«Возрастные особенности детей 5-6 лет." Родительское собрание в старшей группе.
материал (старшая группа)
«Возрастные особенности детей 5-6 лет." Родительское собрание в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_starshaya_gruppa_vozrastnye_osobennosti_detey_5-6_let.docx | 61.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание:
«Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
- Формировать знания родителей о возрастных особенностях детей 5-6 лет;
- Повышать педагогическую культуру и грамотность родителей;
- Обсудить вопросы воспитательно -образовательной деятельности в условиях детского сада и семьи.
Форма проведения: беседа-диалог воспитателей с родителями детей
Участники: родители, воспитатели.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Звучит приятная музыка. Родители рассаживаются за столами.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Сегодня мы с Вами поговорим о возрастных особенностях детей 5-6 лет, обсудим вопросы воспитательно-образовательной деятельности.
Воспитатель информирует родителей о режиме дня группы, образовательных программах, по которым осуществляется образовательный процесс, о расписании непосредственно образовательной деятельности (сетка занятий).
2. Педагогический всеобуч. Возрастные особенности детей 5-6 лет.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
В этом возрасте у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.
Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени). Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.).
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.
Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта. В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире. Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.
Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).
В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное. Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры.
Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.
Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.
5. Игра »Клубочек» Передаем клубочек друг другу разматываем его, и отвечаем на вопрос: «Что вас радует в вашем ребенке?» (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок.)
Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что нашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные и в меру подвижные дети.
Уважаемые родители, ответьте и на другой вопрос:
«Что огорчает вас в вашем ребенке?» (родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок.)
Вывод: проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, наших требований. Зачастую нам не хватает терпения и доверия. Для того чтобы заслужить доверие ребенка, надо иметь с ним общие интересы. Хорошо, если вас связывают общие увлечения . А как мы их любим! А какими мы их называем ласковыми, нежными, теплыми словами.!
6. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру» Цветик - семицветик». (на столах родителей лежат цветы со стебельками)
- Перед вами цветик – семицветик . представьте, что это ваш малыш, нежный, цветущий. Напишите на лепестках ласкательные производные от имени или семейные прозвища. На стебельке - имя, которым вы обращаетесь к ребенку, когда недовольны им, сердитесь на него. (Дается 2-3 минуты для заполнения цветка) Мы дарим цветок имени вашего малыша. Пусть он лежит в семейном альбоме, ведь это часть его жизни, а потом станет частью истории вашей семьи.
Родительское собрание:
«Особенности современных детей».
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями и принципами воспитания современных детей.
2. Содействовать возникновению у родителей желания и умения создавать условия для ненасильственного воспитания ребенка.
3. Развивать у родителей способность находить оптимальные способы решения проблемных ситуаций и стратегии поведения родителей при этом.
Форма проведения: круглый стол
Участники: воспитатели группы, родители
Части собрания, методы активизации:
- Вводная
Представление воспитателем темы и участников собрания.
Притча «ПРОРОК»
И женщина с ребенком на груди сказала: «Скажи нам о детях».
И он ответил так: «Ваши дети- это не ваши дети. Они- сыновья и дочери Жизни, заботящейся о самой себе.
Они появляются через вас, но не из вас, и хотя они принадлежат вам, вы не хозяева им. Вы можете подарить им вашу любовь, но не ваши думы, потому что у них есть свои собственные думы. Вы можете дать дом их телам, но не их душам, ведь их души живут в доме завтра, который вам не посетить даже в ваших мечтах. Вы можете стараться быть похожими на них, но не старайтесь сделать их похожими на себя, потому что Жизнь идет не назад и не дожидается Вчера.»
Восточный философ и поэт Халил Джебран.
- Основная часть
Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня...
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Познакомь меня со своими друзьями.
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!
Обработка результатов теста:
Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13,
то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.
Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14,
то начислите себе по два балла за каждый ответ.
Подсчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.
13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.
Выступление воспитателя
«Воспитание без наказания»
«Человек рождается не для того,
чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой….
Человек оставляет себя прежде всего в человеке.
В этом высшее счастье и смысл жизни.
Если хочешь остаться в сердце человеческом,- воспитай своих детей.»
В. А. Сухомлинский
Согласно Закону РФ об образовании, ст. 18
п.1:«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.»
п. 2: «Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных учреждений.»,
п. 3. «Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.»
Сейчас наши дети
отличаются от нас больше, чем когда- либо:
за весь известный нам отрезок истории
ничего подобного еще не случалось.
Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах в семье и общественных учреждениях. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания и дисциплины, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».
На что они откликаются, так это на уважение- уважение к ним к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.
Они не всегда ведут себя хорошо. Среди них есть особые дети, но каждому из них нужно предоставить шанс получить от нас те советы, которые будут поощрять лучшее, что есть в этих детях.
Они приходят в наш мир совершенными - попадают в наш безумно несовершенный мир. «Внутри» они интуитивно знают, что хорошо и правильно. «Извне» они замечают все, что только есть в нашем мире ошибочного и дурного.
Дети инстиктивно чувствуют, кто они и что им нужно. Они ожидают от всех вокруг взаимного уважения и любви. Они ни при каких обстоятельствах не одобряют лжи, манипулирования и насилия. Дети требуют пояснений и почти никогда не довольствуются отговорками на уровне : «Потому что я так сказал». Кроме того, они лучше всего реагируют, когда к ним обращаются как ко взрослым. Честность, доверие воспитываются простыми шагами по изменению поведения - не только если мы хотим начать с себя. Серьезное отношение к точке зрения ребенка не может оказаться для многих непривычным, но, изменив свое мышление и ожидания относительно поведения детей, мы сможем достигнуть того, что их воспитание будет осуществляться с позиции мира и согласия.
Очень многие родители убеждены, что воспитание без наказания – это «глупые книжки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью», подкрепляют свое мнение простым аргументом: детей наказывали во все времена, значит, это правильно и необходимо. Но давайте разберемся.
Поборники воспитания путем наказания любят ссылаться на такой непререкаемый и авторитетный источник, как Библия: именно там, на страницах Ветхого завета, в книге притчей царя Соломона, имеется множество высказываний на эту тему.
Собранные вместе, цитаты эти, увы, производят гнетущее впечатление. Как вам, например, такая: «наказывайте сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайтесь криком его» или такая: «не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет».
Просто кровь стынет в жилах от таких советов. Да и может ли быть иначе: ведь появились они во времена, когда большинство людей были рабами, когда никто и не помышлял о правах человека, а справедливость осуществлялась путем варварских казней и пыток.
Можно ли всерьез обсуждать это в наши дни? Кстати сказать, сегодня на родине царя Соломона (то есть в современном государстве Израиль) права детей защищены специальным законом: каждый ребенок, если родители применяли к нему физические наказания может пожаловаться в полицию и засадить их тюрьму за рукоприкладство.
Итак, что же эффективнее? Метод кнута или пряника? Где- то мы это уже слышали, скажете вы. Все очень просто и основано на учении И.Павлова об условных рефлексах: выполнил команду хорошо - получил корм, выполнил плохо- схлопотал удар кнутом. В конце концов животное запоминает, как надо себя вести. При хозяине. А без него? Увы, нет!
Ребенок, конечно же, не животное. Пусть даже он совсем мал, ему можно объяснить так, чтобы он понял. Тогда он будет поступать правильно всегда, а не только когда за ним наблюдают «вышестоящие инстанции». Это называется умением думать своей головой. Если же вы будете все время осуществлять контроль за ребенком, то, когда он вырастет и сломает вашу «клетку», может сорваться и наделать массу глупостей. Известно, что преступники, как правило, вырастают в семьях, где детей жестоко наказывают, или попросту не обращают на них внимания.
Как известно, ребенок рождается невинным. Первое, что он видит и к чему инстиктивно стремится,- это родители. Поэтому все черты и привычки, которые он приобретает с возрастом,- целиком заслуга пап и мам.
