Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС: «Нужно ли учить ребенка играть?»
презентация к уроку (старшая группа)

1 слайд.

 

 

Добрый день!  Меня зовут Лобанова Оксана Валерьевна! Я представляю город Находку, детский сад 54! Рада приветствовать всех собравшихся!

 Тема моего выступления: Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС: «Нужно ли учить ребенка играть?»

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире». В.А. Сухомлинский

Сегодня мы с вами поговорим о детстве, об играх и игрушках. Чтобы погрузиться в эту тему, я предлагаю вам небольшой тренинг. (Упражнение «Воспоминание о детстве».) Поделитесь с нами самыми яркими воспоминаниями о своей любимой игрушке. Или расскажите историю, связанную с вашей любимой игрушкой.

2 слайд.

Существуют стандартные мнения взрослых об игрушках. Давайте, подумаем, согласны вы с ними или нет, если согласны, то хлопаем, нет, топаем. Итак, слушайте внимательно.

 - Учиться важнее, чем играть.

- Военные игрушки необходимы, они воспитывают патриотизм.

- У меня в детстве было мало игрушек, а для успешного воспитания их должно быть много.

- Чем дороже игрушка, тем она лучше.

- Для девочек и мальчиков только разные игрушки.

- Игрушки любят порядок.

3 слайд.

Вы выразили своё мнение. А теперь давайте обратимся к мнению специалистов. Детям всех стран и народов, разных возрастов и характеров присуще одно общее качество – они любят играть. Многие навыки, приобретаемые детьми в играх, пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребёнку глубже понять окружающий мир, людей. Игра, как известно, – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных качеств ребёнка. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической жизни даётся с трудом из-за его возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемом, условном мире. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» расширяют практический мир ребёнка и обеспечивают внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые при помощи виртуального представления.

4 слайд.

 Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила общения, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

5 слайд.

 Но всегда ли ребёнку просто придумать игру? Давайте представим, что все мы дети, нам предлагаются три  коробки, в 1-й  кукла и набор посуды;

 2-й: машина и предметы-заменители (палочка, верёвочка, деревянная дощечка); 3-й коробке: неоформленный материал (куски поролона, бумаги, ткани, различные палочки и веточки). Какие игры можно придумать? Давайте обсудим с вами это задание. Ответьте мне на вопросы. (Организация дискуссии.) 1. Набор предметов, в какой из коробок давал наибольший простор для фантазии? 2. Надо ли покупать ребёнку много игрушек? 3. Надо ли учить ребёнка играть?

6 слайд.

    ФГОС большое внимание уделяют поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности  детства как важного этапа в общем развитии человека.  Это значит, что и организация воспитательно-образовательного процесса должна включать в себя формы, характерные для детей дошкольного возраста. А это, прежде всего -  игра. В игре ребенок учится, социализируется, развивается, творит.

В «Декларации прав ребенка» также закреплено право  детей на игру.

7 слайд.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что круг их игр достаточно ограничен, а сюжеты не имеют длительного развития, т. е. современные дети не умеют играть.

Причины разнообразны: они мало бывают в разновозрастном сообществе и не могут получать игровой опыт от более  старших детей;  взрослые из-за чрезмерной занятости все реже привлекают детей к совместной деятельности. Так, ребенок оказывается в некотором замкнутом пространстве с ограниченными представлениями об окружающем мире.

8 слайд.

    Я поставила перед собой цель: определить пути совершенствования организации игровой деятельности дошкольников;  выбрать эффективные формы и методы руководства детской игрой в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

- актуализировать и повысить, имеющиеся  знания по организации свободной и организованной игровой деятельности дошкольников; 

- развитие инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей;

- повышение педагогической культуры родителей в вопросах организации игровой деятельности детей.

9 слайд.

    Сравнивая взгляды и подходы к   игре детей дошкольного возраста, я увидела, что концепция игровой деятельности  в настоящее время переживает бурное развитие.

Ранее   игру воспринимали как один из многих методов, используемых при организации и проведении режимных моментов, в том числе и НОД. Сейчас же необходимо так организовать игру, чтобы она могла включить в себя те же режимные моменты и НОД и опиралась на инициативу детей.

Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль ребенка.

Елена Олеговна Смирнова  говорит, что игра должна быть самостоятельной, эмоционально насыщенной деятельностью детей с элементами импровизации и проходить без участия взрослого. Лев Семенович Выготский же настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка, как помощника,  в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития".

Каким же образом педагогу организовать деятельность детей, учитывая эти моменты?

