Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»
методическая разработка (старшая группа)

Штефан Ольга Николаевна

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»

в старшей группе «Добрые дела»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_dela.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки»

в старшей группе «Добрые дела»


Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.

Задачи:  - дальнейшее наполнение духовно-нравственной категории

«Любовь»;

               - продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогруппах;

               - способствовать обогащению словаря детей пословицами и поговорками;

               - воспитывать у детей любовь к добрым делам.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Два Ивана - солдатских сына», «Скатерть, баранчик и сума», В. П. Катаев «Цветик-семицветик», работа с пословицами и поговорками о добре, доброте.

Материалы для занятия: музыка Каткова Анна «Аленький цветочек», выставка творческих работ «Добрые дела», иллюстрация на экране к сказке «Конек-горбунок», листы с заданиями для детей (Приложение)

Ход образовательной деятельности:

I. Орг. Момент

II. Основное содержание.

Психогимнастика «Аленький цветочек» (звучит тихая музыка, дети стоят в круге)

- Ребята, закройте глаза и послушайте свое дыхание. Положите руку на сердечко и представьте, что у вас в сердце живет аленький цветочек, стебелёк цветочка растет. На нем появляются первые листочки, он растет все выше и выше, вот и появились нежные аленькие лепестки. Этот цветочек в вашем сердце – это ваш мир Доброты и Любви. - Откройте глаза. Возьмитесь за руки и пожмите друг другу руки.

- Что вы чувствуете, когда держитесь за руки? (тепло, уверенность, поддержку, хорошее настроение)

- Ребята, давайте все дружно скажем:

Чем больше в мире доброты,

Тем счастливей я и ты. (Дети повторяют хором)

Воспитатель: Какие вы молодцы!

А теперь присаживаемся на места.

1. Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.

- Ребята, как вы думаете, что такое добро? доброта? (это хорошие поступки, добрые слова, красивая песня, стихи)

       Добро – это такое человеческое качество, которое нельзя рассмотреть, нельзя потрогать руками, но это такое качество, без которого прожить на Земле не возможно. Быть добрым – это так здорово! И сегодня наша задача сделать этот мир чуточку добрее. И вы уже начали работать в этом направлении, потому что недавно вы получили задание нарисовать рисунки на тему Добра. И каждый изобразил Добро таким, каким понимает он. Всё, что окружает вокруг нас – это добро. Доброта согревает наши души. Каждый человек должен иметь добрую душу, чтобы всем помогать, кто попал в беду.

- А как говорят о таких людях? Какие они? (добрые, добродушные)

Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела называют добрыми поступками, которые люди совершают не ради славы, а от чистого сердца, для того, чтобы окружающим стало лучше. Доброте, нас учат наши русские народные сказки.

Рассмотрите внимательно иллюстрацию и скажите, о какой сказке говорит она? (приложение 1)

Дети: Это рисунок к сказке «Конек-горбунок».

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Здесь изображен Иван, Конек-горбунок, Чудо-юдо Рыба-кит.

1. Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, бескорыстие, честность, искренность, любовь)

2.Как вы объясните понятия? : добродушный и простодушный.

(Добродушному человеку свойственны добросердие, душевная расположенность к добру, жалостливость, готовность к сочувствию).

3. Почему Рыба-кит страдал и мучился? (за то, что проглотил три десятка кораблей)

4. Как Иван вместе с Коньком-горбунком помогли Рыбе-кит?

Давайте вспомним пословицы и поговорки о доброте.

Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».

Доброе слово человеку — что дождь в ….засуху.

Добрый человек в добре проживет …. век.

Доброе дело два века ….живёт.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь ….мила.

Доброе не умрет, а зло ….пропадёт

Не одежда красит человека, а добрые ….дела

Воспитатель. Молодцы, ребята! А кто попробует объяснить пословицу «Не одежда красит человека, а добрые дела»? (Не внешность важна для человека, а стремление помогать другим людям, совершать добрые дела. Ведь только такие люди пользуются любовью и уважением).

Воспитатель: Ребята, скажите, а вы, сами делаете добро? Арина, расскажи нам, пожалуйста, какие добрые дела тебе удалось совершить? А чем Даниил помогает родным и близким?

А сейчас давайте станем добрыми волшебниками - превратим «плохие поступки» в «хорошие». Встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду подавать каждому по очереди это красивое улыбчивое сердечко. Вы называете слово противоположное по значению и возвращаете сердечко мне.

Разорвать книгу - склеить книгу

Толкнуть – обнять

Намусорить – убрать

Поломать – починить

Нагрубить – поблагодарить

Промолчать при встрече – поздороваться

Испачкать одежду – постирать

Оторвать пуговицу – пришить.

- Какие вы молодцы, настоящие волшебники

Воспитатель: Отдохнули, а теперь опять за работу примемся, проходите на свои места. Самостоятельная работа. У вас на столах лежат листы с иллюстрациями. Рассмотрите их внимательно и отметьте + те, на которых изображены добрые дела детей (приложение 2).

Работа в паре. Внимательно выслушайте друг друга и придите к совместному решению. Обведите в кружочек те +, которые у вас совпали (3 мин.) – выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты.

Ребенок кормит птиц зимой +

Ребенок таскает кота за хвост –

Ребенок помогает пожилому человеку +

Ребенок обижает девочку –

Ребенок уступает место в автобусе +

Ребенок помогает маме нести сумки +

Воспитатель: -Свой ответ нужно начать так: мы думаем, что…

Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились!

Рефлексия

- Ребята, садитесь в круг. Предлагаю вам поиграть с «Волшебным клубочком». Передаем клубочек соседу. Работает он в полной тишине, только когда мы говорим добрые слова, пожелания. Наматываем нитку на пальчик, говорим при этом добрые пожелания, без повторений. Например, Вероника, оставайся такой же доброй.

Итог: Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Добрый не будет грубить другим. Спешите делать добро, не откладывайте на потом. Ведь не зря говорят, что «жизнь дана на добрые дела. Вы сегодня хорошо постарались, справились с заданиями. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем отдыхать». Дети уходят под весёлую музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи: Образовательные:Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей расп...

Конспект занятия по программе « Социокультурные истоки» Социокультурная категория «Традиция образа» Тема: «Светлый Образ» Подготовительная группа

Предварительная работа:чтение книги «Преподобный Сергий» Е.В.Тросниковой, рассматривание иллюстраций о Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, чтение фрагментов книги И.С.Шмелева «Благословл...

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки". Тема "Дороги добра"

Цель: развитие умения детей высказывать свои суждения о своей семье, характеризовать понятие «домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" на тему "Старание и терпение"

Цель: развивать духовно-нравственные качества детей.Задачи: 1. Продолжать освоение социокультурной категории «Мастера и рукодельницы»2. Продолжать развивать навыки работы в паре, в микрогр...