опыт работы НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ВОСПИТАТЕЛЯ В ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
опыты и эксперименты

Солдатова Лариса Юрьевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_2018.docx92.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 3 «Рябинка»

НОВЫЕ  ФОРМЫ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МУЗЫКАЛЬНОГО  РУКОВОДИТЕЛЯ  И  ВОСПИТАТЕЛЯ В  

ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ  ДЕТЕЙ

 

 Автор опыта: Солдатова Лариса Юрьевна

 музыкальный руководитель

МБДОУ  «Детский сад № 3 «Рябинка» г.Анива

Анива 2018

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ  ОБ ОПЫТЕ……………………………………………………3

РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА…………………………………………………………8

РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА……………………………………………….14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………..16

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………..17

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Годовое планирование …………………………………………………..18

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Взаимодействие специалистов………………………………………….19

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Конспекты интегрированной  НОД…………………………………….20

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Анкета для родителей…………………………………………………… 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Планирование воспитательно-образовательной работы ………………31

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Фотоматериалы НОД……………………………………………………..32

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. Рисунки детей …………………………………………………………….40

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. Отзывы родителей………………………………………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ 9.Диагностика образовательной области «Музыка»……………………...44

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. Диагностика развития речи средняя группа …………………………..45

ПРИЛОЖЕНИЕ 11. Диагностика изобразительной деятельности средняя группа………..47

ПРИЛОЖЕНИЕ12. Диагностические задания музыкальных способностей ………………48

                         

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ РАБОТЫ

  1. Сведения об авторе опыта

       Солдатова Лариса Юрьевна, 1970 года рождения, окончила в  1990г. ЮСПУ музыкальное отделение по специальности музыкальный руководитель, учитель музыки. СахГУ факультет ПиМДО по специальности методист - организатор дошкольного образования. Стаж педагогической работы 28 года. Имеет «высшую» квалификационную категорию  по должности «музыкальный руководитель». Постоянно занимается самообразованием, проходит курсы повышения квалификации.

  1. Условия возникновения, становления опыта.

Свою педагогическую деятельность осуществляет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении  детский сад № 3 «Рябинка». В учреждении функционирует 6 групп, которые посещают 125 детей. Педагогический коллектив 17 человек, из них 1 музыкальный руководитель, 1 учитель-логопед, 1 инструктор по ФИЗО, 1педагог-психолг, 1 тьютер. Образовательное учреждение реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

          Выбор темы исследования «Новые формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя в художественно - эстетическом развитии детей» не случаен. Работая с дошкольниками мы заметили, как меняется композиционное решение детских рисунков, цветовая палитра, если в ходе занятия при знакомстве с тем или иным объектом используются произведения различных видов искусства (музыка, художественное слово, живопись). Таким образом, возникла необходимость в пересмотре идей, поиске новых подходов к построению образовательного процесса в соответствии с интересами ребенка, его потребностями, способностями, мотивами.

  1. Актуальность  опыта.

          Взаимодействие ребенка с миром звуков, произведений искусства, красотой окружающего мира, отражение впечатлений от этого в рисунке, танце, фантазиях – это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

       Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию.  Поэтому сегодня художественно-эстетическое развитие выходит на первый план, ведь общее развитие невозможно рассматривать вне контекста эстетического, так как в его основе лежит развитие эстетического восприятия, развитие эмоционально-чувственного отношения к действительности, являющихся  составной частью познания.

           Художественно-эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно,  что его нельзя охватить и полностью предать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств, т.е. процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка. В детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а  в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

       В настоящее время процесс интеграции является глобальной тенденцией, характерной для искусства, науки,  образования. Современная педагогическая наука определяет интеграцию, как более глубокую форму взаимосвязи и взаимопроникновения различных разделов образования детей и, как следствие, призывает охватывать интеграцией все виды детской деятельности.

        Интеграция – это одна из стержневых структур целостного качественного современного образования. Согласно ФГОС дошкольного образования программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

        Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволяет поддерживать естественное стремление ребенка к познанию окружающего мира через активное взаимодействие с ним и дает ребенку способы целостного и более глубокого восприятия, осознания и творческого преобразования окружающего на основе деятельностного подхода.

         Получив о предмете или явлении знания из разных областей, ребенок с помощью взрослого «протягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей этого предмета, что является основой обобщения. Благодаря последовательному изучению разных сторон познаваемого предмета или явления с использованием основных анализаторов ) ребенок видит, слышит, чувствует), он легко переориентируется с одного свойства на другое. Это утверждение полностью совпадает с мнением  Н.Н.Подъяковым, который говорит о том, что «… процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данном предмете. Более полное и глубокое знание предметов значительно облегчает ребенку отбор нужных признаков». Творческая деятельность позволяет обобщенные образы выражать в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).

        Однако реализация интеграции в условиях современных образовательных учреждений затруднена. Проблемой для дошкольных учреждений является нехватка подготовленных кадров, несогласованность в концептуальных подходах разных специалистов, работающих с дошкольниками, недостаток ресурсов учреждения и т.д. Поэтому педагогам разработка и внедрение интеграции в любой сфере дошкольного образования, в том числе и художественно-эстетическом, кажется трудоемким и сложным процессом.

В своей практической деятельности мы столкнулись с рядом противоречий:

  • между эталонным и фактическим содержанием художественно-эстетической культуры личности современного дошкольника;
  • между предметной системой обучения дошкольников и целостным реальным миром;
  • между потенциальными возможностями интеграции искусств в процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста  и недостаточной разработанностью технологий интеграции искусств в качестве основы эстетического развития дошкольников.

Эти противоречия определили проблему исследования: поиск педагогических условий использования интеграции искусств в художественно-эстетическом развитии дошкольников на музыкальных  занятиях.

