Картотека пальчиковых игр
картотека (младшая группа)

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика  по развитию речи решают следующие задачи:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Поднимает настроение ребенка.

 В своей работе мы используем  весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Картотека пальчиковых игр33.55 КБ

Предварительный просмотр:

               

Картотека пальчиковых игр

Мелкая моторика  в развитии речи детей младшего возраста.

Составила Заприкутенко Нина Александровна

Пояснительная записка

Учёные установили, что уровень развития интеллекта ребёнка находится в прямой зависимости от развития мелкой моторики. Развитие мелкой моторики тесно взаимосвязано с развитием речи в раннем возрасте. Это объясняется тем, что участки мозга, отвечающие за развитие речи и движения пальцев, находятся рядом. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Мелкая моторика  по развитию речи решают следующие задачи:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Поднимает настроение ребенка.

 В своей работе мы используем  весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

Это такие виды деятельности, как:

1.Пальчиковые игры и предметами и без предметов

 2. Изобразительная деятельность

3.  Игры и прищепками и пуговицами

4.  Игры с крупными бусинами

5. Игры с игрушками

 6.  Конструкторы и наборы строительных

7.  Сенсорные мешочки, лабиринты

8. Застегивание и расстегивание различных видов застежек

9. Выкладывание из счетных палочек

Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом мы объясняем, показываем, рассказываем, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья.

Занятия по развитию речи с использованием упражнений по мелкой моторике   проводятся  с нашими воспитанниками по подгруппам и индивидуально.

Картотека пальчиковых игр составлена  на основе следующих источников:

1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребенка,  разработана и подготовлена МЗ СССР, согласована с управлением дошкольного воспитания МП СССР, 1987г.

2. ПРОГРАММА воспитания и обучения в детском саду.

    Под редакцией М.А. Васильевой,  В.В. Гербовой, Т.С, Москва. Мозаика – Синтез  2005.

3. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006


4. Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006

5.  Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. Московский издательский центр "Техинформ", МАИ, 1997


6. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов"/Под ред. Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.: Полиграф сервис, 2002


7. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


8. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004


   

                                        Сентябрь

1 – 2 неделя «Этот пальчик хочет спать …».

Цель: развивать у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть – вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот пальчик крепко спит.

Тише, дети, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Начинать загибать пальчики с мизинчика.

3 – 4 неделя «Этот пальчик…»

Цель: обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки; развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развивать умения договаривать выделенные слова.

Этот пальчик – дедушка,

(загибать большой палец)

Этот пальчик – бабушка,      

(загибать указательный палец)

Этот пальчик – папочка,

(загибать средний палец)

Этот пальчик – мамочка,

(загибать безымянный палец)

Этот пальчик – я.

(загибать мизинец)

Вот и вся моя семья!

(вращать кисть, разведя пальцы в стороны)

           

       

                       

Октябрь

1-2 неделя «Дружат наши дети» 

Цель: развивать умения координировать движения пальцев правой руки и левой, загибать пальцы в порядке очередности на правой, а затем на левой руке.

Дружат наши дети,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Во время чтения пальцы рук соприкасаются и расходятся. По окончании игры встряхнуть правую левую руку.

3 – 4 неделя «Баиньки, баиньки…

Цель: развивать у детей умения загибать пальчики по очереди на правой и левой руке; совершать действия на поверхности стола (пальчики «бегут по столу»); выполнять действия одним пальцем – указательным; выполнять действия в соответствии с текстом потешки.

Баиньки, баиньки,

Прибежали заиньки.

(указательный и средний палец «бегут» по столу)

Сели на скамейку,

Попросили лейку.

(вытянуть вперед указательный палец правой руки, остальные пальцы спрятать в кулаке)

Поливали огород,

(поводить указательным пальцем вправо – влево)

Где капустка растет.

(соединить кулачки правой и левой руки, изображая кочан капусты)

Ноябрь

1-2 неделя «Осенние листочки»

Цель: развивать умения производить действия пальцами (поочередно загибать пальцы правой и левой руки) в соответствии с текстом потешки.

Оснащение: сюжетная картинка с изображением осеннего леса.

Осень, осень к нам пришла

И в подарок принесла

Листик клена,

(загибать большой палец)

Лист березы,

(загибать указательный палец)

Лист осины,

(загибать средний палец)

Лист дубка.

(загибать безымянный палец)

Чудо – осень! Хороша!

За листком летит листок,

Набегает холодок.

Только елочка в лесу

Не оставила красу –

Не листики на елочке –

Зеленые иголочки.

(загнуть мизинец)

3 – 4 неделя «Купим сыну валенки»

Цель: развивать умения двигать пальчиками в соответствии с текстом потешки, показывать по очереди указательный и средний пальчики на поверхности стола.

Оснащение: картинка с изображением мальчика в валенках.

А баиньки, баиньки

(левой рукой возьмите ладонь правой и укачивайте ее)

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

(покажите по очереди «ножки»)

Пустим по дорожке.

