Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Васильева Татьяна Алексеевна

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.

Закреплять умение детей расписывать силуэт народной игрушки используя разнообразные приёмы рисования (роспись гусиным пером, пластилинография, тычок)

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа. Умение работать группами.

Пособия и оборудование: Русские народные игрушки (дымка, филимоновкая,  богородская, тверская), тряпичная кукла, соломенная кукла, и др., иллюстрации русских промыслов. Силуэты народных игрушек из бумаги, дидактическая игра «Собери картинку», магнитофон, русский народный костюм матрешки, панно для работ детей, гусиные перья, пластилин, тычок, ватные палочки, гуашь, колокольчик.

Предварительная работа: Рассказать детям об истории  возникновения русского народного промысла:  тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские. Рассматривание элементов тверской игрушки, богородской, дымковской, филимоновской.  Разучивание танца: «Мы веселые матрешки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_festival.docx37.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» дошкольные группы

Конспект занятия по программе

«Социокультурные истоки»

в старшей группе

«Путешествие в мир русских народных промыслов»

                                                                                       Разработан:

воспитателем 1 категории

                                                                 Васильевой Т.А.

        

2017

Пояснительная записка

Бесценное наследство досталось нашему народу от предыдущих поколений. Вобрав в себя культурный, духовный, нравственный и эстетический опыт поколений, народные художественные промыслы составляют огромный и древнейший пласт образцов декоративно-прикладного искусства. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим, раскрывается душа народа, необъятный мир красоты и мудрости. Работы народных мастеров, созданные их гением и талантом, говорят об особой творческой личности, духовно связанной со своим народом, с культурой, природой края.

Через понимание гармонии прекрасного и полезного, сочетания целесообразности и красоты внешнего облика вещей, происходит познание сущности народного искусства, приобщение детей к истокам народного творчества. Великим законом нравственности руководствовались русские люди: люби свою землю, береги ее богатства, трудись, созидай, твори красоту, умножай добро и справедливость. Именно этот закон и должен стать главным, основополагающим принципом при решении развивающих, образовательных и воспитательных задач в занятии.

Специфика народных промыслов заключается в уникальной возможности использования многообразия красок, форм, узоров и орнаментов, а занятия декоративно-прикладным искусством с опорой на обучающий потенциал народных промыслов являются основой для творческого развития каждого ребенка.

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах. 

Закреплять умение детей расписывать силуэт народной игрушки используя разнообразные приёмы рисования (роспись гусиным пером, пластилинография, тычок)

Развивающие:

Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей.

Воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа. Умение работать группами.

Пособия и оборудование: Русские народные игрушки (дымка, филимоновкая,  богородская, тверская), тряпичная кукла, соломенная кукла, и др., иллюстрации русских промыслов. Силуэты народных игрушек из бумаги, дидактическая игра «Собери картинку», магнитофон, русский народный костюм матрешки, панно для работ детей, гусиные перья, пластилин, тычок, ватные палочки, гуашь, колокольчик.

Предварительная работа: Рассказать детям об истории  возникновения русского народного промысла:  тверские игрушки, богородские, дымковские, филимоновские. Рассматривание элементов тверской игрушки, богородской, дымковской, филимоновской.  Разучивание танца: «Мы веселые матрешки».

                                                    Ход занятия

Организация

Время

Педагог

Воспитанники

Приветствие

 Звучит русская народная мелодия  дети входят в изо-студию, где  оформлена выставка русских народных игрушек

1мин

Воспитатель: (читает под тихую музыку)

Слава нашей стороне

 Слава нашей старине

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир русских народных промыслов. Наше

путешествие начнется с выставки народной игрушки.

Дети стоят  полукругом

Ресурсный круг (беседа с детьми) 

3мин

-Какие русские народные игрушки вам знакомы?

 

-Кто мастерил игрушки, из какого они материала?

Дети: тверские, богородские, дымковские, филимоновские. Куклы из соломы, ниток, ткани

Дети: игрушки мастерили народные умельцы своими руками из разного материала: лепили  из глины, выстругивали из дерева, вязали из ниток и травы, делали из ткани.