10 слайд.

Кандидат психологических наук Надежда Александровна Короткова в своих работах пишет о том, что игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях:

первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов;

второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс воспитания, развития и обучения. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым.  Такой приём называется игровой обучающей ситуацией (ИОС)

В своей работе я создаю условия, для возникновения  игрового замысла и его развития, учитывая  индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.  Режимные моменты, НОД, культурные практики я стараюсь строить как единую образовательную ситуацию, включающую и   спонтанную (свободную) игру.

 Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

11 слайд.

   Опираясь на свой опыт работы, я убедилась, что дети младшего возраста могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, но не в состоянии  развить сюжет, так как обладают достаточно ограниченным представлением об окружающем мире и речевым запасом. На этом этапе я становлюсь «рулевым», который, отталкиваясь от инициативы детей, ведет их к «разным берегам», т.е. к разным возможностям развития сюжета. Так, во второй младшей группе, дети принесли из дома листок с графическими изображениями и объявили, что это карта сокровищ. В своей игре, они прошлись по группе, достали с полки коробочку с кубиками. Сокровище было найдено, а игра завершена.

В  беседе мы выяснили, кто мог спрятать сокровище и где. И та же самая игра была развернута в новом сюжете. Ребята   построили корабль и отправились на остров.  На улице  они продолжили искать сокровища, раскапывая снег. А завершилась игра, когда в группе нашли спрятанную коробку. В ней лежали заготовки на аппликацию на следующий день.

12 слайд.

     Дети старшего возраста обладают более разнообразным  опытом  в сюжетно-ролевых играх. В работе с детьми этого возраста  я предлагаю им объединить несколько сюжетов в один. Прежде чем играть в игру «Полет на Луну» ребята играли в «Поликлинику»,  «Магазин», «Поваров », «Строителей», устаивали спортивные соревнования. Через некоторое время мы объединили несколько игр в единый сюжет: был проведен отбор космонавтов, которые прошли медицинский осмотр; построена космическая ракета; космонавты полетели в космос, где выполняли задание. В это время на земле их ждали дома, накрывали на стол, готовили еду.

Во время самостоятельной детской игры, я стараюсь дистанцироваться, не вмешиваться в ход действия. Но, если ко мне обратятся за советом, я всегда приду на помощь.

13 слайд.

    Однако, при организации НОД, режиссером  становлюсь уже я. Трудность состоит в том, чтобы включить НОД в детскую игру так, чтобы дети почувствовали себя главными в этой игре, приняли ее правила и стали развивать. В этом мне помогают такие приемы как рефлексивный круг, наблюдение за игрой воспитанников, ситуативные беседы. Использую  технологию «Развивающее общение», её я  начала с того, что совместно с детьми были разработаны правила группы. Также стараюсь использовать решение конфликтов по методу  Ю. Гиппенрейтер, используя методику активного  слушания. Например, Артем приходит утром в группу и говорит, что его мама обидела. У нас возникает диалог, в результате которого выясняется, что виноват в своей обиде он сам, а не мама.

 При организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу порой необходимо затронуть определенные темы. Для того, чтобы инициатива исходила от самих ребят, я использую прием «появления неожиданных предметов».  В группе появляется что-то новое:  картина, книга, игрушка, коробка  и т.д. В беседе с детьми мы делаем предположения о том, почему этот предмет появился, и какие действия должны последовать от нас. Этот прием я использую как утром, так и накануне вечером.

14 слайд.

Организацию педагогического процесса строю в форме различных педагогических игр, где происходит непосредственное и систематическое общение с детьми,  использую  социо-игровую технологию Е. Шулешко.

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба". Е. Е. Шулешко

 Дети участвуют в составлении правил, сочинении сюжета игр.

Социо-игровой стиль воспитания предполагает способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности, используется работа малыми группами и умственная  нагрузка сочетается с двигательной активностью детей, ребёнок развивается  в игровом общении со сверстниками, имея свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей , что  обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало, умение общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

15 слайд.

В утренние часы  я обычно  использую  игровые упражнения для положительного психологического настроя, Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками.

 «Эхо»

Я  или ребёнок отбиваем хлопками несложный ритмический рисунок, по сигналу, дети повторяют ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)   

 «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

 «Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Я использую колокольчик,

Колокольчик озорной , ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

   Игры: «Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» .На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. «Горелки», «Прятки» и др.

