Конспект экскурсии " По страницам нашей Победы"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа)

Данный конспект представляет собой материал для формирования представлений детей о Великой Отечественной войне, воспитания уважения к памяти воинов-победителей. Конспект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ekskursii_po_stranitsam_pobedy.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

                

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия Перспектива»

городского округа Самара

дошкольные группы

Городской конкурс методических разработок «Уроки Победы»

Конспект экскурсии

«По страницам нашей Победы»

Подготовила

 Сергеева М.В

Воспитатель  дошкольных групп

МБОУ гимназии «Перспектива» г.о. Самара

2020 г.

Конспект экскурсии «По страницам нашей Победы».

 «Живите так, чтобы свеча нашего дела

не погасла, и Русь жила бы и расцветала»

 В. Мономах

Пояснительная записка

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим родным ближним, детскому саду, родным местам, родной стране. Развивается чувство ответственности и гордости за достижения своей страны, уважение к героическом прошлому своего Отечества. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится  чувство патриотизма.

Проблема патриотического воспитания и развития ребенка в современной России – одна из приоритетных.

Цель: Формирование  представлений детей о Великой Отечественной войне, воспитание уважения к памяти воинов-победителей.

Дидактические задачи:

1. Расширять знания, детский кругозор об истории нашей страны.

2. Развивать у детей воображение, наблюдательность, способность к сопереживанию.

3. Развивать память и внимание, связную речь.

 4. Активировать словарь детей пословицами, обогащать его путём уточнения понятий: Отечество, герой, фронт, война, фашизм, окопы, траншеи, ; защищать, обороняться, сражаться, гордиться; справедливая, героическая , народная.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему Отечеству, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

2. Формировать навыки сотрудничества, дружеские взаимоотношения в коллективе.

3. Воспитывать заботливое отношение и внимание к пожилым людям.

Методы и приёмы:

Практические:                                                                                                       

  • Прослушивание песен военных лет: «Солнечный круг»; «День Победы», «Священная война».
  •  Физминутка «Самолёт».
  • Сбор пазлов памятников.

Наглядные:

  • Просмотр презентации «Мой прадед- герой».
  • Просмотр  «Лента Памяти» - совместная деятельность детей и родителей.
  • Рассматривание экспонатов мини –музея: письма-треугольники с фронта,  оригиналы фотографий времен войны, документов и личных вещей участников ВОВ, представленных  семьями воспитанников.

Словесные:

  • Рассказывание стихов о В.О.В., о Дне Победы.
  • Чтение  и обсуждение пословиц по теме «Родина».

Материалы к занятию: проектор, презентация «Мой прадед- герой», эспонаты мини-музея(письма-треугольники с фронта и др), запись песен «Солнечный круг», «Священная война», «День Победы», подборка иллюстраций, картин на военную тематику, «лента памяти», изготовленная  детьми совместно с родителями, георгиевские ленты, наборы пазлов с изображениями памятников.

Ход занятия:

Экскурсовод : Ребята я приглашаю вас на экскурсию, посвященную к 75летию Победы нашего народа  в войне над фашизмом.

Первый зал нашей экспозиции « У войны не детское лицо..»

Звучит музыка – детская песня «Солнечный круг». Экскурсовод  вместе с детьми обсуждает, о чем песня, почему мальчик написал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я».

 В  истории  были такие страницы, когда больше всего страдали дети, теряли  своих родителей, не видели мирного неба над головой…

Дети рассматривают иллюстрации, картины с военными событиями.

Экскурсовод : Сегодня мы не просто так рассматриваем эти картины. 9 мая наша страна отмечает очень важный и памятный праздник. Кто знает, что это за праздник?

Дети: День Победы.

Ребёнок:

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Что такое день победы?

Это песни за столом,

Это речи и беседы,

Это дедушкин альбом.

Это фрукты и конфеты,

Это запахи весны…

Что такое День Победы –

Это, значит нет войны.

Экскурсовод: Рано утром 21 июня 1941 года, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с аэродромов поднялись в воздух немецкие самолёты с бомбами. Громом по всей западной границей покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков, грузовиков. Немецко – фашистская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Фашистские самолёты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на пионерские лагеря, детские сады, на больницы и жилые дома.

Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только войны нашей армии, но даже дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.

Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины и простые люди стали героями.

Да, это была очень страшная война. Фашисты очень хотели захватить нашу страну, поработить наш народ, но у них ничего не получилось. Целых четыре года день за днём, месяц за месяцем, год за годом сражался наш народ с фашизмом. Мы одержали победу! Потому что тот, кто борется за справедливость, защищает свою Родину, свой народ, всегда побеждает.

Я приглашаю вас в следующий зал  нашего мини – музея «Весточка с фронта».

Дети вместе с педагогом рассматривают письма с фронта, педагог зачитывает отрывок, оригиналы фотографий времен войны, документов и личных вещей участников ВОВ.

Ребёнок

Солдаты! Вас благодарим за детство, за весну, за жизнь,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

И пусть прошло немало лет,

Но мы вовеки не забудем

Тех трудно давшихся побед.

Героев вечно помнить будем!

Ребёнок:  

Вот солдаты идут

Звонче песня несется,

И про грозный редут

В этой песне поётся

Про отвагу в бою

И про смерть ради жизни,

И про верность в бою нашей славной отчизне!

Звучит песня «Священная война». Прослушиваем первый куплет, дальше воспитатель рассказывает под чуть слышное продолжение песни.

 Экскурсовод:

Как вы думаете, что такое «Подвиг»?

Дети: это смелый, отважный, хороший поступок.

Экскурсовод: А как называется человек, совершивший подвиг?

Дети: Герой!

Экскурсовод: Ребята, мы переходим в следующий зал «Героической славы».

Во время Великой Отечественной войны Было много людей, совершивших героические поступки. Давайте вспомним их имена. ( Ответы детей)

Экскурсовод: Об одном из таких героев мы послушаем сегодня рассказ нашего воспитанника Кожевникова Фёдора.

(Презентация «Мой прадед-герой»).

Экскурсовод: Ребята, а каким должен быть герой?

Дети: сильным, смелым, выносливым, отважным и пр.

Экскурсовод: Правильно! А чтобы стать сильными, нужно дружить с физкультурой.

Физкультминутка «Самолёт»

Вот мотор включился,

Пропеллер закрутился

Ж – ж – ж – ж – ж – ж – ж

К облакам поднялись,

И шасси убрались.

Вот лес – мы тут,

Приготовим парашют.

Толчок, дружок, летим дружок!

Парашюты все раскрылись,

 Дети мягко приземлились.

Экскурсовод: Приглашаю вас в следующий зал «Память о героях».

Ребята, чтобы люди не забывали о своих героях, по всей стране им воздвигают памятники. Есть они  и в нашем городе. Давайте посмотрим, что это за памятники?

Воспитатель предлагает детям разбиться на несколько групп. Каждой группе детей даётся набор пазлов с изображением военного памятника. По команде воспитателя дети начинают собирать картинку.

После того, как будут собраны все изображения воспитатель вместе с детьми называют памятники: площадь «Славы» вечный огонь, «Самолёт»,  грузовик.

Экскурсовод: Ребята, это не единственные памятники, которые есть в нашем городе и в других городах. Воспитатель выставляет иллюстрацию с изображением могилы Неизвестного солдата (г. Москва).

Экскурсовод: А что значит Неизвестного? (ответ детей)

Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем  тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. А самый главный памятник неизвестному солдату находится в Москве, на Красной площади. Там всегда горит вечный огонь. А что он символизирует?

(Ответы детей)

Экскурсовод: Вечный огонь символизирует вечную память о подвигах наших отважных солдат.

Экскурсовод: Посмотрите внимательно на изображение Могилы неизвестного солдата. На гранитной плите у вечного огня есть надпись: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В народе сложились образные выражения о Родине, о её защитниках.

Например, «Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».

«Враг хотел пировать, а пришлось воевать».

«За правое дело стой смело».

Экскурсовод: А какие пословицы вы знаете?

Дети: Родина – мать – умей защищать.

Кто к нам с мечем придёт – от меча и погибнет.