Помните, как в «Алисе в Стране чудес»: «Если поросенком вслух, с пеленок обзывают, баюшки- баю! Даже самый смирненький ребенок вырастает в будущем в свинью!».
Некоторые психологи вообще считают, что воспитывать ребенка специально (применять какие- либо педагогические приемы) не требуется: если родители ведут себя правильно, ребенок вырастает хорошим, просто им подражая. Скажете в жизни так не бывает? Значит, признаете, что вы не идеальны. А тем, кто признает, что неидеален, необходимо признать так же и то, что во всех проступках наших детей виноваты мы сами.
Вы спросите: не наказывать? А что же делать? Можно попробовать организовать все так, чтобы ребенка не было причин наказывать. Но если все же не получается и возникают конфликты, существуют проверенные методы воздействия, не связанные ни с насилием, ни с манипуляцией.
- Если ребенок отказывается что- то делать (например, вы попросили его убрать в детской), скажите ему, что тогда вам придется делать это самой и вы не успеете почитать ему книжку.
- Если ребенок сделал что- то не так, поговорите с ним по душам: вспомните детство и расскажите историю о том, что совершили такую же ошибку, а потом раскаялись и исправились (тогда ребенку проще признавать свою ошибку, не боясь при этом наказания)
- Используйте метод тайм- аута. Суть его состоит в том, что в решающий момент (драка, истерика, капризы) ребенок без всяких криков и понуканий выводится (или выносится) из эпицентра событий и изолируется на некоторое время в другом помещении. Время тайм- аута (то есть паузы) зависит от возраста ребенка: считается, что оставлять ребенка одного следует из расчета «одна минута на один год жизни ». Главное, чтобы он не воспринимал это как наказание.
- В конце концов вы можете «обидеться» на ребенка и на некоторое время лишить его обычного, весьма приятного для него общения, оставив только необходимый «официоз». Главное, чтобы ребенок за это время не разуверился в вашей любви.
Мини-эксперимент
(включение родителей в исследовательскую деятельность позволяет создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей (интерес, любопытство).
Организация диалога с родителями по проблеме, решение в подгруппах проблемных ситуаций общения с детьми)
1. Упражнение «Портрет современного ребенка»
Родители делятся на две группы. Каждая составляет список качеств, присущих современному ребенку. Списки зачитываются, обсуждаются.
2. Упражнение «Мечта детства»
Участники по очереди рассказывают, о чем они мечтали, когда были детьми. Как вы думаете, о чем мечтают ваши дети?
3. Игра «Мир глазами ребенка»
В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по- разному:
- Когда я вырасту, я буду….
- Мне скучно, когда…
- Взрослые любят больше всего…
- Мне интереснее всего…
- Летом я люблю…
- Как меня ругали, когда…
- Когда я пойду в школу….
- Зимой интереснее всего…
- Папа меня хвалит за….
- Мама довольна, когда….
4. Медитация «Встреча с ребенком внутри себя»
Начинаем с расслабления.
Примите удобную позу.
Ваше тело расслаблено.
Глаза закрыты.
Сделаем несколько глубоких вдохов и медленных выдохов.(Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох)
Представьте себя в каком- нибудь теплом и уютном месте. Может быть, это будет светлая роща ранним утром: слышите, как звонко поют птицы? Может быть, это будет меленький песчаный пляж на берегу теплого ласкового моря, мягко освещенного закатным солнцем. Волны плавно накатываются одна за другой, тихо шуршат по песку… попытайтесь вспомнить самое приятное место из своего детства, место, где вы чувствовали себя комфортно.
Теперь вспомните себя таким, каким вы были в детстве,- в три, четыре, пять лет….
Представьте, что этот малыш стоит перед вами. Попытайтесь понять, что он чувствует. Выглядит ли он радостным или печальным? Может быть, он рассержен или обижен на кого- то? Может быть, он чего- то боится?
Погладьте малыша по голове, улыбнитесь ему, обнимите его. Скажите, что любите его, что теперь всегда будете рядом с ним, будете поддерживать его и помогать ему. Скажите: «Я люблю тебя. Я принимаю тебя таким, какой ты есть. Ты прекрасен! Я хочу, чтобы ты был счастлив.»
