Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Ситникова Наталья Павловна

Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учатся осиысливать образы знакомых предметов, передавать их в художественном творчестве. Работа с бумагой в различных техниках спосбствует решению задачи развития творческих способностей и познавательно-личностной сферы детей. Материал будет полезен всем, кто интересуется работой с бумагой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_bumagoy.docx50.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования № 55 имени Александра Ильича Миронова»

(дошкольное отделение)

ОПЫТ РАБОТЫ

На тему:

«Работа с бумагой как одно из направлений

художественно-эстетического развития дошкольников»

Воспитатель: Ситникова Н. П.

Тула 2018

Содержание

Введение

Актуальность и перспективность темы

Теоретическая база опыта

Цель и задачи опыта.

Глава I. Поделки из бумаги как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников

  1.  Аппликация
  2.  Мозаика
  3.  Оригами
  1. Модульное оригами
  2. Оригами из кругов
  1.  Торцевание
  2.  Айрис-фолдинг (Iris Folding) 
  3.  Поделки из бумажных салфеток

Глава II. Практическая часть. Знакомство дошкольников с бумагой и приёмами работы с ней

2.1  Знакомство дошкольников с бумагой и её свойствами

2.2  Знакомство дошкольников с аппликацией

2.3  Работа с бумагой в мозаичной технике

2.4  Поделки из бумаги в технике оригами

2.5  Обучение средних и старших дошкольников торцеванию

2.6  Знакомство старших дошкольников с техникой Айрис-фолдинг

2.7 Обучение средних и старших дошкольников работе с бумажными салфетками

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность и перспективность опыта

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Моя задача как педагога -   воспитывать у  детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребёнка и обеспечивающего его духовное развитие, - усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям. Наиболее эффективное средство для этого, по моему мнению,  – художественно-эстетическая деятельность детей в детском саду. Введение новых способов художественной деятельности, новых материалов и инструментов через творческие задачи, которые дети решают совместно с воспитателем и индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

В процессе создания рисунка или поделки ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, созданному им, огорчается, если что-то не получается. В работе над своими произведениями ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем. Создавая работу, ребёнок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает определёнными навыками и умениями и учится осознанно их использовать. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребёнку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека. Эти вопросы от своих воспитанников «А я хорошо сделал?», «У меня красиво получилось?» часто слышит каждый, кто старается понять ребёнка, ввести его в мир творчества и фантазии. Дети очень любят рассматривать свои поделки, рисунки, изделия и т.д. Они могут возвращаться к ним неоднократно. Мы постоянно видим живой интерес детей к созданным ими изделиям, в которых они находят всё новые и новые привлекательные подробности.

Несколько лет назад мне в руки попала книга Сергея  Афонькина «Игры и фокусы с бумагой», вскоре я не заметила, как увлеклась  техникой складывания из бумаги всевозможных фигурок -  оригами. Интерес к теме возрос, моя библиотека постепенно стала пополняться пособиями по оригами и аппликации других педагогов. Много полезной информации стала черпать в сети Интернет. Особенно увлёк сайт «Страна мастеров», где, помимо оригами,  представлено огромное число других не менее интересных техник и приёмов работы не только с бумагой, но и другими материалами и их комбинация.

Поделками из бумаги я постепенно начала увлекать и своих воспитанников, которые вскоре проявили живой интерес к оригами, модульному оригами и аппликациям. Своим увлечением поделилась с коллегами, родителями воспитанников, приняла участие в конкурсе мастерства воспитателей с мастер-классом по изготовлению цветов из бумажных салфеток.

Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Актуальность опыта несомненна, так как работа с бумагой как одного из направлений  художественно-эстетического развития дошкольников  помогает им развивать умственные способности, познавательный интерес, коммуникативные навыки, активизирует самостоятельную, познавательную деятельность. Данная тема показывает взаимосвязь различных видов деятельности в работе с детьми, прослеживает развитие воспитанников  на протяжении всего периода работы и имеет перспективы для дальнейшего развития в работе с детьми дошкольного возраста.

Теоретическая база опыта

Работы отечественных и зарубежных специалистов (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель) свидетельствуют, что художественно-творческие деятельности выполняют терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние ребёнка. Поэтому так важно широкое включение в педагогический процесс, в жизнь детей разнообразных занятий художественной, творческой деятельностью, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребёнку пережить радость творчества. Здесь каждый дошкольник может наиболее полно проявить себя без какого бы то ни было давления со стороны взрослого.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество. Известно, что детское творчество – явление уникальное. Педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему природы возникновения детского творчества.

Материал и опыт по исследованию детского творчества накапливались с годами. Постепенно вырабатывался правильный подход к этой проблеме. Психолог Л. Выготский отметил, что любая практика, любой опыт могут быть усвоены двумя путями. Один из них – воспроизводящий, репродуктивный. В его основе лежит точное повторение ранее выработанных приёмов поведения. Другой путь основывается не на воспроизведении готовых способов, а на творческой переработке, создании новых образов и действий.

А.А. Волкова, характеризуя творчество дошкольников, писала: «Воспитание творчества – разностороннее и сложное воздействие на ребёнка. Мы видели, что в творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребёнка для того, чтобы успешнее развивать в нём творчество. Обогатить ум ребёнка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими».

И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно не такое, как обычно учат знаниям и умениям.

Развивать творчество детей можно различными путями, в том числе в работе с разными материалами. Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это изготовление поделок из бумаги. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков.

