МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
материал по теме

Задачи:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
  • создание  условий для  формирования основ музыкальной культуры личности;
  •  становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, фольклора;
  • Реализация  самостоятельной творческой деятельности детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx37.28 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа № 1482

МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО  РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Составитель: музыкальный руководитель ГБОУ Школа № 1482

 Немсадзе Наргиза Тариеловна

Учебный год 2016-2017

Добрый день уважаемые коллеги!  (СЛАЙД)

 Тема   мастер - класса звучит так:   "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста".

Готовясь к семинару-практикуму я опиралась  на ФГОС  который утвержден от 17октября 2013г под №1155.

А начну я свое выступление с Федерально  Государственного  Образовательного Стандарта.  

  Знакомясь  со  стандартом  я отметила  - что ориентация нового документа направлена на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. В связи с этим всё образовательное содержание программы, в том числе и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельности есть средство и условие вхождения ребенка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего «я» социуму. Это основной ориентир для музыкальных руководителей  и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.

И так цель поставлена, а для того чтобы достичь ее мы должны в своей работе ориентироваться на следующие задачи:. ( СЛАЙД ЗАДАЧИ)

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного);
  • создание  условий для  формирования основ музыкальной культуры личности;
  •  становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений, фольклора;
  • Реализация  самостоятельной творческой деятельности детей

   Реализация этих задач   должна осуществляться через игру, так как по словам швейцарского композитора и педагога ( СЛАЙД)

Э. ЖакДалькроза:      "Игра    развивает      индивидуальность;

                                                 играя,   ребёнок учится   воспроизводить

                                                   свои впечатления и идеи,  поэтому игра –      могущественное  орудие  для укрепления

                        способностей   мыслить и    для развития сознания"                

 Игра всегда была ведущим видом деятельности дошкольников с введением новых дошкольных стандартов  она по-прежнему занимает, свое 1 почетное место.

        Сегодня мы рассмотрим одно из важнейших средств развития самостоятельной, музыкальной деятельности детей.  Это  музыкально -дидактические игры. ( СЛАЙД-фото)

 ( СЛАЙД)Работая по данной теме я поставила цель  создание условий для развития музыкальных способностей детей посредством  музыкально - дидактических игр и пособий.

 задачи :  ( СЛАЙД)

  • Формировать знания о средствах музыкальной выразительности и свойствах музыкального звука (высота, тембр, громкость, длительность), умение различать их в предлагаемых музыкальных произведениях.
  • Прививать интерес к самостоятельной музыкальной деятельности (игровой, исследовательской, исполнительской).
  • Приобщать детей к музыкальной культуре, расширять  музыкальный кругозор.

 (СЛАЙД) Музыкально-дидактическим играм  присущи две функции в процессе обучения.Первая функция - совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были усвоены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

( СЛАЙД)

Музыкально-дидактические игры объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Под руководством взрослого, ребёнок учится сопереживать, фантазируя и воображая в процессе восприятия музыки, он стремится проявить себя (Слайд-фото)   в пении, ( СЛАЙД-фото)в танце,  ( СЛАЙД-фото) играх.

Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме, помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, ( СЛАЙД-фото) развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.

 (СЛАЙД - фото «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ) Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

(СЛАЙД) Они  должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны, интересно и красочно оформлены  только в том случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать. 

Преобладающим мышлением у ребёнка является правополушарное, (эмоционально – образное), то для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления.

Поэтому введение ребёнка в атмосферу искусства должно быть неожиданным, загадочным. 

(СЛАЙД) Каждая музыкально-дидактическая игра имеет: обучающие задачи, содержание,  правила,  игровое действие

Я использую МДИ во всех возрастных группах

Знакомлю детей  с музыкальными инструментами начиная  с раннего возраста

 Постепенно, усложняя задания от занятия к занятию.
Дети слушают высокое и низкое звучание колокольчиков, металлофона; учатся  различать звучание бубна и погремушки. Музыкальные игрушки: дудочки  помогают заинтересовать малышей, побуждают к активности.

В этом возрасте использую МДИ : «Чудесный мешочек», «Где мои детки?», «Дождик», «Курочка и цыплята», «Птица и птенчики» и т. д.

 В игре «Птица и птенчики» , использую  металлофон, учу различать малышей высокие и низкие звуки.
В музыкально-дидактической игре «На чем играю?» Е. Тиличеевой дети знакомятся с дудочкой, колокольчиком. Через несколько занятий они самостоятельно угадывают эти инструменты на слух.
На занятиях стараюсь  создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой. В гости к детям может прийти сказочный герой и принести в корзинке погремушки. Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру «Погремушки» М. Раухвергера. Предлагаю посмотреть фрагмет из этой МДИ.

