Консультация для родителей: Как родителям самим определить, нужен ли ребенку логопед?
консультация (средняя группа)

Как родителям самим определить, нужен ли ребенку логопед?

 

     Как воспитателю, работающему в детском саду, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-ти, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Родители панически воспринимают предложение перевести малыша в логопедическую группу. Поэтому важно педагогам убедить их в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.

    Благоприятным периодом для развития речи ребенка является возраст 2–3 года! Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. А если во время беременности или родов у мамы были проблемы, ребенок наблюдался у невропатолога, то нужно особенно внимательно следить за становлением речи. Чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция!

 Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. 

    К году нормально развивающийся малыш употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает более 20-ти отдельных слов, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). 
   Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш часто болеющий, беспокойный или наоборот много спит. В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году его жизни они становятся все более очевидными, и идентифицировать их проще.

    К двум годам наблюдается умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (предлоги «на», «под», «в»). Понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»). Составляет коротенькие предложения («дай пить»), имеет в активном словарном запасе от 50 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?». Ребенок двух лет уже правильно произносит следующие звуки: [п], [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г]. 

    Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы! 

    В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно использовать местоимения, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование простых предлогов – «за», «на», «под», «из» и союзов – «потому что», «если», «когда». 
    В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов, например - «хочешь ли ты сейчас есть?» и умение дать на них адекватный ответ.

     К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. 

    В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются простые и сложные предлоги такие, как «по», «до», «вместо», «после», «из-за», «из-под», союзы – «что», «куда», «сколько». К этому времени осваиваются свистящие звуки – [с], [з], [ц], а также [ы], [э], несколько позднее - шипящие [ш], [ж], [ч], [щ]. Иногда добавляется и сложный в произношении звук [р], однако полное его становление происходит в 5–6 лет.

      К пяти годам речь ребенка становится разнообразнее, правильнее, богаче. Увеличение активного словаря до 3000 слов дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как с взрослыми, так и со сверстниками. Полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). Кроме того в его словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. 
     В словах уже редко встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов, исключение составляют только некоторые трудные малознакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи.
     Дети данного возраста овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков [ш], [ж], [ч’], [щ’], многие начинают верно произносить звуки [р], [р’], [л], но еще не всегда умеют употреблять их во всех словах. Так, например, ребенок правильно произнесет звук [р] в слове сарай и в то же время этот же звук в слове крыша может произнести как [л]: «клыша». В норме пятилетние дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
     Новообразованием пятого года жизни становится возможность узнавать звук в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа.

     К шести годам словарный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь.
    Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о своих впечатлениях.
    В звуковом анализе ребенок овладевает не только определением позиции звука в слове (начало, середина, конец слова), но и устанавливает точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове. Это является необходимой подготовкой к обучению грамоте.

    К семи годам завершается дошкольный период развития ребенка, основным результатом которого является готовность к систематическому обучению.  
    Звукопроизношение у детей вполне нормализовалось. Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках физического слуха.
    Словарь дошкольников шести-семи лет достаточно велик и уже не поддается точному учету. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки.

    Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей "Как родители могут повлиять на музыкальное развитие своего ребенка"

Данная косультация поможет родителям приобщить ребенка к музыкальной культуре. Правильно развивать его творческое мышление, художественный вкус и заложить глубокое чувство к музыке....

консультация для родителей " Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка"

Авторитет родителей- одно из важных условий семейного воспитания.Авторитет родителей заключается в умении растить и воспитывать детей, не принижая их человеческого достоинства и не превознося его. Авт...

Консультация для родителей: «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка»

что такое авторитет и как он оказывает влияние на развитие личности ребенка....

Консультация для родителей на тему: «КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТАЛАНТ У РЕБЕНКА»

Консультация для родителей на тему:«КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТАЛАНТ У РЕБЕНКА»...

Консультация для родителей на тему "Самое значимое открытие для ребенка то, что он сделал сам!"

Что делать, чтобы развить желание познавать, исследовать, изучать? 3адача взрослых – не пресекать, а помогать осуществлять исследовательскую деятельность их малышей. Создайте условия для развити...

Вопрос - ответ "Может ли мама сама определить, нужен ли ребёнку логопед?"

Родители часто привыкают к речи своего ребёнка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье....

Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку логопед?

  Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма....