Опыт работы по музыкально-художественной деятельности в первой младшей группе.
материал (младшая группа) на тему

Репная Светлана Николаевна

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Выполнять эту задачу эффективно мне помогал метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, находила наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы12.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 детский сад  2 пгт.Ильского МО Северский район

ОПЫТ РАБОТЫ  

ПО МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ      В  ПЕРВОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

                                  Выполнила:

        Репная Светлана Николаевна,

музыкальный руководитель МБДОУ ДС  2

пгт Ильского МО Северский район

                                               

  Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Выполнять эту задачу эффективно мне помогал метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Учитывая особенности детей, находила наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармоничного развития. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития и в этом плане мне как музыкальному руководителю отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы как музыкального руководителя – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно на музыкальных занятиях в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает свести к минимуму традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. В нашем детском саду две группы: вторая группа раннего возраста ( от 1,6 до 2 лет) и первая младшая группа ( от 2 до 3-х лет).

Образовательная деятельность в "Художественно-эстетической" области  осуществляется систематически 2 раза в неделю   в каждой возрастной группе, соответствовали возрасту детей, выдержанны по времени. Один раз в месяц проводятся музыкальные развлечения в каждой возрастной группе согласно перспективному планированию.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стояли вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия. Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей.                    

Я, Репная Светлана Николаевна, работаю в МБДОУ ДС  2 пгтИльского с 1994г. в должности музыкального руководителя. Работаю по программе воспитания и образования в детском саду «От рождения до школы» авторы Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, учитываю особенности детей использую дополнительные методические пособия «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» (А.Н.Зимина), «Музыкальное воспитание в детском саду» (Н.А.Ветлугина), а также применяю технологии:

-дыхательную и артикуляционную гимнастику автор А.Н.Стрельникова (дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса);

- логоритмику авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева «Логоритмические распевки»(метод преодоления речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой);

-пальчиковая гимнастика авторы И.Каплунова, И.Новоскольцева «Умные пальчики» (развитие мелкой моторики);

- психогимнастику автор Чистякова М.А.  (мимические упражнения;релаксация;коммуникативные игры и танцы;этюды на развитие выразительности движений, инсценировки; музыкотерапию,этюды,игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка, как её познавательной, так и эмоционально-личностной);

-речевые игры, фонопедические упражнения, при помощи которых дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Перед пением использую чистоговорки, народные заклички ,пословицы ,поговорки, прибаутки ,потешки ,народные музыкально-хороводные игры. Для воспитанников логопедической группы речевой материал составляется с учётом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя –логопеда;

- «Ритмическая мозайка» А.И.Бурениной (музыкально-ритмический психотренинг для детей, развивающий внимание, волю ,память, подвижность и гибкость мыслительных процессов ,направленных на развитие творческого воображения, музыкальности, эмоциональности, фантазии); «Танцевальная палитра» Т. И. Суворовой (создаёт необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой ,что способствует укреплению здоровья ребёнка ,его физическому и умственному развитию);

-«Игровая методика обучения детей пению» О.В.Кацер (эффективна при формировании певческой позиции детей).

       Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребёнка ,развивает ценные и коммуникативные навыки; формирует определённый круг знаний и умений, необходимых для успешной подготовки детей к обучению в школе.

       В своей профессиональной деятельности я использую различные формы работы.

НОД проводятся преимущественно в игровой форме ,продолжительность занятий не превышает допустимой нормы. Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивается единой сюжетной линией каждого НОД и частой сменой видов деятельности. Для достижения оптимальных результатов НОД строится с равномерным распределением психофизической нагрузки и проводится по следующей схеме:

1.Приветствие.

2.Музыкально-ритмические движения.

3.Упражнения для развития тонких движений пальцев рук.

4.Развитие чувства ритма, музицирование.

5.Активное слушание музыки.

6.Пение.

7.Танцы, хороводы, игры.

8.Релаксация.

9.Прощание.

            Используемые мною программы и технологии, а также осуществление принципов последовательности, систематичности, единства задач обучения, воспитания и развития в освоении дошкольниками образовательной программы по музыкальному воспитанию позволяют  достигнуть положительной динамики в освоении воспитанниками ДОУ раздела «Музыка» основной общеобразовательной программы МБДОУ2

         Мониторинг развития у детей музыкальности проводился по методике диагностики, разработанной В.П.Анисимовым. Критерии оценки восприятия музыки разработаны Б.М.Тепловым и включают в себя:

-развитие звуковысотного слуха

- развитие динамического слуха

- развитие чувства ритма

-музыкально-познавательные способности

-эмоциональная отзывчивость на музыку.

2011-2012г.общее количество детей-68(100%),восприятие музыки-60(91%),пение- 56(85%),музыкально-ритмические движения-61(90%),элементарное музицирование- 52(84%)

Уровень освоения раздела «Музыка»-85%.

2012-2013г.общее количество детей- 67 (100%),восприятие музыки-60(92%),пение-58(87%),музыкально-ритмические движения-65(93%),элементарное музицирование-56(86%).

Уровень освоения раздела «Музыка»-89%.

2013-2014г.общее количество детей-68 (100%), восприятие музыки-63(94%),пение-62(90%),музыкально-ритмические движения - 6(91%), элементарное музицирование-97(92%).

Уровень освоения раздела «Музыка»-92%.

         Диагностические исследования помогают мне, как музыкальному руководителю проанализировать результаты собственной работы и наметить необходимые перспективы её коррекции с целью достижения наилучших результатов.

Во взаимодействии с детьми я использую демократичный, принимающий стиль взаимодействия, применяю партнёрскую педагогику сотрудничества с обоснованной требовательностью, при этом уважаю личность каждого ребёнка и стараюсь сохранить необходимую дистанцию комфортности для осуществления контакта с ребёнком.

Развитие музыкальных способностей у дошкольников невозможно без создания «правильной» и отвечающей всем необходимым требованиям пространственно-развивающей среды. Музыкальные уголки оснащены музыкальными инструментами, музыкально-дидактическими играми .Также в работе применяю дидактические пособия, разные виды театра, игры-забавы, аттракционы, атрибуты для музыкально- ритмической деятельности и элементы костюмов. Пособия распределяю по возрастному принципу, соблюдаю интересы мальчиков и девочек. Размещаю пособия  по принципу гибкого зонирования с учётом федеральных государственных требований.

Принимаю активное участие в методической работе учреждения . В 2012г. участвовала в авторской группе по разработке основной общеобразовательной программы МБДОУ ДС  2.   Активно участвовала в педсоветах ДОУ, подготовила выступления на тему «Музыкальное воспитание детей в семье», «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками. Музыкотерапия», «Роль воспитателя на музыкальных занятиях». Являюсь участником творческой группы детского сада по разработке досугов. Мною написаны сценарии «Книжкины именины», «Осенний  марафон», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Широкая  Масленица», «Нам дороги эти позабыть нельзя!» и др. Мною разработан перспективный план по образовательной области «Музыка» , создана картотека музыкально-дидактических игр, упражнений, пособий, рекомендаций, консультаций. В 2010, 2012 г.г. была награждена грамотами муниципального образования. В 2014 году представила презентацию проекта по пальчиковым играм с детьми раннего возраста.

   Провожу консультативную поддержку родителям, разрабатываю и довожу до их сведения практические рекомендации, советы по развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста. В работе с родителями стараюсь учитывать их социальный статус, пожелания, а в совместных мероприятиях использую такие формы работы как устный журнал, тематические совместные праздники ,анкетирование ,что способствует установлению доверительных отношений. Участвую в оформлении информационных стендов для родителей в группах, где размещаю памятки с постоянно обновляющейся информацией по музыкальному воспитанию детей, развитию музыкально- творческих способностей, повышая тем самым компетентность родителей в сфере дошкольного музыкального воспитания.

С 2011 г. применяю технологию обучения музыкального слуха у детей младшего возраста: игротренинги, пальчиковыке игры, ритмодекламацию, мелодекламацию, занятия из серии «Музыка – всерьез»» в 2012 году с младшими дошкольниками работала по проекту «В страну, где звуки дарят счастье», ежедневно проводила дыхательную гимнастику. Результаты  проведенной работы показали, что дети овладели выразительной мимикой и жестами,  способствующими сохранению и укреплению физического и психического здоровья, к маю 2014 года уровень заболеваемости снизился до 5% (результаты анализа заболеваемости, 2014г.).

Разработала цикл занятий на развитие музыкального слуха у детей младшего возраста: (рецензия старшего воспитателя ) представляла на педсовете ДОУ в октябре 2012 года, на районном объединении для воспитателей младших групп в 2013 года.  Данные занятия и пособия используют в своей работе педагоги ДОУ.

 Провела для родителей в сентябре 2012 года семинар – практикум по теме: «Влияние музыки на развитие детей раннего возраста».  Вечер встречи по теме: «Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала» (ноябрь 2012 года).  Вечер встречи  музыкальная композиция: «Какой бывает дождик» (апрель 2013 года),  подготовила и провела работу круглого стола по теме: « Ритмодекломация» в  2013 г. Данные мероприятия позволили повысить педагогическую грамотность родителей в воспитании детей в условиях семьи (анкетирование 2014 г.).  