После этих слов представьте, что малыш улыбается вам в ответ и обнимает вас крепко- крепко. Поцелуйте его, скажите, что ваша любовь неизменна и всегда останется с ним: «Я всегда с тобой. Я люблю тебя!».
Теперь отпустите малыша, помашите ему на прощанье рукой.
Постепенно выходим из релакласации, делаем глубокий вдох - выдох, откроем глаза.
Скажем себе «Я совершенна. Я принимаю себя полностью. Я создаю свой прекрасный мир, наполненный радостью и любовью».
5. Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
- Я благодарен сегодняшней встрече……
- Я благодарен своим педагогам……
- Я благодарен родителям моей группы…..
- Я благодарен своему ребенку….
- Я благодарен себе…..
- Разное
- Решение насущных вопросов)
Родительское собрание «Воспитываем добротой» (старшая группа)
Ход собрания:
Сообщение воспитателя: «Доброте нужно учить с детства».
- Сегодня мы поговорим об одном из человеческих качеств – нравственности. Какие нравственные качества присущи человеку? (ответы родителей: доброта, честность, отзывчивость, щедрость, дружелюбие, справедливость и т.д.). Все это мы хотим видеть в наших детях, но не всегда получаем желаемые результаты. В одних и тех же случаях наши дети ведут себя по-разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает лишь то, что касается их лично. Третьи агрессивны, могут ударить, отнять игрушку. (Все это подтвердили и результаты анкетирования). Почему так происходит? Послушайте притчу:
- Один учитель повелел своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» и указал на молодое, но глубоко пустившее корни дерево. Исполняя послушание учителю, ученик приступил к делу, но не смог пошатнуть дерево и сказал : «Ты приказал мне сделать невозможное!». И тогда учитель указал на другое, совсем еще молодое деревце, которое ученик без усилий тот час же вырвал с корнем. Ничего не мог поделать ученик с деревом, которое уже укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.
Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл такой: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитание с малых лет. К чему привык человек с малых лет, то он и будет делать до старости. Поэтому Вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла, и самое малое дитя уже имеет свои недостатки, сначала бессознательные, после сознательные.
Одним из важнейших условий успешного нравственного развития ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребенка. Если же ребенок совершил проступок, нужно обязательно объяснить ему, в чем заключается проступок и почему так себя вести нельзя. Если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того, шлепает и бьет ребенка, вряд ли ребенок поймет, что драться нехорошо. Массу положительных эмоций дают детям семейные праздники, а также совместная деятельность со взрослыми. Тогда ребенок чувствует, что живет в счастливой, дружной семье.
Обмен опытом семейного воспитания (высказывания родителей).
Обобщение высказываний родителей:
Есть мнение, что если ребенок любим и обласкан родителями и близкими, то он не может быть жестоким. Однако, на самом деле это далеко не так. Чрезмерная любовь может воспитать в ребенке эгоиста…
С детских лет родители прививают своему чаду мнение, что он самый, самый, самый. В результате, он начинает считать себя лучше других детей, а, значит, все окружающие должны подчиняться ему и только ему.
Родители должны помнить, что умеренная строгость, справедливость в оценке действий своего малыша, требовательность не только не причиняет ему вреда, но и принесут пользу.
В каждом ребенке, впрочем, как и во взрослом человеке живет потребность в подтверждении собственной значимости. И задача родителей и близких научить ребенка использовать ощущение своего превосходства во благо, а не во зло.
Если Вы хотите, чтобы ваш малыш вырос добрым и сострадающим другим людям человеком, купите ему какое-нибудь животное. Заботясь о питомце, ребенок поймет, что есть существа, которые нуждаются в его заботе, доброте и внимании. Читайте ребенку народные сказки, в которых добро всегда побеждает зло, а сильные всегда помогают слабым.
Также с ребенком нужно поговорить на тему о детях, которые страдают какими-либо физическими недостатками. Нужно объяснить ребенку, что такие дети ни в коем случае не могут быть предметом насмешек и травли. Наоборот, таким детям следует помогать и давать им возможность участвовать в играх наравне со всеми.
