Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.
картотека (старшая группа)

Корнийчук Валентина Николаевна

Игра для детей - это сама жизнь. Это и доступная форма деятельномти и средство познания окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Составил  воспитатель МАДОУ №6 «Буратино» г.Мегион

Корнийчук Валентина Николаевна

Игра для детей — это сама жизнь. Это и доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Любопытство и потребность активно действовать побуждают ребенка играть. Игра обогащает его знаниями, развивает умения и навыки, будит фантазию, стимулирует развитие мышления. Именно в игре ребенок впервые испытывает потребность в достижении успеха и понимает, что успех во многом зависит от старания.

Игры по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Рекомендовано к использованию в работе с детьми старшего дошкольного возраста при реализации задач различных образовательных областей таких как «Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Речевое развитие». Может применяться в работе групп общеразвивающей и компенсирующей направленности, как в индивидуальной работе, так и с подгруппами.

Игры, направленные на формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве; о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках; представлений об особенностях природы, многообразии стран и народов мира

«Наша Родина».

Задачи:

• Выявить знания детей о нашей Родине;

• Столице нашей страны.

Материал:

Иллюстрации, фотографии, карта страны.

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают

1. Наша страна называется…. (Россия);

2. Граждане России называются…. (Россияне);

3. Назовите главный город России? (Москва)

4. Как называется главная площадь страны? (Красная площадь)

5. Самая известная река в России- (Волга)

6. На берегах Волги стоят города…

(Ответы детей: Самара, Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Саратов).

«Моя малая Родина».

Задачи:

• Выявлять знания детей о своей Малой Родине;

• Об истории своего города;

• О памятниках и достопримечательностях города Мегиона

Материал:

Иллюстрации, фотографии города Мегиона, главы города, фото символики и карта города. Слайды «Экскурсия но городу Мегиону»

Ход игры:

Воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают

1. В каком городе мы живем, а как называется край?

2. Назовите имя и фамилию главы города Краснодара?

3. Какое животное изображено на гербе нашего города?

4. Сколько театров в нашем городе?

5. Какое время года сейчас в городе?

6. Река, протекающая в нашем городе?

7. Как называется округ, в которой находится Мегион?

8. Сколько районов в нашем городе?

9. Как называются жители города Мегиона?

«Экскурсия по родному городу».

Задачи:

• Закрепить знания о родном городе;

• Развивать речь, память;

• Воспитывать любовь к родному городу.

Ход игры:

Воспитатель предупреждает детей, что сейчас к нам приедут иногородние гости, которые ничего не знают о нашем городе. Дети должны дать небольшие описательные рассказы о родном городе. «Гость» с помощью наводящих вопросов побуждает детей рассказать о особенностях климата, о растительном и животном мире, символическом значении герба, называть имя главы города, главную улицу.

«Кто знает, тот угадает!»

Задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города;

• Развивать память, речь;

• Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Материал:

Фотографии города Мегиона.

Ход игры:

На столе расположены карточки, с видами родного города, перевёрнуты.

Ребёнок берёт одну карточку, затем даёт краткое описание, не называя самого места. Остальные дети задают наводящие вопросы, до того момента пока место родного города не будет отгадано. Ответивший верно ребёнок, становится ведущим. Игра повторяется. В начале игры воспитатель может дать свой рассказ – образец.

«Наш микрорайон».

Задачи:

• Закрепить знания детей о своем микрорайоне;

• Об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет. сада.

Материал:

Фотографии и иллюстрации, макет микрорайона

Ход работы:

По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детского сада.

«Герб города»

Задачи:

• Закрепить представление детей о гербе родного города;

• Уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы:

Шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.

Ход игры.

Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь на память. Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок. Детям предлагаются гербы других городов для подобной же игровой задачи.

«Найди флаг.»

Задачи:

• Способствовать закреплению знания флага своей страны, (города, области, областного центра);

• Закрепить основные цвета флагов, что они обозначают.

Материал:

Картинки с изображением разных флагов.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям среди 4-6 предложенных флагов найти нужный.

«Найди дом»

Задачи:

• Закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны;

• Прививать любовь к родному дому, Родине,

Материал:

Картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры:

Воспитатель начинает рассказ в том, где живет человек.

Что жилище бывает разное яранга, хата, изба….

Дети подбирают картинки в соответствии с тем, кто, где живёт.