4.Теоретическая база опыта основана на концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанная Т.С.Комаровой,  в основе которой лежит принцип интеграции искусств -  взаимодействия и взаимопроникновения различных видов искусства и художественно-творческих деятельностей в учебно-воспитательный процесс ДОУ.

       В научных трудах Ю.Б.Борева, В.В.Вансалова, А.Я.Зися, посвященных взаимосвязи и синтезу искусств, отражен характер социокультурных, психофизичеких связей, отношений, зависимостей между видами искусства и особенностью воздействия на человека.

        Проблема художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами комплекса искусств получила свое отражение в современных исследованиях М.Б.Зацепиной, Е.Н.Зуйковой, Г.В.Лабунской, Т.Г. Пеня, Р.М.Чумичевой, в которых отмечается, что использование комплекса искусств в воспитательно – образовательном процессе ДОУ ведет к формированию у дошкольников творческих начал в деятельности, самостоятельности и инициативы в применении основных приемов работы к новому содержанию, нахождении новых способов решения поставленных задач в эмоциональном выражении своих чувств вербальными методами, а так же при помощи различных изобразительных средств. В музыкальной педагогике и психологии имеется ряд теоретических и экспериментальных работ, где даётся высокая оценка воспитательному значению творчества: Б.В. Афанасьев, П.П. Блонский, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Б.Л. Яворский и другие. Положения, выдвинутые ими, и, в частности, результаты исследования Н.А. Ветлугиной о способности к творчеству детей дошкольного возраста, представляются  особо  важными.

       Проблему использования комплекса искусств, как одного из уровней интеграции, в работе с детьми дошкольного возраста в качестве основного фактора процесса подготовки педагогов ДОУ, поднимают в своих исследованиях  С.В.Громакова, М.В.Лазарева.

      Тщательно были изучены труды Богдановой В.В. «Аксиологические аспекты интеграции в эстетическом воспитании дошкольников», Казаковой Р.Г. «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»,  Радыновой О.П. «Музыкальное развитие детей», Ветлугиной Н.А. «Система эстетического воспитания в детском саду»,  Комаровой Т.С.  «О взаимосвязи искусств в эстетическом  воспитании детей», Каган М.С. «Взаимодействие искусств в педагогическом процессе».

    В своей работе  педагог опиралась на методические разработки Штанько И.В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход», А.А. Майер «Управление инновационными процессами в ДОУ», Котова Е.В., Кузнецова С.В. «Развитие творческих способностей дошкольников».

   В практической деятельности также  руководствовалась разработками Микляевой Н.В.

« Интегрированный подход к образовательному процессу в ДОУ».

5.Ведущая педагогическая идея опыта -  использование интеграции разных видов искусства и художественно-творческой деятельности детей для полноценного развития художественно – эстетических способностей детей дошкольного возраста. Совместный поиск эффективных путей к художественно-эстетическому развитию детей, позволил создать творческий актив с  воспитателем, родителями и совместно решить и обеспечить:

  • спокойное проведение адаптации в специально организованной деятельности;
  • создание эмоционально-психологического климата в исследуемой группе детей;
  • успешное качественное преобразование имеющихся навыков музицирования, включение элементов драматизации в самостоятельную деятельность, развитие творческих задатков;
  • обогащение и активизация словаря русского языка.

 

6. Степень новизны педагогического опыта заключается в следующем:

  • становление музыкальной культуры детей через реализацию творческого, индивидуально-ориентированного процесса музыкального воспитания, расширение собственного инструментария музыкально- педагогических воздействий на ребенка для реализации его потенциальных возможностей;
  • выделена специфика  организации педагогического процесса, направленного на художественно-эстетическое  развитие детей дошкольного возраста средствами интеграции различных видов искусства, которая обеспечивает достижение следующих результатов: развитие эстетической потребности ребенка в общении с миром искусства, формирование эстетического чувства, вкуса;
  • разработана серия занятий по музыкальному образованию, основанная на тройственной интеграции искусств (музыка, литература, живопись), которая выступает педагогическим  инструментарием реализации задач художественно-эстетического развития дошкольников.

7. Длительность работы над опытом – 2 года (2016-2018г.г.)

I этап - констатирующий  (август – октябрь 2016):

  • изучена и проанализирована педагогическая, музыковедческая, и эстетическая литература по исследуемой проблеме;
  • проведена диагностика уровня художественно-эстетического развития детей
  • проведено анкетирование родителей;
  • согласование и координация взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя (определения тем интегрированных занятий, подбор материала, разработка перспективного плана);
  • разработка серии интегрированных занятий для детей общеравивающей группы от  4 до 6 лет.

II этап -  формирующий ( ноябрь 2016 – май 2018 года) 

  • проведение серии интегрированных занятий;
  • разработка творческих заданий и использование проблемно-поисковых ситуаций, обеспечение эффективной мотивации, создание атмосферы доверительного общения и сотрудничества на каждом занятии;
  • организация совместно музыкального руководителя и воспитателя досуговых мероприятий для детей и родителей;
  • организация совместной творческой деятельности детей и родителей.

III этап  - итоговый (май 2018года):

  • сравнение и анализ результатов диагностических данных в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет за 2016 – 2017 уч.год, в группе общеразвивающей направленности  от 5 до 6 лет за 2017 – 2018 уч.год, подведение итогов работы.

8. Диапазон опыта охватывает организацию процесса, направленного художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста на основе интеграции  музыки, живописи  и литературы.

                                   

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ  ОПЫТА

Цель педагогического опыта -  систематизировать совместную работу, музыкального руководителя и воспитателя, художественно-эстетического направления с дошкольниками в процессе развития музыкальных способностей, художественно-речевой, изобразительной  деятельности, воспитания нравственных качеств.