Если Вы хотите, чтобы в будущем Ваши дети заботились о вас, приучайте их к выполнению домашних забот с раннего возраста. Это тоже своего рода проявление заботы со стороны ребенка о своих близких. Приученный с детства помогать своим близким ребенок сохранит эту привычку на всю жизнь.
С раннего детства необходимо учить детей делиться с товарищами игрушками, а когда им дарят сладости, приучать их угощать всех членов семьи, товарищей.
Нужно учить детей делать приятное людям. В семье должна быть создана атмосфера взаимного внимания и заботы друг о друге.
Если в квартире есть одинокие пожилые люди, нужно учить детей проявлять внимание к ним, помогать им делать что-то по дому.
Рисование родителей с детьми «Что такое доброта?» под музыку М. Минкова «Дорога добра». (пр.№5)
Презентация рисунков
В семьях многих детей есть животные, они отразили это в своих рисунках и рассказали, как о них заботятся. Также родители и дети отразили дружеские отношения в семье./ «Даже рыбки живут дружной стайкой», «Пусть все живут счастливо»…/ (пр. №6)
Итог собрания: Родителям вручаются памятки. (пр. №7)
Памятка
«Искусство наказывать и прощать»
- Чаще хвалите ребенка, чем осуждаете, подбадривайте его, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию не возможно.
- Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
- Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
- Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
- Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
- Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
- Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.
- Если есть сомнение, наказывать или нет, не наказывайте!
- Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
- нарочное непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
- проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
- упрямство – свидетельство желания быть независимым;
- агрессия – ребенок ищет способ защиты;
- суета, беготня – ребенок дает выход энергии.
Музыкальное приложение: фонограмма "Дорогою добра" М.Минкова
Анкета
«О способах воспитания»
- Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?
А. да, часто.
Б. нет, изредка.
В. никогда.
- Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?
А. да, часто.
Б. бывает, но в крайних ситуациях.
В. не знаю о таких случаях.
- Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?
А. никак не реагирует.
Б. старается исправить ситуацию.
В. агрессивно.
- Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажем?
А. да.
Б. отчасти.
В. нет.
- Под влиянием, каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?
А. угрозы физического наказания.
Б. беседы о плохом поведении.
В. обещания подарков за хорошее поведение.
- Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?
А. физическое наказание.
Б. воспитание на положительных примерах.
В. лишение развлечений и подарков.
- Выберите утверждение, с которым вы согласны:
А. ребенок ни когда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.
Б. насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.
В. негативные реакции ребенка надо подавлять для его же пользы.
Благодарим за сотрудничество!
Родительское собрание
(Старшая группа)
«О здоровье всерьёз»
Тема: «О здоровье всерьёз».
Цель: Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи:
- Дать первоначальные простейшие представления о здоровом образе жизни.
- Формировать первоначальные представления о себе, как отдельном человеке; об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
- Поделиться опытом проведения закаливающих процедур.
- Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам укрепления здоровья детей.
Форма проведения: деловая игра.
План проведения:
- Вступительное слово воспитателя
- Деловая игра.
- Решение родительского собрания.
- Вручение памятки:
«Основные правила семейного воспитания здорового ребенка».
- Разное
Ход собрания
1.Вступительное слово воспитателя.
Добрый вечер, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня в нашем зале мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней – Здоровый образ жизни!
Здоровье человека - это главная ценность в жизни. Его не купишь не за какие деньги!
Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты, не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач, не сможете полностью реализовываться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными.
Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы за здоровый образ жизни!»
Воспитатель 2: Внимание! Внимание! Мы очень рады встрече с вами.
И только сегодня, и только сейчас, родители вспомнят своё детство и будут не только зрителями, но и участниками нашей игры ««О здоровье –всерьёз».
Воспитатель 1: Человек рождается на свет, чтоб творить, дерзать. И чтоб оставить в жизни след….
Воспитатель 2: Человек рождается на свет….. Для чего? Каждый ищет свой ответ!
Воспитатель 1:Человек – он ведь тоже природа. В жизни его есть закат и восход….
Воспитатель 2: Проблема в том 21 века – как уберечь на земле человека?
Воспитатель 1:Если у вас нет здоровья, за деньги его не купить, но можно его в спортзале здорово укрепить.
Воспитатель 2: А сейчас мы постараемся доказать друг другу и самим себе, что «Здоровым быть здорово».
В игре участвуют 2 команды, приветствуем участников: команда…БОГАТЫРИ…
Девиз: «Когда мы едины, мы непобедимы».
Команда…ЗДОРОВЯЧКИ…
Девиз: «Не унывать, всё пройти и всё узнать».
Воспитатель 1: Итак, начинаем игру:
1 конкурс « Пословицы о здоровье».
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
Командам раздаются карточки с незаконченными пословицами о здоровье.
Задание: закончить пословицы:
Чистота – (залог здоровья)
Здоровье дороже (золота)
Чисто жить – (здоровым быть)
Здоровье в порядке – (спасибо зарядке)
Если хочешь быть здоров – (закаляйся)
В здоровом теле – (здоровый дух)
Здоровье за деньги (не купишь)
Береги платье с нову, (а здоровье смолоду)
Будет здоровье – (будет все) .
Воспитатель 2:
2 конкурс «Здоровое питание»
Чтобы выглядеть здоровым нужно сильно постараться.
Заниматься чаще спортом, спать и правильно питаться.
Ешьте овощи и фрукты, в них так много витаминов.
Что полезно для здоровья и для сил необходимо.
Не забудьте о петрушке, лишь она украсит блюдо.
Что вы скажете подружке, если вдруг вам станет худо?
Кто поможет организму, неужели медицина?
Лишь здоровое питание - вот, что вам необходимо.
Оценивается по 3-х бальной системе.
Задание: необходимо определить в каких продуктах питания имеются витамины А, B, C, D предлагаем вам картинки с продуктами питания, которые необходимо разложить в пакеты.
Воспитатель 1:
3 конкурс продолжи фразу «О здоровье»
1.Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знают взрослые и дети
Должен быть у дня … (режим) .
2.Следует нам так же знать,
Нужно всем подольше… (спать)
Ну а утром не лениться –
На зарядку …(становиться)
Чистить зубы, умываться
И по чаще … (улыбаться)
Закаляться и тогда
Не страшна тебе …(хандра)
3.У здоровья есть враги,
С ними дружбы …(не води)
Среди них тихоня лень
С ней борись ты каждый … (день)
4.Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в… (рот)
Руки мыть перед едой
Нужно с мылом и… (водой)
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная … (еда)
Витаминами полна.
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши
Только помни: при уходе
Одевайся по … (погоде)
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты
Как здоровье сохранить
Научись его … (ценить!
4. Игра «Чёрный ящик».
В коробке лежит предмет гигиены, который нам очень полезен. Каждая команда называет предметы гигиены, не повторяясь, по очереди, а потом посмотрим, кому удалось угадать предмет, та команда дополнительно получает 2 балла (рукавичка из фланели для закаливающих процедур).
5. Практикум.
1) Практический показ обтирания.
Медсестра проводит обтирание ребёнка махровой рукавичкой.
2) Самомассаж биологически активных точек.
Воспитатель проводит с родителями практикум по ознакомлению с биологическими активными точками.
6. Окно-Очень Короткие НОвости
Оказывается, ребёнку необходимо делать в день не менее 1000 движений. Это способсвует умственному и физическому развитию.
Сон ребёнка должен быть не менее10-11 часов.
7. Когда ребёнок болен.
Много тревог и волнений вызывает болезнь ребёнка. Есть таблетки и лекарства, которые обычно назначает врач, и есть народные средства лечения.
Какие средства помогают вам вылечить ребёнка от кашля, насморка?
Дискуссия: какие из советов лечение народными средствами вы уже применяли на практике, каковы результаты, какие дополнения , какой из советов вы отвергаете?
8 конкурс - Блицтурнир.
Оценивается по 1 баллу за правильный ответ. Поочерёдно каждой команде задаётся вопрос.
1. Чем запивать лекарства? ( Водой ).
2.Что значит принимать лекарство до еды, после еды ? ( До еды – на пустой желудок , то есть не позже , чем за 15-20 минут до приёма пищи , и не раньше , чем спустя 2-3 часа после еды. Если лекарство рекомендуется принимать после еды , то выпивать его следует в течение 30 минут после еды , но не позже.)
3. Как предупредить кариес зубов? ( Чистить зубы 2 раза в день, после еды полоскать рот).
4. Какую одежду использовать с учётом гигиенических и оздоровительных свойств? (Детская одежда должна быть гигроскопична, то есть сшита из хорошо впитывающей и испаряющей влагу ткани. Такими являются хлопчатобумажные ткани. Шерстяные ткани из-за большой пористости немного теплее льняных, из них можно шить праздничную одежду, в которой ребёнок может находиться непродолжительное время. Главное – одевать детей по сезону, не перегревать.
5. Какие существуют меры профилактике близорукости? ( Постоянно следить за посадкой, время просмотра детских телепередач-15минут, у детей не должно быть длинных чёлок, принимать витамины).
6. Вредно ли излучение, исходящее от телевизора? ( Телевизор - источник излучения. Дети должны находиться от телевизора на расстоянии не менее трёх метров. Не рекомендуется смотреть телепередачи, сидя на полу, так как излучение направлено вниз, а при неисправном телевизоре может вызвать серьёзные повреждения глаз).
7. Что необходимо для сохранения слуха ребёнка? ( Содержать уши в чистоте, беречь их от холода. Не допускать проникновения в уши воды, посторонних предметов, охранять слух ребёнка от сильных и резких звуков ).
9. Народная мудрость.
«Чай не пьёшь – откуда силу возьмёшь?» - гласит русская поговорка. Сегодня нам представилась возможность продегустировать различные виды целебного чая.
Предлагаем каждой команде заварить чай из трав. Дать ему название, описать рецепт, объяснить, чем полезен.
Зелёная аптека.
Здесь всё как на ладони.
Живая картотека:
Ромашка, клевер, донник,
И хвощ, и земляника,
И пижма, и крапива,
Полынь, душица, вика,
Берёза, липа, ива…
Растут у огорода
Чабрец, кипрей и мята…
Волжская природа
Дарами так богата.
От болей и простуды,
От нервов и ломоты –
От всяческих недугов
Мы выберем здесь что-то.
Заварим в день ненастный
Чай, собранный с любовью.
И травок дух прекрасный
Даст силы и здоровье.
Дегустация чая.
10. Тест для родителей "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым? "
Активизируйте всю иммунную систему и избавьтесь от недомоганий, прежде чем они примут серьезный характер. Предлагаемый тест покажет, умеете ли вы заботиться о своем здоровье. Пометьте выбранный Вами ответ.
1. Какие из приведенных симптомов не требуют визита к врачу?
а) непривычная утомляемость
б) зимняя простуда
в) хроническое несварение в желудке.
2. Как Вы защищаете уши, слушая музыку, записи через стереонаушники?
а) не включаю на полную громкость;
б) в этом нет нужды - звук из наушников не достигает громкости, раздражающей слух;
в) не ставлю на такую громкость, при которой не слышно внешних разговоров.
3. Как часто Вы меняете зубную щетку?
а) два раза в год
б) каждые 3 -6 месяцев
в) как только она обретет потрепанный вид.
4. Что менее всего защищает Вас от простуды и гриппа?
а) частое мытье рук
б) противогриппозная прививка
в) отказ от прогулок в холодное время года.
5. В какое время дня Вы предпочитаете прибыть на место назначения?
а) ранним вечером
б) с восходом солнца
в) в середине дня.
6. Как часто Вы даете отдых глазам после пользования компьютером, читая или занимаясь делами, требующими зрительного внимания?
а) каждый час;
б) каждые полчаса;
в) каждые 10 минут.
7. Какое из утверждений соответствует истине?
а) можно загореть даже в облачный денек
б) если я хочу позагорать, мне следует пользоваться солнцезащитными средствами с фактором ниже 10
в) смуглым людям не нужна защита от солнца
8. Что из перечисленного наиболее эффективно, чтобы сбросить вес?
а) отказ от завтрака, обеда или ужина
б) сокращение потребления алкоголя
в) исключение из рациона крахмалосодержащих продуктов.
9. Как правильно дышать?
а) ртом
б) носом
в) ни один из вариантов не хуже и не лучше другого.
10. Что из перечисленного принесет наименьший вред волосам?
а) химическая завивка
б) сушка волос феном
в) обесцвечивание волос.
Подведите итог:
Запишите себе по 1 очку за каждый из следующих правильных ответов 1 (б, 2 (в, 3 (б, 4 (в, 5 (а, 6 (в, 7 (а, 8 (б, 9 (б, 10 (б, сложите полученные очки.
8 - 10 баллов - Вы прекрасно знаете, что способствует здоровому образу жизни, дело лишь за применением этих знаний на практике.
5 - 7 баллов - Возможно, Вы обладаете хорошими знаниями основ большинства аспектов здорового образа жизни, однако кое - какие вопросы Вам неплохо было бы освежить в памяти.
4 и меньше баллов - Не отчаивайтесь, еще не все потеряно - эта глава поможет Вам приобрести полезные привычки повседневной жизни.
11. Решение родительского собрания.
Пусть в каждой семье господствует дух здоровья, культ здоровья.
Пусть основное время на прогулках дети проводят в движении: подвижными играми детей – оздоровим, себя – омолодим.
Точечному массажу – достойное внимание (утром и вечером в будни, выходные и даже праздники).
Мы надеемся, что сегодняшняя игра не прошла даром, и вы многое взяли из неё. Не зря говорят: «Здоров будешь – всё добудешь». Так будьте все здоровы!!!!!
Вручение памятки: «Основные правила семейного воспитания здорового ребенка».
Памятка для родителей по формированию здорового образа жизни у своих детей.
- Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.
- Соблюдайте режим дня.
- Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.
- Любите своего ребенка, он - ваш. Уважайте членов своей семьи, они - попутчики на вашем пути.
- Обнимать ребенка следует не менее четырех раз в день, а лучше – 8 раз.
- Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
- Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.
- Личный пример по ЗОЖ – лучше всякой морали.
- Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.
- Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусственные яства.
- Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка – совместная игра с родителями.
Семь советов родителям
Совет 1. Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием;
Совет 2. Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка;
Совет 3. Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей, состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание;
Совет 4. Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком;
Совет 5. Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес, формирование костно-мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте ее нарушение физическими упражнениями;
Совет 6. Если ребенок раздражен, отвлеките его внимание от «раздражителя», переключите на другой вид деятельности или дайте ему возможность отдохнуть. Главное – не усугублять конфликт;
Совет 7. Читайте научно – популярную литературу по проблемам здоровья детей и его сбережения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные и гендерные особенности игровой деятельности детей в старшем дошкольном возрасте »
Родительское собрание представлено в форме деловой игры с рассмотрением конкретных ситуаций. Предлагается памятка для родителей, как нужно или нельзя играть....
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»
Тема: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»• Время проведения : август-сентябрь• Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы .• Цели : ознако...
Родительское собрание в старшей группе "Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"
"Возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста"...
Возрастные особенности детей 5-6 лет (родительское собрание)
Возрастные особенности детей 5-6 лет Задачи обучения и воспитания детей 6-ого года жизни.Безопасность – одна из составляющих ФГОС дошкольного образования....
«Возрастные особенности детей 4–5 лет». Родительское собрание.
родительское собрание...
Возрастные особенности детей лет. Презентация для родительского собрания
Материал будет полезен воспитателям и педагогам- психологам...
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 2-3 лет»
Конспект родительского собрания «Возрастные особенности детей раннего возраста»Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста Возрастные особенности детей 1,5-3 лет&raqu...