(выставлять указательный, затем средний палец, как бы пританцовывая)

                     

Декабрь

1-2 неделя «Белка»

Цель: развитие умения разгибать по очереди пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца.

Оснащение: персонажи пальчикового театра, надевающиеся на пальчики (зайчик, лисичка, воробышек, синичка, мишка); белка, тележка, орешки.

Сидит белка на тележке,

Раздает она орешки,

Лисичке – сестричке,

Воробью,

Синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Загибать пальчики с персонажами в соответствии с текстом потешки.

3 – 4 неделя «Улитка, улитка…»

Цель: развивать умения координировать движения пальчиков правой и левой руки (поочередно загибать пальчики); выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: игрушечная улитка.

Улитка, улитка!

(сжать все пальчики в кулак)

Покажи свои рога,

(разжать пальчики, повернуть руку ладонью вверх)

Дам кусок пирога,

(загнуть мизинец)

Пышки,

(загнуть безымянный палец)

Ватрушки,

(загнуть средний палец)

Сдобные лепешки –

(загнуть указательный палец)

Высуни рожки.

(выставляем вперед вместе указательный палец и мизинец – показать «рожки»)

                           

Январь

1-2 неделя «Зима»

Цель: развитие мелкой моторики (умения выставлять по очереди пальцы правой и левой руки), умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Оснащение: картинка с изображением играющих детей зимой.

Раз, два, три, четыре, пять

(по очереди разгибать пальцы)

Собираемся гулять.

(показать растопыренные пальцы правой руки)

Катя саночки везет

(провести указательным и средним пальцами правой руки по столу)

От крылечка до ворот,

А Сережа на дорожке

(сложив пальцы «щепоткой, делать бросающие движения)

Голубям бросает крошки.

Девочки и мальчики

Прыгают как мячики.

(помахать кистями правой и левой руки)

                 

3 – 4 неделя «Зимняя прогулка»

Цель: развитие умения выполнять действия пальчиками (загибать пальчики на правой и левой руке в соответствии с текстом); развитие координации движений; активизация словаря.

Оснащение: изображение малыша в зимней одежде.

Очень холодно зимой,

Но мы пойдем гулять с тобой.

Я надену шубку,

(загибать мизинец)

Я надену шапку,

(загибать безымянный палец)

Я надену шарфик

(загибать средний палец)

И ещё платок,

(загибать указательный палец)

А потом красивые,

(загибать большой палец)

Теплые, пушистые,

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

Февраль

1-2  «Дом на поляне»

Цель: развитие умения производить ритмичные движения руками и пальцами при одновременном проговаривании стихотворения (сначала надо договаривать только отдельные слова)

Оснащение: картинка с изображением детей играющих на поляне.

На поляне дом стоит,

(сложить ладони домиком, так чтобы большие пальцы не соприкасались)

Путь к нему пока закрыт.

(большие пальцы опускаются, соприкасаясь друг с другом)

Мы ворота открываем,

(пальцы по – прежнему под углом, только широко расставлены)

В этот домик приглашаем.

3 – 4 неделя «Та – та – та»

Цель: развитие умения ритмично вращать кистями правой, а затем левой руки, попеременно соединять пальчики правой и левой руки; совершенствовать умения ориентироваться в своем теле.

Оснащение: игрушечные кот и кошка.

Та – та – та! Та – та – та!

(вращать кисти обеих рук вправо – влево)

Вышла кошка за кота!

(соединяйте и разъединяйте указательные пальцы правой и левой руки, чмокая при этом, изображая поцелуй)

За кота Котовича,

За кота Петровича,

(соединяйте и разъединяйте большие

За кота Ивана Петровича!

пальцы правой и левой руки)

               

Март

1-2 неделя «Сорока – белобока»

Цель: развитие мелкой моторики, умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Сорока – белобока

(указательный палец правой руки делает круговые движения по ладошке левой)

Кашку варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(правой рукой загибать по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала!

(большой палец поднимается вверх)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил – тебе нет ничего!

3 – 4 неделя «Вот поезд наш едет…»

Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: изображение поезда или игрушечный поезд.

Вот поезд наш едет,

Колеса стучат.

А в поезде этом

Ребята сидят.

Гу – гу – гу, гу – гу – гу –

Пыхтит паровоз.

Далеко, далеко

Детей он повез.

Апрель

1 – 2 неделя «Пришла весна»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: весенний пейзаж с набольшим количеством деталей.

Весна пришла красная,

(вращать кисти рук)

Пришла весна ясная.

Птицы громко поют.

(соединять и разъединять указательные пальцы со средними – «птицы открывают и закрывают клюв»)

Людям спать не дают.

Пчелы гудят

В поле летят.

(помахать кистями рук)

С поля идут,

(указательный и средний пальцы сначала правой, а затем левой руки «идут» по столу)

Медок несут

          3 – 4 неделя «Лесные дела»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: шапочки для пальчиков с изображением мордочек зверей – лисы, медведя, зайца, кошки.

Сегодня целый день

Все звери у дела.

