для вас родители
консультация (средняя группа)

Жилина Наталья Андреевна

статья с методическими разработками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2222.docx19.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                        «Кризис трех лет»

 Дошкольный возраст, как писал выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев, - это «период первоначального фактического склада личности». Младший дошкольный возраст – это период первоначального становления личности, период освоения ребенком новых знаний и умений, период активного познания мира. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности ребенка, его индивидуальности. Традиционно ведущей деятельностью младшего дошкольного возраста считается игра. Именно в игровой форме ребенок познает мир, осваивает новые для себя роли, учится общаться со взрослыми и сверстниками. Л.С. Выготский отмечал, что развитие ребенка есть не что иное, как постоянный переход от одной возрастной ступени к другой.

Психологи выделяют три стабильных периода в развитии ребенка от 0 до 7 лет, каждый стабильный период завершается кризисом: в 1 год, в 3 года и в 6-7- летнем возрасте. Ребёнка-дошкольника отличает непосредственность, импульсивность поведения, желание все узнать, яркая эмоциональность.

 3 года – это возраст, когда у малыша созревает потребность во взаимодействии с коллективом сверстников. Три детских кризиса – не что иное, как три этапа взросления маленького человека. Задача взрослого – помочь малышу пережить все стадии взросления. Для этого важно понимать, что же именно происходит с вашим малышом. Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка.

Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», это первая попытка ребенка отдалиться от матери, научиться делать что-то без посторонней помощи. Это связано с тем, что к концу раннего детства ребенок становится более самостоятельным, менее зависимым от взрослых, ослабевает непосредственная слитность существования ребенка с жизнью матери, происходит процесс отделения ребенка от взрослого. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Без психологического отделения от родителей ребенку будет сложно найти себя в жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях. Кризис трех лет, ключевой фразой которого становится фраза «Я САМ», - один из самых значимых и масштабных в процессе становления личности ребенка. По словам Л.С. Выготского, «личность ребенка претерпевает резкие и внезапные изменения.  Ребенок становится трудновоспитуемым. Он проявляет строптивость, упрямство, негативизм, капризность, своеволие». Негативные формы поведения могут закрепиться, став устойчивыми к концу дошкольного возраста, поэтому в кризисный период многое зависит от взрослых.

  • Негативизм- первый симптом кризиса трех лет. Заключается он в том, что все поведение ребенка идет вразрез с тем, что ему предлагают родители, взрослые. Причем, это отрицательная реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых.
  • Упрямство – еще одно проявление кризисного периода. Ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого требует. Мотивом упрямства является принятое ребенком решение.
  • Строптивость – третий симптом кризиса трех лет – направлен против норм воспитания, он выражается в детском недовольстве, в желании настоять на своем, добиться своего любыми средствами.
  • Своеволие, своенравие – выражается в том, что ребенок все хочет сделать непременно сам, отказывается от помощи взрослых. Протест-бунт против окружающих проявляется в том, что все поведение ребенка носит протестующий характер, иногда достаточно агрессивный.

Все симптомы кризиса говорят о том, что сложившиеся формы общения и деятельности ребенка его больше не удовлетворяют. Но это заметно проявляется только тогда, когда взрослые, не замечая новых тенденций в развитии ребенка, ограничивают его свободу и активность. Таким образом, кризис трех лет – это «бунт против авторитарного воспитания, это протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те нормы и формы опеки, которые сложились в раннем возрасте». Родителям следует знать: - Сам по себе кризис трех лет является естественным явлением. Насколько быстро и благополучно он минует, зависит от поведения взрослых.

Кризис трех лет – это, прежде всего «кризис социальных отношений ребенка», когда перестраивается система взаимоотношений «ребенок – взрослый» и ребенок осознает себя как отдельную самостоятельную единицу. Яркое проявление ребенка в своем самоутверждении говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития личности и ее адаптивных способностей.

Что могут сделать родители в период кризиса: 

- Не надо постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для вас проявления его самостоятельности;

 - Не надо любыми путями сгладить кризис, помня, что проживание периода кризиса – неизбежный процесс.

 - Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребенка. Примите это как необходимость.

 - Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его любите и понимаете.

- Не подчеркивайте свою силу и превосходство над ребенком, кризис не должен перейти в войну, где каждая сторона упрямо стоит на своем. Научитесь договариваться, старайтесь находить компромиссы.

 - Капризы ребенка – это его способ определить степень своей свободы, поэтому лучше заранее выработать короткий свод непререкаемых законов и придерживаться их.

 - Будьте в поведении с ребенком настойчивы и последовательны, если вы сказали: «Нет», оставайтесь при том же мнении. Выработайте единую стратегию поведения для всех членов семьи, в том числе, бабушек и дедушек.

 - Запретов должно быть немного, чтобы у ребенка оставалась возможность выбора форм поведения и развития функции самоконтроля; запреты должны быть согласованы между всеми членами семьи (нужно выступать единым фронтом, не внося сумятицу в сознание ребенка).

 - Чтобы переломить ситуацию, предоставьте ребенку больше свободы и самостоятельности. Покажите ребенку, что вы ему доверяете и что вы с ним равны. Расширяйте права и обязанности ребенка в пределах разумного.

- Если сильная воля родителей во всем подавляет развивающуюся волю малыша, можно получить невротика.

 - Если родители поощряют желание ребенка самостоятельно принимать решения и предоставляют ему возможность свободного выбора, он быстрее начинает вести себя более ответственно.

 - Покажите малышу разрешенные способы отработки негативных эмоций.

- Успешно преодолев кризис трех лет, ребенок становится более самостоятельным, независимым от окружающей среды, он осознает себя как отдельную личность.

Каковы же основные педагогические принципы поведения взрослых в кризисный период?? Терпение. Выдержка. Включение ребенка в игру. Помощь ребенку или включение его в действия взрослого («Помоги мне!»). Соревнование («Кто быстрее – ты или я?». Предоставление большей самостоятельности растущему человеку. Таким образом, чем внимательнее, терпимее, доброжелательны к ребенку в период кризиса будем мы, взрослые, тем мягче и безболезненней пройдет для него этот период. От благополучного или, наоборот, неблагополучного проживания периода дошкольного детства зависит будущее взрослого человека.

Успешность развития вашего ребёнка во многом зависит от вас, дорогие родители! Необходимо заметить, что главную роль в воспитании ребёнка играет его семья. Её жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются ребёнком с раннего детства.

Подготовила воспитатель Жилина Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...