-Для чего мастерили игрушки?

-Василиса, расскажи о своей любимой народной игрушке? Как она появилась?

-А что еще вы знаете о филимоновской росписи?

Воспитатель:

-А вот дымковские игрушки…

Расскажи Ксюша о дымковской игрушке.

Дети: Русские народные умельцы мастерили игрушки, чтобы забавлять детей

Ребенок:

В разных уголках России были разные игрушки, но

моя любимая игрушка, филимоновская( берет в руки игрушку)

Появилась игрушка в русской деревне Филимоново. Это сказочные, яркие ,  фигурки людей , животных и свистульки.

Ребенок:

Раньше все фигурки расписывались гусиным пером.

Ребенок:

Дымковские игрушки мастерили в селе Дымково, рядом с русским городом Вятка. Фигурки животных и людей, сделаны из глины. Узоры состоят из ярких пятен, кругов, зигзагов и полос.

-Семен нам расскажет о тверской игрушке.

Воспитатель:

-Молодцы, как много вы рассказали о народных игрушках

Ребенок:

Родина тверской игрушки город Торжок Тверской области. Игрушки лепят из коричневой глины – это фон, затем украшаются различными налепами белыми жечужинками – белыми точками, похожими на капли.

 Работа в подгуппах. Дидактическая игра «Собери картинку»

Итог игры

3мин

Воспаитатель:

 -Наше путешествие продолжается и следующая остановка «Игровая»

Предлагаю игру «Собери картинку»

Для этого нужно разделиться на три команды.

- Ребята, посчитайте, по сколько человек будет в каждой команде?

Ваша задача как можно быстрее собрать картинку народной игрушки и назвать ее.

(По сигналу колокольчика игра – началась)

Воспитатель:

Звенит в колокольчик.    Игра закончилась.

-Первая команда. Какая народная игрушка у вас получилась?

- Вторая команда и третья.

 - Молодцы, ребята!

Дети делятся на три  команды и собирают пазлы с изображением русских промыслов

Дети: по три человека.

Дети: дымковская, тверская, филимоновская.

Сюрпризный момент.

 

Появление матрешки в русском народном сарафане

2мин

Воспитатель:

-Путешествие в мир народных промыслов продолжается и следующая станция «Праздничная».

-Попасть можно туда только на ковре -самолете. Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза. 1,2,3. Вот мы и на станции «Праздничная»

Воспитатель:

-Сегодня у одной из игрушек День Рождения! Угадайте у кого?

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…

Воспитатель:     Правильно, День рождения у Матрешки,

-как вы догадались?

Матрешка:

Здравствуйте, ребята!

Дети садятся  на ковер

Дети встают

Дети: матрешка

Дети: яркий сарафан, деревянные бока, секрет внутри итд.

Дети: здравствуй, матрешка!

Игра «Пожелания»

Ресурсный круг

2мин

Воспитатель:

-Вот и матрешка красавица

-Давайте скажем нашей имениннице добрые пожелания, ведь у нее сегодня праздник.

Матрешка: - Ребята, какие вы молодцы. Спасибо вам, за такие красивые и добрые слова

Дети поздравляют матрешку:

-Желаю доброго здоровьица,

-Будь послушницей,

-Будь трудолюбивой,

-Будь добродушной,

-Будь как солнышко светлой,

-Будь всегда радостной,

-Будь доброжелательной,

-Будь приветливой,

-Будь гостеприимной,

-Будь умницей.

 Танец «Мы веселые матрешки»

2мин

- Да, ребята, у меня сегодня праздник,  хорошее настроение, я приглашаю вас на веселый танец.

- Ну, ребята, не зевайте, а в кружочек все вставайте!

Все дети становятся в круг

Матрешка достает из корзинки силуэты народных игрушек и показывает детям.

Воспитатель:

-Матрешка, у тебя сегодня День рождения, почему ты одна пришла, где твои друзья?

Матрешка: - Я пришла    не одна, а с друзьями, мои друзья это народные игрушки    из разных уголков России. Из села Дымково, Филимонова  и Тверской области только они не нарядные их заколдовал злой волшебник. 

