!

 Сильно кусает

Котёнок – глупыш!

Он думает это –

Не палец, а мышь!

Но я же играю с тобою, малыш!

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

М. Рогожникова        

Крапива 

Посмотрите: притаилась

И пушистой притворилась!

Мы тебя, крапива, знаем,

Никогда срывать не станем!

                                                   Е. Николаева        

  • Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Белые гуси

 Белые гуси на речку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

Белые гуси вышли на луга,

Крикнули гуси: «Га – га – га!»

                                                      Е. Пожиленко        

Бельевой прищепкой прищепляем ногтевые фаланги пальцев правой, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу.

Затем педагог дает заготовки серединок цветков разных цветов. Дети прикрепляют лепестки, подбирая по цвету серединки из прищепок. Главное научить деток нажимать на прищепку так, чтобы она открылась и удерживать в этом положении, чтобы успеть прикрепить на заготовку.

С палочкой, карандашом

Палочку в руках катаю, между пальчиков кручу,

Я сегодня каждый пальчик, быть послушным научу!

Упражнения с карандашом, палочкой

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш или палочку, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

 Положите руки на стол, ладошками вверх, зажать карандаш в четырех пальцах. Согнуть кисть руки с карандашом и разогнуть ее.

                                  ***

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

Удерживать указательными пальцами пр. и лев. руки мяч. Затем средними и т.д.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад-вперед его качу;

Вправо-влево — как хочу.

Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед.

                                *****

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Катать мяч всей длинной пальцев правой руки.

Мячик мой не отдыхает —

Между пальцами гуляет.

Удерживать мяч между указательным  и средним пальцами, средним и безымянным пальцами, безымянным и мизинцем.

                                    *****

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

Ладошками отбивать мяч.

Сверху левой, снизу правой

Я его катаю — браво.

Левой ладошкой катать мяч по правой ладони.

Поверну, а ты проверь —

Сверху правая теперь!

Правой ладошкой катать мяч по левой ладони

Ежик

Мячик-ежик мы возьмем,             (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем.                      (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,       (можно просто поднять мячик вверх)

И иголки посчитаем.                    (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на стол,                 (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…               (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем.               (меняем ручку и тоже катаем мячик)

                                              * * *

«Ежик» в руки нужно взять,         (берем массажный мячик)

Чтоб иголки посчитать.                (катаем между ладошек)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Начинаем счет опять.                    (перекладываем мячик в другую руку)

Раз, два, три, четыре, пять!        (пальчиками другой руки нажимаем на шипы)

                     

                                 ********

Я мячом круги катаю, взад вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошки

И пожму его немножко, как сжимает лапой кошка.

Каждый пальчик я прижму, и другой рукой начну.

А теперь последний трюк - мяч летает между рук.

С салфеткой

КОШКА И МЫШКА

Мягко кошка, посмотри,

 Разжимает коготки.

 (пальцы обеих рук сжать в кулак вместе с салфеткой и положить ладонями вниз;

 затем медленно разжать кулаки, отпуская салфетку и разводя пальцы в стороны, показывая,  как кошка выпускает коготки; при выполнении движений кисти рук

 отрываются от салфетки, затем кулак или ладонь снова кладутся на салфетку)

И легонько их сжимает -

 Мышку так она пугает.

 Кошка ходит тихо-тихо,

 (ладони обеих рук лежат на салфетке; локти разведены в разные стороны;

 кошка (правая рука) крадется: все пальцы правой руки

 медленно шагают по салфетке вперед, собирая ее. Мышка (левая рука) убегает:

 пальцы другой руки быстро движутся назад).

Половиц не слышно скрипа,

 Только мышка не зевает,

 Вмиг от кошки удирает.

Можно работать с пальчиками попарно, выполняя движения на салфетке:

Этот пальчик мой танцует (указательные),

Этот вот – кружок рисует (средние),

Этот пальчик ловко скачет, будто легкий-легкий мячик (безымянные),

А мизинчик мой малышка ноготком скребет, как мышка.

А большой мой толстячок, тот улегся на бочок.

А теперь все по порядку

Пальцы делают зарядку!

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

Я ладошки раздвигаю,

Салфетку пальцами сжимаю!

А потом их разжимаю,

Раз, два, три, раз, два, три,

Я играю, посмотри!

                          Стирка

 Буду маме помогать,

 Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга (в руках салфетка))

 Мылом мылю я носки, (провести кулачком по салфетке вперёд-назад)

 Крепко трутся кулачки, (трём кулачками друг о друга)

 Сполосну носки я ловко (двигать кистями рук вправо-влево)

 И повешу на верёвку (поднять руки вверх, кисти согнуть)

 

                                С волчком

   Для запускания волчка требуется особый навык, развитые и тонкие движения пальцев. Играя с разными видами волчков, ребёнок учится правильно рассчитывать силу и точность движения пальцев и кисти.

Он вертелся,  он кружился,

 Он крутился,  он вращался,

 И - само собой понятно!

 Он в кого-то  превращался!

 А когда он  встал торчком -

 Было поздно: стал Волчком!

 Не сердитым, не голодным,

 Развеселым, беззаботным,

 Пестрым, звонким и блестящим -

 Словом, самым настоящим

 Замечательным волчком!

 Сам мечтаю о таком!

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу кого хочешь закружу!

 Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ребятами дружу!

- Жу-жу-жу! – жужжит юла. –

До чего же я дошла!

Я уж слишком завертелась,

Мне вертеться расхотелось!

                            С решетками

«Твои пальчики»

Ходим пальчиками по клеточкам:

Этот пальчик — самый большой, самый веселый, самый смешной!

(Показываете ребенку большой палец и потираете его, прыгаем им по клеточкам)

Этот пальчик — указательный, он солидный и внимательный.

(Указываете на что-нибудь указательным пальцем, ходим по клеткам)

Этот пальчик средний, ни первый, ни последний. (Отгибаете средний палец.)

Этот пальчик — безымянный, он не любит каши манной.

(Согните безымянный палец, как будто он не хочет каши.)

Самый маленький — мизинчик, любит бегать в магазинчик!

(Оттопырьте мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев, бегаем по клеткам решетки.)

                                «Зоопарк»

Детки ходят указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

 "В зоопарке мы бродили,

 К каждой клетке подходили

 И смотрели всех подряд:

 Медвежат, волчат, бобрят»

                              «Гроза»

Капли первые упали,

 (слегка постучать двумя пальцами каждой руки по клеткам решетки)

Пауков перепугали.

 (внутренняя сторона ладони опущена вниз;

 пальцы слегка согнуть и, перебирая ими,  показать, как разбегаются пауки)

Дождик застучал сильней,  (постучать по клеточкам  всеми пальцами обеих рук)

Птички скрылись средь ветвей  (скрестив руки, ладони соединить тыльной стороной;

 махать пальцами, сжатыми вместе).

Дождь полил как из ведра, (сильнее постучать по решетке всеми пальцами обеих рук)

Разбежалась детвора  (указательный и средний пальцы обеих рук бегают по клеточкам решетки,  изображая человечков; остальные пальцы прижаты к ладони).

В небе молния сверкает,  (нарисуйте пальцем в воздухе молнию)

Гром все небо разрывает  (барабанить кулаками по решетке, а затем похлопать в ладоши по ней)

А потом из тучи солнце  (поднять обе руки вверх с разомкнутыми пальцами)

Вновь посмотрит нам в оконце! (взять решетку, посмотреть в дырочки)

                                   С крупой

Я крупу перебираю,

 Мамочке помочь хочу

 Я с закрытыми глазами,

 Рис от гречки отличу.

 

Игра с резинками

Такая игра не потребует от вас затрачивать усилия на ее изготовление, просто купите побольше разносцветных резинок для волос. Нарисуйте несколько простых схем одевания резинок на пальчики. Игра поможет развитию логического мышления, памяти, внимания.

Закрути крышку

Подберите несколько баночек из под крема, или краски гуаш ,также подойдут пустые пластиковые бутылки с закручивающимися крышками. Можно сделать развивающую игру из крышек, но это потребует от вас некоторых усилий. В процессе игры малыш подбирает крышки по размеру и учится их закручивать. Эти действия прекрасно способствуют развитию логического мышления и мелкой моторике рук.