(ВИДЕО) 1

 ( СЛАЙД-фото)На занятия приходят куклы и проводят игры с детьми. Кукла ходит по группе, а музыкальный руководитель передает ходьбу куклы редкими ударами бубна. Но вот кукла побежала, и ребята слышат частое звучание. Кукла приглашает всех походить и побегать с ней, при этом я обращаю внимание детей на разные удары бубна. (СЛАЙД-фото)
Малыши учатся чувствовать ритм (различать ритм шага и бега), реагировать на        смену        музыки.
При каждом новом исполнении пляски малыши становятся более активными.

В  младшей группе дети способны различать регистры, тембровую окраску двух инструментов, несложный ритм, различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и танцы. Дети различают контрастное звучание и воспроизводят его.

В младшей группе я использую такие игры,  как «Лесенку»,  Где мои детки? Чудесный мешочек «Птицы и птенчики» «Курица и цыплята» «Угадай-ка»     « Кто в домике живет?» « В лесу» «Зайцы» . Давайте посмотрим фрагмент из МД игры  «Зайцы» (ВИДЕО)2 в мл. группе

  В этом возрасте ребенок учится различать основные свойства музыкального звука: высоту, длительность, тембр, силу

В игре «Угадай-ка?»  Дети показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котёнок или большая собака и щенок. И дети должны закрыть фишкой ту картинку, чей голос услышат.       Музыкально -дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр. Например, в игре «Птицы и птенчики», если мелодия звучит до первой октавылетают птицы, если звучит до второй октавы птенчики. (ВИДЕО) 3

А также в   младшей группе закрепляем знания детей о музыкальных игрушках и инструментах. Предлагаю творческие индивидуальные задания с использованием бубна. Подхожу к ребенку, даю ему бубен и прошу  назвать свое имя. Ребенок ударяет по бубну, передавая ритмический рисунок имени. Например        Ле-на.
Дети без особых трудностей различают по звучанию два разных колокольчика (низкое и высокое звучание).  С удовольствием выполняют различные движения с инструментами: они учатся различать звуки по высоте, реагируют на тихое и громкое звучание. В мл.группе начинаю знакомить детей с новым музыкальным инструментом – металлофоном в игровой        форме.
В игровой форме провожу знакомство с барабаном.
В  игре «Дождь» малыши поочередно воспроизводят редкими и частыми ударами на металлофоне сильный и слабый дождь.
У малышей накапливается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно действовать.
В средней группе задания усложняются.

 В средней группе больше уделяю  внимания развитию творчества детей в музыкальной деятельности. Музыкальные загадки можно загадывать друг другу на любом музыкальном инструменте – бубне, барабане, металлофоне.

Использую игры для развиваетия звуковысотного слуха такие игры, как «Качели», «Курицы», «Весёлые гармошки», «Цирковые собачки» «Угадай-ка» и т.д..

 Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей,: «Ритмическое лото», «Весёлые дудочки», «Лесные гости» «Поезд».

( СЛАЙД-фото)В игре «Поезд» дети  выполняют упражнения с кубиками. Все ребята получают по два кубика и занимают места на стульчиках-вагончиках. Поезд набирает ход – дети медленно ударяют кубиками. Музыкальный руководитель ускоряет  темп, дети стараются передавать несложный ритмический рисунок быстрее.. ( СЛАЙД-фото) Поезд останавливается, вместе с мелодией замолкают и кубики. Дети могут передать  ритм на кубиках, палочках, музыкальным молоточком, хлопками. Эту игру я провожу в разных вариантах. С удовольствием дети играют в МДИ «Телефон» ( СЛАЙД-фото) 3шт.

Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» «Колобок»  игры, развивающие динамический слух: «Громко- тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Все эти МДИ  развивают не только тембровый, звуковысотный, динамический слух, и чувство ритма, но и творчество детей, побуждают к самостоятельным действиям.                                               Дети с удовольствием играют в оркестре видя на экране красочные зарисовки.

Детей старшей группы учу исполнять знакомые попевки, песни индивидуально, а также небольшими группами. В старшей группе необходимо соблюдать общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру.
У ребят развивается звуковысотный слух, поэтому с первых занятий поем попевки с показом рукой высоты звуков. Использую лесенку с пятью и с семью ступенями. Предлагаю посмотреть несколько коротких фрагментов.
(ВИДЕО) 4

Применяю мди«Матрешки» Эту игру можно проводить в разных вариантах.   Проводятся с пособиями в конце игры  за лучшее выполнение задания подгруппу детей или ребенка, я награждаю медалью. В процессе МД игры дети выполняют  правила.