Данный опыт работы опирается на пособия и разработки таких известных педагогов, как Лыкова Ирина Александровна (доктор педагогических наук, профессор кафедры начального и дошкольного образования ФГОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»),  Афонькин Сергей Юрьевич (кандидат биологических наук, автор большого числа учебников и пособий по оригами),  Сержантова Татьяна Борисовна (преподаватель оригами, автор-составитель пособий по данной технике), Агапова Ирина Анатольевна (психолог, художник-иллюстратор, автор пособий по прикладному искусству) и Давыдова Маргарита Алексеевна (кандидат педагогических наук, доцент Педагогической Академии последипломного образования, исследователь и разработчик методик занятий с детьми в школе и детском саду).

Цели и задачи опыта

Цель работы  - всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приёмами конструирования и моделирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать умения следовать устным инструкциям;
  • познакомить со свойствами и видами бумаги;
  • обучить различным приёмам и техникам работы с бумагой;
  • познакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, угол;
  • обогащать словарь ребёнка специальными терминами;
  • создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги, использовать готовые поделки в играх и драматизациях.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;
  • развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
  • развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
  • формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Методы:

  • беседа, рассказ, сказка, отгадывание загадок;
  • рассматривание иллюстраций и просмотр презентаций;
  • показ образца выполнения последовательности работы.

Формы работы: тематическая совместная деятельность, проведение выставок детских работ, самостоятельная деятельность детей. 

Глава I. Поделки из бумаги как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников

С давних времён известно влияние ручных действий на развитие психических процессов, речевых функций, а также их развивающее и оздоравливающее воздействие на организм ребёнка. Развитая мелкая моторика пальцев руки является одним из показателей интеллектуальности ребёнка.

В.А. Сухомлинский писал: "Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок".

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребёнка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования и моделирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребёнка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти.

При конструировании из бумаги дети учатся различным приёмам работы, таким как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Работа с бумагой позволяет развить у детей способность работать руками, приучить к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развить глазомер. В процессе создания композиции у детей формируется чувство цвета, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона. Очень важный момент работы с бумагой – взаимосвязь занятий с самостоятельной творческой деятельностью детей.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование соответствующих педагогических технологий, в частности, технологий, предполагающих построение учебного процесса на ситуативной, прежде всего, игровой основе. Выбор методов и приёмов способствует формированию мотивации учения, формированию учебных умений и навыков. При отборе содержания методов и форм учебно-воспитательного процесса учитывается уровень подготовки развития детей, индивидуальные и психологические особенности, склонности детей. Среди приёмов, используемых в процессе реализации этой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

  • активизация и индивидуализация обучения;
  • игры и игровые ситуации;
  • творческие работы.

Изучив опыт педагогов и исследователей по данной проблематике, я выбрала несколько направлений по работе с бумагой, которые наиболее приемлемы для воспитанников детских садов.

Виды и техники работы с бумагой

1.1  Аппликация

Аппликация (в переводе с латинского языка означает «прикладывание») -  очень интересный вид художественной деятельности, способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумагитканикожи,  войлока, высушенных листьев.

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища. В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу, обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

1.2  Мозаика

Очень декоративным и интересным видом творчества является мозаика из бумаги.  Мозаика в переводе с французского языка -  «сложенный из кусочков». Она представляет собой изображение или орнамент, выполненный из небольших кусочков бумаги. Очень удобно использовать при выполнении мозаик готовые схемы для вышивания крестом. Работа эта довольно трудоёмка и от аккуратности и точности зависит вид готового изделия. Однако при умелом подходе такие аппликации смотрятся очень красиво.

1.3 Оригами

Оригами - японское искусство складывания бумаги.

Новый для отечественной педагогики предмет "оригами" предполагает не только и не столько знакомство со складыванием конкретных фигурок из бумаги, но и использование радостного для детей занятия с целью развития у них целого комплекса навыков и способностей.

Оригами похоже на фокус - из обычного листа бумаги рождается чудесная фигурка!

Для работы нужна только бумага и желание творить. С помощью оригами легко и быстро создаётся целый мир, в который можно играть. Занятия оригами абсолютно безопасны даже для самых маленьких детей.

Оригами - коллективное творчество, работая вместе, дети сделают множество интересных композиций, оригами не требует больших материальных затрат. Для занятий оригами нет возрастных пределов, не требуется особых способностей - получается у всех. С помощью оригами дети научатся быстро делать удивительные и оригинальные подарки.

Методическая литература предлагает начинать занятия оригами с детьми пяти-шести лет, но можно и даже нужно начать работу с детьми трёх лет, то есть ещё во второй младшей группе. Нередко маленькие дети не умеют правильно формировать линию сгиба - пришлёпывают, а не разглаживают складку. Оказывается, таким простым и очевидным для взрослого приёмам тоже надо учиться. В трёхлетнем возрасте даже точно соединить два противоположных уголка квадрата бывает непросто. Поэтому следует начинать занятия с самых простых действий.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы заинтересовать детей и вызвать у них желание самим делать чудесные игрушки. Для этого желательно, чтобы воспитатель сначала делал сам и дарил игрушки детям, выполненные в технике оригами. Конечно, это вызывает бурю положительных эмоций и естественное желание сделать самому свой собственный самолётик или кораблик! Но маленьким детям страшно взять в руки лист бумаги и сделать с ним что-нибудь. Эта работа требует терпения и кропотливого труда.

Во время занятий оригами, особенно с маленькими детьми, следует стремиться не только научить их работать с бумагой, но и развить у них пространственное воображение, умение читать чертежи, следовать устным инструкциям воспитателя и удерживать внимание на предмете работы в течение длительного времени. Полезно и даже необходимо также развивать устную речь ребёнка, стремиться сделать её красивой, грамотной, научить детей свободному общению. На занятиях с применением оригами можно не только складывать, но и изучать русские обряды и сказки, петь, играть, сочинять истории, знакомиться с персонажами русского фольклора. Фигурки, выполненные в технике оригами, дополняют эти занятия, иллюстрируют их. Та или иная фигурка может сочетаться с загадкой, стихами.

От полученной фигурки ребёнку должно быть радостно. Именно тогда у него возникает желание заниматься дальше, продолжать мастерить и  дома. Ребёнок должен получать радость от своей деятельности, радость оттого, что у него всё получилось, поэтому сложенные фигурки можно красить, украшать, оживлять любыми средствами. После раскрашивания каждая фигурка приобретает свой собственный неповторимый характер, даже если нарисованы только глаза и нос. Фигурка оживает. Дошкольники начинают играть со своими раскрашенными изделиями. Начинаются диалоги фигурок. "Здравствуй! Давай дружить! А что мы будем делать?". Дети, проговаривая эти реплики, вступают в языковое общение друг с другом и со своими работами.  Самое главное, чтобы детям было интересно, это способствует успешному усвоению материала.

Невозможно строить работу в детском коллективе, не применяя личностно-ориентированный подход к детям. У каждого ребёнка свой темперамент и складывающийся на его основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обусловливаются особенностями нервной системы ребёнка и другими врождёнными качествами. Работа  с детьми строится так, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребёнка - это признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления. Большое внимание в работе отводится игровым мотивациям, так как обучение складыванию фигурок  не главная сторона дела. Фигурки создаются в игре и для игры. А игра, как известно, в дошкольном возрасте - главенствующий вид деятельности ребёнка. Фигурка, сложенная из листа бумаги, оживает в руках ребёнка. Он нередко отождествляет себя с игрушечным персонажем, пытается представить себя котёнком, щенком. Он разговаривает со своей игрушкой, рассказывает что-то о ней.

Складывая из бумаги, ребёнок поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе, поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог. Помимо этого, оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук.

Оригами учит наблюдать, расширять круг познавательных интересов, так как перед изготовлением любой фигурки можно рассказать детям о птицах, животных, об обитателях морского дна, использовать книги, иллюстрации и показать компьютерные презентации. Занятия оригами способствуют развитию координации пальцев, точности и аккуратности в исполнении, воспитывают усидчивость у самых неугомонных, и в то же время, их неуёмная потребность в движениях, характерная для данного возраста, удовлетворяется через игры на самом занятии: «маршируют» в треуголках, «летают» на самолётах, «плавают» на корабликах и в лодках, соревнуются.

1.3.1 Модульное оригами

Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой. Первое упоминание о модульном оригами встречается в японской книге «Ranma Zushiki» Хаято Охоко в 1734 году. Она содержит гравюру, изображающую группу традиционных моделей оригами, одна из которых — модульный куб. Куб показан в двух ракурсах, а в пояснении он описывается как «сундук волшебного сокровища».

В книге Исао Хонда «Мир Оригами», опубликованной в 1965 году, видимо, изображена та же модель, которую он называет «Кубической коробкой». Шесть требуемых для конструирования модулей были созданы из традиционной японской фигурки, известной как «мэнко». Каждый модуль формирует одну грань собранного куба.

Также ряд моделей модульного оригами существует и в китайской традиции бумажного складывания.  Несмотря на давнюю историю модульного оригами, большинство традиционных фигурок всё же сложены из одного листа бумаги. Возможности, присущие модульному оригами, не развивались вплоть до 1960-х, когда данную технику открыли заново Роберт Нейл в США и, позднее, Мицунобу Сонобе в Японии. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

1.3.2 Оригами из кругов

Замечательным примером модульного оригами служит оригами из кругов. Эта техника позволяет достичь замечательных результатов. Она заключается в изготовлении фигуры оригами с помощью множества кругов различного диаметра. В зависимости от замысла, они могут быть вырезаны и из разноцветной бумаги, и из однотонной. Каждый круг складывается особенным образом, что помогает получить элементы, напоминающие, к примеру, части человеческой фигуры. Используя это, можно сложить любого вида фигуру, снабдить ее одеждой, также сложенной из бумажных кругов.

 Чаще всего в технике оригами из кругов выполняют цветы самых разных форм и расцветок. Бывает, они повторяют те, что встречаются в природе, но чаще эти цветы – плод фантазии увлеченных искусством бумагосложения людей. Техника оригами из кругов развивает пространственное мышление ребёнка, чувство формы и цвета.

1.4 Торцевание

Торцевание – метод работы с бумагой, который позволяет создавать удивительные композиции, отличающиеся необычным видом и объёмностью рисунка. Техника торцевания  представляет собой синтез аппликации и бумаговерчения или бумагокручения – квиллинга и при этом достаточно проста для того, чтобы использовать её в детском саду, для средних и старших дошкольников.

Поделки в технике торцевания делаются с помощью мелких объёмных элементов из бумаги. Для этих целей лучше использовать гофрированную бумагу, современная цветовая гамма её  достаточно разнообразна, а также для создания ярких картин посредством торцевания можно использовать цветные салфетки и даже двухслойную туалетную бумагу.