«Народные промыслы»

Задачи:

• Знакомить детей с народными промыслами;

• Прививать интерес к русским традициям;

• Учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал:

Картинки и изображения с предметами народного творчества.

Ход игры

Воспитатель знакомит с разнообразием промыслов России, их особенностями, многообразием используемых материалов в изготовлении изделий народных мастеров. Показывает картинку с изображением предметов народных промыслов.

Затем дети называют, подбирая соответствующие карточки.

«Назови промысел».

Задачи:

• Знакомить детей с народными промыслами;

• Прививать интерес к русским традициям;

• Учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал:

Разрезные картинки с изображениями народных промыслов.

Ход игры:

Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.

«Какие праздники ты знаешь?»

Задачи:

• Закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные);

• Развивать у детей сообразительность, память;

• Закреплять правила поведения в общественных местах.

Материал:

Картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры

Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку. Рассказать о традициях своей семьи связанных именно с этим праздником.

«Что откуда? "

Задачи:

• Воспитывать интерес к жизни родного города и страны.

Материал:

Карточки с видами города Мегиона и карточки с памятниками, объектами города.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям карточки с видами города и просит подобрать к ним памятники, объекты которые находятся в этих местах. Рассказывает, что откуда и как называется объект города и кому посвящен памятник.

«Наряд для куклы»

Задачи:

• Знакомить с национальной одеждой;

• Прививать интерес к национальной культуре.

Материал:

Кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации сизображением народных костюмов»

Ход игры:

Дети одевают куклу в национальную одежду.

«Страны и народы"

Задачи:

• Расширять представление детей о странах и их народах;

• Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями;

• Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира;

• Воспитывать толерантность.

Материал:

Глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.

«Кто и в какой стране живет?»

Задачи:

• Расширить знания детей о мире, людях которые населяют его;

• Развитие речи, логического мышления;

Материал:

Картины и иллюстрации с разными странами мира и народом.

Ход игры:

Воспитатель показывает изображения и просит ответить, из какой страны этот человек и как его назовут

Россия-россиянин,

Китай-китаец,

Африка-африканец…

Испания-испанец…

«Скажи какой»

Задачи:

• Формировать знания о национальных языках своей Родины;

• Закрепление умения образовывать прилагательные от существительных;

• Развивать речь и логическое мышление.

Материал:

Картинки и иллюстрации людей разных национальностей.

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, что Россия многонациональная страна, и предлагает подобрать картинки в соответствии, обязательно отвечая на вопрос «какой».

Татарин- татарский,

Мордвин - мордовский,

Адыг – адыгейский,

Башкир – башкирский,

Калмык – калмыцкий,

Осетин - осетинский,

Якут - якутский,

Ингуш - ингушский….

«Малая красная книга»

Задачи:

• Закрепить знания детей о редких растениях и животных, птиц нашего края занесенных в «Красную книгу».

• Прививать любовь к родине, родному краю чувство ответственности

Материал:

«Малая красная книга»картинки и иллюстрации с изображением редких животных, растений и птиц.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений, дети называют их, и вкратце о них рассказывают.

«Продолжи пословицу»

Задачи:

• Знакомить с устным народным словотворчеством;

• Развивать речь, память, логическое мышление.

Ход игры:

Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

Человек без Родины… ЧТО СОЛОВЕЙ, БЕЗ ПЕСНИ

Родина мать – … УМЕЙ ЕЁ ЗАЩИЩАТЬ

Нет в мире краше… РОДИНЫ НАШЕЙ

Где родился … ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

За горами хорошо песни петь, … А ЖИТЬ УЧШЕ ДОМА

Тот герой, … КТО ЗА РОДИНУ ГОРОЙ.

Игры, направленные на формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к обществу.

«Моих родителей зовут…»

Задачи:

• Закреплять знания имени и отчества родителей, дедушек, бабушек…;

• Расширять словарный запас.

Материал:

Семейные фотоальбомы

Ход игры:

Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество своих родных.

«Мой адрес…»

Задачи:

• Формировать умение и знание детей называть свой домашнийадрес, улицу города Краснодара, номер дома, квартиры, телефона, этаж.

Материал:

Мяч

Ход игры:

Дети встают в круг, воспитатель передаёт мяч, по кругу называя свой полный адрес, дети продолжают.

«Дружная семья»

Задачи:

• Сформировать представление о себе как о члене семьи;

• Показать значение семьи в жизни человека;

• Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:

Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.