В ходе проведения исследовательской  работы автором был определен ряд задач:

  1. Разработать и апробировать серию занятий для детей дошкольного возраста с использованием интеграции живописи, музыки и литературы.
  2. Приобщать воспитанников  к деятельности в области искусства, обучая их первоначальным художественным знаниям, практическим умениям, воспитывая у них потребность и привычку выносить элементы прекрасного в жизни, человеческие отношения.
  3. Формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства.
  4. Развивать художественно-творческие способности детей.

        На первоначальном этапе педагогом  были изучена и проанализирована педагогическая, музыковедческая, и эстетическая литература, систематизированы имеющиеся методические разработки по исследуемой проблеме. Намечены пути взаимодействия с воспитателем.

        Совместно с воспитателем  2 младшей группы «Теремок» Трояновой Татьяной Дмитриевной были отобраны темы занятий, продумано содержание материала для своей образовательной области, методы и средства обучения, что позволило исключить дублирование, определить оптимальную нагрузку различными видами деятельности детей на занятии.

           

             Был выявлен стартовый уровень (2010г) художественно-эстетического развития детей в младшей группе  общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет. Для этого были использованы методики : 

1. Диагностика изобразительных способностей детей 3-5 лет И. А. Лыкова;

2. Показатели проявления музыкальных способностей детей  по Н. А. Ветлугиной; 

3.Методика обследования  развития речи по О.С.Ушаковой, Е.М. Струниной.

Результаты диагностики детей:

       

  Проведено анкетирование родителей по изучению художественных интересов детей, которое показало, что:

  • Большинство родителей не придают особого значения эстетическому воспитанию ребенка в семье (из 17 (100%) опрошенных – 11 ч. 65%);
  • Любимые занятия детей дома, по ответам родителей, просмотр мультфильмов – 14ч. 82%; компьютерные игры – 12. 71%; чтение книг – 4ч 23%.
  • Из творческих видов деятельности дома дети проявляют интерес к лепке, рисованию, аппликации – 15ч 88%;
  • Совместная творческая деятельность детей и родителей возникает чаще всего при изготовлении поделок для творческих выставок и конкурсов, организованных дошкольным учреждением;
  • Посещают музеи, выставки, театр, в том числе кукольный, лишь 3ч. 18%.

          Музыкальным руководителем была разработана серия интегрированных занятий, содержание которых включает  систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы посредством синтеза искусств и художественных видов деятельности.

        На втором этапе проходила апробация серии интегрированных занятий в экспериментальной группе «Теремок».  Учитывая, что интегрированное музыкальное занятие более сложное по насыщенности, требующее серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, оно проводится 1 раз в месяц.
       Содержание интегрированных занятий педагог выстраивала с учетом следующих принципов:

  • Принцип гуманизации – принцип, который предполагает ценностное отношение к каждому ребенку, готовность педагога помочь ему. Вводит ребенка в мир музыки с улыбкой, обеспечивает психолого-педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его эмоционально-творческого развития;
  • Принцип целостности образа мира – принцип, предусматривающий наличие такого программного материала, который способствует удержанию и воссозданию ребенком целостной         картины мира;
  • Принцип интегративности – принцип заключается как во взаимодействии различных видов искусства, так и в объединении разнообразной художественно-творческой детской деятельности;
  • Принцип развивающего обучения  заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих  однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность;
  • Принцип дифференциации, учета индивидуальности -  художественное творчество предполагает  проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения  художественно-творческой деятельности с учетом возраста,  накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

    В работе с детьми автор применяла следующие методы: проблемная ситуация, игровой момент,  поисковые вопросы рассматривание, прослушивание и исполнение музыкальных произведений, наблюдение, обследование. Все методы направлены на повышение интереса детей к изучаемым объектам, развитие творческих способностей, закрепление умений и навыков.

   При проведении интегрированных занятий, музыкальный руководитель придерживалась определенной структуры:

  1. Вводная часть: создается проблемная ситуация, стимулирующая детей к поиску ее решения.
  2. Основная часть: детям даются задания необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания различных разделов программы с опорой на наглядность.
  3. Заключительная часть: детям предлагается любая практическая работа на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.

        Учитывая особенности построения интегрированных занятий, к каждому занятию педагог старалась подобрать такой материал, чтобы он нес большую информативность, и в то же время был четким и компактным, реализуя тем самым один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но ёмким.

          Все занятия и мероприятия проходили под девизом: занятие «Загадка», занятие «Игра», занятие «Радость».

            На занятиях под №1 дети под впечатлением средств разных видов искусства узнавали новое, тем значимее, что дошкольники как бы открывали новый мир сами; на занятиях под №2  через активное включение игрового метода, игровых ситуаций проходило закрепление техник  и т.д.; на занятиях «Радость» - дети самостоятельно воплощали свой замысел, испытывали радость и удовлетворение от созданной работы (ИЗО), личного участия в игре – драматизации и развлечении.

            Современная дошкольная педагогика  дает следующие определения понятий «комплексные занятия» и «интегрированные занятия». 

            В комплексных занятиях прослеживается именно совокупность предметов и явлений в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками, сочетание материала/поэтического, музыкального, игрового, познавательного/ к одной теме. Например, подводя итоги наблюдений за природой в осенние месяцы, мы проводили комплексное занятие «Осень». В содержание этого занятия музыкальный руководитель и воспитатель включили все, что дети узнали, выучили, запомнили за последние три месяца: и про урожай, и про дожди, и про первый снег. Дети пели песни, читали стихи об урожае, об улетающих птицах, танцевали с листочками, слушали музыку, играли в подвижные игры, и вся их исполнительская деятельность была посвящена одному времени года – осени. В содержание занятия вокруг темы «Осень»  объединялся самый разнообразный материал -  здесь присутствовала совокупность природных явлений в художественных образах. Совсем другое дело, когда, в основе содержания занятия – тема или образ одной тональности. Если речь шла об осени, то тема была определена точнее. Например, осенью автор проводила интегрированное занятие «Художница – Осень», зимой «Зимняя сказка», весной «Подснежник и капелька», где весь репертуар – стихи, песни, музыка для слушания – соответствовали именно этой теме и были направлены на достижение главной цели этих занятий – учить детей чувствовать характер музыки и ее цветовую гамму. Если быть точнее и короче в определении цели, то основная нить осеннего занятия «характер музыки- ее цвет», зимнего, весеннего занятия – «настроение человека – характер музыки – ее цвет». И здесь уже происходит взаимосвязь, взаимовлияние, взаимопроникновение различных искусств и видов детской художественно-эстетической деятельности, работающих на создание одного образа. Т.е., основой интегрированных занятий является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности и искусств. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний, например, о том, как музыка может показать природные явления, складывается более емкое, многогранное представление об окружающем мире.

         Традиционная организация проведения занятия имеет режим времени: вводная часть -10%, занятие – 70%, самостоятельная практическая деятельность детей 15% занятия, совместный анализ занятия с детьми 5%. Как показывает практика, участие двух педагогов в занятии снижает утомляемость детей, повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Составляя циклы занятий, педагог хорошо продумывала с какого занятия лучше начать тот или иной цикл. Например, совместно с воспитателем запланировали цикл занятий по изучению русской культуры, которые будут способствовать не только приобщению дошкольников к прошлому и настоящему русской культуры, но и творчески реализовывать полученные впечатления, навыки и умения в дальнейшей художественно-эстетической деятельности. Следуя принципу межпредметной связи, тема предстоящего интегрированного музыкального занятия изучается в одни и те же дни на музыкальных и других художественно-эстетических занятиях. Воспитатель, используя различные формы взаимодействия с детьми, проводила  большую предварительную работу – беседы, пояснения, познавательные рассказы, заучивание стихотворений, русских народных пословиц. Загадок, использовала музыку в игровой, самостоятельной творческой деятельности детей, на занятиях художественно-эстетического цикла и т.д. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью. Главное -  необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.

        Во избежание переутомления детей, при разработке занятия педагог сочетала задания с высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. В некоторых случаях программные задачи по изобразительной деятельности занижала, чтобы, не увеличивая время проведения занятия, создать целостный образ обсуждаемого на занятии события или  явления. С течением времени педагог все больше убеждалась в пользе интегрированных методов обучения в сравнении с обычными формами процесса образования. Перемена сфер деятельности хорошо соответствует активно-подвижной природе детей и позволяет рассмотреть объект изучения в разных плоскостях, по ходу закрепляя полученные знания на практике. Ребенок, не успевает «уставать» от объема получения новой информации, в нужный момент переключаясь на новую форму «впитывания» материала. Объединяя в нужной пропорции элементы развития речи, изодеятельности, музыкального развития в одно интегрированное занятие, педагог может удерживать  внимание детей на максимуме довольно долго, причем детей разного темперамента и способностей, поскольку почти любой ребенок найдет для себя в занятии близкие для себя темы. Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно. Такие занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности. Работа по данной теме проводилась автором два года, и теперь уже можно сделать некоторые выводы:

  1. Занятия интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, так как предмет или явление рассматривается  с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
  2. У детей формируется познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
  3. Переход от одного вида деятельности на другой позволяет вовлечь каждого ребенка в активный процесс;
  4. Интегрированные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений;
  5. Такие занятия способствуют более тесному контакту музыкального руководителя и воспитателя, и сотрудничеству с родителями.
  6. Интеграция помогает сократить количество занятий, освободить время для игровой деятельности и прогулок, что способствует укреплению здоровья детей.

       Одним из основных факторов эстетического воспитания считается правильно организованная предметно-развивающая среда группы и музыкального зала. Окружающая обстановка благоприятно влияет на эмоциональное состояние ребенка, являются основополагающим в его развитии.

         Реализуя  поставленные задачи, педагог уделяла  огромное внимание организации эффективного взаимодействия с родителями воспитанников. В ходе работы с родителями, на начальном этапе автор столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно-эстетических способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве. Музыкальный руководитель ознакомила родителей с особенностями художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, его значения  для полноценного развития личности. Разъяснила, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. Педагогом создана аудиотека для использования в семье. Педагог выяснила, кто из членов семьи владеет каким-либо музыкальным инструментом и сможет принять участие в утренниках, занятиях-развлечениях и занятиях по слушанию музыки. Музыкальные диски предлагались только после того, как дети прослушали классическую музыку на двух-трех музыкальных занятиях. На открытых занятиях, музыкальных гостиных, индивидуальных консультациях педагог учила родителей, как правильно слушать музыку с ребенком. На собраниях также вели позитивный разговор об участии каждого ребенка в празднике, интегрированных занятиях. Родителям предлагались памятки по организации музыкально-эстетического воспитания в семье.

        Взаимодействие и сотрудничество музыкального руководителя, воспитателя  и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка стало одним из важнейших условий  художественно-эстетического развития.

       Использование различных видов искусства на интегрированных занятиях и мероприятиях, совместная деятельность  музыкального руководителя, воспитателя и родителей воспитанников, получила следующие результаты диагностики:

Музыкальному развитию

Высокий уровень – 58 % детей.

Средний  уровень –  38 %.

Низкий уровень – 4 %.

Развитию речи

Высокий уровень  - 72 %.

Средний уровень – 24 %.

Низкий уровень – 4 %.

Изобразительному искусству

Высокий уровень  - 68%.

Средний уровень –  28 %.

Низкий уровень – 4 %

                                      РАЗДЕЛ III.  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ  ОПЫТА

Проведенная работа по художественно-эстетическому воспитанию детей позволила сформулировать следующие выводы:

  • Интегрированные занятия не только обогащают знания детей об окружающем  мире, музыкальном искусстве, развитию речи, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
  • Разработана и апробирована серия занятий для дошкольников с использованием музыки, живописи и литературы.

Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно-эстетическое развитие дошкольников, можно отметить, что:

  • у детей повысился не только уровень музыкальных способностей, но стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы и динамика результатов диагностического обследования за два последних года:

2016 – 2017 уч.год                                                                           2017-2018уч. год

 

  • дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли;
  • дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям;
  • дети ушли от стереотипных образов, их работы  стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;
  • к тому же планирование занятий интегрированного характера и использование новых технологий в своей практической деятельности даёт возможность для самореализации, самовыражения, способствуют повышению уровня профессионального интереса, творческой активности, ведёт целенаправленному поиску, то есть развивается инновационная культура педагогов.

      Закономерен рост позитивных результатов. Центральным компонентом стало положительное отношение к произведениям искусства – умение выбирать и целесообразно использовать адекватные смысловому эмоциональному содержанию средства вербальной и невербальной выразительности для наиболее полного воплощения прочувствованного в музыке, художественном слове, рисунке.

МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Активное включение предложенной методики и форм проведения позволит  сделать взаимодействия воспитателя и педагогов – специалистов более плодотворным и интересным в организации педагогического воздействия на младших дошкольников.
  • Привлечение родителей может иметь другие формы после проведенного опроса, но заинтересованность их  в художественно – эстетическом развитии своих детей и их активное участие в жизни ДОУ, полностью ложится на администрацию ДОУ и педагогов.
  • Данный опыт рекомендован на младший дошкольный возраст, включение отдельных элементов имеет место и в старшем дошкольном возрасте.

                                                           ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М., «Синтез» 1998.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка, - М. Просвещение, 1988.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество  в детском возрасте. – М., «Просвещение» 1991.

4. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе (2-7 лет). – М., «Синтез» 2006.

5. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду (2-7 лет). М., «Синтез» 2007.

6. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду.  – М., «ВАКО» 2006.

7. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., «Просвещение» 2003.

8. Зацепина М.Б.  Культурно-досуговая  деятельность в детском саду. – М., «Синтез» 2006.

9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание № 5/ 1993.

10. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. – М., «Синтез» 2005.

11. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., «Просвещение» 1982.

12. Маханева М.Д. Подготовка к обучению грамоте (4-5 лет). – М., «Сфера» 2007.

13. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок» . – «Синтез» 2006.

14.  Образовательные области ООП ДО и их интеграция //  Дошкольное воспитание. – 2010. -  № 7. (библиотека МУ ГМЦ).

15. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,  Нравственное воспитание в детском саду. – М., «Мозаика –Синтез» 2006.

16. Радынова О.П. Слушаем музыку. – М., «Просвещение» 1990.

17. Соломенникова О.А.радость творчества. – М., «Мозаика-Синтез» 2006.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Извлечение из перспективного  годового плана

2 младшая группа

Музыкальный руководитель Солдатова Л.Ю.

Воспитатель                                Борисова Т.А..

Перечень интегрированных занятий 2016 – 2017уч.год

Тема

Вид интеграции

месяц

1.

«Мишка косолапый»

Музыка, развитие речи,

ИЗО.

Сентябрь

2.

«Колобок»

Музыка, развитие речи.

Октябрь

3.

«Выпал первый снег»

Музыка,  ИЗО.

Ноябрь

4.

«В гости к ёлочке»

Музыка, развитие речи, ИЗО.

Декабрь

5.

«Всему свое время»

Музыка, развитие речи.

Январь

6.

«Мои игрушки»

Художественное слово, музыка, лепка.

Февраль

7.

«В гости к бабушке-Загадушке»

Развитие речи, музыка.

Март

8.

«В весеннем лесу»

Музыка, развитие речи, ИЗО.

Апрель

9.

«Зайка на лесной полянке»

Музыка, художественное слово, аппликация.

Май

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Взаимодействие  специалистов

При подготовке и проведении интегрированных занятий

ВОСПИТАТЕЛЬ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  РУКОВОДИТЕЛЬ

Совместная деятельность

  • Определение темы цикла интегрированных занятий.
  • Поиск и изучение литературы по теме цикла.
  • Планирование дельнейшей деятельности каждого из педагогов по теме цикла.
  • Разработка конспектов интегрированных занятий на основе синтеза искусств и полученных детьми знаниях, умениях и навыках.
  • Проведение интегрированных занятий.

Функциональная деятельность

  • Беседы по теме предстоящего занятия.
  • Познавательный рассказ (с использованием наглядных средств обучения).
  • Посещение музея (г.Анива), скверов, парков, наблюдение за природой (в зависимости от темы цикла).
  • Заучивание небольших по объему, доступных по содержанию стихотворений, пословиц, загадок и другого литературного материала перед предстоящим занятием.
  • Накопление детьми определенных умений и навыков для свободной продуктивной деятельности в ходе интегрированного занятия (рисование, лепка, аппликация).
  • Систематическое использование фоновой музыки определенной направленности на занятиях художественно – эстетического цикла, в игровой и самостоятельной творческой деятельности.
  • Подбор музыкального материала, доступного для восприятия детьми и ярко раскрывающие художественный образ.
  • Систематическое, последовательное ознакомление детей с музыкальным материалом по теме предстоящего занятия по всем видам музыкальной деятельности:

- Слушание музыки.

- Пение.

- Игра на детских музыкальных инструментах.

- Музыкальное творчество.

  • Использование музыки определенной направленности при индивидуальной работе с детьми, на развлечениях, различных досугах в музыкальном зале.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект интегрированного занятия
по развитию речи, ИЗО и музыке в 2 младшей группе:
«Выпал первый снег»

Программное содержание: закреплять навыки рисования красками при помощи пальцев; уточнять и закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Выразительно исполнять песню «Первый снег», ритмично двигаться под музыку в соответствии с двухчастной формой произведения.

Словарная работа: снег, снежинка.

Техника выполнения: рисование пальчиками.

Ход занятия

Воспитатель: Ребятки, скажите, пожалуйста, какое на улице сейчас время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Правильно, ребятки. На улице стало холодно, солнышко не греет, на небе тучки темные, дует ветер, птицы улетели в теплые края. Мы все с вами надели теплые куртки, шапки, сапожки.

Воспитатель: Тук-тук! Кто-то к нам в гости пришел. Давайте посмотрим кто это? Кто это ребятки? Это — Незнайка. Он нам и подарочек принес. Давайте, посмотрим, что у него в коробочке. Ребятки — это снежные комочки. Посмотрите, какие они белые, легкие. (Дую на комочки – они летят). А вы хотите подуть на снежинку? Давайте подуем на эти комочки? (Детки дуют).

Воспитатель: Послушайте внимательно и отгадайте загадку:

Он летает белой ватой

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

Воспитатель: Что это, ребятки?

Дети: Снег.

Воспитатель: Конечно, снег!

Дети исполняют песню Т.Попатенко «Первый снег»

-Он падает за землю со снежного облака, а на земле от этого появляются пушистые сугробы. Посмотрите в окошко: сегодня пасмурный зимний день. Солнышко замерзло, спряталось, небо темно-синее, почти серое, идет белый, пушистый снег! Давайте его нарисуем. Покажите мне все свой указательный пальчик. Этим пальчиком мы сейчас будем рисовать на картине падающий снег.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится.

И на землю тихо

Падает ложится!

Воспитатель предлагает приготовить пальчик, обмакнуть в краску и нарисовать первый снежок. Дети рассматривают рисунок.

Воспитатель: Давайте покажем рисунок нашему гостю и подарим незнайке наш рисунок!

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

У нас получился замечательный снегопад!

Давайте покружимся как белые снежинки.

Подвижная игра: «Снежиночки – пушиночки!»

Снежиночки - пушиночки

Устали на лету,

Кружиться перестали,

Присели отдохнуть . 

(Дети кружатся)

Молодцы! Мы сегодня с Вами поговорили о зиме, хорошо поиграли, подарили нашему гостю рисунок, а сейчас, давайте, попрощаемся с ним!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Интегрированное занятие по развитию речи , лепке и развитию музыкальных способностей
в 2 младшей группе на тему: «Колобок»

Программное содержание:

  • Способствовать развитию речевой речи ребенка.
  • Развивать мелкую моторику рук.
  • Воспитывать внимание, стимулировать фантазию.
  • Проявлять творческие способности.
  • Развивать звуковысотный слух

Техническое обеспечение: музыкальный центр.

Материал:  пластелин, клеенка.

Предварительная работа: чтение и пересказ сказки «Колобок».

Развивающая среда: мягкая игрушка – колобок, мячик, шарик.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня в гости прикатился герой из сказки. Помогите мне отгадать, как его зовут, из какой он сказки? (По столу катится колобок - мягкая игрушка)

Дети: Колобок!

Воспитатель: Все, мы, хорошо знаем эту сказку. Давайте еще раз ее послушаем!

(Звучит сказка «Колобок» - запись на диске. )

Скажите мне ребятки, какой формы колобок?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Правильно, ребятки.

Рассматриваем с детьми предметы круглой формы.

Что это такое, ребятки?

Дети: Шарик.

Воспитатель: Какой формы шарик, ребятки?

Дети: Круглой.

Воспитатель: Правильно, ребятки. Давайте посмотрим, какие еще предметы похожи на круг?

Дети: Мячик!

Солнышко! (На стене, в уголке природы. )

Воспитатель: Правильно, ребятки, солнышко. Давайте солнышку споем песенку.

Смотрит солнышко в окошко,

Греет нашу комнатку.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку! (Дети хлопают в ладоши. )

Все названные предметы круглой формы. Светит круглое солнышко и наш круглый колобок катится по дорожке.

Мы сегодня с Вами, будем лепить колобок. (Занятие по подгруппам. )

Я сейчас раздам вам глину, она мягкая, теплая. Потрогайте, ребятки, возьмите глину в ручки!

Покажите, мне, как вы умеете лепить? (Показ приема лепки – ладошками, круговыми движениями. )

Крутим, крутим кругляшок

Крутим, крутим кругляшок

Получился (кто, ребятки?)

Ко – ло – бок! (Хоровые ответы. )

Посмотрите, какой у нас получился колобок!

На пианино звучит музыка «Медведя» /низкие звуки/

М.Р: Ребята, а кого сейчас встретит наш колобок?

Дети: Медведя!

Звучит музыка зайца, лисы, волка дети определяют какому персонажу относится данная мелодия.

Минутка для отдыха

Встаньте дети, встаньте в круг,

Встаньте в круг, встаньте в круг,

Ты – мой друг, и я – твой друг.

Самый лучший друг. (Дети хлопают в ладоши. )

Мы сегодня с вами, молодцы!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Конспект  занятия

2 младшая группа

МИШКА КОСОЛАПЫЙ

Вид: ИНТЕГРИРОВАННОЕ

Программные задачи :

- продолжать формировать восприятие и различение ритмического рисунка ; продолжать знакомить с детскими музыкальными инструментами (дудочкой, колокольчиком, барабаном); способствовать приобретению навыка подыгрывания на музыкальных инструментах; в пении добиваться равного звучания избегая крикливости, учить протягивать долгие слоги; способствовать развитию навыков эмоциональной  и художественной передачи игровых образов.

Детям перед занятием раздают листочки. Под музыку «Танца осенних листочков» выполняют движения, по окончании кладут листочки в корзинку и садятся на стульчики.

М.Р: К нам сегодня в гости пришел лесной зверь (воспитатель показывает игрушку- медведя с бочонком в лапах)

                                             Идет, идет мишка,

                                        Мишка косолапый.

                                        Идет, идет мишка,

                                        Держит бочку в лапах.

                                        Идет, идет мишка,

                                        Он такой лохматый.

                                        Идет, идет мишка,

                                        Мишка толстопятый.

- Давайте покажем, как медведь ходит вперевалочку, обняв бочку с медом.

Под музыку пьесы «Мишка» Г.Фрида дети показывают на месте, возле стульчиков.

М.Р: Медведь пока к нам добирался, весь мед скушал, и бочонок его совсем пустой.

Трясет бочонком, внутри раздается звон.

М.Р: кажется, он не совсем пустой, в нем что-то звенит. Это колокольчики.

Достает из бочонка один колокольчик.

М.Р:  Ну-ка, колокольчик, зазвони скорее!

           Зазвони скорее, звонче веселее!

           Дили-дили, дон-дон!

           Дили-дили, дон-дон!

На последних словах звонит в колокольчик в  определенном ритме;

Раздает колокольчики первой подгруппе детей и предлагает поиграть с ним, проговаривая слова в ритме:  Дили-дили, дон-дон.

Затем первая подгруппа отдает колокольчики второй группе детей, те повторяют задание.

М.Р: А что еще в бочонке у медвежонка?

Достает дудку, предлагает детям угадать муз.инструмент и пропеть: «Ту-ту, ру-ту-ту» _________________.

Затем дастает рисунок  изображающий барабан,дети отгадывают инструмент и пропевают «Бум-бум, тра-та-та» ______________.

М.Р: Давайте для нашего гостя исполним наши любимые песенки. А некоторые ребята подыграют нам на музыкальных инструментах.

Дети исполняют «Петушок», «Осень».

М.Р: Понравилось, тебе, медвежонок, наше пение? Что ты хочешь сказать?

Медведь что-то «шепчет» муз.руководителю на ухо.

М.Р: Он говорит, что хочет так же научиться петь. Давайте ему покажем, как мы учим песни. Мы познакомились в прошлый раз с новой песней и сейчас будем ее запоминать.

Дети разучиваю песню «Как в лесу в лесочку» методом «эхо».

М.Р: Мишка говорит, что в лесу тоже будет петь эту песню.

                                         Идет, идет Мишка,

                                         Он такой горластый.

                                         Идет, идет мишка,

                                         Он такой глазастый.

                                         Идет, идет мишка,

                                          По лесу гуляет,

                                         Грибы-ягоды  собирает.

МЕДВЕДЬ: Хорошо дети песни поют, а нарисовать меня могут?

Воспитатель: Сейчас, медвежонок, ты сам увидишь.

Муз.руководитель и воспитатель предлагают детям пройти за столы.

Дети закрепляют навык рисования кругов – больших и маленьких, из которых получается рисунок медведя.

По окончании работы воспитатель предлагает детям подарить свой рисунок на память медвежонку. Медведь благодарит детей, прощается и уходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

КОНСПЕКТ

ИНТЕГРИРОВАННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

«Петушок»

В  СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Цель: сформировать у детей представление о характерных особенностях образа петушка и цыплят на основе средств поэтического слова, музыки и изобразительного искусства.

Задачи:

  • развивать умения выразительно отображать образ петушка и цыплят в стихотворении, песне, движении;
  • учить рисовать тычком в технике «сухая кисть», передавая характерные особенности перьев цыплят.

Материалы: фонограмма (фрагмент музыкального произведения М.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов», вступление к опере Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок»); стихотворение Г.Бойко «Петушок»; русские народные потешки; персонажи настольного театра, колокольчики, яйца от киндер-сюрпризов, силуэты цыплят, желтая гуашь, кисточки, фломастеры.

Предварительная работа: рассматривание книжных иллюстраций к сказкам о петушке, заучивание стихотворения Г.Бойко «Петушок», потешек, загадок о петушке; пение русской народной песни «Петушок», слушание темы золотого петушка из оперы Н. Римского-Корсакова «Золотой петушок».

***

На столе бутафорский домик Петушка, окошко плотно закрыто. Звучит тема золотого петушка из вступления к опере Н.Римского-Корсакова «Золотой петушок».

Воспитатель (подводит детей к домику и предлагает отгадать, кто в нем живет)

Беленькие перышки,

Красный гребешок,

Кто живет здесь в домике?

Дети. Петушок.

Воспитатель стучит в окошко, ему никто не отвечает. Звучит медленно, напевно и грустно мелодия русской народной песни «Петушок».

Заболел наш петушок.

Он под дождиком промок

И теперь не может нам

Кукарекать по утрам.

Нужно Петю выручать –

За него пока кричать.

Давайте я дам ему лечебных зернышек. А пока он лечится, вы за него будете петь песню, и будить всех по утрам. Как надо петь песенку петушка, чтобы всех разбудить?

Дети. Весело, звонко.

Воспитатель. Будить всех вам помогут веселые колокольчики. Будете петь и звенеть.

Воспитатель раздает детям колокольчики. Они поют русскую народную песню «Петушок», сопровождая ее звоном колокольчиков. Открывается окошко, из него выглядывает веселый и здоровый петушок и громко кукарекает.

Петушок

Я теперь совсем здоров –

Спасибо детям за заботу,

Готов я выйти на работу.

Кукарекать буду рад,

По утрам будить ребят.

Воспитатель. Поприветствуем петушка – золотого гребешка!

Я начну, вы – завершайте,

Хором дружно продолжайте!

Дети хором выразительно рассказывают стихотворение Г.Бойко «Петушок» и имитируют движениями сапожки, сережки, гребешок, гордую походку петушка.

Петушок у нас горластый.

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

На головке гребешок –

Вот какой он, петушок.

Петушок. За то, что вы меня вылечили и помогли утром всех разбудить, я вам всем подарю золотые яички. (Подает корзинку с яйцами от киндер-сюрпризов).

