Главные вкладки

    «Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»
    учебно-методический материал по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

    Чуканова Наталия Юрьевна

    Важное значение  в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного  детского коллектива.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл КТД35.54 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Коллективное творчество детей с ОВЗ, как одно из направлений художественно-эстетического развития»

                 

                                           Условия возникновения опыта

       

      В настоящее время одним из основных направлений в развитии и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является творчество и труд. Творческие способности и трудовые навыки закладываются и развиваются у детей в процессе жизни и совершенствуются на каждом этапе становления личности. В зависимости от того насколько у детей будут сформированы творческие способности и неотделимые от них трудовые навыки, а  особенно у ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависит его дальнейшая социализация.

      Важное значение  в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья, имеет коллективное творчество, потому что именно в процессе коллективно творческой деятельности у ребенка развиваются навыки общения, взаимодействия, дети учатся работать вместе, формируется умение слушать и слышать друг друга, идет становление сплоченного  детского коллектива.

       Поэтому я  уделяю в своем воспитательном процессе большое внимание  коллективной творческой деятельности, так как это действенный  и иногда основной шанс для детей с ограниченными возможностями здоровья получить и закрепить практические навыки для дальнейшей жизни.

                                             

                                                           Новизна опыта

       В сочетании разных видов деятельности в одном занятии,  в работе с  нетрадиционными  техниками (папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок,  роспись фанеры и т.д.).

    Актуальность и перспективность

     

     Дети с ОВЗ (слабовидящие) больше нуждаются во внимании, в одобрении, в общении, все эти необходимые составляющие подрастающее поколение получает через коллективное творчество, которое обеспечивает ему «ситуацию успеха», а в перспективе является началом успешной жизнедеятельности в дальнейшей жизни.

     Цель: Через коллективную творческую деятельность сформировать и подготовить детей со зрительной патологией к социализации.

    Ведущая педагогическая идея

    Ведущие педагогические идеи моего опыта состоят в том, чтобы:

    1.Формировать и привлекать интерес детей нетрадиционными техниками: папье-маше, комбинированная аппликация, поделки из природного материала, из пластиковых бутылок и т.д.

    2. Помочь детям при совместной работе создать «ситуацию успеха» для каждого ребенка;

    3. Сформировать у ребенка чувство значимости в коллективе;

    Теоретическая база опыта

       Особенность коллективной творческой деятельности (КТД) заключается в том, что каждый ребенок является частью сплоченного коллектива, общаясь и советуясь между собой, приобретают навыки общения. Опыт показал, что дети с большим интересом увлекаются совместными работами, придумывают в процессе работы новые формы, детали, цвета, дополняют поделки новыми элементами. Тем самым кроме трудовых навыков активно развивается познавательная сфера: мышление, внимание, воображение. Свою работу по созданию изображений я строю так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенок справлялся с заданием, чтобы он мог проявить себя лучшим образом, и достигнуть высокого результата.

      Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это позволяет заострить внимание ребенка на выполненной работе, он может дополнить ее, побеседовать друг с другом о содержание рисунка или другой работы. И это вызывает желание  и стремление создавать новые коллективные работы. При выполнении коллективной работы очень интересно наблюдать за действиями детей, одни стараются помочь другу (что-то вырезать, подклеить, закрасить), а кто-то расстраивается и не хочет продолжать работу. В такие моменты я нахожу приемы для изменения сложившейся ситуации, поддерживаю детей: « Мы научимся»,  «Я помогу и у нас все получиться» и т.д. Условно занятия были разделены на тематические циклы в соответствии с циклограммой тифлопедагога.

     Все занятия по коллективному творчеству направлены на нравственное и художественно-эстетическое воспитание детей и развивает умения:

    -работать вместе, уступать дуг другу, помогать, подсказывать;

    -договариваться о совместной работе, ее содержании;

    -умение общаться;

    -планировать свою работу, определять ее последовательность, композицию, дополнения;

    - радоваться  созданной работой.