Ход игры:

Воспитатель предлагает каждому ребёнку составить рассказ о своей семье.

«Как я дома помогаю?»

Задачи:

• Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков;

• Воспитывать желание оказывать помощь людям.

Материал:

Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.

«Я имею право.»

Задачи:

• Формирование первичных представлений о себе, других людях;

• Расширить область правовых знаний детей.

Материал:

Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка»Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т. п.).

Ход игры:

Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я люблю…»

Задачи:

• Воспитывать уважительное, заботливое отношение к близким людям, друг к другу,

• Развивать коммуникативные способности.

Ход игры:

Ведущий говорит детям: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем людям присуще это чувство. Я люблю свою семью, свою работу, люблю вас. Расскажите, а кого или что вы любите». Дети рассказывают о своих чувствах и привязанностях.

«Наш детский сад».

Задачи:

• Закрепить знаний детей о детсаде, о работниках дет сада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т. д. ;

• Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.

Материал:

Фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет. сада. Планы дет сада, группы.

Ход игры:

По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детского  сада. По плану дети ориентируются в пространстве.

Игры, направленные на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

«Назови ласково»

Задачи:

• Воспитывать дружеские взаимоотношения;

• Совершенствовать речь детей как средства общения;

• Закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательные слова.

Материал:

Мяч

Ход игры:

Передовая мяч по кругу дети преобразовывают свои имена уменьшительно-ласкательные; Миша-Мишенька, Даша - Дашенька, Дашуля….

«Вежливые слова»

Задачи:

• Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу;

• Желание помочь друг другу.

Материал:

Сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

Ход игры:

Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Благородные поступки»

Задачи:

• Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей.

• Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал:

Мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.

Ход игры:

Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам)Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

«Поиски добрых слов»

Задачи:

• Воспитывать дружеские отношения,

• Раскрывать на примерах значение слов «простите, извините»,

• Объяснять необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение

Ход игры

Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова.

 

 Картотека игр для детей старшего                      дошкольного возраста в колядки.

Составил  воспитатель МАДОУ ДС №6 «Буратино»

Корнийчук Валентина Николаевна

«Лошадки» Цель: развеселить играющих, развитие коммуникативных навыков. Задание: одна подгруппа детей – «лошади», другая подгруппа –«покупатели»«Хозяин табуна» кричит«Какие славные лошадки! Покупайте-каребятки!»«Покупатель» подходит к выбранной «Лошадке»,запрягает её упряжкой. 

«Лошадки» и «покупатели» бегут по команде «хозяина» по заранее намеченному маршруту. Приз победившей паре. «Доскажи слово»  Цель: развитие активного словаря. Задание: Вспомните связанные с зимней сказкой слова. Ведущий произносит начало слова и при этом бросает мяч. Тот, кто его поймает, должен слово закончить, например: Сне…. (снег, снегурочка, снеговик) Оле (олени)  Гир…. (гирлянда)и т. д.

«Слово на ёлке». Цель развитие словаря детей Задание: Я найду слова везде  И на небе, и в воде, На полу, на потолке, На носу и на руке! Вы не слышали такого? Не беда играем в слово  Давайте искать слова… ну, скажем, на ёлке, а вот корзинка, в которую каждый из нас положит по слову. Воспитатель передаёт корзинку одному из ребят, сидящих с края, он «кладёт» в неё своё слово и передаёт корзинку своему соседу и т. д. 

«Загадай рифму». Цель: научить детей подбирать такие пары слов «с похожими хвостами». Материалы: на столике – красивые игрушки и предметы (среднего размера, к которым можно подобрать рифму. Задание: воспитатель взяла со стола медвежонка и шишку, показала детям игрушки. Нужно отгадать загаданную педагогом рифму: МИШКА-ШИШКА. Затем ребёнок также молча находит пару «слов» и показывает, дети должны отгадать загаданную рифму. Не страшно, если в игре появятся НОВЫЕ СЛОВА, которых нет в русском языке – чем больше казусов и смеха, тем веселей идёт игра!

«Жмурки» Цель: развитие ловкости. Задание: По считалочке ребята выбирают жмурки, потом раскручивают его в кругу, завязав жмурке глаза под диалог: - На чём стоишь? - На мосту! - Что продаёшь? -Квас!-Ищи мышей а не нас!. Жмурка ловит детей.

«Так не бывает»

Цель: развитие детского воображения, фантазии.

Задание: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную.