 И я хочу показать, как я провожу эту игру.(ВИДЕО) 5 матрешки

Это был первый вариант МДИ «Матрешки» для звуковысотного слуха, во втором варианте игры  между собой соревнуются два или три круга детей.  На высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго, а на звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания. Победители  поощряются исполнением их желания. Предлагаю посмотреть.

(ВИДЕО)        6        матрешки
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

В процессе  пения МДИ помогают мне научить детей петь выразительно, непринужденно, они учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы.  В свободное от занятий время дети могут самостоятельно организовать различные музыкально-дидактические игры, связанные с пением. В таких играх у детей развивается чувство товарищества, ответственность. Предлагаю посмотреть МД подвижную игру «МЕДВЕДЬ»

(ВИДЕО) Посмотрите МДИ МЕДВЕДЬ 7

Музыкально-дидактическая подвижная игра  всегда требует слуховой сосредоточенности. В таких играх всегда есть элемент соревнования в увертливости и ловкости. Эти игры помогают развить музыкальный слух у детей, музыкальную память, чувство ритма, пробуждают фантазию детей. Открывают большое поле для творчества детей. Ребенок во время игры представляет себя в роли медведя бабочки собачки и т.д., то есть учится входить в роль, развивая талант перевоплощения. Я предлагаю вашему вниманию посмотреть еще одну муз.дидактическую игру, которая называется «Котята»

(ВИДЕО) «КОТЯТА» 8

Воспитывая  устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывая основы художественного вкуса, развивая  эмоциональную отзывчивость я применяю МДИгры  с Информационно Компьютерными  Технологиями:  презентации о композиторах, о музыкальных инструментах, о составе симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов. Благодаря Информационно компьютерным технологиям дети лучше усваивают муз. материал.

  При разучивании попевок я использую такие игры: «Заинька», «В огороде заинька», «Чик-чирик», «Лиса», «У кота» и т. д. Несколько  попевок  я представляю вашему вниманию.

(ВИДЕО) «Лиса»,»Чик-чирик»

Для развития чувства ритма у детей использую игры: «Песенка оркестр» , «Новогодняя полька»                                                                                                                                            Давайте с вами поиграем. Приготовьте ладошки и хлопаем ритм,  который покажут снежинки.

(ВИДЕО) «Снежинки»

При обучении игры в ансамбле на музыкальных инструментах использую игры: «Веселые музыканты» , «Мишка», «Полька бабочек»,«Оркестр трех поросят» Оркестр под елочкой , «Маленькая ёлочка». Приглашаю вас поиграть в игру «Маленькая елочка».Возьмите инструменты и проходите в центр зала. Какие инструменты увидите на экране те и будут звучать.

 (ВИДЕО) «Маленькая елочка»

Для вхождения ребенка в  образ использую игру «Теремок» .

(ВИДЕО) «Теремок»  Я провожу эту игру и с карточками, и объигрываем в масочках.

  Для знакомства с инструментами использую игры: «Веселые музыканты», «Музыкальные инструменты» и т. д. Предлагаю посмотреть фрагмент игры.

(ВИДЕО) «Муз. инстр»

Подобная игра «Домик с муз. инструментами. Ольга Сергеевна покажите отрывки.

(ВИДЕО) Домик с муз. инстр.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характер, испытывают определенные чувства.                

Для закрепления материала я использую презентации: например «Какой инструмент лишний»

15 (ВИДЕО) «Какой инструмент лишний» (детям предлагаю выбрать лишнюю картинку и объяснить почему? ) Если ответ не верный, дети слышат такой звук, Если верный то звучат аплодисменты.)

Использую игры на определение характера музыки: «Яблоня», «Звери в лесу» и т. д.

(ВИДЕО) «Яблоня» 16

Информационно компьютерные игры большую помощь оказывают во время слушания музыкальных произведений. Давайте послушаем фрагмент «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик»

(ВИДЕО) «Вальс цветов»  17

Я применяю МД подвижные игры с Информационно компьютерными технологиями  на праздниках и развлечениях «Паровозик  Таки-Таки» , «Новогодний паровозик»

 (ВИДЕО) «Новогодний паровозик»18 (»  дети вначале изображают паровозик, потом прыгают как зайчики и т. д. давайте посмотрим. )

  Используя такие игры  у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен, музыкально - ритмических движений, игре на детских музыкальных инструментах. У них формируется умение оценить прослушанное произведение. Давая творческие задания детям надо дифференцированно подходить к уровню развития музыкальных способностей. Ребёнок должен получить удовлетворения от реализации полученных знаний.