 Объёмный элемент композиции представляет собой сжатый в виде конуса небольшой кусочек бумаги и называется «торчком» или «торцовкой». Множество торцовок создают задуманный образ, заполняя пространство заранее прорисованного контура.

Контурное торцевание — бумажные скрутки обрамляют контур рисунка. Используется для создания кантов, рамок, бордюров и при комбинировании с другими техниками, например, скрапбукингом.

 Торцевание по плоскости - в этом случае торцовки располагают вертикально и очень плотно друг к другу на всей поверхности.

Объёмное торцевание - этот вид работ предполагает разную плотность скручивания торцовок и прикрепление к объёмной поверхности под разными углами наклона, которое позволяет создавать очень красивые сложные композиции.

Торцевание слоями предполагает вклеивание деталей друг в друга. Сочетание торцовок разных оттенков и цветов даёт возможность добиваться необычных эффектов и «оживлять» бумажные поделки.

В качестве основы используют весьма разнообразные материалы. Собственно говоря, «опушить» гофрированной бумагой можно любую поверхность, к которой эта бумага приклеивается. Поэтому для панно, картин и мозаик берётся плоская основа – лист ватмана, картон, лёгкие потолочные плитки.

Эскизы для торцевания можно нарисовать самим или же воспользоваться уже готовыми картинками из детских раскрасок. 

В технике торцевания можно выполнить любую сюжетную или орнаментальную картинку. Для этого заранее наносят рисунок на картон или используют шаблон. В качестве шаблона может служить картонная картинка, на которой сначала нарисовали, а потом и вырезали отверстия. В эти отверстия и будут наклеиваться детали. Желательно, чтобы фон основы был того же цвета, что и бумага для деталей. Для изготовления картинки с определённым сюжетом рисунок для начала наносят на основу, раскрашивают согласно творческой задумке, а после полного высыхания краски осуществляют торцевание.

Если мы хотим, чтобы рисунок был ровным, нужно сложить квадратик ровно пополам и обернуть его вокруг стержня, тогда получится ровная «торцовка».

Если  же нам нужно сделать более пушистую  картину, то бумагу закрываем уголок к уголку, получается пушистая торцовка. Заранее нельзя подготовить  торцовки, потому что мы их сразу ставим на клей. Торцевание даёт очень оригинальный эффект «пушистости», поэтому с его помощью удачно имитируют траву, мех, снег, сосновые иголки.

1.5 Айрис-фолдинг (Iris Folding).

Название этой техники - Айрис-фолдинг - можно перевести как «радужное складывание».  Рисунок заполняется тонкими бумажными полосками, которые, накладываясь друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали.

Данная техника зародилась в Голландии (Нидерланды), местные  мастера складывали свои работы разноцветными полосками. Эта техника рукоделия пока мало известна в России. Она не такая сложная, как кажется на первый взгляд, главное быть внимательным и аккуратным.

Айрис-фолдинг используют для украшения открыток, фотоальбомов, обложек для книг, фоторамок, эта техника создаёт эффект объёмного изображения, поэтому работы смотрятся необычно.

При работе с техникой Айрис-фолдинг у детей развивается  логическое и абстрактное мышление, мелкая  моторика, воспитываются такие качества, как  внимание, терпение, аккуратность.

Этапы выполнения работы в технике Айрис-фолдинг:

1) На лист бумаги наносится рисунок (бумага, как правило, плотная). Рисунок вырезается по контуру.

2) Подготавливается Iris-шаблон. Количество и расположение полосок на нём должно соответствовать количеству и расположению полосок на законченной работе. Каждая полоска на шаблоне отмечается цифрой с целью определения последовательности наклеивания этих самых полосок. Полоска №1 наклеивается первой. Далее - по возрастанию. Также айрис-шаблон может содержать подсказки, касающиеся, например, цвета приклеиваемой полоски. 

3) Нарезаются полоски из цветной бумаги. Длина, ширина, цвет и количество полосок соответствуют требованиям, определяемым айрис-шаблоном.  К тому же полоски (каждую полоску), как правило, принято складывать вдоль вдвое, вчетверо и т.п., чтобы они получались толще и плотней, а край получался более ровным.

4) Полоски приклеиваются с обратной стороны бумаги, на которой вырезан рисунок, с наслоением (каждая последующая полоска частично накрывает предыдущую). Каждый шаг необходимо сверять с шаблоном.

  1.  Бумажные салфетки

Всего-навсего 30 лет назад обычные бумажные салфетки считались не средством личной гигиены или первой необходимости, а однозначным показателем высокого уровня состояния и достатка человека. Обычно их заменяли обыкновенные вафельные полотенца, а вожделенные пачки салфеток приберегались для особых случаев и праздников. В те времена поделки из салфеток своими руками – это не что иное, как обыкновенные снежинки, но в сравнении с современным уровнем мастерства рукодельниц, они не идут ни в какое сравнение. Сейчас своими руками из салфеток делают изумительные поделки,  иногда даже трудно понять, из чего они выполнены. Сегодня салфетки стали куда более распространенным материалом, который совсем не сложно купить, а вещи из них получаются очень красивыми, да и изготовление поделок из бумажных салфеток не представляет никакой сложности.

Поделки из бумажных салфеток бывают самыми разными, но наиболее популярным видом поделок все же являются цветы. Дошкольникам вполне под силу повторять движения за взрослыми и, если мы хотим  научить ребёнка делать что-то простое, но красивое своими руками, то можем просто взять в руки бумажные салфетки и начать делать по инструкции на глазах у ребёнка, и он обязательно заинтересуется и захочет сделать то же самое.