      Моё  взаимодействие с детьми носит личностно порождающий характер, предполагает создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Я выступаю в роли равноправного партнёра, умеющего интересно играть, организовывать игры, выдумывать их.

14 слайд.

Игровые ситуации проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазии.

15 слайд.

    В своей практике я использую элементы модульных игровых технологий, о которых говорит Екатерина Львовна Кудрявцева. Дети очень любят играть в настольные игры. Игры по определенным правилам им быстро прискучивают, т.к. они довольно быстро запоминают алгоритм действий в  игре, и чувство новизны и интереса пропадает. В каждой группе есть настольные игры, в которые дети не играли, поскольку были утеряны правила  или часть содержимого. В этом случае я предлагаю детям самим придумать правила. Одна и та же игра может проходить каждый раз по новым правилам и интерес к ней не угаснет. Такие игры можно сделать и самостоятельно. Например, «Сказки из коробки» когда дети вспоминают сказку, проигрывая ее, используя предметы-заместители (пуговицы), «Закончи сказку» - из мешочка ребята достают сказочных героев и сами выстраивают сюжет.

19слайд.

Использую игры Е.В.Релеевой, «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Разбейся по порядку», «Радио эфир», они мне помогают в социализации детей, развитии коммуникативных навыков, вырабатывают у детей умение  выделять информацию и применять её на практике, договариваться, работать в команде.

20 слайд.

Играя, ребёнок делает свои первые открытия. Моя роль лишь направлять, поддерживать, помочь разобраться, быть другом ребёнка, равноправным партнёром. Играть в детстве – это  тоже самое, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности.

21 слайд.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей.

Игровые технологии помогли детям раскрепоститься, у них появилась уверенность в себе, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

22 слайд.

Я предлагаю ответить на главный вопрос нашего  методического семинара: «Надо ли учить ребёнка играть?».

И хочется закончить наш  диалог восточной мудростью, которая должна стать эпиграфом для воспитания наших детей: «Если ты дашь кому-то поесть, он поест один раз. Но, если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда!».  Всем спасибо!
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

П роект по организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС «Нужно ли формировать у дошкольников игровые навыки?» Лобанова Оксана Валерьевна воспитатель высшей квалификационной категории г. Находка. представляет

Слайд 2

Ребенка надо готовить к школе

Слайд 3

Нехватка времени со стороны взрослых. Отсутствие опыта у детей.

Слайд 4

П рерывается опыт передачи игр младшим детям от более старших.

Слайд 5

Д ети все больше времени проводят возле телевизора и за компьютером.

Слайд 6

Р азнообразие готовых игрушек не дает детям простора для фантазии и творчества

Слайд 7

Ц ель : определить пути совершенствования организации игровой деятельности дошкольников; выбрать эффективные формы и методы руководства детской игрой в условиях реализации ФГОС. Задачи: - актуализировать и повысить, имеющиеся знания по организации свободной и организованной игровой деятельности дошкольников; - развитие инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей; - повышение педагогической культуры родителей в вопросах организации игровой деятельности детей.

Слайд 9

игра Режимные моменты НОД Режимные моменты, НОД игра игра

Слайд 14

Коробка - барабан Пароход из коробок Из стола и ткани получился домик Строители. Забивают крышки в отверстия

Слайд 15

Костюм для капитана или водителя Эта часть коробки может превратиться в шлем или доспехи Штурвал Будка для собак и забор 1. Создание полифункциональной пространственной среды.

Слайд 16

2. Поддерживать любую детскую инициативу

Слайд 17

3.На начальном этапе в игре с детьми младшего возраста принимать на себя роль ведущего

Слайд 18

4. Играть , опираясь на опыт детей с зоной их ближайшего развития .

Слайд 19

5. Планировать ход игры

Слайд 20

6. Объединять в игре несколько сюжетных линий

Слайд 21

7. Давать детям больше самостоятельности

Слайд 23

Социо-игровые технологии Е.Е. Шулешко. Работа в малых группах .

Слайд 24

М одульные игровые технологии Е.Л. Кудрявцевой

Слайд 26

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

1 слайд.

Добрый день!  Меня зовут Лобанова Оксана Валерьевна! Я представляю город Находку, детский сад 54! Рада приветствовать всех собравшихся!

 Тема моего выступления: Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

«Нужно ли учить ребенка играть?»

«Игра — это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребёнка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире».

В.А. Сухомлинский

Сегодня мы с вами поговорим о детстве, об играх и игрушках. Чтобы погрузиться в эту тему, я предлагаю вам небольшой тренинг. (Упражнение «Воспоминание о детстве».) Поделитесь с нами самыми яркими воспоминаниями о своей любимой игрушке. Или расскажите историю, связанную с вашей любимой игрушкой.