( СЛАЙД-фото) Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр - в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

В подготовительной группе ставлю задачи: научить детей играть по одному и в оркестре, применяю игру  

(ВИДЕО) «КУБИК  - ОРКЕСТР  19

 Также музыкально-дидактические игры я использую для развития чувства ритма.

(ВИДЕО) «РИТМИЧЕСКИЙ КУБИК».20

 Игровая форма разучивания  помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный.

Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. у них развивается музыкально-слуховое восприятие, что. необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Для знакомства детей с ударными, шумовыми и струнными инструментами использую игру  «Гномик»

(ВИДЕО) 21

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальные произведения, мог сопоставить и проанализировать музыкальные образы я снова обращаюсь к музыкально-дидактическим играм. Применение игр дает возможность детям несколько раз слушать одно и тоже произведение в ненавязчивой форме. А также МДИ помогают мне включить ребенка в познавательную деятельность через игровую ситуацию. Для закрепления пройденного материала я использую МДИ, как «Найди лучшую иллюстрацию», «Музыкальная шкатулка»,  «Веселый волчок».  Я предлагаю вам посмотреть фрагмент МДИ «Веселый волчок». (ВИДЕО)    игра «ВЕСЕЛЫЙ ВОЛЧОК» 22

 Конечная цель работы музыкального руководителя с помощью музыкально-дидактических игр и пособий  перевести ребёнка из зоны ближайшего развития -  когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребёнок может сделать сам.

     Положительные результаты, достигнутые ребенком в ходе обучающих игр, формируют у него уверенность в себе, чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объём работы, какой им недоступен в обычной учебной ситуации.

Наглядные пособия, музыкально-дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

Вторую часть семинара-практикума я прелагаю провести в виде практической части. Мне в этом помогут музыкальные руководители: Манзюк Маргарита Владимировна, Назам Наталья Евгеньевна , Спирина Лилия.

Я  остановлюсь на классификации   Н.А.Ветлугиной она  разделяет все музыкально-дидактические игры  на настольные(спокойное музицирование), подвижные и хороводные.

Первый вид Спокойное музицирование.

Второй вид    это   подвижные игры для показа подвижных игр я приглашаю  Маргариту Владимировну.

Третий вид это хороводные игры. И я приглашаю для показа   Наталью Евгеньевну

И еще один вид игр это игры с информационно компьютерными технологиями, которые нам покажет Лилия

     

Спасибо уважаемые коллеги.

А теперь прошу оценить работу семинара с помощью карточек которые видите на столе.

 

Заключение.

И закончить семинар-практикум  хочу словами Комиссаровой, МДИ «является очень важным аспектом для развития у детей музыкальной культуры».


                            Литература.

1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М: Просвещение 1968г.

2.    Ветлугина Н.А. «        Музыкально Дидактические игры для детей». Дошкольное воспитание, 1987г №12.

3.  Зимина А.Н. «Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста».

4. Кононова Н.Г. «Музыкально-дидактические игры. М: «Просвещение» 1982г.

5.  Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей д/с. М: Просвещение 1986г.

6.   Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» Пособие для студентов пед. Института. М: Просвещение 1983г.

7.    «Методика музыкального воспитания в д/с». Дошкольное воспитание. Под редакцией Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, и др. 3-е издание, М: Просвещение 1989г.

8.    Орлова Т. «Музыкально-дидактические игры в развитии детей». Дошкольное воспитание, 1984г №9.

(Л.С. Выготский, А.В. Запарожец, А.Н. Леонтьев, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей «Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателейАвтор: Ирина Александровна Патлина МАДОУ д/с «Росинка» пгт. Пионерский, Советский р-он, Тюменская обл.Слайд 1«Использование дидактических игр, как способ формирования мате...

Мастер-класс для воспитателей детского дошкольного учреждения «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста по методике Железновых»

Данный материал представляет собой мастер-класс для воспитателей детских дошкольных учреждений для развития музыкальных способностей дошкольников....

Памятка для педагогов и родителей "Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста"

Игра  является  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте,  с  развитием  которой  происходят  основные  изменения  в  психи...

Дидактические игры на развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Картотека по музыкальным  дидактическим играм.  Материал, где собраны музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста по возрастам и на развитие музыкальных способностей. ...

Мастер-класс логопеда для педагогов «Изготовление пособий для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста»

Данная разработка представлена для педагогов детского сада, будет полезна учителям-дефектологам, учителям-логопедам. Она раскрывает алгоритм проведения мастер-класса, включает игры и упражнения, спосо...