Победителем становится игрок, выдумавший такой сюжет, что услышав его, слушатели дружно восклицают«Так не бывает!»

Для достижения большего успеха в сочинительстве можно использовать схемы, эталоны – цветные круги разных размеров (заранее обговорить с детьми какого цвета, размера может быть тот или иной герой).

 «Из какой сказки сбежал герой»

Цель: развивать память, воспитывать любовь к художественным произведениям.

Задание: вспомнить название и автора знакомой сказки по отрывку из произведения. «Лисичка села волку на спину, он её и понёс. Сидит лиса да потихоньку и говорит:

- Битый небитого везёт, битый небитого везёт.» («Лисичка-сестричка и серый волк» Р. н. сказка)

«Набрала она полную корзинку подснежников, полный передник – и скорее опять на полянку, где костёр горел, где двенадцать братьев сидели. А там уже ни костра, ни братьев нет». («Двенадцать месяцев» С. Маршак.) и т. д.

«Художники»

Цель: развитие зрительной памяти, развитие коммуникативных навыков.

Задание: Выбираются двое детей. Один из них – художник, другой – тот кого будут рисовать. Художник за короткий промежуток времени должен внимательно рассмотреть «свою модель». Надо запомнить, во что одет партнёр, какого цвета у него глаза, волосы, обувь и т. д. затем художник отвечает на вопросы ведущего. Например«Какого цвета кофточка?» «Что нарисовано на футболке?» и т. п.

«Кого не стало»

Цель: развитие зрительной памяти, формирование коммуникативных навыков.

Задание: дети сидят на коврике, считалкой выбирают «галю»«Галя» внимательно осматривает детей, затем закрывает глаза, отворачивается, а из комнаты выходит один ребёнок. «Галя» смотрит на детей и определяет, кого не стало.

Усложнение: когда дети хорошо усвоили правила игры, могут выходить несколько детей, или «галя» описывает во что дети одеты. и т. п.

 «Отгадай, кого я загадал». Цель: развитие мышления.

Задание: Вариант игры «Что мы делали, не скажем, а как делали, покажем». Ребёнок загадывает сказочного героя и с помощью пантомимы показывает загаданное детям, побеждает тот, чьего героя отгадают быстрее.

«Найди друзей»

Цель: формировать зрительное внимание, развивать коммуникативные навыки.

Задание: у всех детей по сказочному атрибуту, по сигналу воспитателя дети находят героев своей сказки, становятся в свой круг, называют сказку героями, которой они являются.

Кто быстрее нашёл своих «друзей» разыгрывает сказку. Остальные дети – зрители.

 «Угадай, чей голос»

Цель: развивать у детей внимание, слух, эмоциональное восприятие

Задание: Дети идут по кругу. Выбранный по считалке ребёнок становится в центр круга и закрывает глаза. По сигналу воспитателя круг останавливается, и кто-то из ребят (по указанию воспитателя) называет водящего по имени. Он по голосу и интонации должен отгадать, кто его позвал.

«Незнайкины сказки»

Цель: развитие слухового внимания.

Задание: Воспитатель рассказывает сказку от лица Незнайки. Допускает ошибки: вставляет сюжет из другой сказки, путает героев, названия, имена и т. п. Дети должны обнаружить и исправить рассказчика 

«Закончи сам»

Цель: способствовать приобретению умений совместно развёртывать новые сюжеты на любую тему.

Задание: вспомнить пересказ известной сказки. Педагог предлагает детям придумать конец сказки. Как ещё бы могла заканчиваться эта сказка.

C:\Users\Valentina\Desktop\Теремок 08.05.20г\IMG-ea13632f2971640cd895cd5e9bd28900-V.jpg



Предварительный просмотр:

Картотека бесед о добре и дружбе.

Составил воспитатель МАДОУ ДС №6 «Буратино»

Корнийчук Валентина Николаевна

"Добро не умрет, а зло пропадет"

Цель: Формировать у детей представление о добре и зле (добро всегда побеждает зло, о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других; учить видеть положительные и отрицательные качества персонажей. Воспитывать у детей такие качества личности, как щедрость, честность, справедливость, умение сопереживать и сочувствовать другим людям

Воспитатель читает детям стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда – один…

Ситуативный разговор.