2 слайд.

Существуют стандартные мнения взрослых об игрушках. Давайте, подумаем, согласны вы с ними или нет, если согласны, то хлопаем, нет, топаем. Итак, слушайте внимательно.

 - Учиться важнее, чем играть.

- Военные игрушки необходимы, они воспитывают патриотизм.

- У меня в детстве было мало игрушек, а для успешного воспитания их должно быть много.

- Чем дороже игрушка, тем она лучше.

- Для девочек и мальчиков только разные игрушки.

- Игрушки любят порядок.

3 слайд.

Вы выразили своё мнение. А теперь давайте обратимся к мнению специалистов. Детям всех стран и народов, разных возрастов и характеров присуще одно общее качество – они любят играть. Многие навыки, приобретаемые детьми в играх, пригодятся им позднее в жизни, в быту, в труде. Игра помогает ребёнку глубже понять окружающий мир, людей. Игра, как известно, – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных качеств ребёнка. Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической жизни даётся с трудом из-за его возраста. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры – действием в воображаемом, условном мире. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Все эти «возможности» расширяют практический мир ребёнка и обеспечивают внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия, совершаемые при помощи виртуального представления.

4 слайд.

 Большое влияние оказывает игра на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействия взрослых, ребёнок осваивает правила общения, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

5 слайд.

 Но всегда ли ребёнку просто придумать игру? Давайте представим, что все мы дети, нам предлагаются три  коробки, в 1-й  кукла и набор посуды;

 2-й: машина и предметы-заменители (палочка, верёвочка, деревянная дощечка); 3-й коробке: неоформленный материал (куски поролона, бумаги, ткани, различные палочки и веточки). Какие игры можно придумать? Давайте обсудим с вами это задание. Ответьте мне на вопросы. (Организация дискуссии.) 1. Набор предметов, в какой из коробок давал наибольший простор для фантазии? 2. Надо ли покупать ребёнку много игрушек? 3. Надо ли учить ребёнка играть?

 

6 слайд.

    ФГОС большое внимание уделяют поддержке разнообразия детства; сохранению уникальности  детства как важного этапа в общем развитии человека.  Это значит, что и организация воспитательно-образовательного процесса должна включать в себя формы, характерные для детей дошкольного возраста. А это, прежде всего -  игра. В игре ребенок учится, социализируется, развивается, творит.

В «Декларации прав ребенка» также закреплено право  детей на игру.

7 слайд.

Наблюдая за детьми, я обратила внимание, что круг их игр достаточно ограничен, а сюжеты не имеют длительного развития, т. е. современные дети не умеют играть.

Причины разнообразны: они мало бывают в разновозрастном сообществе и не могут получать игровой опыт от более  старших детей;  взрослые из-за чрезмерной занятости все реже привлекают детей к совместной деятельности. Так, ребенок оказывается в некотором замкнутом пространстве с ограниченными представлениями об окружающем мире.

8 слайд.

    Я поставила перед собой цель: определить пути совершенствования организации игровой деятельности дошкольников;  выбрать эффективные формы и методы руководства детской игрой в условиях реализации ФГОС.

Задачи:

- актуализировать и повысить, имеющиеся  знания по организации свободной и организованной игровой деятельности дошкольников; 

- развитие инициативы и самостоятельности в игровой деятельности детей;

- повышение педагогической культуры родителей в вопросах организации игровой деятельности детей.

9 слайд.

    Сравнивая взгляды и подходы к   игре детей дошкольного возраста, я увидела, что концепция игровой деятельности  в настоящее время переживает бурное развитие.

Ранее   игру воспринимали как один из многих методов, используемых при организации и проведении режимных моментов, в том числе и НОД. Сейчас же необходимо так организовать игру, чтобы она могла включить в себя те же режимные моменты и НОД и опиралась на инициативу детей.

Меняются функции педагога. Теперь он организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль ребенка.

Елена Олеговна Смирнова  говорит, что игра должна быть самостоятельной, эмоционально насыщенной деятельностью детей с элементами импровизации и проходить без участия взрослого. Лев Семенович Выготский же настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка, как помощника,  в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития".

Каким же образом педагогу организовать деятельность детей, учитывая эти моменты?

10 слайд.

