Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному образованию дошкольников».
методическая разработка (средняя группа)

Черкасова Наталья Анатольевна

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать  многообразие профессий  и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parad_professiy.docx250.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №10 «Сказка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному образованию дошкольников».

Подготовила:

воспитатель

Черкасова Н.А.

C:\Users\Asus\Desktop\64d93d666355a43c4a86679a030d35b6_XL.jpg

                                                           2020 г.

Опыт работы на тему: «Работа по раннему профильному

образованию дошкольников».

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром является актуальной и на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства.

Одной из задач социально-коммуникативного в рамках реализации ФГОС ДО развития является  формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. В дошкольном детстве формированию у детей знаний о труде взрослых, доступного понимания его роли в жизни людей придается особое значение. Дошкольникам необходимо показать  многообразие профессий  и на основе этих знаний формировать представление о том, что разные виды труда позволяют обеспечивать разные потребности людей.

Для того, чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, семье, доступном ему общественном окружении, сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и родителями.   

В своей работе  я  использую различные методы ознакомления детей с трудом взрослых:

  1. Беседы о различных профессиях, во время которых  воспитатель не только знакомит с трудом взрослых, новыми профессиями  и закрепляет  знания, но и формирует у детей положительно-эмоциональное отношение к тому,  о чем  он беседует с ними.
  2.  Наблюдения, которые  проводятся  не только в здании детского сада, но и на прогулке. Ребята наблюдают за работой дворника,   водителя мусорной машины, водителя снегоуборочной машины и пр.
  3. Экскурсии, на которых  дошкольники узнают об особенностях данной профессии,   и встречи с людьми разных профессий. Начиная с младшей группы,  для дошкольников проводятся экскурсии по ознакомлению с профессиями работников детского сада: воспитателя,  помощника воспитателя, медсестры, повара  и другими. Для старших дошкольников, помимо знакомства на занятиях с такими профессиями как  завхоз, почтальон,  швея, строитель, сварщик,  библиотекарь и другими, также организованы встречи с родителями, которые знакомят ребят с такими профессиями как врач, военный, сотрудник пожарной инспекции, полицейский, каменщик. Внимание детей обращают  на средства, инструменты, которые нужны для разных профессий.
  4. Основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. О профессиях ребята узнают и с помощью различных игр: сюжетно-ролевых, дидактических, театрализованных игр.

     В процессе знакомства с профессиями большинство детей не могли ответить, кем же работают их родители, какая профессия у мамы или папы. Ответы детей были однотипные: «Моя мама работает на работе», или «Моя мама работает инспектором» (но ответить, что делает инспектор, не могли).      Воспитанники с родителями и воспитателями  решили совместно найти  решение проблемы.  Самым эффективным в решении данной проблемы является проектный метод, который основывается на личностно-ориентированном подходе.  Свой проект ребята с родителями  назвали «Парад профессий».

Реализация проекта отвечает следующим педагогическим принципам:

- целенаправленность проекта на основные задачи дошкольного воспитания и развития;

-  вариативность содержания форм и методов работ, комплексности и сотрудничества.

Актуальность:

В среднем дошкольном возрасте особое значение для полноценного развития детской личности приобретает дальнейшее приобщение к миру взрослых людей и созданных их трудом предметов. Ознакомление с профессиями родителей обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение к его ценностям. Углубленное изучение профессий через профессии своих родителей способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию речи. 

Интерес детей к труду и необходимые трудовые навыки, и личностные качества закладываются в дошкольные годы. В быту и в игре дети стремятся подражать взрослым. Задача взрослых – не упустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребёнок открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Труд должен войти в мир ребёнка и помочь в его успешном всестороннем развитии. В современном мире существует огромное количество видов труда. Умение ориентироваться в человеческих занятиях является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

Цели и задачи:

Цель:

 - познакомить детей с разнообразием профессий родителей  и важности труда в любой профессиональной деятельности, привлечь родителей к профессиональной ориентации детей;

- создать условия для воспитания у дошкольников положительного отношения и уважения к труду взрослых, его результатам, способствовать начальной профориентации.