     Так как группа у меня разновозрастная, то я считаю, что совместное участие в коллективном творческом деле заставляет младших брать пример  со старших. Старшие стремятся быть умелыми, дружными, помогать младшим. Происходит положительное взаимное влияние младших и старших.

                                                               

                                                             

                                                              Технология опыта

    В своей работе я  использую  в преломлении к детям с проблемами зрения  технологию коллективно-творческой деятельности И.П. Иванова — это совокупность, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, которые обеспечивают формирование и творческое развитие  детей. Ее цель —  развить у ребенка  способности к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности. Для каждой работы использую технологические карты для более точного и правильного оформления работы.

                                               

    Технология организации КТД  состоит из шести последовательных этапов:

    Воспитательные возможности КТД могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным стадиям. Структура любого КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества.

    Первая стадия - предварительная работа. На этой стадии воспитатель составляет модель, образ будущего КТД. Осмысливает воспитательные цели, задачи. Анализирует сложившуюся обстановку в детском коллективе. Определяет место КТД в общей системе воспитательной работы. Таким образом, педагог отвечает на следующие вопросы:
    Какова основная идея КТД?
    В какой форме будет проходить КТД?
    Кого привлечь к участию?
    К кому обратиться за помощью?
    Когда провести стартовую беседу?

    В конце данной стадии воспитатель и проводит стартовую беседу. Ее суть заключается в том, что руководитель детского коллектива “зажигает” детей интересным и полезным делом. Здесь в черновом варианте обсуждается где? Что? Когда?

    Вторая стадия - коллективное планирование КТД. вопросы:
    Что и для кого будем делать?
    С кем вместе это будем делать?
    Кто будет участником?
    Кто и кому будет помогать?

    Третья стадия - коллективная подготовка КТД. Планируют и начинают работу по воплощению общего замысла.

    Четвертая стадия - проведение КТД. Здесь предваряется в жизнь все, что было задумано.

    Пятая стадия - подведение итогов КТД.

    Шестая стадия – последействие,  обсуждение результатов КТД.

                                         

                                                                Результативность

       Многогранная деятельность на занятиях создает положительные эмоции, дети активно включаются в процесс, увлекаются творчеством  и создают интересные  коллективные работы. Дети активно и заинтересованно работают, независимо от степени их способности. Свои работы они демонстрируют родителям, а также на выставках и конкурсах. В свою очередь родители испытывают гордость и радость за достижения своих детей и наглядно видят, что их ребенок занимается с удовольствием.

                   

    Дети

    цвет

    форма

    величина

    пространство

    15 человек

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец года

    Начало года

    Конец  года

    Начало года

    Конец года

    2014-2015г.%

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    у

    н

    40

    60

    70

    30

    40

    60

    60

    40

    50

    50

    70

    30

    40

    60

    70

    30

                                     Адресная направленность

      Предполагаю, что мой опыт поможет воспитателям детских садов и учителям начальных классов, а также руководителям кружков и родителям в развитии зрительных способностей, в становлении творческих навыков  и умении общаться в коллективе у детей со зрительной патологией, а также для успешной подготовки к обучению в школе.

                                                       

                                                   

                                                             Литература

    За время создания опыта изучила литературу:

    1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
    2. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, 2002.
    3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения.:  Издательство «Экзамен», 2006.
    4. Иванов И.П., «методика коммунарского воспитания», Москва, 1990.
    5. Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
    6. Федотов Г. Дарите людям красоту. - М.: Просвещение, 1985.

                                                                   

                                                                 

                                                                Приложение 1

                                                                   Конспект

                                           « Преподобный Сергий Радонежский»

    Цель: познакомить детей с основными событиями из жизни преподобного Сергия Радонежского; сделать коллективную поделку «Храм».

    Оборудование и материалы:  пластмассовая  5-литровая канистра, бутылка от молока, краски, вата, шишки, магнитофон, аудиозапись тихой спокойной музыки и колокольного звона.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, открыток с изображением преподобного, храмов, беседы о храмах, его строении.