Кандидат психологических наук Надежда Александровна Короткова в своих работах пишет о том, что игровая деятельность может реализовываться в двух направлениях:

первое — дети сами устанавливают правила, придумывают содержание игры на основании имеющихся атрибутов;

второе — на основании игровой технологии осуществляется процесс воспитания, развития и обучения. В последнем случае весь организационный момент остаётся за взрослым.  Такой приём называется игровой обучающей ситуацией (ИОС)

В своей работе я создаю условия, для возникновения  игрового замысла и его развития, учитывая  индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка.  Режимные моменты, НОД, культурные практики я стараюсь строить как единую образовательную ситуацию, включающую и   спонтанную (свободную) игру.

 Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную самостоятельную деятельность ребенка и формировали в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее эффективно формироваться, в том числе и ключевые компетентности. А для создания такой развивающей среды необходимо внедрять в воспитательно-образовательный процесс ДОУ игровые педагогические технологии, имеющие интерактивный характер, обеспечивающие самостоятельную деятельность ребенка.

11 слайд.

   Опираясь на свой опыт работы, я убедилась, что дети младшего возраста могут самостоятельно организовать сюжетно-ролевую игру, но не в состоянии  развить сюжет, так как обладают достаточно ограниченным представлением об окружающем мире и речевым запасом. На этом этапе я становлюсь «рулевым», который, отталкиваясь от инициативы детей, ведет их к «разным берегам», т.е. к разным возможностям развития сюжета. Так, во второй младшей группе, дети принесли из дома листок с графическими изображениями и объявили, что это карта сокровищ. В своей игре, они прошлись по группе, достали с полки коробочку с кубиками. Сокровище было найдено, а игра завершена.

В  беседе мы выяснили, кто мог спрятать сокровище и где. И та же самая игра была развернута в новом сюжете. Ребята   построили корабль и отправились на остров.  На улице  они продолжили искать сокровища, раскапывая снег. А завершилась игра, когда в группе нашли спрятанную коробку. В ней лежали заготовки на аппликацию на следующий день.

12 слайд.

     Дети старшего возраста обладают более разнообразным  опытом  в сюжетно-ролевых играх. В работе с детьми этого возраста  я предлагаю им объединить несколько сюжетов в один. Прежде чем играть в игру «Полет на Луну» ребята играли в «Поликлинику»,  «Магазин», «Поваров », «Строителей», устаивали спортивные соревнования. Через некоторое время мы объединили несколько игр в единый сюжет: был проведен отбор космонавтов, которые прошли медицинский осмотр; построена космическая ракета; космонавты полетели в космос, где выполняли задание. В это время на земле их ждали дома, накрывали на стол, готовили еду.

Во время самостоятельной детской игры, я стараюсь дистанцироваться, не вмешиваться в ход действия. Но, если ко мне обратятся за советом, я всегда приду на помощь.

13 слайд.

    Однако, при организации НОД, режиссером  становлюсь уже я. Трудность состоит в том, чтобы включить НОД в детскую игру так, чтобы дети почувствовали себя главными в этой игре, приняли ее правила и стали развивать. В этом мне помогают такие приемы как рефлексивный круг, наблюдение за игрой воспитанников, ситуативные беседы. Использую  технологию «Развивающее общение», её я  начала с того, что совместно с детьми были разработаны правила группы. Также стараюсь использовать решение конфликтов по методу  Ю. Гиппенрейтер, используя методику активного  слушания. Например, Артем приходит утром в группу и говорит, что его мама обидела. У нас возникает диалог, в результате которого выясняется, что виноват в своей обиде он сам, а не мама.

 При организации воспитательно-образовательного процесса, педагогу порой необходимо затронуть определенные темы. Для того, чтобы инициатива исходила от самих ребят, я использую прием «появления неожиданных предметов».  В группе появляется что-то новое:  картина, книга, игрушка, коробка  и т.д. В беседе с детьми мы делаем предположения о том, почему этот предмет появился, и какие действия должны последовать от нас. Этот прием я использую как утром, так и накануне вечером.

14 слайд.

Организацию педагогического процесса строю в форме различных педагогических игр, где происходит непосредственное и систематическое общение с детьми,  использую  социо-игровую технологию Е. Шулешко.

"Главная забота воспитателей-

не обучение, не развлечение,

даже не развитие, а столь

недидактическая вещь как дружба". Е. Е. Шулешко

 Дети участвуют в составлении правил, сочинении сюжета игр.

