«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»
методическая разработка

Новожилова Зоя Вячеславовна

Статья, в которой раскрывается цель, задачи, значение проведения народных праздников, как одно из средств приобщения дошкольников к народной культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_prazdniki.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

«Народные праздники, как одно из средств, приобщения детей к народной культуре»

Без прошлого — нет будущего,
Без языка — нет нации,
Без нации — нет культуры,
Без культуры — нет народа.

        В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы дети чувствовали уникальность своего народа, знали историю своей семьи, страны, любили и уважали свою родину. Для того, чтобы оказать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а ребенок испытывал потребность в культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для восприятия культуры. А это предполагает глубокое знание традиций среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев, прежде всего в сфере культуры и образования. Актуально и важно приобщать детей к системе культурных ценностей своего народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции. Ведь одним из принципов ФГОС ДО является – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Познавательное развитие предполагает развитие первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. 

        В нашем ДОУ приоритетным направлением на протяжении многих лет является духовно-нравственное воспитание. Одним из средств, для решения поставленных задач,  является народная культура, так как она хранит в себе богатейшее духовно-нравственное наследие предшествующих поколений. Их мудрость и духовная красота до наших дней сохранились в обычаях и традициях народных праздников, которые воспитывают патриотические чувства. Этот богатый накопленный материал позволяет знакомить детей с народной культурой через народные праздники.         

        При организации  народных праздников следует соблюдать следующие принципы: доступность содержания; познавательное и нравственное значение, развитие художественного восприятия, речи, воображения. Необходимо следовать принципам, которые характерны для русского досуга, - душевное возвышение, просветление, единение людей, раскрытие их творческих сил, состояние всеобщей гармонии. Для того чтобы сформировать праздничную культуру взрослые должны вызвать у детей интерес к предстоящему празднику, наметить совместные действия.

        Цель проведения народных праздников заключается в воспитании  у детей интереса и любови  к русской национальной культуре, народному творчеству, к народным играм, обычаям, традициям, к народному календарю.

        Для реализации этой цели нужно провести большую предварительную работу, в которой сам  праздник является конечным продуктом.

Задачи  предварительной работы.

1. Создание условий для повышения интереса к культуре русского народа,  к его обычаям  и традициям в свободной  деятельности и вызвать   чувство интереса к предстоящим событиям.                                                                                    

  • Чтение книг (сказки, рассказы и притчи для детей, стихотворения);
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • слушание народной музыки в аудио и видио записи;
  •  беседы по приобщению детей к истокам народной культуры;
  • рассматривание картин, иллюстраций;
  • посещение школьного музея;
  • экскурсии в библиотеку;
  • отображение полученных представлений о празднике  в рисунке;
  • просмотр презентаций и  фильмов (видио с праздника прошлого года)

2. Разучивание  музыкального репертуара  праздника на музыкальных занятиях (песни, попевки, хороводные игры, подвижные  народные игры).

3. Приобщение родителей к изготовлению  необходимых экспонатов в группового музея, атрибутов к праздникам.

         

Задачи в процессе проведения народных праздников.

1. Вызвать желание  активно участвовать в мероприятиях, формируя навыки актёрского мастерства, развивая музыкальные способности.

2. Проявлять активную эмоциональную отзывчивость во время праздников, развивая коммуникативные способности, проявлять инициативу и творческие способности.

3. Сформировать праздничную культуру во время праздников,  создать духовную общность детей и взрослых, почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь.

        Очень важна в процессе праздника роль ведущего, он объединяет детей и взрослых, создаёт хорошее настроение, оживляет весь праздник.

        Народные праздники и обряды – одна из комплексных, ярких и эффективных форм работы с детьми. Они связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. Любой народный праздник начинается с его ожидания. Дети больше взрослых ждут праздника, поскольку их радует сама праздничная атмосфера: красивая одежда, гости, подарки. Поэтому дети должны точно знать, какой и когда состоится праздник, в чѐм его значение и отличие от других.

        Праздник - это некий отрезок времени или торжественный день, отмечаемый в память какого-нибудь события или в честь кого-либо, отмечаемый в народной, культурной или православной традиции. мероприятия, отображающие нравственные устои русского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям, развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Рождество, Пасха, Троица, Масленица,и др. В нашем детском саду мы отмечали следующие народные праздники: Осенины, Ярмарка, Рождество, Встреча Весны, Пасха, Троица, Праздник русской берёзки.

Значение проведения народных праздников

        Народная культура - предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Дошкольный возраст - особо значимый период в развитии личности. Именно в этот период у ребѐнка формируются

многие качества, начинается процесс самопознания, вырабатываются интересы. Воспитательная направленность народных праздников очень велика и состоит в том, что:

  • данные праздники обогащают, расширяют у детей  дошкольного возраста представления об истории и традициях русского народа и позволяют овладеть им более сложными элементами празднично-обрядовой народной культуры;
  • у детей воспитывается стремление и желание принимать участие в праздничных выступлениях;
  • формируется чувство причастности к событиям, которые происходят в детском саду, семье, стране;
  • воспитывается любовь к близким людям, Родине;
  • стимулируется желание ребенка познавать культуру своего народа через игры, сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества;
  • праздник является синтезом практически всех видов народной художественной культуры, т.к в любом народном празднике присутствуют разнообразные виды народной художественной культуры: устное народное творчество, песенное, музыкальное творчество, фольклорный театр, декоративно-прикладное творчество, народный танец;
  • широкое использование этих средств, в работе с детьми дошкольного возраста, позволяет педагогу расширить кругозор детей, сформировать взгляды и нормы поведения ребенка, развить его творческие способности. 
  • Огромный воспитательный потенциал на ребенка дошкольного возраста оказывает атмосфера праздника – красота оформления помещения, народные костюмы и атрибутика.

        Следовательно, народный праздник является неоценимым средством воспитания для детей дошкольного возраста, позволяющий приобщить детей к истокам устной художественной, прикладной и фольклорной культуре, формируя нравственные качества личности. Приобщая детей к истокам русской народной праздничной культуры, мы разносторонне развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам Русской народной культуры

В данной статье проанализировано значение использования пословиц и поговорок с целью их воспитания и приобщения к истокам русской культуры....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

«Русские народные пословицы и поговорки, как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры»

О значении пословиц и поговорок в воспитании детей. Знакомя детей с пословицами и поговорками мы приобщаем их к общечеловеческим ценностям....

"Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре".

Одно из основных задач детского сада является формирование правильной устной речи . Овладение связной речью- главное условие готовности ребёнка к обучению в школе. Реализовать эти задачи помогае...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация "Русские народные праздники, как средство приобщения детей к национальной культуре и традициям"

Консультация из опыта работы "Русские народные праздники. как средство приобщения детей к национальной культуре"...