Сестричка – лисичка

(поднимать указательный палец с «лисичкой»)

Шубу подшивает,

(имитировать «шитье иголкой»)

Серый медведь

(поднять средний палец с «медведем»)

Сапоги подбивает,

(кулачком правой руки стучать по левой ладошке)

Зайчиха под елкой

(поднять безымянный палец с «зайчихой»)

Метет метелкой.

(имитировать «подметание пола»)

Кошка лыки дерет,

(поднять мизинец с «кошкой»)

Коту лапотки плетет.

По болоту босиком

(указательный и средний пальцы «ходят» по столу)

Ходит кулик с посошком.

Май

1 – 2 неделя «Солнышко – ведрышко»

Цель: совершенствование движений пальцев рук; расширение словарного запаса.

Оснащение: картинка с изображением солнечного весеннего дня.

Солнышко – ведрышко,

(сделать «солнышко» из пальчиков – соединить указательные и большие пальцы правой и левой руки)

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

(указательный и средний пальцы левой руки «скачут» по ладошке правой руки)

По камушкам скачут.

Дождик – дождик, полно лить,

(погрозить указательным пальцем правой руки)

Малых детушек мочить.

(«стряхивать воду» с правой руки, затем с левой)

3 – 4 неделя «Быстро тесто замесили»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев рук; расширение словарного запаса.

Быстро тесто замесили

(1-2 строчки – имитируем замес теста и

На кусочки разделили,

разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки

(раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)

И слепили пирожки

(защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем,

всем на удивленье

(прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки»).

Июнь

1-2 неделя «Мальчик-пальчик»

Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.

Мальчик-пальчик, где ты был?

(Поглаживают большой палец)

-Я на речке братьев мыл.

-С этим братцем в лес ходил,

(Поглаживают указательный палец)

С этим братцем щи варил,

(Поглаживают средний палец)

С этим братцем кашу ел,

(Поглаживают безымянный палец)

С этим братцем песни пел.

(Поглаживают мизинчик.)

3 – 4 неделя «Животные Африки» 

Цель: учить детей самомассажу пальцев с помощью поочередного поглаживания пальцев рук.

За мамой слонихой шагает слоненок,

За крокодилихой - крокодиленок,

За львицей шагает маленький львенок,

За верблюдицей бежит верблюжонок,

За зеброй спешит полосатый зебренок.

За кем же торопится каждый ребенок?

Поочередно из кулачков разжимают пальцы то левой, то правой руки, начиная с больших.

Июль

1-2 неделя «Пекарь»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Пекарь, пекарь из муки

выполнять движение «печём пироги»

Испеки нам колобки.

Да сушки – Ванюшке,

соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно.

Да баранки – Танюшке

соединить большие пальцы и указательные.

Да бублики – Гришке

слегка раздвинуть руки в стороны

Да крендель – Маришке

кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны

       

3 – 4 неделя «Овечка»

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка.

Оснащение: картинка с изображением овечки.

Вот кудрявая овечка

играть растопыренными пальцами

Шёрстка белая в колечках

поочередно соединять все пальцы с большим в колечки

Шерстка мягкая, густая

выполнять плавные движения кистями с широко

Шубка у овцы такая!

раздвинутыми пальцами, как «кошечка».

Август

1-2 неделя «Шарик»

Цель: развитие мелкой моторики, умения выполнять движения в соответствии с текстом.

Оснащение: картинка с изображением шарика.

Надувают шарик быстро

(пальцы обеих рук собраны в щепотку)

Он становится большой

(постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга)

Вдруг шар лопнул

(хлопок в ладоши)

Воздух вышел

(подуть на сложенные ладони)

Стал он тонкий и худой

(снова собрать пальцы в щепотку)

3 – 4 неделя «Кораблик» 

Цель: развитие моторной ловкости пальцев рук; расширение словарного запаса ребенка; развитие воображения.

Оснащение: картинка с изображением караблика.

По реке плывет кораблик

(ладони сложны «корабликом»)

Он плывет издалека

(смотрим вдаль)

На кораблике 4 очень храбрых моряка

(показываем 4 пальца)

У них ушки на макушке

(приставляем ладони к макушке)

У них длинные хвосты

(пальцы обеих рук в щепотку, приставляем друг к другу и разводим руки)

И страшны им только кошки, только кошки да коты.

(пальцы рук как коготки).

           

                   

   

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика. Картотека пальчиковых игр для детей 2-3 лет.

Значение пальчиковых игр для развития речи детей....

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для младшего дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Рекомендации родителям к использованию пальчиковых игр для детей 4-5 лет. Картотека пальчиковых игр.

Значение пальчиковой гимнастики для дошкольников:  формирует тонкие движения пальцев, или мелкую моторику, стимулируя речевые области головного мозга, и способствует развитию речи;развивает ...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для детей дошкольного возраста

Пальчиковая гимнастика - уникальный комплекс упражнений для развития ребёнка, также это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы ...

Картотека пальчиковых игр. Пальчиковые игры на тему: "Деревья."

Данный материал будет полезен логопедам при проведении занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме : "Лес.Деревья."...