«Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»
учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чуканова Наталия Юрьевна

Важное значение  в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного  детского коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл КТД35.54 КБ

Предварительный просмотр:

 «Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»

             

                                       Условия возникновения опыта

   

  В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности. В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и неотделимые от них трудовые навыки, а  особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит его дальнейшая социализация.

  Важное значение  в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного  детского коллектива.

   Поэтому я  уделяю в своем воспитательном процессе большое внимание  коллективной творческой деятельности, так как это действенный  и иногда основной шанс для детей с ограниченными возможностями здоровья получить и закрепить практические навыки для дальнейшей жизни.

                                         

                                                       Новизна опыта

   В сочетании разных видов деятельности в одном занятии,  в работе с  нетрадиционными  техниками (папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок,  роспись фанеры и т.д.).

Актуальность и перспективность

 

 Дети с ОВЗ (слабовидящие) больше нуждаются во внимании, в одобрении, в общении, все эти необходимые составляющие подрастающее поколение получает через коллективное творчество, которое обеспечивает ему «ситуацию успеха», а в перспективе является началом успешной жизнедеятельности в дальнейшей жизни.

 Цель: Через коллективную творческую деятельность сформировать и подготовить детей со зрительной патологией к социализации.

Ведущая педагогическая идея

Ведущие педагогические идеи моего опыта состоят в том, чтобы:

1.Формировать и привлекать интерес детей нетрадиционными техниками: папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок и т.д.

2. Помочь детям при совместной работе создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

3. Сформировать у ребенка чувство значимости в коллективе;

Теоретическая база опыта

   Особенность коллективной творческой деятельности (КТД) заключается в том, что каждый ребенок является частью сплоченного коллектива, общаясь и советуясь между собой, приобретают навыки общения. Опыт показал, что дети с большим интересом увлекаются совместными работами, придумывают в процессе работы новые формы, детали, цвета, дополняют поделки новыми элементами. Тем самым кроме трудовых навыков активно развивается познавательная сфера: мышление, внимание, воображение. Свою работу по созданию изображений я строю так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенок справлялся с заданием, чтобы он мог проявить себя лучшим образом, и достигнуть высокого результата.

  Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это позволяет заострить внимание ребенка на выполненной работе, он может дополнить ее, побеседовать друг с другом о содержание рисунка или другой работы. И это вызывает желание  и стремление создавать новые коллективные работы. При выполнении коллективной работы очень интересно наблюдать за действиями детей, одни стараются помочь другу (что-то вырезать, подклеить, закрасить), а кто-то расстраивается и не хочет продолжать работу. В такие моменты я нахожу приемы для изменения сложившейся ситуации, поддерживаю детей: « Мы научимся»,  «Я помогу и у нас все получиться» и т.д. Условно занятия были разделены на тематические циклы в соответствии с циклограммой тифлопедагога.

 Все занятия по коллективному творчеству направлены на нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей и развивает умения:

-работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

-договариваться о совместной работе, ее содержании;

-умение общаться;

-планировать свою работу, определять ее последовательность, композицию, дополнения;

- радоваться  созданной работой.

 Так как группа у меня разновозрастная, то я считаю, что совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших брать пример  со старших. Старшие стремятся быть умелыми, дружными, помогать младшим. Происходит положительное взаимное влияние младших и старших.

                                                           

                                                         

                                                          Технология опыта

В своей работе я  использую  в преломлении к детям с проблемами зрения  технологию коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова — это совокупность, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, которые обеспечивают формирование и творческое развитие  детей. Ее цель —  развить у ребенка  способности к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Для каждой работы использую технологические карты для более точного и правильного оформления работы.

                                           

Технология организации КТД  состоит из шести последовательных этапов:

Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии воспитатель составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
Какова основная идея КТД?
В какой форме будет проходить КТД?
Кого привлечь к участию?
К кому обратиться за помощью?
Когда провести стартовую беседу?

В конце данной стадии воспитатель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

Вторая стадия - коллективное планирование КТД. вопросы:
Что и для кого будем делать?
С кем вместе это будем делать?
Кто будет участником?
Кто и кому будет помогать?

Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано.

Пятая стадия - подведение итогов КТД.