Вот яички не простые,

Вам – яички золотые,

В них сюрприз для вас лежит.

(Раздается писк.)

Слышите, он там пищит.

Слышится писк. Тихо звучит фрагмент музыкального произведения М.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов».

Цыпленок

Поскорее открывайте,

Поскорее выпускайте!

Воспитатель. Вы слышите, как кто-то стучит в яйцах?

Усиливается звук фонограммы, слышится стук клювиков и разламывание скорлупы.

Цыпленок

Поскорее открывайте,

Поскорее выпускайте!

Воспитатель

Кто это, ребята?

Пушистые……

Дети. Цыплята.

Дети открывают яйца и достают бумажные силуэты цыплят.

Воспитатель. Прислушайтесь к музыке, она нам расскажет, какие цыплята вылупились из яиц. Посмотрите на своих цыплят, какие они, расскажите.

Дети. Пушистые, маленькие, нежные, быстрые, прыгучие и т.д.

Воспитатель. Посмотрите, какие они забавные, смешные, еле стоят на лапках, растопырив крылышки, совсем не похожи на своего папу Петушка. Почему?

Дети. Они еще птенцы.

Воспитатель. Идите ко мне, цыплята, я буду вашей мамой.

Вышла курочка гулять

Свежей травки пощипать,

А за ней ребята –

Желтые цыплята.

Какого цвета наши цыплята?

Дети. Белые.

Воспитатель. А какого цвета должны быть?

Дети. Желтые.

Воспитатель. Что случилось с ними, Петушок?

Петушок

Рано утром дождик был,

С перышек всю краску смыл.

Воспитатель. Наверное, они на солнышке еще не нагрелись. Позовем солнышко, оно нам поможет.

Эй, солнышко!

Колоколнышко!

Свети ярко – грей, Не жалей лучей!

Солнышко не пожалело лучиков и подарило вам желтую краску. Давайте раскрасим наших цыплят. Чтобы показать пушистые перышки, мы будем рисовать специальной кисточкой – жесткой, потрогайте ее пальчиками.

Дети выполняют.

Набирать краску нужно на самые кончики и жесткой щетинкой делать тычки, они будут похожи на нежные, пушистые перышки цыпленка.

Воспитатель показывает, как раскрасить перышки, используя технику «сухая кисть». Дети раскрашивают цыплят.

Теперь фломастером подрисуйте глазки, клювик.

Дети выполняют.

Петушок

Вот спасибо вам, ребята,

Стали желтыми цыплята.

Хочу с вами поиграть!

Хочу с вами танцевать!

Под фрагмент музыкального произведения М.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» дети танцуют вместе с Петушком.

                                           ПРИЛОЖЕНИЕ 4

АНКЕТА  для родителей

"Художественно-эстетическое развитие ребенка"

Уважаемые родители!  Просим Вас ответить на вопросы

нашей анкеты.

Это поможет нам в работе с вашими детьми.

Вопросы

да

нет

частично

1

Нравится Вам интерьер музыкального зала, группы?

2

Как вы считаете, в саду созданы условия для творческого развития вашего ребенка?

3

Дома вы слушаете с ребенком музыкальные произведения?

4

Часто ли Ваш ребёнок дома проявляет интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке)?

5

Что Вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

6

Вы посещаете с ребенком выставки, театры, концерты?

7

Вы уделяете время для чтения детям сказок, рассказов и т.д.?

8

В Вашей группе имеется наглядная информация?

9

Любимые занятия у вашего ребенка дома

Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития вашего ребенка?

                                   СПАСИБО за участие в анкетировании

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Планирование  воспитательно-образовательной работы по

созданию условий  художественно – эстетического развития дошкольников 2016г

 

   

Направления

работы

I

ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

 образовательной области «МУЗЫКА»

1.1

Программное содержание

1.2

Предварительная работа (разучивание песен, танцев, слушание музыкальных произведений, игра на детских музыкальных инструментах)

1.3

Материалы и оборудование

II

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

2.1

Музыкально - дидактические игры

2.2

Индивидуальная работа с одаренными детьми.

2.3

Планирование досугов, развлечений

2.4

Подготовка к утренникам.

III

ВЗАИМОСВЯЗЬ С ДРУГИМИ

образовательными областями

3.1

Коммуникация

3.2

Социализация

3.3

Художественное творчество

IV

РАБОТА  С  РОДИТЕЛЯМИ

4.1

Беседы

4.2

Консультации

4.3

Наглядная информация

4.4

Совместные мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Опыт работы по «Развитию художественно-творческих способностей детей средствами народного и декоративно-прикладного искусства»

Занятие: «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Цель:закреплять представление детей об органах чувств, их назначении (уши – слышать, узнавать различные звуки; нос – определять различные запахи...

Опыт работы по теме "Художественно-продуктивная деятельность, как средство развития восприятия у детей с общим недоразвитием речи"

В методической разработке представлен опыт работы по теме, принципы деятельности, методы и приемы и этапы работы....

Опыт работы по музыкально-художественной деятельности в первой младшей группе.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личност...

ОПЫТ РАБОТЫ по ОО «Художественно-эстетическое развитие» на тему: «Декоративно-прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Творчество – это деятельность,в которой раскрываетсядуховный мир личности»В. А. Сухомлинский       Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших ...

Комплексно-тематический план работы в области «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие художественной литературы и фольклора)

Примерный план работы на месяц можно взять в качестве основы (образца) при планировании работы с детьми по приобщению к художественной литературе и фольклору. Опираясь на требования ФГОС, план включае...

Опыт работы по теме: « Художественно - эстетическое воспитание детей в подготовительной к школе группе»

Направление моей работы  с детьми - художественно-эстетическое. Это направление совместной деятельности мне очень близко, есть  желание  создавать творческие образы ижелание зажечь...