Рисуем пластилином

Для рисования пластилином подойдут обычные раскраски, но лучше, если изображение для закрашивания будет на плотной бумаге или на картоне.

                                Игры с бусинами

   Игры с бусинками помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагают для нанизывания на верёвочку бусины с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз – рука».

 Нанизывание макарон

                              Игры с мозаикой

   Идея мозаики заключается в составлении целого изображения из мелких частей. Во время игры ребёнок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

                                          Игры – шнуровки

В таких играх развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки, что создает оптимальные предпосылки для подготовки руки к письму и для развития усидчивости.

                                          Игра- Сухой бассейн

Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.

        В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов.

Ход игры: Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья. Любому ребенку понравятся развлечения в сухом бассейне.

                            Игра: «Чудесные прищепки».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, воспитывать нравственные чувства.

Ход игры: У этой игры много вариантов, можно сделать из прищепок  лучики солнышку, травку, ежику иголки, дереву листья и т.д.

                                Игра «Волшебные колпачки».

Цель: формировать у детей пространственный ориентир; закреплять основные цвета; развивать мелкую моторику  пальцев рук; умение выполнять задание по образцу; развивать мышление, внимание, память.

Ход игры:  детям предлагается переставить крышечки в соответствии с образцом.

                                         Игра «Волшебные шнуровки».

Цель: развивать координацию обеих рук, мелких движений пальцев рук, зрительное восприятие, внимание, мышление, воображение;  закреплять основные цвета.

Ход игры: ребенку дается возможность познакомиться со шнуровкой в различных вариациях. Создавать незамысловатые фигурки.

                                 Игра «Цветные резиночки».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять в речи детей основные цвета; развивать у детей фантазию, воспитывать усидчивость, формировать желание играть в настольные игры.

Ход игры:

Воспитатель кладет перед ребенком деревянную основу и резиночки. Затем показывает, как нужно выполнять действия (двумя руками натягиваем резиночку и одеваем на два гвоздика). Начинаем с простых заданий и переходим к более сложным. В конце игры оцениваются успехи детей.

                                 Игра «Разноцветные втулки».

Цель: учить детей различать  основные цвета, упражнять в раскладывании втулок соответствующего цвета в свое гнездо, развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Ход игры:

Детям предлагается дощечки покрашенные в два разных цвета, втулки поставить в хаотичном порядке.  Ребенку надо поставить втулку определенного цвета на половинку дощечки того же цвета.

                             Игра  «Лабиринт».

Цель: развивать психические процессы (мышление, внимание, воображение, восприятие); координацию зрительных и тактильных анализаторов, мелкой моторики; активизировать речь.

Ход игры:

Детям предлагается лабиринт, с несколькими входами. Необходимо взяв в руки маленький мяч и перебирая пальчиками, быстро прокатить его через  весь лабиринт, как можно точнее, не касаясь стенок, найти короткий путь к центру лабиринта.

                                   Игра: «Прячем ручки»

  Взять большую миску, высыпать в нее крупу, опустить в нее руки и пошевелить пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться.

                                   Игра: «Ищем клад».

 В большую емкость насыпаем крупу  и бросим туда мелкие игрушки, пуговицы, монеты, или любые другие мелкие предметы. Богатство!

Далее ребенка просим отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.

                                   Игра: «Юный фасовщик».

Пересыпать крупу из одной емкости в другую. Просим ребенка с помощью ложечки пересыпать крупу из одной чашки в другую.

                                    Игра: «Юный сортировщик».

Сортировать горох фасоль .Для этого насыпаем в большую емкость горох и фасоль, а затем просим ребенка их отсортировать и разложить их а отдельные мисочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения.

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения....

Выступление на педсовете: Дидактические игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов....

Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, приучает руку к осознанным, точным движениям....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 1-3 ЛЕТ.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕСТАНДАРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ОТ 1-3 ЛЕТ.  С прищепкамиГусь крикливыйГусь крикливый,С длинным носом,Шея словно знак вопроса.Гусь идёт гулять в луга...

ФПМ-2023. Картотека подвижных игр с использованием нестандартного оборудования.

Подвижные игры с использованием нестандартного оборудования....