Стоит отметить, что можно использовать не только обычные белые салфетки, но и цветные, ведь например, поделки цветов из салфеток ярких расцветок будут выглядеть не только лучше, но и быстрее привлекут внимание ребёнка.

Для начала возьмём и оторвём от салфетки небольшую полоску шириной около 8 см, а потом скатаем его в трубочку по длинной стороне. После этого достаточно обернуть получившийся конус несколькими полосками салфетки того же цвета и наша первая поделка - цветок из салфетки почти готова, ведь осталось только завязать бутон у основания и распушить свободный конец поделки, чтобы она приобрела форму распустившейся розы.

Метод совсем простой, а каков результат!  Осталось лишь прикрепить бутон к ножке или к другим таким же бутонам для создания красивого украшения.  Розы и пионы чаще всего изготавливают из розовых или красных бумажных салфеток, но мы можем сделать их абсолютно любыми.

 

Глава II. Практическая часть. Знакомство дошкольников с бумагой и приёмами работы с ней

2.1  Знакомство дошкольников с бумагой и её свойствами

Набирая детей в первую младшую группу, моей целью было - снизить адаптацию детей к новым условиям. Старалась узнать о наиболее характерных особенностях поведения и интересах детей. Меня интересовал общий эмоциональный фон и уровень контактности. Эти сведения имеют большое значение и помогают найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

 При построении предметно-развивающей среды я опиралась на главные критерии - комфортность, доступность, соответствие возрасту и индивидуальным особенностям детей. При организации среды постаралась обеспечить возможность для реализации права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с окружающим.

Родители воспитанников - первые помощники в организации и создании среды оздоровления и развития у детей любознательности и познавательных интересов.       Однако добиваться эффективных результатов в воспитании у малышей этих ценных качеств личности можно только в тесном сотрудничестве с семьёй.

Семья обладает большими возможностями для последовательного развития у ребёнка интереса к познанию. Родители и старшие члены семьи хорошо знают особенности ребёнка, могут воздействовать на его чувства, закладывают основу положительного отношения к тем или иным стереотипам действительности. Известна подражательность детей, поэтому они легко «заражаются» теми интересами, которые свойственны родителям. Оригами является действенным средством для подрастающего поколения в познании окружающего мира и приобщении к народной культуре.

Я поделилась с родителями детей своими планами по расширению и углублению работы с бумагой. Результатом стала их заинтересованность. Родители совместно с детьми дома изготавливали поздравительные открытки для мам, бабушек, пап, дедушек и братьев, поделки для конкурсов. Было видно, как дети стараются, выполняют работу с желанием. По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определённые полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребёнка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества.

Для поделок из бумаги родителями были приобретены гофрированная бумага, разноцветные салфетки, прозрачные скоросшиватели для будущих портфолио детей.

Знакомство своих воспитанников с бумагой как материалом  я начала в первой младшей группе с того, что предложила им  рассмотреть несколько видов бумаги, не акцентируя своего внимания на их названиях. Малыши под руководством взрослого проводили настоящие  опыты и эксперименты с бумагой: мяли её, рвали, мочили в воде, рисовали на ней. Я рассказала и показала малышам, что бумагу можно резать ножницами, жечь, скручивать, складывать, склеивать, сшивать и т.п. Вместе мы сделали вывод, что бумага:

  • сминается;
  • рвётся;
  • сгибается;
  • скручивается;
  • разрезается;
  • соединяется различными способами (склеивается, сшивается, переплетается);
  • горит;
  • впитывает воду;
  • окрашивается.

Следующий год (вторая младшая группа) был насыщеннее и многообразнее предыдущего, что обусловлено возрастными особенностями детей. Воспитанникам второй младшей группы  я показала разные виды бумаги и картон, рассказала об их назначении и использовании людьми.

В средней группе мы обобщили и систематизировали наши знания о бумаге и её свойствах. В результате ребята  пришли к выводу, что бумага бывает разная, потому что у неё разное назначение свойства. Не акцентируя внимания на специальных словах и терминах, мы определили, что бумага может быть:

писчая:

  • тетрадная («в них пишут школьники»);
  • блокнотная («в них пишут взрослые»);
  • для акварели («на ней рисуют красками»);
  • офисная («бумага для компьютера»);

бумага для печати:

  • газетная («газеты обычно читает дедушка или бабушка»);
  • книжно-журнальная («их обычно читают мамы»);
  • обойная («обои обычно клеят папы и на них часто рисуют дети»);

чертёжно-рисовальная:

  • ватман («такой большой лист бумаги»);

обёрточная:

  • металлизированная («фантики от любимых конфет»);
  • жиронепроницаемая («бумага, которую использует мама для запекания курицы в духовке»);

крашеная:

  • глянцевая («гладкая, как в журналах»);
  • гофрированная («жатая и мятая, но из неё можно делать очень красивые цветы»);
  • бархатная («очень мягкая на ощупь»).

переводная:

  • копировальная («синяя и чёрная бумага, которую кладут между белыми листами и получается копия рисунка»).

впитывающая:

  • промокательная («раньше такую бумагу вкладывали в тетради  школьников, чтобы те не делали кляксы»);
  • салфеточная («бумажными салфетками мы вытираем лицо и руки после еды»).

бумага специального назначения:

  • наждачная («шершавая бумага для обработки негладких краёв деревянных палочек»);
  • фотографическая («бумага, на которой печатают фотографии»).

картон («толстая бумага, коробки»).

Познакомились ребята и с Памяткой «Правила работы с бумагой»

  1. Все линии сгиба делают чётко, хорошо проглаживая их.
  2. Если необходимо наклеить деталь на ровный лист, то клеем промазывают наклеиваемую деталь. Если намазать контур листа-основы, а затем приложить деталь, то она не будет ровной, появятся складки.
  3. Наклеиваемую деталь необходимо плотно прижимать, используя белую бумагу или кусочек фланели. Проглаживать необходимо от центра к краям.

2.2 Знакомство дошкольников с аппликацией

Следующим этапом работы с бумагой стало знакомство дошкольников с поделками из бумаги в разных техниках: аппликация, доступная детям 2-4 лет, оригами, модульное оригами и мозаика, которые доступны детям 4-5 лет и старше.  

Аппликации бывают плоскими и объёмными. Плоские аппликации очень просты в исполнении: нужно вырезать из цветной бумаги фигуры и клеить их в соответствующем порядке.

Этот вид творчества доступен даже самым маленьким детям, начиная уже с 2 лет. В основном это, конечно, индивидуальная работа, реже – с подгруппой. С малышами первой младшей группы  я делала самые простые плоские аппликации. Например, домики, грибочки, кораблики, гусеницы и т.п.

Для деток постарше плоские аппликации уже не так интересны. Гораздо увлекательнее создавать своими руками объёмные изображения. Используя технику объёмной аппликации из бумаги, можно украсить комнату, смастерить открытку ручной работы, создать панно и даже настоящую коллективную картину!

Во второй младшей группе  очень интересной по исполнению стала открытка к Дню 8 марта «Мимозы для любимой мамочки» с использованием бумажных салфеток жёлтого цвета и зелёной цветной бумаги. Дети сначала рвали бумажные салфетки, скатывали из них шарики жёлтого цвета для будущих цветов мимозы, а я подготовила для них ажурные листочки зелёного цвета. Ребята затем наклеили на основу-картон листочки, а потом кропотливо – каждый жёлтый комочек. Некоторым ребятам понадобилась моя помощь, например, Денису З., Полине К., Полине Г., Данилу Ш., Саше П., Диме Кир. Девочки в основном справились самостоятельно. В папку для творческих работ эти открытки не попали: это же подарок для любимых мамочек!

Дети средней группы с удовольствием делали объёмные аппликации «Фрукты» и «Овощи», предварительно вырезав детали ножницами.

Очень запомнилась ребятам «сердечная радужная закладка» к Дню матери. Заинтересовались закладками все без исключения дети группы, даже те, кто не очень интересуется бумажным искусством. Выполняли мы её в несколько этапов: сначала подготовили полоски-основы из цветного картона шириной 2,5-3 см. Затем  подобрали картон необходимого для выполнения радуги  цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего и фиолетового. Выучили «запоминалку»  про охотника, который желает знать, где сидит фазан. На следующем этапе я подготовила для ребят по 7 маленьких сердечек (по количеству цветов радуги) для каждого воспитанника. После этого дыроколом мы проделали отверстия на одном из концов полосок-основ и нарезали небольшие по длине атласные ленточки. Наконец, мы приступили к сборке закладок: наклеили сердечки в порядке цветов радуги, немного накладывая сердечки друг на друга, продели ленточки в отверстия и завязали узелки. Восторгу не было предела! Не могли дождаться праздника!

2.3 Работа с бумагой в мозаичной технике

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики. Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику – нет.

Что нужно для создания мозаичной аппликации.

  1. Для работы понадобится эскиз. Несложные мозаичные работы состоят из небольшого количества деталей. Эскиз переводится на фон, к нему подбирается цветная бумага соответствующего тона.
  2. Бумагу заранее готовят к наклеиванию: режут на необходимые фигуры или «обрывают». Кусочки каждого цвета складывают отдельно.
  3. Клей наносят не на кусочки цветной бумаги, а на фон. Сначала клеем промазывают небольшой участок и прикрепляют все кусочки. Так постепенно заклеивается всё изображение.
  4. Как только все кусочки будут размещены на фоне, на работу кладут груз и высушивают. Мозаика без просветов (равномерно заполненная резаными фрагментами) требует меньшей точности, чем работа с просветами.

Особенности выполнения мозаичной аппликации.

Детям среднего и старшего  дошкольного возраста не следует сразу пытаться выполнить сложные эскизы с большим количеством деталей, т.к. это занимает много времени и требует большой аккуратности.  Лучше всего начинать знакомить детей с техникой мозаики на примере простых стилизованных форм (квадратов, ромбов, треугольников).

Дошкольникам  среднего  возраста желательно заранее подготовить вырезанные кусочки бумаги. Ведь ребята  только учатся работать с клеем и хотят скорее увидеть готовое изделие.

Модуль для мозаики - оптимальный размер квадрата 4 см, базовая форма – «конверт». Часто для рисунка необходимы ещё  треугольные модули. Приклеивать их лучше с помощью небольшой линейки сразу по несколько модулей.

2.4 Поделки из бумаги в технике оригами

Кроме аппликаций, очень увлекательна работа с бумагой в технике оригами.

Это искусство складывания фигурок из бумаги привлекло моё внимание, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Знакомить дошкольников с техникой оригами без использования специальных терминов и понятий я начала с первой младшей группы. В начале работы я просто делала на глазах детей лодочки, пароходики и самолётики, вызывая в них естественное желание заполучить себе поделку, и дарила  эти самодельные игрушки воспитанникам. Так постепенно в детях проявлялся живой интерес к оригами и желание попробовать сделать игрушку самостоятельно. Естественно, что интерес к поделкам из  бумаги проявился не у всех детей, а у половины воспитанников группы. В основном  интерес к оригами проявился  у  девочек.

 Во второй младшей группе дети  активно учились складывать пополам квадратики и прямоугольники, аккуратно, но тщательно проглаживать пальцами сгибы. Малышам трёх-четырёх лет вполне под  силу складывание простейших поделок под руководством взрослого и с его помощью. Желающих попробовать свои силы в складывании фигурок из квадратиков и прямоугольников стало больше, чем год назад. С помощью взрослого у ребятишек  получались домики, грибочки, самолётики и кораблики. При этом в средней группе активно продолжается работа по освоению таких базовых форм оригами, как  «треугольник», то есть складывание квадрата пополам по диагонали (воспитанникам этот сгиб знаком как складывание фигуры «из угла в угол») и «блинчик», когда  углы квадрата складываются  к центру. За год приёмы аккуратного складывания «уголок к уголку» и тщательного проглаживания сгибов освоили практически все воспитанниками группы. Половина группы справляется с этим без проблем самостоятельно, вторая половина требует индивидуального подхода.

С помощью базовой формы дети складывают весёлые мордочки зверушек: лисички, щенка, котёнка. Кроме того, у воспитанников заметно  совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, а значит, овладение в школе письмом у большинства ребят не будет вызывать затруднений.

Результаты диагностики также свидетельствуют о том, что у детей повысились показатели не только по конструированию, но и по развитию речи и общеучебных умений в целом.

Следующей техникой, которую я использую в работе с детьми, является модульное оригами.

Знакомить дошкольников с модульным оригами я начала в средней группе, так как эта техника достаточно сложна и  не под силу детям младших групп. Я предложила воспитанникам готовые модули разных цветов и выполненные из разной по плотности бумаги. Большинству воспитанникам понравились модули, выполненные из более плотной бумаги белого цвета, так как они лучше держат форму. Цветные не так прочны в сборке, хотя многие ребята собирают из них  браслеты, чередуя цвета модулей в определённом порядке, создавая орнамент.

Знакомство детей с техникой выполнения самих модулей я планирую на следующий год.

2.5 Обучение средних и старших дошкольников торцеванию

Изготовление поделок методом торцевания – работа несложная, но чрезвычайно кропотливая, она требует усидчивости и аккуратности.  Готовые работы могут стать не только замечательным подарком, украшением интерьера, но и предметом гордости для маленьких мастеров, а также источником вдохновения, мотивирующим на создание новых шедевров.

Для создания оригинальных поделок нужно совсем немного: материал для основы, клей, ножницы и, самое главное, так называемый «торцовочный» инструмент. Это длинная тонкая палочка с тупым концом – подойдёт для этих целей стержень от ручки. Для основы чаще всего используем  картон, но можно «опушить» любую поверхность, к которой приклеивается лист бумаги: потолочную плитку, пенопласт и так далее.

С детьми средней группы приём торцевания я попробовала во втором полугодии, когда были в достаточной степени освоены основные этапы по работе с бумагой: складывание, обрывание, сминание, резание, склеивание и т.п. Как и ранее изученные приёмы работы с бумагой, торцевание не сразу «пришлось по вкусу» всем воспитанникам группы. Тем более что работа эта специфичная, состоит из нескольких этапов, кропотливая и требующая терпения и усидчивости. Самое сложное в работе – научиться накручивать квадратики на стержень. К тому же результат достигается через определённый промежуток времени: иногда готовой работой можно любоваться только через несколько дней! Это ж не каждому взрослому по силам! Нарезали квадратики из бумажных салфеток белого цвета (решили делать снежинки),  на  картоне голубого цвета нарисовали контуры будущих снежинок.  И вскоре работа закипела. Терпение все проявляли разное, получаться начало не сразу, но всё-таки получилось. Самым  сложным оказалось  довести начатую работу до конца. Но, как известно, терпение и труд всё перетрут, поэтому самые стойкие через несколько дней хвастались своими снежинками перед менее стойкими и теми, кто не захотел попробовать свои силы в технике торцевания.

2.6 Знакомство старших дошкольников с техникой Айрис-фолдинг

Техника Айрис-фолдинг достаточна сложная и очень кропотливая, поэтому она не под силу младшим дошкольникам в силу их возрастных особенностей. Это не означает, что воспитанникам не следует показывать готовые работы, выполненные в технике Айрис-фолдинг, а, наоборот, их можно заинтересовать с перспективой  более тесного знакомства с ней в недалёком будущем. Я планирую  познакомить с Айрис-фолдингом ребят подготовительной к школе групп. А пока с детьми средней группы мы продолжаем совершенствовать уже знакомые нам с младших групп техники и приёмы работы с бумагой, в частности оригами, аппликацию разных видов и новый для нас приём – торцевание.

  1.  Обучение средних и старших дошкольников работе с бумажными салфетками

Изготовление поделок из бумажных салфеток, а в основном это, конечно, цветы – процесс достаточно простой. Детям средней группы, знакомым со сложением «гармошки», вполне под силу справиться с изготовлением розы или пиона, которые складываются по аналогичному способу. Салфетки можно использовать и в аппликации, и в торцевании, о которых упоминалось ранее, - в этом случае недорогие бумажные салфетки могут заменить более дорогую гофрированную бумагу. Именно это обстоятельство – относительно невысокая стоимость бумажных салфеток позволяет использовать их в качестве материала для детской «пробы пера». В процессе работы бумага имеет свойство рваться, и бумажные салфетки тут будут как нельзя кстати в качестве «репетиционного» материала.

Образец изготовления роз (пионов) из бумажных салфеток приводится в Приложении.

Заключение

Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда он видит красоту и разнообразие окружающего нас мира, но ещё лучше, если ребёнок не только замечает эту красоту, но и сам творит её. И пусть это будет всего лишь один цветок, но сделанный своими руками, - это будет единственный и неповторимый в мире цветок.

Очень давно, когда куклы делали самостоятельно, а не покупали в магазине, у них на месте лица оставляли белое пятно. И тогда, отражая свой внутренний мир, ребёнок сам рисовал это лицо. И его кукла тоже была единственной и неповторимой. Сегодня выпускаются книги с готовыми наклейками, яркими и красивыми. Наклейку нужно взять и поместить на готовое место. Это интересно, но момент творчества ребёнка исчезает.

Бумага – самый простой и знакомый нам материал, который без особых усилий может превратиться в кораблик, цветок, бабочку, и тогда вы сможете увидеть восхищённые и довольные глаза детей, когда они в своих ладошках будут держать самостоятельно сделанную лодочку, домик или цветок. Вы увидите океан счастья в их глазах и душе. Дети всегда творят с радостью. Им нужно только помочь в этом. После того как ребёнок своими руками начнёт создавать, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к миру.

Конструируя из бумаги, дети создают модели предметов и объектов действительности, отображая их характерные признаки в обобщённом виде, отвлекаясь от второстепенных особенностей и выделяя наиболее яркие и привлекательные детали. Так образ приобретает новые черты, оригинальную трактовку, что выражается в несколько условной, угловатой форме. Это связано со спецификой бумаги как материала, приёмами её сгибания, складывания частей в определённой последовательности. Несмотря на то, что бумажные поделки часто лишь отдалённо напоминают те или иные предметы, это не мешает ребёнку узнавать их, дополняя в воображении недостающие детали.

Через различные действия с бумагой, в процессе её обработки, применения разных способов и приёмов дошкольники учатся осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в художественном творчестве, подчёркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме.

Работа с   бумагой в различных техниках  способствует решению задачи развития творческих способностей и познавательно - личностной сферы детей.

На первоначальном этапе необходимо постепенно подводить  детей к умению самостоятельно рассматривать и анализировать образец. Это очень важно для развития творческого мышления ребёнка.

В процессе работы у дошкольников развивались:

мелкая моторика пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;

сенсорное восприятие, глазомер;

логическое воображение;

волевые качества (усидчивость, терпение, умение доводить работу до конца и т.п.);

художественные способности и эстетический вкус.

Изготовление поделок из бумаги способствует формированию добрых чувств к близким, даёт возможность выразить эти чувства, ведь оригами, аппликация, мозаика, торцевание  позволяют сделать подарок своими руками.

Работа с бумагой влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себе, самооценки и позволяет детям испытать свои возможности и проявить свои конструкторские способности. Задача взрослых – предоставить детям материал для их будущей творческой деятельности и соучастие в этом неповторимом процессе.

Литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А.114 игрушек и поделок из всякой всячины. – М.: ООО «Лада», 2008.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Аппликация. – М.: ООО «Лада», 2009.
  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: Оригами и другие игрушки из бумаги и картона. – М.:  ООО «Лада», 2009.
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игры и фокусы с бумагой. – М.: Аким, 1999.
  5. Афонькин С.Ю. Оригами и аппликация. – СПб.: Кристалл, 2001.
  6. Васина Н.С. Бумажная симфония. – М.: Айрис-пресс, 2010.
  7.  Васина Н.С. Бумажные чудеса. – М.: Айрис-пресс, 2014.
  8.  Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. – Ярославль: Академия развития, 2001.
  9.  Копцев В. Волшебная бумага. – М.: ООО «Чистые пруды», 2005. (Библиотечка «Первого сентября», серия «Дошкольное образование»).
  10.  Кулакова Л.Ю. Цветы из бумаги. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА.
  11.  Лыкова И.А. Рваное ухо, бумажный хвост! Аппликация из бумаги. – М.: ИД «Карапуз», 2006.
  12.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. – М. Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  13.  Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  14.  Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно-методическое пособие. - М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012.
  15.  Новикова И.В. Конструирование из бумаги  в детском саду.
  16.  Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – Скрипторий, 2003.
  17.  Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, - М.: Айрис-пресс, 2014.
  18.  Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. – М.: Айрис-пресс, 2001.
  19.  Сержантова Т.Б. Оригами. Новые модели. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  20.  Ступак Е.А. Оригами. Игры и конкурсы. – М.: Айрис-пресс, 2009.

Интернет-ресурсы

«Страна мастеров»   http://stranamasterov.ru

«Детские уроки»       http://www.babylessons.ru 

«Планета детства»    http://www.razvitierebenka.net

Твиттер                      https://twitter.com 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»

Важное значение  в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются н...

Патриотическое воспитание как одно из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников

В  этом документе говорится  о нравственно-патриотическом воспитании детей, как о сложном педагогическом процессе, в основе которого лежит развитие как нравственных, так и патриотических чув...

«Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников»

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024

ГМО N 127Исх-2399 Формирование культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников 05/05/2024...