Воспитатель:

-Ребята, как мы можем помочь Матрешке?

- Тогда мы отправимся на следующую станцию

«Мастерская» где живет мастерица, она поможет нам расколдовать друзей Матрешки

Дети: разукрасить фигурки, нарисовать узоры итд.

Дети проходят в мастерскую воспитатель ИЗО встречает детей

Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели»

12мин

Воспитатель ИЗО    Здравствуйте, ребята. Зачем вы пожаловали ко мне в мастерскую?

Воспитатель ИЗО:

- Хорошо, я с удовольствием вам помогу.

-Но вы должны сами догадаться, где ваша игрушка станет Дымковкой, Филимоновской или Тверской.

-Обратите внимание на столы , в центре которых разный узор и разные изобразительные материалы.

-Пожалуйста, выберите  рабочее место, где можно украсить именно вашу народную игрушку.

-Молодцы, справились.

- Сядьте удобно, спины выпрямили! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, выполним с вами пальчиковую гимнастику«Рисовать мы захотели».

 

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак.

(потираем руками).

Раз, два, три, четыре, пять,

(хлопаем в ладони)

Не сидится им опять.

(встряхиваем кистями)

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

-Теперь можно смело приступать к работе! 

Дети: чтобы вы помогли нам расколдовать народных игрушек,друзей матрешки.

Дети садятся за столы

Дети выполняют вместе с воспитателем

Работа детей, музыкальное сопровождение

На мольберт прикрепляется панно с нарисованной полянкой на фоне русской деревни

Рефлексия

Хороводная игра «Каравай»

Воспитатель ИЗО

-Ребята, кто украсил силуэты игрушек, прикрепляем их на панно, чтобы их лучше было видно.

Воспитатель ИЗО

-Столько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

- Ребята, посмотрите на свои игрушки. Какие они красивые. А вам нравятся ваши работы? Расскажи Саша, какая из игрушек больше всего тебе понравилась и чем?

-Ребята, молодцы вы очень хорошо справились со своей работой

- А что нам скажет матрешка,  понравились ли ей друзья, которых вы украсили?

Матрешка

-Мои друзья – чудо хороши,

Спасибо вам детки от души!

Воспитатель

-Вот и закончилось наше путешествие в мир народных промыслов.

 - Ребята, а что больше всего вам понравилось и запомнилось в нашем путешествии.

Воспитатель:

Матрешка в середину вставай, приглашаю всех на каравай

Дети прикрепляют на панно свои работы.

Дети: филимоновская игрушка, у нее яркие полоски и др.

Дети: встретились с русскими народными игрушками, побывали мастерами, помогли Матрешке расколдовать  друзей  и тд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (в рамках открытого показа) Тема: «Домашнее тепло».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группе(в рамках открытого показа)Тема: «Домашнее тепло»....

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе на тему: «Домашнее тепло»

Цель. Подвести к восприятию социокультурной категории «Домашнее тепло»Задачи:1. Формировать у детей мотивацию на доброе отношение к родным и близким.2. Закрепить умение детей характеризовать понятие «...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Тема: «Любимые сказки».

Конспектзанятия по программе«Социокультурные истоки»в средней группеТема: «Любимые сказки»....

Конспект занятия по программе "Социокультурные истоки" в старшей группе на тему "Доброе согласие"

Цели: Расширять представления детей о любви и согласии; развивать стремление выражать свою любовь к близким; воспитывать бережное и чуткое отношение к своим близким и род...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Путешествие в мир русских народных промыслов»

Цель: Приобщение дошкольников к истокам русского народного творчества.Задачи:Образовательные:Продолжать формировать представления  детей о русских народных промыслах.Закреплять умение детей распи...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Добрые дела»

Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» - это программа духовно-нравственного воспитания, направленная на приобщение детей и их родит...

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» в старшей группе «Добрые дела»

Социокультурные истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» - это программа духовно-нравственного воспитания, направленная на приобщение детей и их родит...