Родину любимую защищай, как мать родимую.

Ребенок:

День победы.

Спать легли однажды дети - окна все затемнены,

А проснулись на рассвете - в окнах свет и нет войны!

Можно больше не прощаться, и на фронт не провожать,

 И налётов не боятся, и ночных тревог не ждать.

Люди празднуют  Победу!

Весть летит во все концы:

С фронта едут , едут, едут наши братья и отцы!

И смешались на платформах

С шумной радостной толпой

Сыновья в военных формах, и мужья в военных формах,

И отцы в военных формах,

Что с войны пришли домой.

Здравствуй воин - победитель,

Мой товарищ, друг и брат,

Мой защитник.

Мой спаситель - Красной Армии солдат!

Экскурсовод: Мы переходим в следующий зал «Ветераны».

Всегда интересно поговорить с людьми, которые видели войну своими глазами, жили и воевали в те трудные времена. Но к сожалению   многие не дожили до нашего времени,  но те которые живы их называют ветеранами и мы их помним. В день Победы они надевают все свои военные награды, собираются вместе, что бы вспомнить военные годы. (фотографии).

Затем дети с педагогом рассматривают «Ленту памяти».

Экскурсовод: Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В день Победы люди прикалывают на лацкан одежды георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа.

Ребята, а какие цвета на георгиевской ленточке? Что они означают?

(Ответы детей)

Экскурсовод: Правильно! Черный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. И сегодня мы хотели бы поделиться такими ленточками и с вами, чтобы сегодня и впредь вы гордились и помнили о боевых подвигах ваших дедов, и  прадедов.

Воспитатели прикалывают детям георгиевские ленточки.

Ребёнок:

День Победы – это праздник,

Это вечером салют, много флагов на параде,

Люди радостно поют.

Ветераны с орденами вспоминают о войне,

Разговаривают с нами

О победной той весне.

Все кричали: «Мир, победа!

Возвращаемся домой!»

Кому радость, кому беды,

Кто погиб, а кто живой.

Никогда забыть не сможем

Мы про подвиги солдат.

«Мир для нас всего дороже!» - Так ребята говорят.

Звучит музыка «День Победы»

Воспитатель: Ребята! Скоро великий праздник – День Победы! Кто – то проведёт его в кругу семьи, вспоминая своих родных и близких, которым довелось встретиться с войной. Многие из вас вместе с родителями пойдут на парад. Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «Спасибо!»  за то, что он защитил нашу страну, нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы все помним о той трудной замечательной Победе.

А сейчас наша экскурсия заканчивается.

Пусть не будет войны никогда!

Пусть спокойно уснут города,

Пусть сирены пронзительный вой

Не звучит над моей головой.

Ни один пусть не рвется снаряд,

Ни один не строчит автомат.

Оглашают пусть наши леса

Только птиц и детей голоса.

Пусть спокойно проходят года…

Пусть не будет войны никогда!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию "По страницам Великой Победы!"

«По страницам великой Победы!»»Цель – способствовать воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста, развитие устной речи, воспитание любви к своей Родине.Программное задачи:1. Расширят...

Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок»

Конспект занятия «Путешествие по страницам наших сказок» Программное содержание: 1. Продолжать формировать представление детей о героях знакомых сказок, умение называть их. Развивать память,...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «По страницам нашей сказки»

Конспект открытого занятия по развитию речи во 2 младшей группена тему : «Чтение русской народной сказки »Цель: Приобщение детей к устному народному творчеству.Задачи:Образовательные:- продолжат...

Конспект экскурсии-концерта, посвященной годовщине победы в ВОв

Этот материал был разработан в рамках проекта "Музей-детям"...

Конспект экскурсии «Цветущие растения нашего парка» для детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19787647","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]Цель:вызвать интерес к цветущим растениям нашего края;вос...

Конспект Образовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет) общеразвивающей направленности по патриотическому воспитанию «По страницам великой Победы!»

Технологическая картаОбразовательной деятельности в мини-музее с детьми старшей группы (5-6 лет)  «По страницам великой Победы!» Цель – способствовать воспитанию патри...