10.10. 2013г. на РМО музыкальных руководителей в ДОУ 4 представила доклад: "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях", получила положительные отзывы от коллег. На педагогическом совете ДОУ 3 от 26.02 2014г. представила презентацию на тему:  "Пальчиковые игры - как средство развития музыкально-эмоциональных способностей детей  раннего  возраста". Разработала сценарии праздников с использованием пальчиковых игр, изготовила пальчиковый театр  для  досуговой деятельности детей. Разработала конспект открытого комплексного занятия в первой младшей группе: "Путешествие по сказочному лесу" и принимала участие на РМО в ДОУ 2  21.01.2014 года, получила положительные отзывы коллег.

Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей дошкольного возраста

Информационно-коммуникационные технологии помогают решению задач в работе и с воспитателями ДОУ. Для них была представлена презентация "Веселые перчатки", с помощью которой в игровой форме помогли детям развиваться и обучаться. В результате у детей повысилась мотивация к усвоению программных задач на 10% (данные мониторинга 2013-14 г.)

Для успешной работы с родителями с 2011 года стала применять ИКТ: родительские собрания "Праздники дома"(2011 г), "Раннее музыкальное разитие"(2012 г), совместные праздники, развлечения ("День знаний", "Золотая Осень - чудесная пора", "Новый год", "Наши любимые мамочки", "Спасибо, ясельки", "Здравствуй лето", "Яблочный спас".)  Провела для родителей в сентябре 2012 года семинар – практикум по теме: "Влияние музыки на развитие детей раннего возраста".  Вечер встречи по теме: "Изготовление музыкальных инструментов из бросового материала" (ноябрь 2012 года).  Вечер встречи  музыкальная композиция: «Какой бывает дождик» (апрель 2013 года),  подготовила и провела работу круглого стола по теме: « Ритмодекламация» в  2013 г. Данные мероприятия позволили повысить педагогическую грамотность родителей в воспитании детей в условиях семьи (анкетирование 2014 г.).  

 Информационно-комуниативные технологии я применяю совместно со здоровьесберегающими. Используя технические средства я выполняю соответствующие требования СанПин к просмотру  презентаций - до 5 минут, кинофильмов - до 10 минут, телепередач - до 10 минут.

Используя в работе вышеперечисленные технологии, я пришла к выводу, что только систематическое и рациональное их применение, а также их интеграция как в НОД, так и в различных режимных моментах обуславливает развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.

   В межаттестационный период в мае 2013 г. окончила курсы повышения квалификации музыкальных руководителей (72 часа), в январе 2013г. -

   Постоянно делюсь накопленным опытом работы с педагогами района и области.

   Цель моей педагогической деятельности – развитие творческой,разносторонне развитой, созидающей личности ребёнка.И я считаю, что постепенно, в ходе каждодневной работы с детьми, в тандеме с родителями и специалистами ДОУ, добиваюсь поставленной цели.

   На будущее предполагаю изменить развивающее пространство музыкального зала, также планирую обогатить дидактический и наглядный материал(альбомы, игры, настольные театры) дополнительно приобрести  детские  музыкальные инструменты.

ЛИТЕРАТУРА: «Методика музыкального воспитания» Н.А.Ветлугина, «Игровая деятельность в детском саду» Н.Ф.Губанова, «Музыкальные занятия и развлечения в детском саду» Н.А.Морева, «Музыкально-дидактические игры и упражнения в малокомплектном ДОУ» А.Зимина, «Музыкальное воспитание в детском саду» М.А.Зацепина.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно оброзовательной деятельности в первой младшей группе на тему"Весна"Аппликация-коллективная работа.

Оброзовательные области:познание,камуникация,физическое развитие.Цель:закрепить и расширить представления детей о весне,воспитывать бережное отношение к природе;развитие мелкой моторики рук,развитие в...

Приложение к работе – « Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик».

Приложение к работе – « Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик»....

Приложение к работе – « Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик» 7 часть - Подготовка к презентации. Наглядный материал

Приложение к работе – « Проектная деятельность в первой младшей группе « Снеговик»7 часть  - Подготовка к презентации.  Наглядный материал...

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

КРУЖКОВАЯ РАБОТА ПО ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ...

Опыт работы Гряколовой Ирины Александровны «Театрализованная деятельность в первой младшей группе»

Цель моей работы формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных возможностей, через театрализованную деятельность.В основе  моей воспитательной системы лежат три ключевые позиции:...