                                                  Ход образовательной деятельности:

    Воспитатель: - Ребята, сегодня я вам расскажу необычную историю, а вы мне в этом поможете.
    (Рассказ воспитателя сопровождается тихой, спокойной музыкой).

      Давным-давно, жила семья,  в которой росли 3 сына: старший Стефан, средний Варфоломей, младший Петр. Родители мальчиков глубоко любили Бога, ходили на службу в храм и брали с собой детей. Варфоломей отличался особой скромностью и послушанием. Когда дети подросли, родители отдали их школу. Но среднему сыну Варфоломею учиться было тяжело, и он молился Богу, чтобы он дал ему умение читать и писать. И, несмотря на все старания мальчика, учеба ему давалась с трудом.
    Однажды отец потерял своих лошадей. И на их поиски отправил Варфоломея. Мальчик долго ходил по полям и лесам, и неожиданно встретил человека в черной одежде. Это был старец. Он молилс
    я. Мальчик дождался конца молитвы и обратился с просьбой помочь ему в учении. Старец достал из кармана кусочек хлеба, и дал его Варфоломею. Дождавшись, когда он съест хлеб, старец сказал ему, что с этого дня он научиться читать и писать. Эти слова сбылись, и стал Варфоломей хорошо учиться. Прошло время, дети выросли, а родители состарились и умерли. После смерти родителей братья Стефан и Варфоломей решили посвятить себя служению Богу и поселились в лесу.

    Вместе они рубили лес и строили церковь. Давайте и мы с вами, построим храм, как строили его когда-то братья.

    Воспитатель: ребята, а как вы думаете, чего не хватает в нашей постройке?

    Дети: на нашем храме не хватает креста.

    Воспитатель: посмотрите какой красивый храм мы построили, что даже зазвучали колокола (дети слушают колокольный звон).

    Воспитатель: дети, а как вы думаете, зачем люди ходят в храм?

    Дети: чтобы помолиться, поставить свечи, попросить помощи у боженьки.

                                                  Динамическая пауза: «Храм»

    В синем небе облака

    (поднять руки вверх и опустить через стороны)

    Под горой бежит река

    («нарисовать» руками волны)

    Рано утром сами мы шагаем к храму

    (идём на месте)

    С утра природа вся проснулась

    (потереть глазки, потянуться)

    В небе солнце улыбнулось

    (расставить руки в стороны и улыбнуться)

    И уже со всех сторон слышен птичий перезвон

    (помахать «крылышками» покружиться вокруг себя)

    Вот мы к храму подошли, поклонились и вошли

    (идём на месте, поклон)

    Чтоб душой светлее быть –
    Надо чаще в храм ходить.

    (дети говорят слова)

    Воспитатель: вот для того, чтобы светлее быть душой и ходили люди к братьям в храм, но вскоре Стефан оставил брата и стал настоятелем монастыря в Москве, а Варфоломей стал монахом по имени Сергий и остался жить в лесу. Много трудностей перенес юный монах, но благодаря молитве и терпению он все преодолел, оставшись жить один в лесу.
    К его  жилищу часто приходили звери.

    Воспитатель:  много животных приходило к святому, но чаще всех животных приходил к его жилищу медведь, а Сергий кормил его прямо из рук. Любили святого и люди. Многие приходили к нему в храм, чтобы только посмотреть на него. Он был добрым, заботливым, внимательным.

    Воспитатель: мы тоже должны учиться у Сергия Радонежского быть добрыми, заботливыми, внимательными.

                                                                 Конспект

                   Художественно-эстетическое развитие: Аппликация  «Лебедь».

    Цель: Научить детей делать картину-поделку «Лебедь» из полосок бумаги необычным способом.

    Оборудование и материалы:  ватман, готовые полоски из белой бумаги, клей, краски, гофрированная бумага.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок с изображением птиц, чтение сказки «Гадкий утенок».

                                                        Техника работы

    Аппликация выполняется  при склеивании полосок в петлю и фиксируем на ватмане, на предварительно нарисованный контур лебедя. После завершения основной работы приклеиваем глазки, оформляем фон.