Социо-игровой стиль воспитания предполагает способы такого общения детей со взрослыми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлеченности, используется работа малыми группами и умственная  нагрузка сочетается с двигательной активностью детей, ребёнок развивается  в игровом общении со сверстниками, имея свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей , что  обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало, умение общаться, взаимодействовать друг с другом, слышать и слушать, высказывать своё мнение, обобщать, анализировать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, и развиваются все психические процессы.

15 слайд.

В утренние часы  я обычно  использую  игровые упражнения для положительного психологического настроя, Главная задача игр пробудить интерес детей друг к другу, в том числе замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками.

 «Эхо»

Я  или ребёнок отбиваем хлопками несложный ритмический рисунок, по сигналу, дети повторяют ритм хлопками (притопыванием, отбиванием по столу ладонями и др.)   

 «Волшебная палочка»

«Волшебная палочка» (ручка, карандаш и др.) передаётся в произвольном порядке, передача сопровождается речью по заранее заданному заказу-правилу.

Варианты:

-передающий называет существительное, принимающий – прилагательное к нему;

-передающий называет сказку, принимающий – персонаж из этой сказки и т.п.

 «Летает – не летает»

Воспитатель называет существительные, дети выполняют заданные движения

Варианты: растёт - не растёт, двигается – не двигается, больше – меньше, живое – неживое и др.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем» и др.) . Начало занятий должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение. Я использую колокольчик, 

Колокольчик озорной , ты ребят в кружок построй

Справа друг и слева друг

Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

   Игры: «Волшебный клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Комплименты» .На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых. «Горелки», «Прятки» и др.

      Моё  взаимодействие с детьми носит личностно порождающий характер, предполагает создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.

Я выступаю в роли равноправного партнёра, умеющего интересно играть, организовывать игры, выдумывать их.

14 слайд.

Игровые ситуации проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности. Использование игровых приемов и методов в нестандартных, проблемных ситуациях, требующих выбора решения из ряда альтернатив, у детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) дети получают опыт, который позволит им играть затем в игры- придумки, игры – фантазии.

15 слайд.

    В своей практике я использую элементы модульных игровых технологий, о которых говорит Екатерина Львовна Кудрявцева. Дети очень любят играть в настольные игры. Игры по определенным правилам им быстро прискучивают, т.к. они довольно быстро запоминают алгоритм действий в  игре, и чувство новизны и интереса пропадает. В каждой группе есть настольные игры, в которые дети не играли, поскольку были утеряны правила  или часть содержимого. В этом случае я предлагаю детям самим придумать правила. Одна и та же игра может проходить каждый раз по новым правилам и интерес к ней не угаснет. Такие игры можно сделать и самостоятельно. Например, «Сказки из коробки» когда дети вспоминают сказку, проигрывая ее, используя предметы-заместители (пуговицы), «Закончи сказку» - из мешочка ребята достают сказочных героев и сами выстраивают сюжет.

19слайд.

Использую игры Е.В.Релеевой, «Волшебная палочка», «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Разбейся по порядку», «Радио эфир», они мне помогают в социализации детей, развитии коммуникативных навыков, вырабатывают у детей умение  выделять информацию и применять её на практике, договариваться, работать в команде.

20 слайд.

Играя, ребёнок делает свои первые открытия. Моя роль лишь направлять, поддерживать, помочь разобраться, быть другом ребёнка, равноправным партнёром. Играть в детстве – это  тоже самое, что накапливать опыт, а этот накопленный опыт порождает новые знания, чувства, желания, поступки и новые способности.

21 слайд.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и обучения детей.

Игровые технологии помогли детям раскрепоститься, у них появилась уверенность в себе, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между людьми, так он и будет строить реальные отношения.

22 слайд.

Я предлагаю ответить на главный вопрос нашего  методического семинара: «Надо ли учить ребёнка играть?».

И хочется закончить наш  диалог восточной мудростью, которая должна стать эпиграфом для воспитания наших детей: «Если ты дашь кому-то поесть, он поест один раз. Но, если ты научишь его ловить рыбу, он будет сыт всегда!».  Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра Брей-ринг «Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС»

Повышение компетентности педагогов в организации игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС....

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Игра в детском саду должна всесторонне охватывать все стороны духовной и физической деятельности ребенка, способствовать накоплению социального опыта....

Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

    Презентация   Организация и развитие игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО...

«Организация игровой деятельности детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»

Подготовила: Знаменская Н.Е.В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Он...

"Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОО"

quot;Ирга - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить" (М.Горький)...

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации ФГОС

Презентация об организации игровой деятельности дошкольников....