"Домики добрых дел"
статья

Артюх Ирина Петровна

  Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых. Важно, не только объяснить ребенку,  что такое «хорошо» и что такое «плохо».  Гораздо важнее, научить его проявлять и использовать в своей повседневной жизни такие качества как: «внимание», «забота», «сочувствие», «помощь», «уважение» и т.п. В своей работе использую методический прием "Домики добрых дел".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Домики добрых дел331.18 КБ

Предварительный просмотр:

Домики добрых дел.

Во все времена, каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Но, ведь этот окружающий мир – это мы и наши подросшие дети.  Откуда же берется зло? Мы не редко  слышим выражение: «Дети жестоки» и иногда даже наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению к близким людям, сверстникам или животным.

Но, ведь, ребенок не рождается жестоким…. Получается, что он приобретает это качество характера. Но как так? Ведь рядом с маленьким ребенком любящие его родители, а позднее добрые и компетентные педагоги.  Что мы делаем не так?

Чтобы малыши получали свои первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, я использую в своей работе разные приемы и методы (беседы нравственного содержания, чтение и обсуждение сказок, создание проблемных ситуаций, описание ситуации по картине и т.д.)

Эти методы давно проверены и дают хороший результат, но все же, главным и основополагающим является собственный пример! В первую очередь, конечно, пример родителей и близкого окружения малыша, а потом и мой, как педагога. Воспитание добрых чувств, положительных взаимоотношений, простейших нравственных проявлений у детей – основная задача взрослых.

Важно, не только объяснить ребенку,  что такое «хорошо» и что такое «плохо».  Гораздо важнее, научить его проявлять и использовать в своей повседневной жизни такие качества как: «внимание», «забота», «сочувствие», «помощь», «уважение» и т.п.

Не менее важна и мотивация, а так же самоанализ ребенком своих поступков и поведения. С этой целью у меня появилась идея использовать «Домики добрых дел».  Нашла подходящую картинку многоэтажного дома с большим количеством окон, распечатала и ламинировала такой именной домик на каждого ребенка.

Первым этапом – было знакомство ребят с домиками и их значением. Я рассказала, почему эти домики называются «добрыми».  Ребята  наперебой называли поступки и дела, которые можно считать «добрыми». Рассмотрев домики, дети заметили, что в них очень много окошек, а я добавила, что в них темно, там не горит свет.  А, зажечь свет в окошке, вы сможете сами, если будете делать добрые дела и совершать хорошие поступки.

Заранее, я приклеила по периметру домиков двухсторонний скотч, поэтому каждый ребенок с легкостью и большим удовольствием приклеил домик на дверцу своего шкафчика. В качестве огоньков в окнах я использую самоклеящуюся этикет-ленту разных цветов. Ребята самостоятельно наклеивают огоньки, выбрав, любой понравившийся им цвет.

И начал зажигаться свет в окнах наших домиков. Задача воспитателя, наблюдать за поведением ребят в игровой и самостоятельной деятельности, режимных моментах.

Очень важно, чтобы ребенок не только стремился получить очередной огонек, гораздо важнее для меня, как педагога, чтобы он знал и понимал, за какой поступок, этот огонек зажегся и мог оценить его. Я спрашиваю, что ты почувствовал, когда сделал что - то хорошее? Мы должны научить ребенка говорить о своих чувствах и ощущениях в разных ситуациях. Чтобы правила хорошего поведения стали нормой для малыша, он должен испытывать от этого положительные эмоции:  похвалу воспитателя,  благодарность и улыбку сверстника, восхищение родителей, увидев очередной «добрый» свет в домике своего сына или дочери. Таким образом, наряду с мотивом, заслужить свет в окошке, мы постепенно формируем нравственные мотивы – желание быть нужным другим (сверстникам, взрослым).

Ребята младшей группы учатся устанавливать контакт с товарищами в игре, при выполнении поручений, оказывать помощь, тому кто в ней нуждается, создавать обстановку для общей деятельности, считаться с интересами и желаниями других детей.

Смысл деятельности педагога – создание каждому воспитаннику ситуации успеха. Поэтому, я никогда не говорю ребенку: «Ты не получишь огонек», «Ты не заработал свет в окошке» и т.п. Такие выражения формируют чувство неуверенности в себе, беспомощности. Напротив, важно подбодрить малыша, дать понять, что у него обязательно, все получится, и вы ему в этом поможете.

Домики добрых дел, помогают мне налаживать взаимоотношения с родителями, заинтересовать, мотивировать их на сотрудничество.

Родители, радуются, как дети, появлению новых огоньков в окошках детских домиков. Таким образом, обсуждая поведение и поступки ребенка, его настроение в течение дня, стараюсь установить партнерские отношения, найти индивидуальный подход к каждой семье. В случае необходимости, стараюсь оказать помощь и поддержку в сложных педагогических ситуациях.

Наши «добрые» домики стимулируют родителей на повышение своей компетентности в вопросах воспитания своего ребенка, а так же вызывают желание принимать активное участие в образовательном процессе.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика Мишки»

Конспект индивидуального коррекционно- развивающего занятия по развитию психических процессов для старшего дошкольного возраста на тему «Помоги Маше добраться до домика М...

Конспект комплексного занятия в разновозрастной группе (3-5) "Поможем Сове добраться до домика"

Данный материал предназначен для работы с детьми младшего и среднего возраста. Занятие состоит из дидактических игр и упражнений по математике и развитию речи....

Задания для развития графомотрных навыков для группы с ЗПР среднего дошкольного возраста «Помоги зверятам добраться до домиков»

Графомоторные навыки формируются, благодаря ряду предпосылок: сформированности зрительно-пространственных операций, зрительно-моторной координации и мелкой моторики. Графомоторные навыки необходимы ре...

Дидактическая игра "Домики добра и зла" для обучающих занятий с юными волонтёрами

Паспорт дидактической игры«Домики добра и зла»     Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценив...

Добрые сказочные истории Авторская педагогическая сказка "Приключения Пряничного Домика"

Для совместного чтения родителей и детей. Рефлексивный комментарий. Методика прочтения сказки о доброте и последующей беседы с  ребенком....

Дидактическая игра на липучках «Домики добра и зла»

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность, сострадание, люб...