Консультация для педагогов «Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»
консультация

Ровенских Мария Александровна
В статье представлены подходы к организации дидактических игр в условиях дошкольного образовательного учреждения. Описаны структурные составляющие дидактической игры как средства развития самоконтроля у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Дидактическая игра как средство развития самоконтроля для детей дошкольного возраста»

Каждое образовательное учреждение в обязательном порядке переходит на новый образовательный стандарт и более остро встает вопрос о подготовке дошкольников к учебной деятельности. Особое значение придается действию самоконтроля, так как именно оно характеризует учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Действия самоконтроля рассматривается как необходимое условие успешности обучения (Н. И. Гуткина, Г. С. Никифоров).

Самоконтроль – это процесс соотнесения промежуточного и конечного результата с целью деятельности. Детям трудно осуществлять учебные действия, контролируя их выполнение.

Дошкольники, выполняя операции по самообслуживанию, осознают свою цель, что позволяет им планировать свою деятельность и видеть результат, но педагоги продолжают являться носителями контроля и оценки.

Поэтому была поставлена цель: разработать комплекс дидактических игр направленных на освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.

Дидактическая игра – это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий. В игре образец действий может продемонстрировать сам обучающийся. Факт выделения и осознания правила свидетельствует о том, что у ребенка появляются первые формы самоконтроля и, следовательно, его поведение поднимается на новый уровень произвольности не только в игре, но и в других, неигровых ситуациях. Кроме того, игра в дошкольном детстве имеет высокое развивающее значение. Участие дошкольников в играх способствует их само утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире [8].

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения дошкольников определяется рядом причин:

• опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

• освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

• имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа

мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

• недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

• дидактическая задача;

• игровые действия;

• правила игры;

• результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» [8].

В ходе дидактических игр, таких как «Помоги Незнайке вымыть руки и проверить себя», «Правила и образцы – помощники для Мишки», «Научим кукол соблюдать правила поведения за столом» дети не только осознавали необходимость правил мытья рук, сервировки стола, опрятности, но и шло

развитие правилосообразного поведения, осваивался способ самопроверки. Технология развития самоконтроля требует ориентировочного этапа, в ходе которого воспитатель должна сообщить результат ребенку. На этом этапе контроль выполняет функцию подкрепления, а также мотивационную функцию. В ходе рабочего (пошагового) этапа контроль должен осуществляться самим воспитанником путем сравнения выполняемого им действия с образцом заданным в карточках, при этом в случае ошибки контроль выступает в качестве подсказки. На третьем результативном этапе обратную связь осуществлял сам обучаемый. Ребенок является и исполнителем и контролером, поэтому для каждой игры были разработаны три варианта. Например, игра «Научим кукол соблюдать правила поведения за столом» может иметь следующие варианты: «Почему кукла Катя заболела?» (в ходе этой игры дети учились формулировать правила и осознавать их смысл и значение), «Покорми кукол» (направлено на развитие потребности проверять и исправлять ошибки и сверять с образцом), «Хорошо или плохо» (шло практическое апробирование механизма самоконтроля). Содержание дидактических игр выстроено таким образом, что в процессе игры ребенок учится отличать правильное действие от неправильного, развивает в себе способность к самоисправлению и самоанализу собственных действий и их результатов.

Внедрение дидактических игр направленных на развитие самоконтроля дошкольников как условие бездефектного труда становится возможным при системном подходе к организации процесса самообслуживания.

В игре происходит передача человеческого действия в единстве его мотивационных, познавательных и операционных моментов. В процессе игры воспитаннику дается возможность проанализировать то, что с ним произошло. Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт – умение контролировать, при обретенный в ней, становится его личным достоянием.

Литература

1. Чепайкина И. А. Дидактическая игра как средство развития самоконтроля

у детей старшего дошкольного возраста// ФГОС второго поколения

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. М.:

Просвещение, 1987. – 144 с.

2. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития

ребёнка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

3. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганиза-

ции общеобразовательного учреждения // Образование

и наука. Известия УрО РАО. – 2010. – № 11. – С. 23–32.

4. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориенти-

рованных на инновационное развитие // Народное обра-

зование. – 2012. – № 1. – С. 88–94.

5. Запорожец А. В., Маркова Т. А. Игра и её роль в развитии

ребёнка дошкольного возраста. М., 1978.

6. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы

// Муниципальное образование: инновации и экспери-

мент. – 2011. – № 1.

7. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспери-

ментальной и инновационной деятельности эксперимен-

тальных площадок // Муниципальное образование: инно-

вации и эксперимент. – 2008. – № 4.

8. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. М., 1946.

9. Эльконин Д. Б. Психология игры. Педагогика, 1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Задачи:Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);создание  условий для  формирования основ музыкаль...

Консультация на тему "Дидактическая игра- как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста".

В настоящее время часто педагоги и родители, уделяя большое внимание раннему интеллектуальному развитию ребенка, ставят на второй план формирование и развитие его социально-коммуникативных навыков. Од...

Консультация для воспитателей. « Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей.« Дидактические игры как средство экологического воспитания для детей дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста".

Основной способ познания для ребенка - ваши рассказы, ответы на его вопросы, а также ваши вопросы к нему. При поиске ответа нужно размышлять вслух вместе с ребенком. С 4 лет с ребенком необходимо бесе...

Консультация для педагогов "Дидактические игры, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста"

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...