                                                           Ход занятия

    Воспитатель: Ребята отгадайте загадки и узнаете, о ком  у нас сегодня пойдет разговор.

    Вот так птица- какова!

    И не спутаешь с другой.

    Может это цифра два?

    Шея выгнута дугой!

    Птица медленно плывет,

    Словно белый теплоход.

    Горделива и красива,

    Терпелива и пуглива.

    Эта птица всем известна,

    Гадким он утенком был.

    Да и сказка интересна,

    Жаль, что я ее забыл.

    Воспитатель: ребята, а кто изображен на нашей картинке?

    Дети: лебеди

    Воспитатель: Ребята, знали ли вы что, лебедя за красоту называют царём всех водоплавающих птиц. Посмотрите, какое чудо перед нами! Эта птица достаточно большая по размеру. У неё гордая, величавая осанка. Лебедь белый, словно снег. У него небольшие блестящие глазки-бусинки, красный нос, длинная гибкая шея. Он грациозно плывёт по гладкой поверхности воды. Русский народ сложил много песен и сказок о лебедях. Прекрасную девушку называют лебёдушкой, подчёркивая её красоту, грациозную походку, величавость.

    Воспитатель: вот и мы с вами сегодня попробуем сделать эту величавую и гордую птицу.

    Выполняем работу

    Воспитатель: ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть!

                                                   Физкультминутка «Лебеди».

    (воспитатель зачитывает стихотворение, дети выполняют движения  согласно тексту)

    Чудо – палочку возьму (беру в руки «волшебную палочку»)

    И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)

    И сейчас вы из детей

    Превратитесь в лебедей!

    (дети в воздухе руками рисуют большой круг)

    Мы направо повернулись, (дети поворачивают голову направо)

    Крылья к солнцу потянулись! (поднимают руки вверх)

    Мы налево повернулись (поворачивают голову налево)

    И друг другу улыбнулись! (улыбаются)

    Хоть лететь нам нелегко, («вытирают пот со лба»)

    Но летаем высоко! (поднимаются на носочки и «машут крыльями»)

    Опустились на реке (присели на корточки)

    И поплыли по воде, (делают волнообразные движения руками)

    Шею вытянул вперед (тянут шею наверх)

    Лебединый весь народ.

    И, поев немного хлеба, (изображают, что жуют)

    Снова мы взлетели в небо! (машут руками как крыльями)

    Вам понравилась игра? (делают жест «лайк»)

    Возвращаться нам пора!

    Снова палочку возьму

    (снова беру «волшебную палочку»)

    И два раза ей взмахну, (делаю ею два взмаха)

    И теперь из лебедей

    Превратились вы в детей!

    (дети хлопают в ладоши)

    Продолжаем работу.

    После выполнения работы обсуждаем, что получилось.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект организованной образовательной деятельности по направлению «Художественно-эстетическое развитие» /область «Художественное творчество» - рисование/ во второй младшей группе «Рябинка для снегирей»

    Программное содержание:Образовательные задачи:-дать знания о зимующих птицах - снегирях, их внешним видом и особенности их поведения,-закреплять знания о времени года – осень. Воспитательные зада...

    Направление "Художественно -эстетическое развитие", образовательная область "Художественное творчество" - декоративная лепка на тему: "Золотая хохлома".

    Данное мероприятие  разработано мною  по направлению "Художественно -эстетическое  развитие" как итоговое по декоративно - прикладному искусству, с использованием  художественного ...

    Направление : художественно–эстетическое развитие. Образовательная область: художественное творчество. Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физкультура, художественное творчество, художественное слово.

    Направление : художественно–эстетическое развитие.Образовательная область: художественное творчество.Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, безопасность, познание, физк...

    Практический опыт работ по теме "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников"

    Обобщенный практический опыт работы на тему: "Работа с бумагой как одно из направлений художественно-эстетического развития дошкольников". Через различные действия с бумагой дошкольники учат...