Главные вкладки

    Консультация для воспитателей " Использование элементов шахматной игры как принципа интеграции в образовательной деятельности работы с детьми" .
    консультация

    Торгашова Любовь Викторовна

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsltatsiya_dlya_vospitateley.docx24.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №56 «Северяночка»

                                                                   КОНСУЛЬТАЦИЯ

    для воспитателей

    Использование элементов шахматной игры как принципа интеграции

    в образовательной деятельности  работы с детьми .

                                                                                   

    воспитатель: Торгашова Л.В.

    г. Нижневартовск

    Мы все знаем что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, реализация которых осуществляется в соответствии с ФГОС в совместной и самостоятельной деятельности с детьми.  Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка.                                                          

    Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход, у них формируется навык внутреннего плана действий. Овладев данным навыком, ребенок научится планировать свое время, стратегически мыслить и достигать поставленных целей. Данная проблема наиболее актуальна на сегодняшний день, поэтому необходимо создать модель развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в контексте развивающего потенциала игры в шахматы

    Шахматная игра - увлекательная игра для детей. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Дети погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, анализируют партии известных шахматистов, участвуют в шахматных соревнованиях. Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы.   В наши дни шахматы стали не только спортом, но и верным методом в воспитании детей.  Не секрет, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объем знаний и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, решать задачи, не сформирован важный механизм действия «в уме».

    Чем полезны занятия шахматами для ребенка?

    1.     Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно.

    2.     Шахматы развивают в ребенке способность принимать решения в условиях неопределенности и отвечать за них, а значит, и самостоятельность. Не менее важно умение длительное время концентрироваться на одном виде деятельности.

    3.     Шахматы учат правильно относиться к неудачам и ошибкам – анализировать причины неудач, делать выводы и применять их в будущем. Помимо интеллекта, развивается изобретательность и творческие способности.

     4.     Шахматы учат мыслить системно и стратегически, развивают способность к анализу, а самое главное – дети учатся создавать внутренний план действий (действовать в уме). Этот навык является ключевым для развития мышления в целом, и именно при помощи интеллектуальных игр, и в частности шахмат, его проще всего выработать.

    Игра в шахматы очень полезна для детей .

    Почти все великие гроссмейстеры начинали играть в шахматы в очень юном возрасте, в 4-6 лет. Но родители в первую очередь должны осознавать, что ранний старт благотворно влияет на подготовку к школе, позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности

    Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

    1. Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.

    2. Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

    3. Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.

    4. Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.

    5. Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

     Что дает игра в шахматы ребенку?
    В первую очередь, играя в шахматы, ребята учатся самостоятельно мыслить и принимать решения. Даже самые простые решения (например, какой фигурой сделать ход), которые могут повлечь не такие большие потери (самое страшное – проигрыш) – приучают детей к самостоятельности и ответственности.
    Во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
          Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Желание побеждать заставляет ребёнка серьезнее заниматься, а любая ошибка или поражение – это только новая возможность для развития.
     Работа с детьми по знакомству детей с шахматами в нашей группе была начата с детьми 5-х - 6-х лет в 2017-2018 учебном году , была определена цель: познакомить детей с шахматными фигурами

    В работе с детьми было использовано учебно-методическое пособие Сухин И. Г. «Волшебные фигуры для детей 2-5 лет». В нем изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников шахматной игре. При знакомстве с шахматными фигурами дети играли с ними, исследовали их, фантазировали.   На занятиях с детьми и в свободной деятельности использовались дидактические игры – задания, такие как: «Куча мала», «Волшебный мешочек», «Пирамида», «Чего не стало», «Что изменилось» и т.д. Шахматные фигуры в театрализованной деятельности использовались в качестве героев сказок «Шахматный Колобок», «Шахматная репка», «Шахматный теремок». К концу учебного года дети научились различать и называть шахматные фигуры, расставлять на шахматной доске начальную позицию, находить ошибки в расстановке шахматных фигур.

    Далее были определены задачи на 2019-2020 учебный год:

    1. Развивать умение ориентироваться на плоскости (шахматной доски), познакомиться с понятиями диагональ, вертикаль, горизонталь, центр поля.

    2. Обучение счету до 20 и более.

    3. Работать с шахматными диаграммами и решать несложные задачи.

    4. Воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

    Занятия проводились 1 раз в неделю. Каждая новая тема давалась на протяжении нескольких занятий, чтобы дети смогли повторить, закрепить, и запомнить материал. Знакомство с шахматной игрой в этой возрастной группе было начато со знакомства с шахматной доской.

    Цель: не только облегчить детям познание азов шахматной игры, но и помочь им овладеть пространственным ориентированием на плоскости, познакомиться с такими понятиями как: горизонталь, вертикаль, диагональ.

    Были определены задачи:

    1. Формирование приемов умственных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

    2. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

       3. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми      усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

     Дети играли  с шахматными фигурами  даже тогда,   когда еще были не известны все правила в игре шахматы. Так, при изучении ходов каждой отдельной фигуры предлагалось  детям, поиграть этой фигурой: сражения только пешками; пешками и королями; конями и пешками и т. д. На занятиях детям давались творческие задания нарисовать или слепить ту или иную шахматную фигуру. Такие задания формируют у детей творческую фантазию и воображение, умение воплощать задуманное в реальном образе. Знание текстового материала: загадки, стихи, считалки, пословицы, помогают активизировать на занятиях детей, а детям в импровизации шахматного театра, что   повышает эффективность обучения.

    Для повышения интереса у детей к шахматной игре и с учетом возрастных особенностей шахматный уголок был пополнен иллюстративным материалом: - папка с подборкой иллюстраций «Знакомство с  шахматными фигурами»; папка с портретами чемпионов по шахматам; И. Сухин «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны»; Сказки Носова «Незнайка в солнечном городе». Чем подвижнее окружающая ребенка среда, чем более она разнообразна и изменчива, тем скорее ребенок включается в процесс трансформации.

    Подводя итог работы по обучению детей шахматной игре за 2017-2018 учебный год высокий уровень интеллектуального развития детей обучающихся игре в шахматы увеличился  Дети стали играть в шахматные партии. Научились понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. В свободной деятельности   чаще стали проводить   время за игрой в шахматы. Дети, которые овладели игрой в шахматы, стали обучать остальных детей группы шахматной игре выступая в роли учителя, наставника. Повысился уровень самооценки детей. Расширению кругозора детей способствовало знакомство детей с историей шахмат.  Дети моей группы принимали участие в  соревнованиях по шахматам среди детей старшего возраста, где заняли призовые места.

    Высокие показатели интеллектуального развития детей дошкольного возраста при обучении игре в шахматы это результат совместной работы родителей и педагогов. Обучаются   шахматной игре не только дошкольники, но и члены семьи, в семье появился новый досуг.

    Подводя итог почти  2-х летней работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития логического мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мастер-класс для воспитателей детского сада на тему: «Реализация принципов интеграции и комплексно-тематического построения образовательного процесса в свете выполнения ФГТ».

    Программа мастер-класса1.     Введение педагогов в проблему:  постановка проблемы;    актуальность проблемы;   цели и задачи мастер-класса.2...

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

    Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

    Презентация на тему: "Реализация комплексно-тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сада"

    Презентация содержит информацию, как реализовать комплексно-тематический принцип и принцип интеграции в образовательной практике детского са...

    Опыт реализации принципа интеграции основных образовательных областей через выставочную деятельность

    Материал представлен в виде презентации опыта работы, содержит 9 слайдов....

    Интегрированной непосредственно образовательной деятельности детей второй младшей группы в рамках проблемно- ориентированного Зонального семинар – практикума педагогов ДОУ «Принцип интеграции в образовательном процессе ДОУ» Тема: «Наша Маша в лес пошла…»

    -Ребята, у вас у всех есть игрушки. Но среди них наверняка есть самая любимая  дорогая вам с детства игрушка. Вспомните своих  друзей детства, представьте их, и нарисуйте их на листочках, ко...

    Презентация по физической культуре.Использование элементов спортивной игры в баскетбол при реализации образовательной области «Физическое развитие» на занятиях по физкультуре на воздухе

    Использование  элементов  спортивнойигры в баскетбол при реализации образовательной области «Физическое развитие»  на занятиях  по физкультуре на воздухе...