Воспитатель: Ребята, а как думаете вы, что такое добро(рассуждение детей). Одно добро – это сокровища, книги, драгоценности, картины, игрушки. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя потрогать, его нельзя увидеть, услышать, но его должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это доброе сердцедобрую душудобрые слова, чтоб помогать тем, кто попал в беду. О таких людях говорят "Добрый человек". (Добры – добросердечный)

Воспитатель: Где вы могли слышать о добрых людях и добрых поступках(Наверное больше всего в сказках)

Воспитатель: Про каких героев вы можете сказать, что они добрые? (Золушка, Аленушка, Крокодил Гена, Чебурашка, Мальчик – спальчик, Ховрошечка)

Воспитатель: А только ли добрыми бывают сказочные герои? Да они бывают злыми.

Давайте вспомним злых сказочных персонажей? (Злая мачеха, Кощей бессмертный, Караба – Барабас, Баба Яга, гуси - лебеди)

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики изобразить добрыхсказочных героев или злых. (Золушка, Злая мачеха, Чебурашка, Старуха Шапокляк, Мальвина, Баба – Яга)

Воспитатель: В сказках добро всегда побеждает зло. Жаль, что в жизни бывает по-разному.

Послушайте историю.

Жила – была девочка, такая же как вы. Ей часто дарили много красивых, ярких, дорогих, игрушек. Но она никогда не делилась ими с другими детьми. А когда они ей надоедали, девочка ломала их и отправляла в кладовку. Там поселились заяц, с оторванным ухом, машина без колес, грязная кукла с растрепанными волосами. Однажды новые игрушки испугались, что тоже окажутся в кладовке и пошли искать себе новую добрую хозяйку. И осталась только старые закрытые в кладовке игрушки.

Воспитатель: Как вы думаете эту девочку можно назвать злой? Почему?

Как вы думаете, что она почувствовала, когда утром, открыв глаза, не увидела своих любимых новых игрушек?

Она разозлилась, стала громко кричать и требовать от мамы новые игрушки. Но мама сказала: «Надо было беречь игрушки и по–доброму к ним относиться».

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло дальше?

От обиды на маму и игрушки она решила спрятаться в кладовку. Девочка долго плакала, но вдруг увидела коробку со старыми поломанными игрушками. Она так обрадовалась им, прижала к груди грязную лохматую куклу, зайца с оторванным ухом и долго сидела задумавшись.

Потом девочка пошла к себе в комнату достала нитку с иголкой, пришила зайцу ухо, причесала и умыла куклу. И долго – долго с ними играла.

Воспитатель: Как вы думаете, что произошло с девочкой? (она из злой превратилась в добрую). Что помогло ей стать добрее(забота, внимание, сочувствие)

Воспитатель: Как вы думаете, добро победило зло? А почему вы так решили?

Беседа«Дружбой дорожить умейте

Цель: знакомство воспитанников с правилами дружбы.

Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека;

2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга;

3) научить разделять радости и печали друзей.

Ведущий: Тема нашей беседы«Дружбой дорожить умейте. Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность.

Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте.

1. Все за одного, а один за …. (всех).

2. Семеро одного … (не ждут).

3. Один в поле….(не воин).

4. Старый друг лучше…. (новых двух).

5. Нет друга, ищи, а нашёл. (береги).

Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл:

1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести).

2. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом).

3. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы).

4. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

5. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга).

Ведущий: Слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т. е. сходство чувств, переживаний.

Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим?

А каким бы ты хотел видеть своего друга?

Чего бы ты желал от друга?

Ведущий: Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись.

Послушайте в связи с этим стихотворение А. Барто «Требуется друг»

«Все живут - не тужат,

а со мной не дружат!

Бант у Кати расписной,

красные колготки

и характер кроткий.

Я шепчу: - Дружи со мной…

мы же одногодки,

как сестрички мы почти,

мы как две голубки

из одной скорлупки.

Я шепчу: - Но ты учти -

ты во всём должна идти

другу на уступки.

Предлагаю Ильиной -

ты дружи со мной одной!

Есть разряд у Ильиной -

и спортивный свитер,

и девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной,

стану знаменита!

Все пятёрки до одной

у Светловой Нади.

Я прошу: - Ты со мной

подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим.

Будешь ты меня спасать -

дать контрольную списать.

А девчонки на дыбы!

Говорят: Молчала бы!

Не вставать же на колени,

уговаривать подруг…

Напишу я объявленье:

срочно требуется друг!

Ведущий: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит… А вот другом его назвать - язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник.

Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться.

Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям.

Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения.

Ровесник - человек одного с вами возраста, т. е. сверстник, одногодок, однолеток.