Задачи:

- расширять навыки самостоятельной исследовательской деятельности воспитанников;

- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности;

- обогащать представления детей о профессиях родителей;

-формировать у детей представления о разных профессиях, показать значимость профессиональной деятельности взрослых для общества, развивать интерес к профессиям родителей;

-показать значимость профессиональной деятельности взрослых для детей;

- обогащать словарный запас; развивать коммуникативные навыки;

- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;

-  формировать чувство уважения к труду взрослых и бережное отношение к его результатам, желание оказывать помощь;

- учитывая краеведческую направленность, обращать внимание на профессии ближайшего окружения, распространенные в городе.

Планируемые результаты:

После завершения проекта дошкольники смогут:

- узнавать и называть профессии и место работы родителей, владеть обобщающим понятием «профессия», обогатиться словарный запас, коммуникативные навыки.

- задумаются о том, кем они будут, когда вырастут.

Работа началась с подбора методической литературы, с определения представлений дошкольников о мире труда и профессий, то есть, с диагностики. Выявлен уровень знаний детей. Составлен план работы по трудовой деятельности (этапы реализации проекта). Подобраны формы и методы работы: определены темы занятий и бесед, продуманы проблемные ситуации и игровые формы обучения, развивающие задания, художественное слово и другое.

Работа с родителями: беседа на родительском собрании о важности данной проблемы, обсуждение совместных мероприятий, организация мастер-классов и мероприятия «Парад профессий» с привлечением родителей.

Михаил Николаевич (папа Оли) рассказал о профессии строителя (каменщика). Он познакомил с  рабочей одеждой  и орудиями труда, используемыми в данной сфере деятельности. А затем с помощью наглядного материала рассказал, как строят дом (с чего начинают и что при этом используют, какие профессии в этом участвуют). Затем все дети примерили на себя форму строителя. Было очень познавательно и  интересно.

Николай Михайлович (папа Ксюши) познакомил детей с профессией инженера по охране пожарной безопасности. Дети сами прикручивали провода к приёмному  контрольному  прибору; знакомились с пожарными извещателями (тепловой и дымовой), а также охранными датчиками. Потом все вместе ставили объект под охрану. Дети получили море положительных впечатлений.

Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых.

Знания, полученные детьми в ходе исследования проблемы, закреплялись в продуктивной деятельности в виде рисунков, в сюжетно-ролевых играх и дидактических играх, в чтения художественной литературы, в оформлении папок, содержащих полезную информацию.    

 Результаты работы показали:

- большинство детей группы осознанно стали относиться к значимости труда людей разных профессий, у них сформированы представления о роли орудий труда в разных профессиях;

- у детей расширились представления о профессиях людейработающих в нашем городе, сформировалось представление, что источником информации является окружающий мир;

-  появился интерес к профессиональной деятельности своих родителей: дети чаще стали задавать вопросы, беседовать на тему будущей профессии, некоторые посетили рабочее место мамы или папы;                                            - узнали, что труд взрослого очень важен,  результаты труда надо уважать, бережно относится к ним и оказывать помощь в труде;                                       - обогатился словарный запас дошкольников, расширены коммуникативные навыки;                                                                                                                       - у ребят появилось мечта, что когда они вырастут, то получат  профессию такую же как у одного из родителей.

Вывод: «Если знакомить детей с профессиями взрослых с дошкольного возраста и обязательно в определённой системе, то это поможет расширить у них представление о мире взрослых, сформировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, разовьётся интерес к профессиональной деятельности, а в будущем научатся быть инициативными в выборе собственной профессии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...

Опыт работы по теме: "Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста", который презентовался на конкурсе "Лесенка успеха-2014"

Содержание Введение………………………………………………………………………….3Методы организации работы  по направлению «Познавательно-речевое развитие» область «Познание» способствующие обеспечению ранней социализации...

Опыт работы на тему: "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.

Цель моей работы -  развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были  поставлены следующие задачи:  ·...

Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"

Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...

Обобщение опыта работы на тему: "Проектная деятельность в экологическом образовании дошкольников"

Ведущая педагогическая идея опыта по теме. Воспитание основ экологической культуры дошкольников будет проходить результативно, если педагог будет использовать деятельностный подход обучения, акце...

Тема: «Работа с родителями – как фактор повышения качества образования дошкольников»

Единство воспитателей и семьи в воспитание дошкольников обеспечивает выработку правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоение навыков. знаний, умений....