Шестая стадия – последействие,  обсуждение результатов КТД.

                                     

                                                            Результативность

   Многогранная деятельность на занятиях создает положительные эмоции, дети активно включаются в процесс, увлекаются творчеством  и создают интересные  коллективные работы. Дети активно и заинтересованно работают, независимо от степени их способности. Свои работы они демонстрируют родителям, а также на выставках и конкурсах. В свою очередь родители испытывают гордость и радость за достижения своих детей и наглядно видят, что их ребенок занимается с удовольствием.

               

Дети

цвет

форма

величина

пространство

15 человек

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

Начало года

Конец  года

Начало года

Конец года

2014-2015г.%

у

н

у

н

у

н

у

н

у

н

у

н

у

н

у

н

40

60

70

30

40

60

60

40

50

50

70

30

40

60

70

30

                                 Адресная направленность

  Предполагаю, что мой опыт поможет воспитателям детских садов и учителям начальных классов, а также руководителям кружков и родителям в развитии зрительных способностей, в становлении творческих навыков  и умении общаться в коллективе у детей со зрительной патологией, а также для успешной подготовки к обучению в школе.

                                                   

                                               

                                                         Литература

За время создания опыта изучила литературу:

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
  2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2002.
  3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.:  Издательство «Экзамен», 2006.
  4. Иванов И.П., «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990.
  5. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Федотов Г. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.

                                                               

                                                             

                                                            Приложение 1

                                                               Конспект

                                       « Преподобный Сергий Радонежский»

Цель: познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского; сделать коллективную поделку «Храм».

Оборудование и материалы:  пластмассовая  5-литровая канистра, бутылка от молока, краски, вата, шишки, магнитофон, аудиозапись тихой спокойной музыки и колокольного звона.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток с изображением преподобного, храмов, беседы о храмах, его строении.

                                              Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам расскажу необычную историю, а вы мне в этом поможете.
(Рассказ воспитателя сопровождается тихой, спокойной музыкой).

  Давным-давно, жила семья,  в которой росли 3 сына: старший Стефан, средний Варфоломей, младший Петр. Родители мальчиков глубоко любили Бога, ходили на службу в храм и брали с собой детей. Варфоломей отличался особой скромностью и послушанием. Когда дети подросли, родители отдали их школу. Но среднему сыну Варфоломею учиться было тяжело, и он молился Богу, чтобы он дал ему умение читать и писать. И, несмотря на все старания мальчика, учеба ему давалась с трудом.
Однажды отец потерял своих лошадей. И на их поиски отправил Варфоломея. Мальчик долго ходил по полям и лесам, и неожиданно встретил человека в черной одежде. Это был старец. Он молилс
я. Мальчик дождался конца молитвы и обратился с просьбой помочь ему в учении. Старец достал из кармана кусочек хлеба, и дал его Варфоломею. Дождавшись, когда он съест хлеб, старец сказал ему, что с этого дня он научиться читать и писать. Эти слова сбылись, и стал Варфоломей хорошо учиться. Прошло время, дети выросли, а родители состарились и умерли. После смерти родителей братья Стефан и Варфоломей решили посвятить себя служению Богу и поселились в лесу.

Вместе они рубили лес и строили церковь. Давайте и мы с вами, построим храм, как строили его когда-то братья.

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, чего не хватает в нашей постройке?

Дети: на нашем храме не хватает креста.

Воспитатель: посмотрите какой красивый храм мы построили, что даже зазвучали колокола (дети слушают колокольный звон).

Воспитатель: дети, а как вы думаете, зачем люди ходят в храм?

Дети: чтобы помолиться, поставить свечи, попросить помощи у боженьки.

                                              Динамическая пауза: «Храм»

В синем небе облака

(поднять руки вверх и опустить через стороны)

Под горой бежит река

(«нарисовать» руками волны)

Рано утром сами мы шагаем к храму

(идём на месте)

С утра природа вся проснулась

(потереть глазки, потянуться)

В небе солнце улыбнулось

(расставить руки в стороны и улыбнуться)

И уже со всех сторон слышен птичий перезвон

(помахать «крылышками» покружиться вокруг себя)

Вот мы к храму подошли, поклонились и вошли

(идём на месте, поклон)

Чтоб душой светлее быть –
Надо чаще в храм ходить.

(дети говорят слова)

Воспитатель: вот для того, чтобы светлее быть душой и ходили люди к братьям в храм, но вскоре Стефан оставил брата и стал настоятелем монастыря в Москве, а Варфоломей стал монахом по имени Сергий и остался жить в лесу. Много трудностей перенес юный монах, но благодаря молитве и терпению он все преодолел, оставшись жить один в лесу.
К его  жилищу часто приходили звери.

Воспитатель:  много животных приходило к святому, но чаще всех животных приходил к его жилищу медведь, а Сергий кормил его прямо из рук. Любили святого и люди. Многие приходили к нему в храм, чтобы только посмотреть на него. Он был добрым, заботливым, внимательным.

Воспитатель: мы тоже должны учиться у Сергия Радонежского быть добрыми, заботливыми, внимательными.

                                                             Конспект

               Художественно-эстетическое развитие: Аппликация  «Лебедь».

Цель: Научить детей делать картину-поделку «Лебедь» из полосок бумаги необычным способом.

Оборудование и материалы:  ватман, готовые полоски из белой бумаги, клей, краски, гофрированная бумага.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц, чтение сказки «Гадкий утенок».

                                                    Техника работы

Аппликация выполняется  при склеивании полосок в петлю и фиксируем на ватмане, на предварительно нарисованный контур лебедя. После завершения основной работы приклеиваем глазки, оформляем фон.

                                                       Ход занятия

Воспитатель: Ребята отгадайте загадки и узнаете, о ком  у нас сегодня пойдет разговор.

Вот так птица- какова!

И не спутаешь с другой.

Может это цифра два?

Шея выгнута дугой!

Птица медленно плывет,

Словно белый теплоход.

Горделива и красива,

Терпелива и пуглива.

Эта птица всем известна,

Гадким он утенком был.

Да и сказка интересна,

Жаль, что я ее забыл.

Воспитатель: ребята, а кто изображен на нашей картинке?

Дети: лебеди

Воспитатель: Ребята, знали ли вы что, лебедя за красоту называют царём всех водоплавающих птиц. Посмотрите, какое чудо перед нами! Эта птица достаточно большая по размеру. У неё гордая, величавая осанка. Лебедь белый, словно снег. У него небольшие блестящие глазки-бусинки, красный нос, длинная гибкая шея. Он грациозно плывёт по гладкой поверхности воды. Русский народ сложил много песен и сказок о лебедях. Прекрасную девушку называют лебёдушкой, подчёркивая её красоту, грациозную походку, величавость.

Воспитатель: вот и мы с вами сегодня попробуем сделать эту величавую и гордую птицу.

Выполняем работу

Воспитатель: ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть!

                                               Физкультминутка «Лебеди».

(воспитатель зачитывает стихотворение, дети выполняют движения  согласно тексту)

Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)

И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)

И сейчас вы из детей

Превратитесь в лебедей!

(дети в воздухе руками рисуют большой круг)

Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)

Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)

Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)

И друг другу улыбнулись! (улыбаются)

Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)

Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)

Опустились на реке (присели на корточки)

И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)

Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)

Лебединый весь народ.

И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)

Снова мы взлетели в небо! (машут руками как крыльями)

Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)

Возвращаться нам пора!

Снова палочку возьму

(снова беру «волшебную палочку»)

И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)

И теперь из лебедей

Превратились вы в детей!

(дети хлопают в ладоши)

Продолжаем работу.

После выполнения работы обсуждаем, что получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - рисование/ во второй младшей группе «Рябинка для снегирей»

Программное содержание:Образовательные задачи:-дать знания о зимующих птицах - снегирях, их внешним видом и особенности их поведения,-закреплять знания о времени года – осень. Воспитательные зада...

Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...

Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"

Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...

Конспект НОД по развитию конструктивных навыков и технического творчества детей средней группы «В поисках клада» (ОО «Художественно-эстетическое развитие»)

Цель: активизация и закрепление конструкторских навыков и умений посредством участия в игре-квесте. Задачи:Образовательные:Закреплять конструкторские навыки детей. Упражнять в плоскостном моделир...