У каждого человека не так много настоящих друзей.

Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними.

Другу ты отдать сумей. Всё тепло души своей.

Всё отдал - богаче стал, что сберёг, то потерял.

Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали?

Так каким должен быть друг?

         Беседа о вежливости.

Вносится картина (девочка уронила платочек, а мальчик поднял его). Ребята, осмотрите на эту картину и скажите, правильно ли поступил мальчик? Как вы думаете, что сказал мальчик девочке?

-Возьми, пожалуйста, свой платочек!

А что ответила девочка?

-Спасибо тебе.

Значит, что можно сказать про детей, какие они? (вежливые). А почему вы так решили? (потому что девочка и мальчик говорили слова “пожалуйста”, “спасибо”). Сегодня мы с вами поговорим о вежливости.

А как называются слова “пожалуйста” и “спасибо”? (вежливые, волшебные). А как вы думаете, почему мы называем такие слова волшебными? (потому что после таких слов становится приятно, веселее, теплее).

А сейчас я проверю, знаете ли вы “волшебные” слова? Я буду читать начало стихотворения, а вы должны назвать последнее слово:

В обмене добрых слов участвуйте

И говорите чаще (здравствуйте)

Не проявляйте днем лень

Сказать при встрече (добрый день)

Вы после завтрака могли бы

Сказать всем поварам (спасибо).

Из вежливости, не из жалости

Почаще говори (пожалуйста).

Когда уходишь всем на прощание

Скажи простое (до свиданья)

Молодцы, ребята, вы знаете много вежливых слов.

Ребята, давайте разберем ситуации из вашей жизни, которые я часто наблюдаю в нашей группе.

Кто должен здороваться первым при встрече взрослый или ребенок? (Младший здоровается со старшим; входящий с присутствующими; первым здоровается тот кто вежлив) .

Как попросить соседа за столом, чтобы тот передал хлеб? (Передай, пожалуйста, хлеб)

Как вежливо попросить о помощи, если не застёгивается пуговица? (Помоги, пожалуйста, застегнуть пуговицу)

Как вежливо попросить игрушку у товарища? и. д.

А кто знает стихотворение о вежливости? (ребенок читает стихотворение С. Я. Маршака)

“Еже ли  вы вежливы”

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду

И ежели вы вежливы, поможете вы маме

И помощь ей предложите без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Воспитатель.

А какие вы знаете пословицы о вежливости?

Доброе слово – слаще меда.

Доброе слово согревает, дурное – огорчает.

А какие люди говорят такие пословицы и поговорки:

Из “спасибо” и шапку не сошьешь.

“Спасибо” в карман не положишь, домой не принесешь.

Правильно, так говорят не вежливые, ленивые люди, которые недооценивают “волшебные” слова.

(Раздается стук в дверь). Интересно, это кто к нам пришел? Да это почтальон Печкин принес письмо Свете. А чтобы оно дошло до своего адресата, необходимо передать письмо друг другу с просьбой. Нельзя повторяться, иначе письмо вернется на почту.

Воспитатель: Будь добр, передай письмо Свете.

Дети используют такие слова и выражения:

- Марина, я тебя очень прошу…

- Если тебе не трудно…

- Ты не мог бы…

- Сделай доброе дело…

- Передай, пожалуйста…и т. д.

Значит, какого человека мы называем вежливым? (Воспитанного, который говорит вежливые слова, делает хорошие поступки). Можно ли назвать вежливым человека, который не с кем не здоровается или обманывает, обижает маленьких? (Нет, такого человека нельзя назвать вежливым.

Такой человек ведет себя грубо и не воспитанно, его некто не любит и не уважает). Почему нужно быть вежливым? Как относятся окружающие люди к вежливым людям? (Вежливых людей любят, с ними приятно разговаривать, общаться, играть, с ними интересно и хорошо. После общения с вежливым человеком и настроение улучшается) А к невежливым? (С невежливым человеком и общаться не хочется)

А теперь попрощаемся с почтальоном Печкиным (повторяться нельзя). Дети говорят:

- До свидания…

- До завтра…

Почтальон уходит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по нравственно - патриотическому воспитанию.

Игры которые можно использовать для воспитания нравственно - патриотических качеств у дошкольников....

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплек...

Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию

подборка дидактических игр по нравственно-  патриотическому воспитанию...

"Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию"

Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний.Предлагаемые игры и упражнения можно проводит...

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию....